Грех наносит ущерб духовному здоровью человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Грех наносит ущерб духовному здоровью человека



Грех сам по себе — это недостаток, то есть пустота. Он не имеет жизни в себе, но паразитирует на благе: с ним он вместе рождается и питается его соками. Грех можно определить лишь отрицательно. Вот почему говорят, что грех заключается в от­сутствии любви к себе, к другим и к Богу. Это состояние «не­любви». Значит, грех разрушает духовный мир, который всегда подразумевает любовь как основу всех поступков. Под властью греха рушится внутренний мир и лад с самим собой, с окружа­ющими и с Богом.

Грех делает нас слепыми по отношению к нашему божествен­ному происхождению: мы как бы забываем, что сотворены Бо­гом, и для чего мы живем. Когда мы не обращаем внимания


на наше истинное предназначение, — не хотим знать, откуда мы пришли, куда идем и для чего живем, — тогда всякая духов­ность отмирает. Грех губит наше духовное здоровье.

Часто можно слышать, что западная культура сегодня во многом лишена веры. Но грех — это настолько же «неверие», насколько и «нелюбовь». Неверие в Бога, антирелигиозность и вообще отсутствие веры во что-либо— это результат греха. Уч­тите, что я говорю здесь только о грехе как таковом, а не о его субъективной стороне, не о конкретной личной ответственно­сти за неверие.

Перечитайте восьмую главу Евангелия от Иоанна, стихи с 39 по 59. Иисус показывает здесь, что неверие может быть гре­хом. Психолог М. Скотт Пек очень точно ухватил смысл этого отрывка: «Есть толькодва состояния человека: послушание Богу и служение благу или отказ от послушания чему бы то пи было, кроме собственных прихотей, — второе автоматически ведет к порабощению человека, попаданию его под власть греха. В ко­нечном счете мы можем принадлежать только Богу или только дьяволу*.

На этом я прерываю хронику бед, навлекаемых грехом. Моя точка зрения состоит в том, что тяга к самоуничтожению, ко­торую мы часто наблюдаем вокруг, в конечном счете всегда имеет под собой одну причину — грех. Часто человек, подпавший под власть зла, ломает чужую жизнь вместо того, чтобы постарать­ся искоренить грех в самом себе. Многие даже отказываются признавать, что у них в душе есть какие-либо грехи. Таким об­разом они лишь лгут сами себе.

Не случайно люди, попавшие в ловушку греха, не хотят ис­пытывать свою совесть. Писание называет дьявола «лжецом и отцом лжи» (Ин 8:44). Эта истина прекрасно подтверждается тем, что подобный самообман отрицания собственной греховности очень распространен. Слишком много людей лелеют миф о сво­ем внутреннем совершенстве и в упор не видят то, что разру­шает их самих, а через них и всех окружающих.

Впрочем, довольно дурных вестей. Я нарочно так настойчи­во твердил о них, потому что Благая весть Христа — это имен­но ответ на грех мира. Я считаю, что мы обязаны решительно испытывать нашу совесть, отбросив фантазии о собственном совершенстве, — которые суть не более, чем успокоительные иллюзии, — и открыть наши сердца Иисусу Христу, Который любит нас настолько, что готов нас спасти.


Благая весть Иисуса

«И сказал им ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2:10-11).

Прежде чем читать дальше, подождите немного, — я прошу вас поставить какую-нибудь кассету с рождественскими пес­нопениями. Включите запись, закройте глаза и послушайте, как поет, к примеру, хор Кембриджского королевского колледжа*. Вслушайтесь в эти трогательные припевы: «Придите, все вер­ные», «Тихая ночь».., — ну а непревзойденное исполнение «Од­нажды во граде Давида-царя» не оставит вас равнодушным.

Представьте себе бедные ясли, в которых «положили рож­денного Христа». Смотрите, вот Иосиф к Мария склонились над младенцем. А вот пастухи собрались вокруг и неотрывно взирают на Иисуса. Прислушайтесь, как «поют над ним анге­лы». Волхвы «приносят рожденному свои дары». Почувствуй­те, как мощная волна рождественского гимна захватывает вас и воплощается в молитве. «Придите, поклонимся Христу, Гос­поду нашему», — такая молитва может послужить материалом для дальнейшего размышления в течение дня, и не только на Рождество.

Почему Бог воплотился?

Подведем итог. Рождественский гимн несет в себе народное богословие. Богатство мелодий и вдохновенная поэзия убеди­тельнее всяких трактатов скажут нам, зачем Бог стал человеком. Если бы грех смог поработить весь мир, все мы тогда были бы обречены на вечную смерть. Грех мог бы убить нас в этом мире, убить навсегда. Но Бог настолько любит человека, что прерыва­ет это господство греха и дает нам надежду. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Иисус родился во времени, чтобы спасти нас для вечности.

* Автор говорит о carols, то есть о традиционных для его страны рождественских гимнах. Настроем и образами своими они напоминают русские колядки и другие, и том числе богослужебные, рождественские песнопения.


Слово пожелало стать плотью, чтобы освободить нас от вла­сти греха и освятить человеческое тело и весь материальный мир. Иисус показывает нам, как наши тела и само творение ста­новятся грандиозной сценой, на которой мы поем хвалы Богу и избавляемся от всего, что порочит нас.

Писание без обиняков говорит о плоти/теле, описывая воп­лощение Христа. Некоторые философские и религиозные те­чения, например, гностицизм, пытались оторвать Иисуса от Его телесности и утверждали, что Он был только духом, рядившимся в плоть. Автор Евангелия от Иоанна опровергает подобные до­мыслы, настаивая на том, что Слово стало плотью (Ин!:14). Сын Божий по собственной воле воспринял человеческое тело и жизнь среди людей в ту эпоху, в которую Ему угодно было воп­лотиться.

Ибо, когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла середины, сошло с небес от царственных престолов... всемогущее слово Твое... {Прем 18:14-15).

Книга Бытия повествует о грехопадении человека; Рожде­ство провозглашает и поет о том, что Бог нисходит с небес на землю. Человек в своем падении жалок и несчастен; Слово схо­дит с небес по великой милости. Все мы совершаем грехопаде­ние в своей гордыне; Слово спускается на землю смиренно и милосердно. Слово, Которым все сотворено, теперь Само воп­лощается, чтобы пройти земной путь среди нас, «взыскать и спасти погибшее».

Четвертая евхаристическая молитва говорит об «исполне­нии времен». В греческом языке есть два понятия времени. Одно — «хронос», что означает время, измеряемое часами и минутами, хронологический порядок. Другое — «кайрос», или время в духовном смысле, качественное время, полнота вре­мени, «правильный момент» для какого-нибудь начинания. Пришествие Христа во времени было настолько исключитель­ным моментом («кайрос»), что время как бы пошло сначала. Рождением Иисуса заново родилась история, так что мы из­меряем теперь свою жизнь «от Рождества Христова» — Anno Domini, Лета Господня.

Первый Адам набросил тяжелую тень на всю последующую историю человечества. Новый Адам — Христос — перекинул ра­дугу света над новым началом истории. Мы умерли под грехом


(вспомните, что грех убивает!). Теперь же мы имеем новую жизнь в Иисусе и становимся «новой тварью», новым творением. Воп­лощение призывает нас перестать обманывать самих себя, из­бавиться отложных представлений о собственной сущности и родиться заново в Иисусе. Св. Лев Великий предупреждает нас:

Христианин, помни о своем достоинстве, и раз ты теперь сопричастен Божественной природе, не возвращайся через грех к твоему бывшему низкому состоянию. Помни, кто твой Глава и членом Чьего Тела ты являешься. Не забывай, что ты был искуплен из-под власти тьмы и введен во свет Царства Бо­жьего.

Черезтаинство крещения ты соделался храмом Святого Духа. Не изгони столь великого гостя злым своим поведением, что­бы не стать снова рабом дьявола, ибо свобода твоя была при­обретена кровью Христовой.

Грех понуждает нас лгать самим себе, подкупая иллюзией душевного благополучия, — будто бы все у нас в полном по­рядке. Так мы впадаем в спячку и перестаем ощущать истинное положение вещей. Эталожь ведет к саморазрушению и вредит семье и обществу, в котором мы живем.

Иисус предлагает нам истину, Благую весть для нас. Он дает нам мужество, чтобы признать, что мы несовершенны. Он лю­бит нас и поэтому наполняет нас смелостью, чтобы честно взгля­нуть на нашу греховность. Иисус — истина, которая противо­речит обману, мешает жить тому, кто лжет сам себе. Пока мы сами себя обманываем, в наших сердцах не будет мира, и мы будем приносить одни белы окружающим. Иисус призывает нас быть честными в сердце своем. В Вифлееме явился Бог как воп­лощенная истина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.006 с.)