Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Документы системы управления качествомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обзор документации системы качества Как Вы помните[19], почти все пункты стандарта на систему качества ИСО 9001:94 требуют создания документации. Документация по качеству содержит требования к качеству процессов и продукта (чертежи на продукт, технические условия, технологические процессы, операционные и контрольные карты), методы (методологические инструкции с описанием процессов управления качеством), и описание ответственности персонала (матрицы ответственности, должностные инструкции, органиграммы). Существует два типа документации системы качества: 1. документация, устанавливающая требования к процессам создания продукта и управления проектом (процедуры, инструкции и т.п.); 2. документация, проверяющая как эти требования выполняются (все документы, формы, отчеты, заполняемые при выполнении процессов). В данном пункте рассказывается о первом типе документации, т.е. о той, которая определяет систему качества. Документация второго типа сильно зависит от технологических процессов, требований и целей в области качества и устанавливается своя для каждого предприятия или проекта. Документация по качеству предприятия (кроме документации уровня С[20]) объединяется в руководство по качеству. На руководство по качеству международной организацией по стандартизации разработан отдельный стандарт ИСО 10013:95 “Руководящие указания по разработке руководства по качеству”. О требованиях этого стандарта будет рассказано ниже. Требования стандарта ИСО 9001:94 Стандарт ИСО 9001:94 помимо требований к разработке документированных процедур содержит требования к управлению документацией и данными. Требования к управлению регистрацией данных о качестве изложены в пункте 4.16 стандарта. Этот пункт стандарта практически дословно приведен в пункте 1.5 “Краткое содержание ИСО 9001” настоящего учебника. Требования к управлению документацией и данными содержатся в пункте 4.5 стандарта. Они звучат следующим образом: Общие положения Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры управления всеми документами и данными, относящимися к требованиям стандарта ИСО 9001:94 и к применяемым документам внешнего происхождения, таким, как стандарты и чертежи потребителя. (Документы и данные могут быть в форме носителей любого вида, печатные копии или электронные носители). Утверждение и выпуск документации к данным Документы и данные после анализа должны быть утверждены полномочным персоналом до выпуска. Следует разработать и поддерживать в рабочем состоянии основной перечень документированных управленческих процедур или эквивалентный документ, показывающий состояние дел с пересмотром документации, чтобы предотвратить использование утративших силу и (или) устаревших документов, при этом: a) выпуски соответствующих документов должны быть доступными на всех участках, где проводятся работы, от которых зависит эффективное функционирование системы качества; b) утратившие силу и (или) устаревшие документы должны быть изъяты из всех пунктов рассылки или применения или приняты меры по предотвращению их непреднамеренного использования; c) устаревшие документы, оставленные для юридических целей и (или) сохранения знаний, должны быть надлежащим образом идентифицированы. Изменения документов и данных Изменения документов и данных должны быть проанализированы и утверждены теми же службами и (или) организациями, которые утверждали эту документацию, если особо не оговорено иначе. Эти назначенные службы и (или) организации должны иметь доступ к соответствующей исходной информации. Там, где это целесообразно, характер изменения должен быть идентифицирован в документе или соответствующих приложениях. Руководство по качеству По стандарту ИСО 8402:94 “Управление качеством и обеспечение качества. Словарь” руководство по качеству ‑ документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества организации. Руководство по качеству может охватывать всю деятельность организации или выбранную часть этой деятельности; например, оно содержит определенные требования, исходя из характера продукции или услуг, процессов, контрактных условий, руководящих регламентов или самой организации. Важно, чтобы эти требования, содержание, системы качества и руководство по качеству имели обозначения выбранного стандарта по качеству. Нумерация пунктов в данном разделе соответствует нумерации пунктов стандарта ИСО 10013:95. Сами пункты являются выдержками из стандарта. 1. Область применения Международный стандарт ИСО 10013:95 содержит руководящие указания по разработке, подготовке и управлению руководствами по качеству, адаптированными для конкретных нужд пользователя. Получающиеся в результате руководства по качеству отражают документированные процедуры системы качества в соответствии с требованиями семейства международных стандартов ИСО 9000. Стандарт ИСО 10013:95 не распространяется на детально разработанные рабочие инструкции, программы качества, брошюры и другие документы, относящиеся к системе качества (см. уровень С на рис. 4.5). 4. Документация систем качества Типичная иерархия документации системы качества приведена на рис. 4.5. Порядок разработки данной иерархии в отдельной организации зависит от условий этой организации, однако обычно он начинается с разработки политики и целей в области качества. 4.1. Документированные процедуры систем качества Документированные процедуры систем качества должны составлять первичную документацию, используемую при общем планировании и управлении деятельностью, влияющей на качество. В соответствии с семейством ИСО 9000 указанные документированные процедуры должны охватывать все применяемые элементы стандарта на систему качества. Они должны описывать (с подробностью, необходимой для адекватного управления соответствующей деятельностью) ответственность, полномочия и взаимодействие персонала, который руководит, выполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на качество; описывать, как следует осуществлять различные виды деятельности, использовать документацию и применять контроль. 4.1.1. Область применения процедур Каждая документированная процедура должна охватывать логически разделимый компонент системы качества, такой, как завершенный элемент системы качества или его составная часть, либо последовательность взаимодействий, связанных с несколькими элементами системы качества. Количество документированных процедур, объем каждой из них, характер их оформления и презентация должны определяться пользователем стандарта ИСО 10013:95; каждая процедура обычно отражает сложность используемых средств, организации и характера экономической деятельности. Документированные процедуры системы качества не должны, как правило, вдаваться в чисто технические подробности, типа тех, что обычно документируются в детальных рабочих инструкциях. 4.1.2. Последовательный подход Разрабатывая каждую документированную процедуру по одной и той же организационной схеме и форме, пользователи знакомятся с последовательным подходом, применяемым к каждому требованию и, таким образом, повышают вероятность систематического соответствия стандарту. 4.2. Руководство по качеству Руководство по качеству должно содержать или ссылаться на документированные процедуры системы качества, предназначенные для общего планирования и управления деятельностью, влияющей на качество внутри организации. Руководство по качеству должно охватывать все применяемые элементы стандарта на систему качества, необходимые организации. Оно должно описывать с должной степенью детализации, те же аспекты управления, которые упомянуты в подразделе 4.1. В ряде ситуаций соответствующие документированные процедуры системы качества и некоторые разделы руководства по качеству могут быть идентичными. Однако обычно необходима некоторая адаптация для того, чтобы обеспечить выбор только тех процедур, которые соответствуют конкретным целям разработки руководства по качеству. Подробное содержание руководств по качеству приведено в разделе 7. Документированные процедуры, относящиеся к системе качества, не связанные с применяемым стандартом на систему качества, но необходимые для адекватного управления деятельностью, должны дополнительно включаться в руководство по качеству или на них должна делаться ссылка, если это целесообразно. Примечание 2: Включение производственной информации, являющейся собственностью фирмы, производится по усмотрению организации. 4.2.1. Цели руководства по качеству Руководства по качеству могут быть разработаны и применяться в организации для таких целей (но не только), как: a) изложение политики организации в области качества, процедур и требований; b) описание и внедрение эффективной системы качества; c) обеспечение улучшения управления процедурами и облегчение деятельности по обеспечению качества; d) обеспечение документированной базы для проведения проверки системы качества; e) обеспечение непрерывности функционирования системы качества и реализации ее требований в ходе меняющихся условий; f) подготовка персонала в области требований системы качества и методов их реализации; g) презентация своей системы качества для внешних целей, таких, как демонстрация соответствия требованиям ИСО 9001, 9002, 9003; h) демонстрация соответствия системы качества требованиям к качеству в контрактных ситуациях. 4.2.2. Структура и форма Хотя нет установленной структуры или формы для руководства по качеству, оно должно включать точную, полную и четкую политику в области качества, цели и руководящие документированные процедуры организации (см. раздел 6). Одним из методов обеспечения адекватного обозначения и нахождения рассматриваемого материала (содержания руководства) будет использование условных обозначений разделов руководства по качеству по отношению к соответствующим элементам руководящего стандарта на систему качества. В равной степени приемлемы другие подходы, такие, как структурирование руководства, с тем, чтобы отразить характер организации. 4.2.3. Разновидности руководства по качеству Руководство по качеству может быть: a) прямой компиляцией документированных процедур системы качества; b) выборкой или разделами документированных процедур системы качества; c) серией документированных процедур для конкретного назначения или применения; d) из нескольких документов или уровней документации; e) единым документом с адаптированными приложениями; f) самостоятельным или иным документом; g) в виде других многочисленных возможных разновидностей, исходя из потребностей организации. 5. Процесс разработки руководства по качеству 5.1. Ответственность за разработку После принятия администрацией решения о документальном оформлении системы качества в руководстве по качеству, фактический процесс должен начаться с постановки задачи по координации перед компетентным органом[21], уполномоченным администрацией. Последний может быть представлен одним лицом или группой лиц от одного или нескольких функциональных подразделений. Практическая работа по написанию должна осуществляться и управляться уполномоченным компетентным органом или различными самостоятельными функциональными подразделениями, если это целесообразно. Использование имеющихся документов и ссылок может существенно сократить время на разработку руководства по качеству, а также оказать помощь в идентификации тех участков, где необходимо обратить внимание на возможные несоответствия требованиям системы качества и внести коррективы. Компетентный орган может инициировать следующие действия, если это уместно: a) учредить и составить перечень имеющихся, применяемых политики, целей и документированных процедур или разработать программы для них; b) принять решение, какие элементы системы качества применять в соответствии с выбранным стандартом на систему качества; c) наладить получение данных о существующей системе качества и практике посредством различных средств, таких, как анкеты и интервью; d) запросить и получить дополнительные источники документации или ссылки от работающих подразделений; e) определить структуру и форму заданного руководства; f) классифицировать имеющиеся документы в соответствии с заданными структурой и формой; g) использовать любой другой метод, подходящий для организации, в целях завершения разработки проекта руководства по качеству. 5.2. Использование ссылок Там, где это целесообразно, и для избежания излишнего объема документа следует применять ссылки на существующие признанные стандарты или документы, имеющиеся в распоряжении пользователя руководства по качеству. 6. Процесс утверждения, издания и управления руководством по качеству 6.1. Окончательный анализ и утверждение Перед изданием руководство следует подвергнуть анализу ответственными лицами, с тем, чтобы обеспечить четкость, точность, пригодность и надлежащую структуру. Предполагаемые пользователи должны также иметь возможность дать оценку и высказать замечания по применению этого документа. Выпуск нового руководства по качеству должен быть утвержден руководством, ответственным за его применение. На каждом экземпляре должна быть отметка о таком разрешении на выпуск. Приемлемы электронные или другие методы выпуска руководства, если сохраняется свидетельство об утверждении. 7. Что включать в руководство по качеству 7.1. Общие положения Руководство по качеству обычно должно содержать следующее: a) наименование, область распространения и сферу применения; b) оглавление; c) вводную часть о соответствующей организации и самом руководстве по качеству; d) политику в области качества и цели организации; e) описание структуры организации, ответственности и полномочий; f) описание элементов системы качества и любые ссылки на документированные процедуры системы качества; g) раздел “Определения”, если в этом есть необходимость; h) путеводитель по руководству по качеству, если это уместно; i) приложение с вспомогательной информацией, если это целесообразно. Примечание 5: Порядок построения содержания руководства по качеству может меняться в соответствии с запросами пользователя. 7.2. Наименование, распространение и сфера применения Наименование и область распространения руководства по качеству должны четко определять организацию, к которой применяется руководство. Этот раздел руководства по качеству должен также определять применение элементов системы качества. Для обеспечения четкости и избежания путаницы может быть целесообразным использование указателей “неприменения” (например, перечисляются случаи, на которые не распространяется руководство по качеству, и ситуации, когда руководство не должно применяться). Вся эта информация или ее часть может также приводиться на титульном листе. 7.3. Оглавление Оглавление руководства по качеству должно отражать наименование разделов внутри него и указывать места их расположения. Нумерация или система кодирования разделов, подразделов, страниц, рисунков, примеров, диаграмм, таблиц и т.п. должна быть четкой и логичной. 7.4. Вводная часть Вводная часть руководства по качеству должна содержать общие сведения о соответствующей организации и самом руководстве по качеству. Минимальные сведения об организации должны включать ее наименование, местонахождение, адрес и средства связи. Может быть также включена дополнительная информация об организации, такая, как направление экономической деятельности, краткое описание ее происхождения, предыстория или размер. Сведения о самом руководстве по качеству должны включать: a) идентификацию текущего или действующего издания, дату выпуска или вступления в силу и идентификацию внесенных поправок в содержание; b) краткое описание порядка пересмотра и поддержания в рабочем состоянии руководства по качеству: кто анализирует его содержание и как часто, кто полномочен вносить изменения в руководство по качеству и кто имеет право утверждать их, данная информация может также приводиться под соответствующим элементом системы качества; может быть включен, если это целесообразно, метод установления предыстории любого изменения в процедуре; c) краткое описание документированных процедур, используемых для идентификации статуса и управления распределением руководства по качеству: содержит ли оно или не содержит конфиденциальные сведения; используется ли оно только для внутренних целей организации или может быть доступным вне ее; d) свидетельство об одобрении теми, кто несет ответственность за утверждение содержания руководства по качеству. 7.5. Политика в области качества и цели Этот раздел руководства по качеству должен устанавливать политику в области качества и цели организации. Именно здесь представлено обязательство организации по качеству и описаны в общих чертах ее цели в области качества. Этот раздел должен также описывать, как политика в области качества становится известной и понятной всем рабочим и служащим и как она осуществляется и поддерживается на всех уровнях. Конкретные заявления о политике в области качества могут также располагаться под соответствующим элементом системы качества. 7.6. Описание организации, ответственности и полномочий Этот раздел руководства по качеству должен давать описание высшего уровня структуры организации. Может быть включена схема организационной структуры, показывающая ответственность, полномочия и структурную взаимосвязь. Подразделы внутри данного раздела или в ссылочной процедуре элементов системы качества должны содержать подробности в отношении ответственности, полномочий и иерархии всех служб, которые осуществляют общее руководство, исполнение и проверку работы, влияющей на качество. 7.7. Элементы системы качества Остальная часть руководства по качеству должна описывать все применяемые элементы системы качества. Описание следует подразделять на логические разделы, дающие представление о хорошо скоординированной системе качества. Этого можно добиться путем включения документированных процедур системы качества или ссылок на них. Система качества и руководство по качеству уникальны для каждой организации; и поэтому настоящий международный стандарт не предназначен для определения единственной в своем роде структуры, формы, содержания или метода презентации с целью описания элементов системы качества, которые можно применить ко всем (или даже некоторым) видам продукции, включая услуги. Требования к элементам систем качества приведены в семействе международных стандартов ИСО 9000 или в соответствующем стандарте, применяемом организацией. Рекомендуется, чтобы во всех случаях описание элементов системы качества осуществлялось в той же последовательности, что и в выбранном стандарте. Приемлемы другая последовательность или перекрестные ссылки, если это целесообразно для организации. После выбора соответствующего стандарта каждая организация определяет применяемые элементы системы качества и, исходя из требований стандарта к этим элементам, устанавливает, как она предполагает внедрять и реализовывать каждый выбранный элемент и управлять им. При определении наиболее применяемого подхода для организации следует учитывать такие аспекты, как: · характер экономической деятельности, рабочая сила и ресурсы; · акцент, делаемый на документации системы качества и обеспечении качества; · различия между правилами, процедурами и рабочими инструкциями; · средство[22], выбранное для руководства по качеству. Тогда получающееся в результате руководство по качеству отражает присущие организации методы и средства выполнения требований, установленных в выбранном стандарте качества и в элементах ее системы качества. Методы и средства, с помощью которых организация обязуется выполнять требования, должны быть четкими для пользователей руководства по качеству. 7.8. Определения Если признается необходимым иметь раздел “Определения”, то он обычно располагается сразу после раздела “Область применения”. Хотя рекомендуется, когда это практически целесообразно, использовать содержащиеся в стандарте определения и термины, на которые делаются ссылки в признанных терминологических документах по качеству или в словарях общего назначения, этот раздел руководства по качеству должен содержать определения терминов и понятий, используемых исключительно в данном руководстве по качеству. Особое внимание следует уделить словам, имеющим различное значение для разных людей или конкретное значение для конкретных сфер экономической деятельности. Определения должны обеспечить полное, единое и недвусмысленное понимание содержания руководства по качеству. Настоятельно рекомендуется применять ссылки на существующие понятия, терминологию, определения и стандарты (например, ИСО 8402:94). 7.9. Путеводитель по руководству по качеству Можно обсудить вопрос о включении указателя или раздела, содержащего перекрестные ссылки между содержанием и ключевыми словами по отношению к разделу или номерам страниц, либо иного подобного путеводителя для быстрого нахождения “что и где в руководстве по качеству”. Путеводитель может также включать описание организационной структуры руководства по качеству и краткое изложение содержания каждого раздела. Читатели, интересующиеся только отдельными частями руководства по качеству, должны суметь определить с помощью данного раздела, какие части руководства по качеству могут содержать нужную им информацию. 7.10. Приложение с вспомогательной информацией Может быть включено приложение, содержащее вспомогательные данные по отношению к руководству по качеству. Примеры возможной формы раздела руководства по качеству и раздела руководства по качеству Пример возможной формы раздела руководства по качеству Организация Наименование / проблема Номер Издающее Утверждено Дата Пересмотрено Страница подразделение Политика или ссылка на политику Укажите руководящее требование. Назначение и область применения Составьте перечень, почему, зачем, на какие участки распространяется, а также имеющихся исключений. Ответственность Укажите подразделение организации, ответственное за применение документа и достижение цели. Действия и методы по выполнению требований элемента системы качества Перечислите, шаг за шагом, что необходимо сделать. Используйте ссылки, если это целесообразно. Поддерживайте логическую последовательность. Упоминайте о любых исключениях или заслуживающих внимания конкретных участках. Считайтесь с применением карт технологического процесса. Документация и ссылки Определите, какие ссылочные документы или формы связаны с применением документа или какие данные должны быть зарегистрированы. Используйте примеры, если это целесообразно. Регистрация данных о качестве Определите, какие данные необходимы в результате применения документа, где и как долго они сохраняются. Примечания 1. Настоящая форма может также использоваться как документированная процедура системы качества. 2. Структура и порядок пунктов, перечисленных выше, должны определяться потребностями организации. 3. Утверждение и статус пересмотра должны быть распознаваемыми.
Пример раздела руководства по качеству Примечание: Это только пример; фактическая структура должна определяться действительными потребностями пользователя.
Резюме Разработка системы качества проводится специальной командой по созданию системы качества. Руководство проекта должно демонстрировать личную заинтересованность в создании системы качества и принимать в нем активное участие. Для разработки и внедрения системы качества следует привлекать как можно больше сотрудников. Если сотрудник принимал участие в разработке документации для своей деятельности, то он намного лучше это будет выполнять. Для описания системы качества издается руководство по качеству. На это руководство существует отдельный международный стандарт ИСО 10013:95.
Алфавитный указатель (После термина указана страница, на которой он объясняется) Верхний контрольный предел 171 Временной ряд 170 Всеобщее управление качеством 121 Гистограмма 173 Градация 132 График создания системы качества 202 Детальная схема 165 Диаграмма Ишикавы 169 Диаграмма Парето 167 Диаграмма разброса 175 Диаграмма рассеяния 175 Добровольная сертификация 108 Жизненный цикл товара 110 Заявка на подряд 134 ИСО 106 ИСО 9000-1 114 ИСО 9001 115 ИСО 9002 115 ИСО 9003 115 ИСО 9004-1 116 Качество 103 Класс 132 Команда по созданию системы качества 198 Контракт 134 Контрольная карта 171 Контрольный листок 163 Корпоративная культура 128 Кружки качества 185 Материальное стимулирование 190 Матрица ответственности 206 Методы контроля результатов работы по качеству 126 Методы обеспечения качества 125 Методы стимулирования качества 125 Мозговой штурм 164 МЭК 106 Нематериальное стимулирование 189 Нерегулируемая зона 108 Нижний контрольный предел 171 Обеспечение соответствия 108 Обязательная сертификация 108 Ответственность руководства 135 Планирование качества 154 Политика в области качества 112 Поставщик 135 Потребитель 135 Премия по качеству 129 Причинно-следственная диаграмма 169 Продукция 134 Программа административного управления качеством 156 Программа качества 156 Программа обеспечения качества 156 Путеводитель по руководству по качеству 232 Раскрывающаяся схема 165 Регулируемая зона 108 Руководство по качеству 136 Самоконтроль 183 Самооценка 131 Сертификация 107 Система качества 109 Сорт 132 Стандартизация 106 Статистический контроль процессов 177 Стимулирование сотрудников 188 Субподрядчик 135 Схема потока 165 Схема применения 165 Схема процесса 165 Таблица проверок 163 Уровень стандартизации 107
Глоссарий Ниже приводятся определения основных терминов, использованных в данном разделе. Приводимые определения взяты из международного стандарта ИСО 8402:94 “Управление качеством и обеспечение качества ‑ Словарь” и из руководства ISO/IEC Guide 2:91 Руководство 2 “Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности”.
Административно-территориальная стандартизация ‑ стандартизация, которая проводится на уровне какой-либо административно-территориальной единицы. Административно-территориальный стандарт (стандарт административно-территориальной единицы) ‑ стандарт, принятый на уровне одной административно-территориальной единицы страны и доступный широкому кругу потребителей. Анализ контракта ‑ систематическая деятельность, предпринимаемая поставщиком до подписания контракта, чтобы убедиться, что требования к качеству точно определены, избавлены от двусмысленности, документально оформлены и могут быть выполнены поставщиком. Анализ со стороны руководства ‑ официальная оценка высшим руководством состояния систем качества, определение соответствия политике в области качества и целям.. Всеобщее управление (руководство) качеством (TQM) ‑ подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. Заявка на подряд ‑ заявка, сделанная поставщиком в ответ на предложение выполнить контракт на обеспечение продукцией. Качество ‑ совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Консенсус ‑ общее согласие, характеризующееся отсутствием серьезных возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процедуры, стремящейся учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Контракт ‑ требования, согласованные между поставщиком и потребителем и переданные с помощью любых средств. Контроль ‑ деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик (с целью калибровки) объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик. Корректирующее действие ‑ действие, предпринятое для устранения причин существующего несоответствия, дефекта или другой нежелательной ситуации с тем, чтобы предотвратить их возникновение. Международная стандартизация ‑ стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Международный стандарт ‑ стандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией (по с<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.012 с.) |