ТОП 10:

Матерь Божья, олицетворение радости



Мария, Мать Господа, — прекрасный пример человека, ис­полненного радости. Как ни странно, Новый Завет не дает нам описаний Ее радости о воскресении Сына или о явлениях Ей Воскресшего. Мы не знаем, почему, и гадать не будем. Зато переполняющая Ее радость открывается нам с достаточной оче­видностью в рассказе о благовещении и о посещении Ели­заветы.

После того, как ангел возвестил Деве Марии о зачатии Иису­са, Она отправилась в «нагорную страну, в город Иудин», чтобы навестить свою родственницу Елизавету, которая была на ше­стом месяце беременности. «Когда Елизавета услышала при­ветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее». Люди, охва­ченные радостью, действительно, порой не могут устоять на ногах и пускаются в пляс. Это называется «запрыгать от радо­сти». Небесная радость побуждает человека отрываться от зем­ли. Томас Мертон иыразил это чувство в стихах:

И еще не рожденный святой Иоанн

пробуждается в материнской утробе,

Почуяв эхо узнавания.

Пой в своей келье, маленький отшельник!

...Что за таинственный отзвук

пробудил твою юную веру в невозможную истину, —

будто нерожденный младенец омыт Духом Божьим?

О пылающая радость!*

Приход Марии к Елизавете — событие, связанное с Пятиде­сятницей. Елизавета «исполнилась Святаго Духа» (Лк 1:41). Фи­зическое тело Иисуса, зародившееся во чреве Марии, наполняет

• Стихотворение The Quickening of John the Baptist из сборника The Tear of the Blind Lions. Прим. автора.


ее Духом, так же, как во время Пятидесятницы мистическое Тело Христово наполняется Святым Духом. Мария первая удостое­на присутствия Духа Святого — этого радостного, восторжен­ного состояния. Она несет в Себе Иисуса, источник нашей ра­дости.

Елизавета восклицает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк 1:42). Эти слова впослед­ствии стали частью молитвы «Богородице, Дево, радуйся!». Ясно, что для Марии небо спускается на землю и соединяется с чело­веком, и непомерная радость ищет выхода. Мария отвечает сло­вами «Величит душа моя Господа!», хваля Его песней, которую Она, наверно, могла бы повторить и в дни Пасхи и Пятидесят­ницы. Здесь Она идет по стопам великих женщин Древнего Изра­иля, которые, исполняясь радостью, восхваляли Бога песнями. Мириам берет в руки тимпан и поет песнь ликования, празднуя победу после перехода через Чермное море (Исх 15:20-21). Анна, мать Самуила, поет песнь хвалы перед святилищем в Силоме, благодаря Господа за рождение сына (1 Цар 2:1-10).

Марин переполнена музыкой величания Господа. Елизавета восхваляет Ее за Ее крепкую веру. Мария превращает эту по­хвалу в гимн Богу. Она использует хвалу как зеркало, отражаю­щее свет. Она тотчас же посылает этот свет Господу. Все слова Ее гимна во славу Господа можно высказать одной фразой: «Бла­годарю Тебя, Боже!».

Все, что говорит Мария, исходит от Иисуса — ее внутрен­ней радости. Он —- солнце, Она — луна, отражающая солнеч­ный свет. Она не помнит Себя от радости, для Нее не суще­ствует Ее «эго» или даже собственное «Я», потому что вся Ее душа полна Иисусом. Бог жаждет наполнить и нас. И только мы сами, нашим упрямством и черствостью, препятствуем этому. Чем больше мы освобождаем свое внутреннее пространство от эгоистических устремлений и порывов к «самовыражению», тем больше Иисус может наполнить нас своей радостью. Это урок, хорошо усвоенный и преподанный нам Девой Марией. Здесь подходит устаревшее, не модное ныне, но очень значимое сло­во «смирение*. Вот почему Мария говорит:

...Призрел Он на смирение рабы Своей,

ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк 1:48).

Матерь Божья — также и Матерь радости.


Верить в радость

Иисус понес Свой крест, чтобы мы узнали, как нам вынести свой. Через свое воскресение Он изливает на нас потоки абсо­лютной радости, уверяя нас в том, что наше стремление к абсо­лютному удовлетворению — не иллюзия, не миф. То, чего мы более всего желаем, теперь возможно для нас. Древние греки знали, что такое стремление к абсолютному, но считали такое стремление бесполезной страстью. Миф о Сизифе, который катит камень на гору и все время низвергается обратно, свиде­тельствует о том, что древние были убеждены: подобное стрем­ление обречено на неудачу. Но мы веруем в воскресение Иису­са, а значит, мы уверены н том, что воскреснем и сами для бесконечной небесной радости.

Размышление

Вот несколько упражнений для того, чтобы углубить нашу надежду на воскресение и обретение дара радости.

«Счастливые дни возвратятся опять*

Возьмите образ глубокого каньона за основу размышления об удовольствии (тело), счастье (душа) и радости (дух).

Рассмотрите примеры в каждом столбце и добавьте к ним свои:

Тело — удовольствие Душа — счастьеДух — радость

Вкусная еда Решенная проблема Прощение грехов

Нежное объятие Помощь бездомным Встреча с Иисусом

Красивая песня Посещение больного Дар молитвы

■ Можете ли вы вспомнить примеры из вашей жизни, когда
наслаждения и удовольствия, связанные с телом, были
непродолжительны?

■ Вспомните три случая из вашей жизни, когда вы испытали
чувство счастья. Как долго продержалось это чувство?

■ Запишите два переживания духовной радости, которые
вам довелось испытать, и одно, которое вам известно по
рассказам других людей.

К каким действиям побуждает вас это упражнение?


Печаль сменяется радостью

Хотя настоящие трагедии в нашей жизни встречаются до­вольно редко, но уж с печалью и болью мы встречаемся почти на каждом шагу. Мы боремся с болью и ишем телесных наслаж­дений. Мы избегаем грусти, пытаясь сосредоточиться разумом и душой на том, что приносит нам счастье. Поскольку мы из­бегаем размышления об истинных трагедиях, мы и не можем найти настоящего счастья, которое становится заметным для настолько на фоне трагедии. Мы идем на компромисс. Иногда мы пытаемся заглушить свою боль и позабыть о грустном, ув­лекаясь излишествами и суррогатами счастья. Мы прячем тра­гедии за непроницаемой завесой веселья, забывая о том, что тем самым лишаемся возможности обрести истинную радость. Если мы будем продолжать в том же духе, горе никогда не сме­нится для нас высшей радостью.

■ Готовы ли вы к радости? Или боитесь ее?

• Проверьте, на каком уровне вы остановились в своем ду­ховном путешествии (вспомните образ тропы на склоне каньона). Может быть, на уровне чувственных наслаж­дений?

■ Возможно, пы застряли на среднем уровне и довольству­
етесь душевным счастьем?

■ Что необходимо предпринять, чтобы проникнуть даль­
ше, в самую глубину, на уровень духовной радости?

Путешествие к радости

Иисус провел своих учеников по семи ступеням, идя с ними по дороге в Эммаус. Вот эти семь ступеней к радости; рассказ (о реальном положении вещей), предание (выяснение старых предрассудков и ожиданий), миссия (собирание имеете), воп­росы (выяснение смысла), горение сердца (предвкушение ра­дости), общение (преломление хлеба) и торжество (возвещение Евангелия).

■ Какие из этих моментов вам довелось пережить?

■ Был ли у вас опыт прохождение всех семи ступеней по
направлению к радости? Если «да», постарайтесь снова
пережить те чувства, которые владели вами тогда.

■ Какие из этапов данного пути вам никогда не доводилось
переживать? Почему?


■ Видели ли вы людей, переполненных радостью? Вспом­ните хотя бы о нескольких таких людях, которых встре­чали сами или о которых слышали от других. В чем секрет их радости? Какие из вышеперечисленных ступеней радости особенно ярко проявились в них? Как они повлияли на вашу жизнь, на какие действия вас подвиг­ли?

Молитва

Иисусе, моя радость! Ты воскрес из мертвых, чтобы и мне воскреснуть с Тобою. По воскресении Твоем Ты даровал радость Марии Магдалине, ученикам на дороге в Эммаус и апостолам, затворившимся в горнице. Они возлюбили Тебя и уверовали в Тебя. Их вера открыла им тайну и реальность Твоего во­скресения.

Дай мне полюбить Тебя, чтобы я мог(ла) уверовать в Тебя. Дай мне полюбить Тебя, чтобы я мог(ла) надеяться на Тебя. Дай мне полюбить Тебя, чтобы я мог(ла) разделить Твою радость.

Как часто, — в течение всей своей жизни, — я был(а) склонен(-нз) довольствоваться малым. Я позво-лял(а) своему телу требовать удовольствий, выхо­лащивая самые глубокие желания. Мой ум пребы­вал где-то далеко от Тебя, я почти забыл(а) о Тебе. Воля моя стремилась к добру, но не к высшему благу. Поддержи мое желание и стремление к жизни на глубинах духа, а не на поверхности суеты.

Никто не может удовлетворить меня, кроме Тебя Самого, ведь Ты — предел стремлений, Ты — воп­лощенный Абсолют. Ты — причина моей радости. Я Люблю Тебя, Господи. Сделай же меня живой песней хвалы Тебе. Аллилуйя!


Заключение

Здесь заканчивается наш осмотр галереи, где мы представи­ли десять образов Иисуса. Надеюсь, что размышление над эти­ми образами не прошло для вас даром. Иисус — мой Друг, Це­литель, Учитель, Господь, Наставник, Руководитель на пути служения, Спаситель, Благовестник, Несущий крест, Радость. Мы едва прикоснулись к этим источникам вдохновения и ра­дости. Каждый образ — это повод к бесконечному размышле­нию и созерцанию. Он зовет нас к преображению и обешает величайшую радость. Давайте воспримем конец этой книги как начало созерцания Образа Иисуса, продолжающегося всю жизнь. Примите Его огонь. Ощутите Его любовь. Прикосни­тесь к Его истине. Подражайте Его отношению к другим. Не­сите крест вместе с Ним. Возвышайтесь вместе с Ним к радо­сти, которая объемлет все существо. Будьте готовы воплотить на земле кусочек неба.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.008 с.)