Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подчинить свое истинное «Я» ИисусуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Библия и духовная литература часто пользуются образом восхождения на гору, когда описывают путь веры. Святой Бенедикт говорит о двенадцати ступенях лестницы смирения. Св. Иоанн Креста подводит нас к образу восхождения на гору Кармель. В наше время однако, когда у всех на слуху понятия из области психологии, мы можем, наоборот, воспользоваться образом нисхождения как некоего рискованного путешествия. Для этого возьмем в качестве метафоры, к примеру, Большой Каньон. Безопасное плато на краю каньона — это место, где прохлаждается эго. Рискованный путь по сбегающим вниз тропкам — это естественный стиль жизни «Я». Решимость пройти весь путь к таинственному центру каньона вводит нас в область, где «Я» уже не существует. Это сфера «Не-Я». Выражаясь символически, мы приходим как бы в земную утробу. Вот образ внутреннего путешествия человека в глубь самого себя. Выше мы рассматривали два символических круга. В центре одного из них распоряжалось эго. Вторым управляло «Я». Теперь представьте себе третий круг, в центре которого — место Иисуса Христа. «Я» изолировано где-то на периферии этого круга, неподалеку от эго, сидящего в своей маленькой клетке, — того самого неугомонного эго, которое все время подтачивает нашу склонность к добру и надеется вернуть себе власть над нашей душой. На данной стадии мы находим поддержку в Священном Писании в словах Иоанна Крестителя, который говорит, что Иисусу должно расти, а ему умаляться, и у апостола Павла, открыто заявляющего, что Иисус — единственная движущая сила его жизни. Переход от второй стадии к третьей нельзя представлять буквально. Подражая Христу, мы еще на втором этапе начинаем оттеснять свое «Я» с доминирующей позиции. Мы постепенно вытесняем «Я», чтобы дать место власти Иисуса. Это происходит незаметно и очень похоже на то, как «умирает» посаженное в землю зерно и зарождается пшеничный стебелек. На третьей стадии как бы происходит созревание. Вот два главных принципа этого процесса: Возьми свой крест Основное прозрение Будды состоит в том, что жизнь — тяжелая вещь и приносит одни страдания. Его учение содержит большую долю реализма, но в сущности все оно сводится к стремлению уйти от жизни и достичь нирваны — блаженного бесчувственного состояния. Но есть путь более совершенный. Иисус тоже говорит нам о том, чтобы мы поняли, что страдание и смерть существуют. Однако Его учение сводится не к уходу от жизни, а к участию вместе с Ним в спасении этого мира, спасении людей от всего, что их угнетает, и в первую очередь от власти греха. Когда мы достигнем третьего этапа в нашем духовном путешествии, то есть когда мы уступим Иисусу центральное место в нашей жизни, тогда мы наконец будем готовы последовать призыву Господа понести крест, уготованый нам. Для этого нам не нужно делать ничего другого кроме того, что делал Сам Иисус. Поскольку мы несем свой крест вместе с Ним и Он вместе с нами несет наш крест, мы начинаем понимать, каким должен быть ответ злу, страданию и греху. Тогда мы уже не имеем дела с абстрактными идеями для решения этих проблем. Мы отвечаем на этот вызов зла всей своей жизнью — в союзе с Иисусом, Сыном Божьим и Сыном Марии и нашим Наставником на этом пути. Ответом на реальную («экзистенциальную»!) тревогу всего нашего существа становится реальная Личность. Мы припадали к Богу и молили Его дать ответ о наших страданиях. Он ответил, и Его Слово — это Его Сын. Мы должны знать, что Слово это произносится, когда мы выходим вместе с Ним на крестный путь. Мы осознаем, что Бог берет на Себя страдания и боль через Своего Сына, Иисуса. Мы на опыте постигаем, как крест Иисусов освобождает нас от греха, который в конечном счете и является причиной человеческого страдания и смерти. И наконец, через боль мы прозреваем к осознанию того, что восстание из-под власти наших грехов ведет к воскресению из мертвых. Крест — вот окончательный приговор неразрешимым человеческим проблемам. Наше «Я» не может самостоятельно прийти к такому открытию. Только «Не-Я», то есть «живущий во мне Иисус», может это уяснить. Любовь побеждает все Эго барахтается, пытаясь найти опору в жизни, ошибочно руководствуясь только эмоциями как окончательными ориентирами к благополучию и счастью. «Я» склонно принимать знание отвлеченных истин за гарантию благополучия и счастья. Это может привести к разрыву между интеллектуальными и моральными добродетелями. Правильность мышления и благие намерения подменяют собой добродетельную жизнь. На втором этапе это искушение подмены преодолевалось практикой моральных добродетелей, основанной на привычке правильно мыслить. Третья стадия — это когда мы вводим Иисуса в центр нашей жизни, чтобы Он правил и руководил нами. В Нем разум и любовь сливаются воедино, и любовь становится главным мотивом наших поступков. Иисус — воплощенная любовь, потому что Бог есть любовь. Такая любовь — искупительная, освобождающая и творческая. Она дает нам возможность видеть жизнь глазами Иисуса. Его мысли становятся нашими мыслями. Мы начинаем любить так же, как и Он, потому что мы любим Его любовью. Может показаться, будто мы тем самым отрекаемся от нашей индивидуальности, отказываемся быть самими собой. На самом же деле все наоборот: наконец-то я становлюсь тем, кем я призван быть. Можно ли сомневаться в исключительной индивидуальности таких личностей, как апостол Павел или Екатерина Сиенская, Томас Мор или мать Тереза? Они словно пропитаны волей Иисуса, Который направлял все их мысли и дела, и в то же время — такие разные люди, отличающиеся неповторимой индивидуальностью. Иисус и «тростника надломленного не переломит». В Нем мы обретаем способность мыслить так, как нам предназначено от века, любить той любовью, для которой мы созданы Богом. Все эти способности воплощаются в цельной, уникальной и особенной личностности, которой мы обладаем в своем отдельном историческом и культурном окружении. Чтобы достичь такого преображения, необходимо пройти все три стадии ученичества: победить свое эго, открыть свое истинное «Я», подчинить свое «Я* Иисусу. Мы получаем этот дар ученичества от Иисуса, нашего Наставника, когда повинуемся Его первой заповеди: «Отвертись себя». Размышление Существует множество путей к ученичеству, и каждый из них по-своему верен. Модель, которая дана здесь, может оказаться полезной, но не единственной. Если она вас привлекает, то следующие упражнения помогут нам ее применить: Победи свое эго ■ Правда ли, что культура и окружающая меня среда кон ■ Насколько важную роль сыграли эмоции в принятии мной ■ Что мне надо сделать, чтобы принимать решения, ру ■ Манипулирую ли я людьми? Нравится ли мне покупать ■ Какой план действий мне избрать для того, чтобы на ■ Желаю ли я испытывать лишь любовные переживания, ■ Насколько сильно я подвержен плиянию моды и обще ■ Почему так важно прислушаться к словам Иисуса, моего Ощути свое истинное «Я» Перечислите пять аспектов современной культуры, которые несут разрушительный импульс и которым необходимо противостоять. Перечислите также пять творческих культурных течений, которые заслуживают поддержки и участия. Верю ли я, что истина познаваема? Или мне кажется, что можно говорить лишь об отдельных мнениях, которые могут меняться в зависимости от обстановки? Если я положительно отвечаю на второй вопрос, то как я могу оставаться верным Иисусу, который учил истине и Сам был живой Истиной? Сильна ли моя воля? Могу ли я использовать опыт следования кардинальным добродетелям благоразумия, умеренности, мужества и справедливости для каждодневных упражнений по укреплению воли? Если я хочу освободиться от поклонения культуре и приобрести независимость от общественного мнения, обрести уверенность в познании истины и укрепить мою волю в решимости следовать добродетели, могу ли я все это осуществить только своими силами? Почему Иисус желает, чтобы я отверг собственное «Я»? Подчини свое «Я» Инсусу ■ Когда я смотрю на свою жизнь, ее радости и разочаро ■ Стараюсь ли избегнуть обязанности несения этого креста ■ Почему имеет смысл с верой последовать словам Иисуса ■ Если сравнить направление моих мыслей с тем, как думает Припомните ситуации, в которых вы проявили симпатию по отношению к окружающим, — хотя бы несколько случаев за прошедшие семь дней. Спросите себя: «Каким образом моя любовь может отразить любовь Иисуса, с которой Он относился к людям? Как мне приблизиться к Христу, подражая Его любви?». Молитва Иисусе, мой Наставник, Ты просишь, чтобы я избавился от своего эгоизма, воспринял истинное «Я«как центр своей жизни и, наконец, позволил Тебе стать движущей силой всего моего существа. Призывай меня постоянно в глубину молчания, внутрь себя. Приведи меня к Святому Духу, который ждет меня там, чтобы научить, как пройти все три степени ученичества. Удерживай меня там, внутри, пока я не осознаю Духом, что все это возможно осуществить с помощью силы божественной любви. Не оставляй меня никогда. Пусть я глух к Твоему зову, но все же кричи, пока я не услышу Тебя! О Наставник, даруй мне возможность быть Твоим учеником и ничьим больше. Глава 6 Иисус - мой Руководитель на пути служения Социальное Евангелие Когда я еще учился в семинарии, мне довелось посетить Католический рабочий дом в Нью-Йорке. В тот августовский день в городе стояла ужасно жаркая и сырая погода. Из-за угнетающе высокой температуры воздуха обшарпанный многоквартирный дом, в который я направлялся на встречу, казался мне еще неприветливее. Но тут я повстречал Дороти Дэй. Вместе со своими сотрудниками она только что завершила молитву, в которой они просили Бога дать им возможность внести месячную арендную плату за дом. Так случилось, что тот день совпал с днем рождения Дороти. У них была бутылка вина, из которой всем разлили по маленькой порции, чтобы поздравить именинницу. В той бедной обстановке, почти среди нищеты, эти люди были богаты своим гостеприимством. Я уже не помню, о чем мы говорили с Дороти Дэй, но я до сих пор остаюсь под впечатлением силы ее духа и ее любви к бедным. Один из ее сотрудников показал мне обстановку, в которой они живут, и отметил, что их жизнь ничем не отличается отжизни бедняков, просящих других о пище и одежде и живущих изо дня вдень, полагаясь только на волю Божью. Меня пригласили на ужин в бесплатной столовой. И я особенно запомнил одну бедную старуху, которая положила немного хлеба в свою котомку. Я сам рос в бедной семье во времена Великой Депрессии, и мне было понятно многое из того, что приходилось переживать тем людям. Я вдруг исключительно ясно представил себе, что Дороти и ее последователи черпают силы и энергию для своего служения в духовности. Они настолько серьезно восприняли заповедь Иисуса о служении «малым сим», то есть бедным, что нашли в Христе уверенность и силы для исполнения этого служения. Свидетельство и указания самого Иисуса на этот счет довольно ясны. Иисус-Служитель Иисус начинает Свое служение после искушения в пустыне. Его речь в назаретской синагоге была авторитетным заявлением о необходимости справедливого отношения к людям и заботы о бедных (Лк 4:16-21). Синагога, в которой Он проповедовал, была обыкновенной и ничем не примечательной, похожей на современную приходскую церковь, какие бывают в деревнях Новой Англии*. Слушатели сидели на скамьях вокруг небольшого возвышения, на котором стояли стул и подставка для чтения. Служба начиналась с молитвы, за которой следовали чтение из Писания, проповедь и обсуждение. Распорядитель синагоги («служитель») наблюдал за порядком происходящего. После молитвы распорядитель подал Иисусу свиток, содержавший шестьдесят первую главу Книги пророка Исайи. Иисус прочел нараспев слова пророка на еврейском языке, после чего перевел их на арамейский диалект, который был более знаком Его слушателям. Затем Он свернул свиток, вернул его распорядителю и сел, чтобы сказать поучение. Слова, которые прочел Иисус, относятся к «служителю Господню», фигуре праведника из Книги Исайи. Текст этот говорит о том, что Дух Господень почиет на служителе Господнем. Бог посылает Своего служителя «благовествовать нищим,...исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы». Эти слова традиционно толковали как описание дел Мессии, Который должен прийти. Слушателям Иисуса, разумеется, нравился этот отрывок, поскольку он отражал их ожидание Мессии и надежду на освобождение от римского владычества. Иисус, конечно, знал о том политическом смысле, который вкладывали в данный отрывок Его современники. Среди родственников некоторых из слушателей, возможно, даже были те, кто попал в тюрьму за свою открытую оппозицию правящему режиму. Призрак мятежа носился в воздухе. Проповедь Иоанна • Новая Англия — область на северо-востоке США. Крестителя убедила людей в том, что приход Мессии не за горами. Для иудеев было естественно связывать Его приход с вооруженным восстанием против владычества Рима. Итак, Иисус, «закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк 4:20-21). Вот так неожиданная интерпретация! Иисус провозглашал тем самым, что перед ними Сам Служитель Господень, о котором говорит священный текст, — Мессия, помазанный Духом на исполнение служения, описанного пророком Исайей. Как ни жаждали люди видеть Мессию, все же они едва ли могли поверить, что Мессия — это тот самый Иисус, который жил среди них все эти тридцать лет и не подавал никаких признаков собственной исключительности. «Никакой пророк не принимается в своем отечестве» — такова всеобщая беда привычки: близость подчас не дает разглядеть уникальность человека. Кроме того, Иисус возвестил им еще более глубокую истину: Царство Божье принесетосвобождениеотугнетениянепри помощи вооруженного восстания, но духовными средствами — посредством любви, справедливости и милости. Иисус не возвещал политической религии, Он говорил о вере, которая опирается на душевные силы, на силу духа в каждом человеке и личное свидетельство. Иисус был сторонником таких изменений в обществе, которые происходят в результате личного обращения, а не внешнего физического принуждения. Слушатели Иисуса еще могли бы согласиться с провозглашенными Им конечными целями, но явно отвергли бы предложенные средства. Они были так глубоко возмущены дерзким заявлением Иисуса о Своем мессианстве и Его предложением изменить общественный порядок мирными средствами, что выгнали Его вон из города и даже пытались Его убить (Лк 4:28-29). Мы можем извлечь из этого рассказа двоякий смысл. Всякий, кто хочет бороться протип несправедливости, встречает сопротивление. И тот, кто хочет ненасильственными средствами противостоять угнетению, получит в ответ насилие. Служитель в Книге Исайи ясно дает понять, что мы должны стремиться к установлению в мире справедливости. Но этого можно достичь только с помощью личного нравственного духовного обновления. Для самого Служителя (Отрока) Божьего это означает также искупительную смерть, жертву (Ис 52:13-53:12). Грех— причина несправедливости. Искупительная смерть упраздняет грех и ведет к справедливости: Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное... Через свое страдание* Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих... (Ис 53:10-11). Иисус подтверждает Свое учение собственной искупительной смертью. Своим служением делу справедливости и спасения Он становится во главе всего движения к переменам. Иисус — мой Руководитель на пути служения. В нашем веке мы видели много примеров жизни по принципам ненасилия: Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, архиепископ Оскар Ромеро, убиенные священники-иезуиты и жен-шины — работники христианских организаций, погибшие в Центральной Америке за дело справедливости. Каждый, кто вступает в борьбу за справедливость, выходит на опасный путь, тем более если он трудится как посланник мира. План социального служения Христа проходит красной нитью через все Евангелия. История о добром самарянине (Лк 10:29-37) призывает нас к терпимости к чужому и к заботе о постороннем человеке. В притче о богаче и Лазаре (Лк 16:19-31) Иисус подчеркивает опасность безразличного отношения к нуждающемуся ближнему. Папа Иоанн Павел II часто применяет эту притчу к описанию несправедливого социального устройства мира, когда богатые страны игнорируют ужасное положение бедных стран и даже нередко разоряют их, поддерживая за счет их свой высокий жизненный уровень. Еще более конкретное учение о социальном служении можно вывести из описания последнего Суда (Мф 25:31-46). Иисус заявляет, что на нем будут судить по тому, как мы относились к голодным, мучимым жаждой, бездомным, нишим и узникам. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40). Вот она, программа социального служения христиан на все времена. В этом отрывке заключены так называемые семь «физических * В СП здесь не совсем понятное место: «Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой...*, — поэтому в этой фразе привожу перевод с английского текста, цитируемого автором. дел милосердия», к которым прибавляются «духовные дела милосердия». Все они относятся к нашим обязательствам перед нуждающимся человеком. Эти заповеди милосердия напоминают нам о нашем призвании нести в мир справедливость, а также о том, что Бог требует творить милосердие даже более, чем положено по справедливости. Физические дела милосердия Накормить голодного В наше время миллионы людей каждый вечер вынуждены ложиться спать голодными. Неисчислимое множество детей страдает от недоедания и гибнет от голода. Телевидение чуть ли не каждый день показывает нам опухших от голода людей, которые уже не надеются получить хоть немного еды. Бездомные скитаются по улицам самых богатых городов мира, их там так же много, как и в странах «третьего мира». Иисус заповедал нам: накорми голодного. Поступая так, мы можем накормить Самого Христа. Если мы не исполняем эту заповедь, то Суд над нами будет строгим: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его* (Мф 25:41). Это означает, что мы не должны просто подавать милостыню или кормить голодных в благотворительных столовых или даже отправлять гуманитарные грузы в голодающие страны, хотя и это нужно. Мы обязаны также бороться за принятие соответствуюших законов и проведение соответствуюшей политики на местном и международном уровне — той политики, которая помогала бы решить проблемы питания бедствующих наций. Правительство несет обязательство заботиться об общем благе. Оно должно следить за тем, чтобы все социальные слои, включая деловой мир, вносили свой вклад в общественное благосостояние. Наша обязанность как христиан и граждан позаботиться о том, чтобы правительство исполняло этот свой долг. Напоить жаждущего Иисус говорил, что каждый, кто напоил жаждущего, сделал это для Него Самого. Кому-то может показаться, что это высказывание Христа более актуально для Его страны, где значительную территорию занимает пустыня, но не для нашего современного общества. В действительности же это не так. Сейчас, когда все время возникает необходимость в защите окружающей среды и, в частности, водных источников от загрязнения, совет Иисуса вновь становится очень уместным. Наши заводы и фабрики, загрязняя атмосферу, производя кислотные дожди, сбрасывая свои отходы в реки и озера и тем самым делая воду непригодной для питья, представляют прямую угрозу нашим источникам питьевой воды. Когда медицинские учреждения избавляются от своих отходов, сбрасывая их в океан, который выдает их потом обратно в виде непонятной заразы, поражающей побережье, то они угрожают здоровью наших детей и препятствуют свободному доступу людей к морскому берегу. Надо заставить всех виновных в этих безобразиях осознать свою социальную ответственность за общее благо. Когда какое-либо государство ведет политическую игру с водоснабжением, неся тем самым непомерную угрозу самому существованию другого государства, то оно нарушает именно эту обманчиво простую заповедь Христа: «Напоить жаждущего». В своей энциклике Centesimus Annus папа Иоанн Павел II отмечает, что когда люди открывают в себе возможность преобразования мира своими собственными силами, то они часто забывают, что все творение — это дар Божий. Подразумевается, что это дар всем людям, данный на благо каждого человека, а не для удовлетворения эгоистических потребностей сильных мира сего. Одеть нагого Когда человек живет не по средствам, то, чтобы поддерживать свой высокий уровень жизни, он вынужден занимать деньги и залезать в долги. У самой Америки есть постоянно растущий внутренний и внешний долг, потому что она не производит столько, сколько требуется для поддержания ее уровня жизни. Ее политика не способствует воспитанию в гражданах бережливости и не понуждает их к принятию того жизненного стандарта, который соответствовал бы уровню производства и который можно было бы оплатить из своего кармана. Япония, этот экономический титан, процветающий на зависть окружающим, бережет излишки своих средств, стимулируя высокий уровень производства и поддерживая более низкий уровень жизни своих граждан, чем они могли бы себе позволить. Люди, живущие не по средствам, неизбежно влезают в долги. Те же, кто живет строго в рамках своих материальных возможностей, остаются еще и с прибытком. Но самая главная проблема нашей страны не в растущем долге, а в том, что так мало остается у нас средств на образование, медицину, поддержку семей, улучшение условий труда и другие социальные программы, направленные на помощь тем самым «нагим», то есть бедным, которых становится все больше внутри нашей процветающей нации. Распространение наркомании, алкоголизма, разгул преступности почти во всех больших городах (и не только в больших) — это последствия отчаяния, охватывающего низшие слои общества. Это отчаяние вырастает из чувства безнадежности, когда человек чувствует себя обманутым, особенно человек, живущий в большом городе. Промышленное производство практически ушло оттуда. Компании, расположенные в пригородах, не могут нанимать тех бедняков, которые живут в городе (да они в любом случае не смогли бы добираться туда на работу). Жилищная политика благоприятствует только благополучным господам. Товары и услуги направляются к богачам и не доходят до бедняков. Может ли нация жить с чистой совестью, когда ей приходится все дальше влезать в долги, чтобы оплачивать непозволительно высокий уровень жизни, в то время как бедность многих наших сограждан все углубляется, и они становятся еще более «нагими», чем когда-либо'.' Иисус сказал, что мы обязаны одевать нагих, то есть обеспечить справедливость и достойную жизнь тем, кто беден. Дать приют бездомным Количество бездомных людей на улицах городов от Нью-Йорка до Рио все возрастает. Обычно мы полагаем, что так может быть только где-нибудь п Калькутте. Да, у нас есть приюты для бездомных, но почему это не дома для них, а лишь ночлежки? Ошибочная социальная политика вышвыривает в действительности психически больных людей на улицу. При этом общественность уверяют, что они смогут сами себя обслуживать, и обещают им поддержку в период адаптации в виде «промежуточных» домов-гостиниц. В большинстве же случаев эти временные прибежища остаются лишь на бумаге, и многие больные люди так и не имеют возможности позаботиться о своем быте. В обстановке растущей бедности, когда рушатся семьи, одинокие родители и их дети оказываются выброшенными на улицу. Благополучные обыватели часто склонны обвинять саму жертву в ее неприятностях. Политики твердят об успехе благотворительности, чтобы успокоить остальных людей и не дать им вглядеться получше в существующую систему социальной помощи, которая смирилась с непростительной действительностью — все возрастающим числом бездомных людей. Каждый человек достоин уважения, он заслуживает того, чтобы иметь крышу над головой, то место, которое называется домом, собственное пристанище. Иисус, который Сам не имел места, где главу приклонить, учит нас заботиться о бездомных. Он родился в хлеву, но желает, чтобы у нас был дом и чтобы мы давали кров бездомным. Это означает делать больше, чем просто финансировать городские ночлежки: все это только временные меры. У проблемы бездомности должно быть системное решение, которое устраняет ее причину. Я не претендую на то, чтобы давать практические советы по этой проблеме. Но мне кажется, что у нас достаточно денег и знаний, чтобы разрешить ее. Все, что нам необходимо, — это моральные силы и прозрение, тогда решение возможно. Христианское видение данной проблемы рождает решимость изменить то, что нужно менять. Иисус дает нам такое видение. Наша задача — претворить в жизнь Его заповедь. Посещать больных В наше время, когда в Америке хотят принять закон об эвтаназии — умерщвлении смертельно больных людей, исполнение заповеди Христа «приходить к больным» и утешать их становится единственно возможным христианским ответом этому злу. В нашем разобщенном обществе забота о больных и умирающих людях требует большого внимания. Все больные нуждаются плюбви и заботе, люди заслуживают того, чтобы им была доступна вся возможная медицинская помощь. На уровне социальной политики необходимо найти какой-то новый метод обеспечения всех граждан соответствующей охраной здоровья. А на личном уровне больной, особенно неизлечимо больной человек, просто нуждается в нашем присутствии. Его страдания не ограничиваются физическими муками. Он также переживает суровые испытания, когда тело его не повинуется ему, умственные способности угасают, и он попадает в полную зависимость от других людей. Все это бывает очень тяжело и унизительно. Смертельно больной человек переживает мучительный процесс постепенного разрушения привычной жизни: он вынужден оторваться почти от всего, что ему так дорого, что так много значило в его жизни, особенно от семьи и тех, кого он любит. Так же, как и физическая боль, эти душевные муки терзают больного и могут даже привести его в отчаяние, если он не ощущает поддержки во время подобного кризиса. Даже вера в Бога и надежда на воскресение не избавят больного от подобных страданий. Писание приводит нам примеры отчаяния человека в такой же ситуации, особенно часто мы видим это в псалмах. Наше присутствие рядом с больным дает ему возможность говорить о своих страхах и желаниях, разорвать свое одиночество и немного успокоить свою тревогу. Оно помогает ему посмотреть на свою прошлую жизнь и спокойно осознать, как все изменилось. У больного, особенно перед смертью, возникает исключительная жажда жизни, поэтому общение с ним нам очень полезно. Если даже мы просто находимся рядом с ним, это помогает больному примириться с прошлым, со своими родными и друзьями, с самим собой и с Богом. Это дает ему возможность оценить по достоинству и тот небольшой срок, который ему еще отпущен. Если мы сопровождаем больного на его пути сквозь страдания и боль, мы тем самым несем евангельское свидетельство и проявляем солидарность с ним. Очень часто в такие минуты и больной, и мы сами можем ощутить присутствие Христа. Общение с больным или умирающим человеком — это особый, благодатный момент. Освобождать узников Многочисленные ситуации с захватом заложников, которые мы последнее время так часто переживаем, делают этот призыв Христа особенно актуальным. Заложников и политических заключенных сейчас так много, что эта проблема требует большего внимания со стороны всех людей доброй воли. Организации Международной амнистии все время пытаются разными способами обращать внимание общественности на бедственное положение политзаключенных. Церковные группы и миссионерские сообщества также много трудятся на этом поприще. Процесс освобождения долог, утомителен, часто срывается и бывает опасен, как мы видим в историях с заложниками в Иране или Бейруте. С данной проблемой связана и борьба за права человека в тех странах, население которых находится под гнетом тоталитарного правления. Права человека, за которые необходимо бороться, — это право на политическую и религиозную свободу, право искать истину, право на общую обстановку, благоприятствующую развитию семьи, право на экономические условия, поддерживающие человеческое достоинство. В либеральных обществах, где соблюдаются эти права, наша задача — бороться за право на жизнь нерожденных детей. Нам также необходимо противостоять расизму и дискриминации по половому или возрастному признаку. В конечном счете источник всех этих прав — религиозная свобода, которая позволяет нам жить в согласии с истиной нашей веры и согласуется с достоинством человека как личности. Еще одно направление нашей работы по освобождению узников — это забота о тех, кто находится в тюрьмах. Многие христиане посещают заключенных, показывая тем самым, что судьба тех, кто сидит в тюрьме, им не безразлична. Они несут узникам свет своей веры, помогают им в ситуациях несправедливости по отношению к ним, молятся вместе с ними, ходатайствуют о справедливом обращении, укрепляют в них надежду на лучшее будущее. Действенная любовь никогда не прекращается в Церкви. Служение подобного рода — забота об узниках, заложниках и народах, находящихся под властью тоталитарных режимов, — отражает динамизм нашей веры и является прекрасным ответом на призыв Христа. Хоронить умерших Похороны — это часть социального служения и в то же время событие, объединяющее людей. Обряды, которыми мы воздаем дань уважения умершему, очень важны для живых и приносят успокоение тем, кто потерял близкого человека. Похороны не должны превращаться в финансовую эксплуатацию ближайших родственников покойного, убитых горем. Семья должна избегать чрезмерной пышности обрядов, которая, может быть, тешит самолюбие родственников, но заслоняет важность самой утраты. Сердце христианина должно быть чутким по отношению к близким, скорбящим об утрате, и не только во время поминок и погребения, но и после этого, когда близкие все еще оплакивают свою потерю, — а это может затянуться на долгое время. Пережить горе, свалившееся на тех, кто остался в живых, помогают группы поддержки. Люди могут страдать о потере близкого человека и оплакивать его очень долго. Чем глубже наше сочувствие к переживаниям тех, кто пережил смерть близкого человека, тем лучше мы можем помочь им примириться с ней и принять ее. По большому счету, боль потери никогда не может полностью изгладиться из нашего сознания. Церковное поминание, заупокойные молитвы, участие в литургии и совместное чтение Писания действуют как сильные целительные средства, когда они сопровождаются доброжелательным, заботливым отношением к тем, кто схоронил близкого человека. Вот эти-то семь путей социального служения, которые я здесь перечислил один за другим, являются практическим выражением ученичества. Исполнять их значит быть учеником Христа. Эти семь заповедей призывают нас искать способы смягчения последствий бедности, несправедливости и страдания в мире. В них также содержится требование отыскать и устранить причины уже примелькавшейся нам бедности и привычной несправедливости. Наша церковь открыто высказалась поданному вопросу в своем социальном учении. Все папы, от Льва X11I до Иоанна Павла II, отмечали социальный смысл Евангелий. Иисус говорит об этих социальных обязанностях не как о чем-то случайном, как будто это не так уж существенно для того, чтобы быть христианином. Нет, наоборот, Он применяет эти заповеди к Самому Себе: то, что мы делаем для других и ради других, то делаем для Него. На основании исполнения или неисполнения этих заповедей будет нас судить Бог в конце жизни. Наш образ действия в этих ситуациях сейчас, в этой жизни, будет иметь для нас определенные последствия в вечности. Духовные дела милосердия Дела милосердия, относящиеся больше к физической сфере социального служения, — это еще не все. Учение о социальном Евангелии включает в себя также и духовные дела милосердия. Целостное видение человека состоит в единстве души и тела. В социальном плане мы ответственны за состояние души окружающих нас людей, а не только за их физическое благополучие. Целостное евангельское социальное учение подразумевает именно такой широкий смысл служения, когда личность человека видится в своей совокупности душевных и телесных свойств. Иисус исцелял больных, Он спас женщину, подвергавшуюся всеобщему осуждению, накормил множество народа, Он скорбел над могилой умершего Лазаря, защищал бедняков и всегда был на стороне угнетенных. Но Он также заботился о том, чтобы привнести смысл в человеческую жизнь, дать людям чувство уиеренности, избавить их от власти греха. Христос был образцом терпения в страданиях и милостивого прощения, Он утешал скорбящих и учил, как надо молиться. И нам Он заповедал так же отзываться на духовные потребности других
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.028 с.) |