ТОП 10:

Вера в то, что истина может быть познана



Эго никогда не знает истины, потому что оно использует эмо­ции как единственный источник суждения. «Я» более искушено в познании истины, так как оно живет в согласии с интеллек­том, волей и духом — этими богоданными средствами к пости­жению истины. Личность хорошо осведомлена о том, что по­стижение истины — всегда процесс, зачастую сопряженный с мучительной борьбой. Личность —■ не догматик, думающий, что знает заранее ответы на все вопросы, и не скептик, считающий, что ответов в принципе не существует.


Подлинное «Я» живет в постоянном поиске истины, и это основа правильного становления личности. Эго хочет чувство­вать себя хорошо. Личность же хочет быть хорошим челове­ком. Зачем становиться личностью? Это очень просто: только так можно стать поистине счастливым. Грех создает временную иллюзию счастья и приводит человека к отчаянию. Доброде­тель, достигаемая под водительством истины, дает истинную радость и ведет человека к счастью.

Иисус много говорил об истине: ведь Он пришел, чтобы сде­лать нас счастливыми, а истина — единственный путь к добро­детели, которая рождает радость. Истина, словно дорожная кар­та, указывает, как достичь блага, которое и есть источник счастья. Вот почему Иисус говорил: «Я есть истина». Он, как живая до­рожная карта, олицетворение блага и причина истинного сча­стья. Итак, «Я» должно стать учеником Иисуса — Наставника и Учителя истины.

Укрепление воли

Разум ишет ответы и уверен, что истина может быть позна­на. Воля побуждает ко благу, основанному на истине, которую открывает разум. Фома Аквинский описывает такие истины в разуме как «интеллектуальные добродетели». Он считает, что разум не только может постигать истину, но также обязан мыс­лить правильно. Истина — не просто совокупность верных идей, это обыкновение, «привычка» верно мыслить. Иначе правиль­ные идеи становятся столь же недолговечными, как утренняя газета.

Аквинат также учил, что необходимо держаться моральных добродетелей — благоразумия, умеренности, мужества, спра­ведливости. Эти качества называют еще «кардинальными», или взаимосвязанными, добродетелями (от латинского «cardo» — «дверная петля»), поскольку благо и счастье связаны, соедине­ны с ними. Именно человек, обладающий кардинальными доб­родетелями (вернее, практикующий их), испытывает блажен­ство и счастье.

Направлять жизнь согласно кардинальным добродетелям — это обязанность воли, ведомой верно мыслящим разумом. Цель этого совместного предприятия — благая жизнь, которая одна лишь и ведет к счастью. Я хотел бы только сразу сказать, что это счастье — не без боли, страдания и разочарований.


Достижение счастья влечет за собой и боль. Даже самая луч­шая, самая счастливая жизнь несет в себе тайну страдания, как это видно на примере жизни Господа Иисуса, святых и мучени­ков, как говорит об этом вся история христианского свидетель­ства. Счастье парадоксальным образом уживается с этой болью: ведь совершенная радость возможно лишь на небесах, а здесь, на земле, мы испытываем ту меру радости, которая не существу­ет помимо страдания.

Воля необходима, чтобы применять моральные добродете­ли, действуя в этом мире. Воля — наш инструктор, который за­ставляет нас повторять раз за разом одно и то же — приводить в действие эти кардинальные добродетели, пока они не станут нашей второй натурой, источниками моральной силы. Таким образом наше «Я» продвигается к благу и счастью, обретая ра­зумом истину, которая оправдывает усилия воли по усвоению моральных добродетелей.

Поверьте, я не сторонник пелагиан, которые считали, что добродетели приобретаются лишь благодаря собственным уси­лиям. Я исхожу из христианской точки зрения, которая наста­ивает на необходимости Христовой благодати и любви. Я ут­верждаю, что мы нуждаемся в силе и влиянии Святого Духа на каждом шагу поэтому пути. Мы совершаем это трудное духов­ное путешествие вместе с Иисусом, нашим Наставником, ве­домые силой Святого Духа. Это рискованное предприятие, на которое мы решаемся лишь вместе с Господом. Это объединен­ные усилия, когда божественная любовь побуждает нас выйти за пределы себя. Наше «Я» должно всегда опираться на боже­ственную любовь, чтобы преуспеть в этом деле.

Узнавание тайны личности

«Я» склонно постоянно себя оценивать. Оно или перечис­ляет свои достоинства, тщеславно их выпячивая, или, словно петух, кричит о своем существовании на весь свет. Против этих недостатков есть средство: надо постоянно помнить о таинствен­ном характере человеческой личности. Чем больше истинное «Я» осознает эту таинственность, тем оно лучше понимает тай­ну Иисуса и значение божественной любви в своей жизни. Как же достичь такого понимания? При помощи созерцательной молитвы (медитации), уважения к людям и посредством раз­вития ощущения чуда.


Мы уже рассматривали способы и виды созерцания и прак­тику «сосредоточенной молитвы». Если мы добросовестно сле­дуем практике медитации, то это помогает нам уяснить тайну личности и себе.

Мы также воспитываем в себе сознание тайны личности, когда относимся с уважением ко всякому человеку, которого встречаем на жизненном пути. Единственный способ не те­рять это чувство уважения ни при каких обстоятельствах — это помнить о бессмертии каждого человека. Все умирает и разрушается, но человеческая личность непреходяща. Смерть человека — лишь переход к вечной жизни п ином мире: на не­бесах или в преисподней. Что бы там ни было, личность ока­зывается самой прочной из всех творений. Чем больше мы это осознаем, тем глубже чувствуем благоговение перед другим человеком.

И наконец, если мы развиваем в себе способность к воспри­ятию чуда, то этим мы поддерживаем ощущение таинственно­сти личности, так же, как и всего творения Божьего. Мы, как дети, должны стремиться к естественному восприятию чудес­ного, которое мы начинаем терять, когда вырастаем. И теперь нам снова приходится овладевать ощущением чуда. Вот поче­му нам так нужна поэзия: она будит наше воображение, вос­станавливает нашу врожденную способность к удивлению. Чудо учит нас смотреть поверх жизненной прозы фактов, видя тай­ну, лежащую за ней. Если мы способны к удивлению, способ­ны воспринимать чудо, тогда мы можем поверить в Христову любовь, разглядеть ее за всем, с чем мы сталкиваемся. Изумле­ние — спутник веры. Книга псалмов, полная божественной поэзии, — вот своеобразный учебник для того, кто хочет вос­питать в себе чувство исполненного верой изумления перед си­лой и благостью Божьей.

Итак, к концу второй стадии нашего путешествия с Иису­сом-Наставником мы становимся учениками Его, избавля­ясь от свое фальшивого «Я» (эго) и обретая настоящую свою сущность — истинное «Я». Остается последний этап. Ключ к нему мы находим у апостола Павла в Послании к Галатам: «...уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал2:20). Други­ми словами, мы должны отвергнуть не только эго, но и всего себя, всю самость, даже свое истинное «Я*. «Не-Я» должно взять верх.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.188.254 (0.007 с.)