Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие субъективных гражданских правСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Субъективное гражданское право – важнейший признак любого гражданского правоотношения. Его неоднозначность и в то же время значимость для гражданского права вызвали огромное число исследований и породили множество теорий. Большую распространённость приобрела теория воли. Ее сторонник – Б. Виндшайд – выдвинул известную формулу субъективного права – Wollendürfen (желать – мочь). По его мнению, субъективное право – это воледозволенность[604]. Однако желание может безграничным, и за неучёт этого момента критиковали Б. Виндшайда его современники. Э.Р. Бирлингом, А. Тоном и другими было отмечено, что Wollendürfen не означает господства воли над другой волей и не исчерпывает всего содержания субъективного права, а означает лишь дозволенность или невозбранность хотения в том смысле, что со стороны объективного права нет каких-либо запрещёний, запретительных норм, которыми бы возбранялось осуществление хотения. Итак, существенные моменты в понятии субъективного права, а именно «können», т. е. возможность производить юридическими сделками известный юридический эффект, и, следовательно, притязание на соответственную обязанность других лиц, не охватываются выражением Wollendürfen. Поэтому последователь Б. Виндшайда – Ю. Биндер несколько изменяет воледозволенность на Handelnkönnen (возможность действия, дееспособность – перевод Р.О.) или Handelndürfen.Значит, ему субъективное право представляется возможностью действовать под защитой объективного права, отражая противодействия других людей[605]. Теория воли в гегельянской интерпретации поддерживалась Е. Трубецким, подразумевавшим под субъективным правом сферу внешней свободы, которая предоставляется лицу нормами объективного права[606]. Он отмечал, что эта внешняя свобода не является психическим или физическим состоянием или свойством какого-либо реального субъекта, что объективным правопорядком за лицом признается лишь условная возможность самоопределения[607]. Ошибочность этой теории была признана ещё дореволюционными российскими юристами, поскольку объективное право не может ограничить волю, а может только запретить лицу действовать. Например, недееспособные и малолетние могут иметь волю, но юридически значимые действия за них осуществляют их опекуны[608]. В дополнение к вышесказанному приведем слова Г. Еллинека о том, что «каждый акт человеческой воли должен иметь определённое содержание. Нельзя просто хотеть, а можно лишь хотеть чего-нибудь, так же, как мы не просто видим, слышим, чувствуем, мыслим, потому что всякое чувственное восприятие и духовное переживание должно иметь некоторое содержание. Психологически невозможно, чтобы желание само по себе было признано и обеспечено правовым порядком. Такое желание чего-нибудь может быть содержанием правообеспечивающих норм»[609]. Ещё одна попытка определения субъективных прав была предпринята в рамках теории интереса. Её основоположник – Р. Иеринг – определял субъективное право как юридически защищенный интерес. Он писал: «Воля не есть цель и двигательная сила прав; понятие воли и власти не в состоянии дать нам практическое понимание прав. Право, как продукт народной жизни, образующийся вследствие борьбы между различными элементами этой жизни, с целью установления человеческого общежития, существует не только для того, чтобы осуществить идею абстрактной правовой воли, а для того, чтобы служить интересам и целям гражданского оборота»[610]. В России в конце XIX в. эту теорию поддерживал Н.М. Коркунов. Он понимал под субъективным правом или правомочием (для учёного это равнозначные понятия) «возможность осуществления интереса, обусловленную соответствующей юридической обязанностью»[611]. Критики теории интереса справедливо обращали внимание на то, что субъективное право существует и без защищаемого интереса. Так, Л.И. Петражицкий писал: «Несомненно, с юридической точки зрения, что наши права могут продолжаться и нередко продолжаются вопреки нашим интересам, а, во всяком случае, при отсутствии с нашей стороны соответствующего содержанию права интереса»[612]. Г.Ф. Шершеневич подчёркивал, что интересы обеспечиваются действием объективного права и там, где нет субъективного права[613]. Таким образом, очевидно противоречие между пониманием субъективного права как юридически защищенного интереса и одновременно допущение юридически защищаемых интересов без субъективного права[614]. О.С. Иоффе, включающий интерес в содержание субъективного права, в дальнейшем неоднократно отмечал, что оно является средством, способом, правовой предпосылкой для «удовлетворения интересов советских граждан, совпадающих с интересами социалистического государства или не противоречащих им»[615]. По мнению С.Н. Братуся, субъективное право не может быть определено через интерес, поскольку последний является предпосылкой и целью субъективного права, но не его сущностью[616]. Ставится под сомнение определение субъективного гражданского права через интерес и сегодня[617]. Таким образом, ни с помощью теории воли, ни теории интереса не удалось сформировать всеми признаваемого понятия субъективного гражданского права. Поэтому в конце XIX в. юристы создали новое определение, включающее одновременно и волю, и интерес. Учёные, относящиеся к данной группе, а именно Г. фон Фернек, В. Шуппе, Ф. Регельсбергер, Л. Мишу, А. Меркель, Р. Салейль, полагали, что субъективное право – это власть осуществлять интересы, обеспеченная и ограниченная нормами объективного права[618]. Вышеуказанная точка зрения до сих пор доминирует в германской правовой доктрине. Так, А. Жалинский и А. Рёрихт во «Введении в немецкое право» отмечают, что в немецкой цивилистике общепризнанным является определение субъективного гражданского права как своёобразной правовой власти, «…которая предоставлена существующим правопорядком субъектам права для удовлетворения определённых интересов»[619]. Однако в той же немецкой научной литературе указывается, что понятие власти является социологическим, а не юридическим. В связи с этим К. Ларенц подчеркивает, что, будучи применено к праву, оно плохо отражает многие субъективные права, в частности право на защиту личности[620]. Следовательно, и теория власти не может полностью отразить специфику субъективного гражданского права. О.С. Иоффе, исследовавший историю развития представлений о субъективном гражданском праве, отмечал, что «были созданы и другие теории субъективного гражданского права, такие как теория власти[621], теория власти и интереса[622], воли и интереса[623], силы и интереса[624], теория блага[625] и т. д. и т. п.»[626]. Многочисленность теорий поставила перед наукой вопрос о том, возможно ли вообще научное объяснение понятия субъективного права, а изменившиеся социально-исторические условия привели к тому, что самая эта категория подвергалась вначале сомнению, а затем и прямому отрицанию. Так, Л.И. Петражицкий, отвергая реальность правовых явлений и рассматривая их как особый класс «сложных эмоционально-интеллектуальных психических процессов»[627] и субъективное право определял как своёобразное психическое переживание, порождающее императивно-атрибутивные эмоции на стороне обязанных лиц[628]. Французский юрист Л. Дюги, исходя из своей знаменитой системы взаимной социальной зависимости (interdépendence sociale), заключал, что у современного ему человека «нет прав, как нет их и у коллективности, но все индивиды обязаны повиноваться социальной норме, так как они суть существа социальные»[629]. В послереволюционной отечественной науке категория субъективного гражданского права рассматривалась различно: как отражение обязанностей, возложенных на других лиц[630], определённая законодательной властью мера свободы лица, в пределах которой оно может совершать известные действия[631], установленные законом границы (ограничения) возможности определённого поведения[632], сфера власти, признаваемой объективным правом за управомоченным и заключающаяся в возложении запретов и предоставлении правомочий[633], принадлежащая определенному субъекту возможность и обеспеченность определенного поведения[634], мера дозволенного поведения, обеспеченная государством[635], юридически обеспеченная мера возможного поведения управомоченного лица[636], предоставленная лицу мера возможного поведения[637]. Деятельностный подход к правоотношению как к средству идеального порядка предполагает идеальность и его составных частей. Субъективное гражданское право, без всякого сомнения, идеальное явление. Оно часто определяется через возможность, которая понимается как средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь.[638] Таким образом, субъективное право не может быть самим действием, поскольку это то, без чего действие (имеющее юридическое значение) не может состояться. Другой вопрос: можно ли сказать, что для осуществления действия достаточно указания в законе (дозволения)? И если да, то зачем нужно понятие субъективного гражданского права? Уже из его названия следует, что оно несет в себе прямое, явное, однозначное указание на связь нормы с субъектом, а именно (в силу его идеальности) с его пониманием дозволения. Дозволение означает разрешение, иными словами наличие возможности осуществления свободной деятельности. Именно возможность, как осознанное правовым человеком дозволение, составляет существо субъективного гражданского права. Обратим внимание на то, что представители теории воли акцентировали внимание не просто на возможности совершения свободной деятельности, а на её волевой составляющей, совершенно верно полагая, что субъективное право следует понимать так возможность автономного проявления своей воли, т.е. возможность подчинять свою деятельность собственной воле, а не воле государства или другого лица. Это положение очень важно, поскольку оно указывает на исходную точку для исследования сущности субъективного гражданского права. Последняя, по утверждению Беккера и цитировавшего его Н.М. Коркунова, состоит в том, что в отличие от римских юристов, видевших характерную особенность регулируемых правом отношений в связанности их объективным правом (juris vinculum), западноевропейские юристы придают особенное главное значение активной стороне отношений, понимают субъективную сторону права как признанную и охраняемую правом свободную волю индивида. Это, в свою очередь объясняется «свойственным германским народам субъективизмом в противоположность объективизму древности и тем, что христианское учение с особенною силой выдвинуло значение воли»[639]. Однако, признавая важность волевой стороны субъективного гражданского права, необходимо понимать, что любая правовая деятельность носит волевой характер, и тем самым упоминание об этом важном обстоятельства «сворачивается», подразумевается. Поэтому, не будучи, по сути, неверным, волевое определение субъективного гражданского права фиксирует только основы его содержания. Субъективное гражданское право – многоаспектное явление. Оно отражает и другие аспекты свободной деятельности, понимаемой как взаимодействие. Поэтому необходимо соотнесение воли одного с волей другого лица. Исходя из этого, следует скорректировать понимание возможности, являющееся основой субъективного гражданского права. Субъект понимает, что разрешение действовать свободно не беспредельно, а предельно, ограничено законом. Именно поэтому в советской науке получило распространение определение субъективного гражданского права как меры дозволенного поведения. Однако являясь по своей сути верным, это определение очень общее, не отвечающее специфике гражданского права. Ведь последнее не содержит и не может содержать (в силу принципиальной неопределенности свободной деятельности) какого-либо точного перечня недозволенных действий, а лишь указывает на общий запрет злоупотребления правами. «Конкретный беспредел» – неразрешенные действия в определенной ситуации – может назвать только другой субъект права, чьи права оказываются нарушенными в результате осуществления субъективного гражданского права. Однако это не значит, что лицо, осуществляющее свои права, не знает о том, как их осуществлять, чтобы не нарушить права другого. Будучи объективно разумным субъектом права, управомоченный предполагает, что совершение деятельности в определенном порядке не будет нарушать прав другого лица или лиц и, соответственно, не встретит с его или их стороны препятствий. Конечно, управомоченный, находясь в сфере свободы, несмотря на свою разумность, не может достаточно определённо знать о том, какие именно действия вызовут нарушение прав другого лица. Поэтому он лишь верит, предполагает, надеется, ожидает, что его действия по осуществлению собственного субъективного гражданского права не помешают осуществлению прав других лиц. В этом смысле очень точным была терминология русского обязательственного права, согласно которой кредитор как носитель субъективного гражданского права, назывался верителем. Комментируя это обозначение, В.И. Синайский писал: «обязательство, как отношение, вполне зависящее от другого лица, есть, в сущности, область доверия, оказываемого одними лицами, кредиторами, другим лицам, должникам»[640]. Д.В. Дождев, поясняя сущность римского обязательства, прямо называет притязание кредитора, обращенное к нормальному участнику правового общения правовым ожиданием, предметом которого является предоставление со стороны другого лица[641]. В качестве подтверждения понимания субъективного гражданского права как ожидания приведем выводы В.А. Белова, который, анализируя содержание регрессных вексельных обязательств, пришел к выводу о том, что по сути это вовсе не обязательства, а относительные правоотношения особого рода. Их содержанием является юридически обеспеченная возможность активного субъекта рассчитывать на совершение своим контрагентом (пассивным субъектом) действий, направленных на достижение определенной цели, но не требовать их совершения. Данные правоотношения названы В.А. Беловым правами ожидания[642]. Указывает на существование таких прав и один из учеников и соавторов В.А. Белова – А.Б. Бабаев[643]. Основное отличие его точки зрения от позиции, занимаемой В.А. Беловым заключается в том, что он причисляет права ожидания активных действий (в его терминологии - правоотношения по созданию условий) к числу секундарных прав, относительно невозможности существования которых мы уже высказались выше. Вместе с тем, В.А. Белов полагает, что права ожидания отличаются от других субъективных гражданских прав. По его мнению, с традиционными обязательственными правоотношениями – требованиями управомоченных лиц о совершении обязанными лицами определенных действий – не должны смешиваться относительные правоотношения, содержанием которых является пассивное ожидание или расчет управомоченного лица на достижение обязанным лицом определенной фактической или юридической цели[644]. Т.е. автор видит различие между обязательствами и правами ожидания, прежде всего в том, что первые являются активными требованиями, а вторые – исключительно пассивными. В другой своей статье В.А. Белов уточняет, что одной из ярких отличительных черт такого рода правоотношений является отсутствие у активного (управомоченного) субъекта иных возможностей, кроме пассивного расчета (ожидания). Причём он совершенно верно отмечает сходство содержательной части права ожидания и отрицательной стороны абсолютного права. Но учёный считает, что в абсолютных правах этот (отрицательный) аспект имеет вспомогательное значение, а в правах ожидания приобретает самостоятельную ценность, поскольку содержанием большинства прав ожидания является расчет не на бездействие (воздержание от действий), а, напротив, на активное позитивное поведение (предоставление информации, совершение сделок и т.д.)[645]. Тем самым автор обнаруживает единство вещных, обязательственных прав и прав, называемых им правами ожидания. Оно выражается в наличии у всех этих возможностей признака ожидания. Т.о. приведенные высказывания подтверждают, что ожидание составляет содержание субъективных гражданских прав, а не является простым перенесением историко-философской терминологии на почву цивилистики. Поэтому можно говорить о том, что все субъективные гражданские права представляют собой основанные на нормах гражданского права предположение управомоченного лица об отсутствии препятствий со стороны других лиц в осуществлении собственной свободной деятельности. Соответственно, субъективное гражданское право представляет собой меру ожидаемой деятельности, определяемую субъектами на основании норм гражданского права. Такое понимание позволяет объяснить правовую природу отношений, которые обладают ярко выраженным доверительным характером, как например, приводимые В.А. Беловым: a) так называемые гарантийные обязательства, возникающие из факта вещного предоставления (традиции); б) потребительские преддоговорные и внутрикорпоративные информационные правоотношения; в) правоотношения поручительства; г) правоотношение представителя и представляемого (так называемое внутреннее отношение представительства) и д) правоотношения, содержание которых описывается через характеристику так называемых кредиторских обязанностей. Учёный считает, что гарантийные правоотношения (содержащие права ожидания – Р.О.) складываются также: а) между юридическим лицом и его руководителем; б) между участниками товарищеских объединений - простого, полного и коммандитного товариществ; в) участниками обществ с ограниченной ответственностью. Согласимся с В.А. Беловым в том, что каждая из этих групп представляет свой самостоятельный интерес и нуждается в отдельном изучении, добавим на основании уточненного понимания субъективных гражданских прав[646]. В последнее время в отечественной цивилистике возобновились предложения по расширению понимания субъективных гражданских прав за счёт отнесения к ним секундарных прав[647]. Помимо уже сказанного о них выше, поясним, что они понимаются как права, содержанием которых является возможность установить конкретное правоотношение посредством односторонней сделки[648]. Как отмечается Е.А. Сухановым, эта категория общепризнанна в континентальном европейском гражданском праве германского типа, где она обозначается термином Gestaltungsrechtе[649]. Она достаточно активно обсуждалась в трудах отечественных правоведов[650]. Основная причина, по которой секундарные права не были отнесены к субъективным гражданским правам, названа О.С. Иоффе и состоит в том, что эти явления не относятся к числу самостоятельных и самодостаточных, законченных результатов правового регулирования[651]. Тем не менее, некоторые современные исследователи, анализируя право на акцепт, право принятия наследства по завещанию, другие, по их мнению, схожие в правовом смысле ситуации, приходят к выводу о том, что им безосновательно отказывают в признании в качестве субъективных гражданских прав. Однако, с нашей точки зрения, авторы спешат с выводами. Проблема секундарных прав решается с позиции деятельностного подхода следующим образом. Как уже было сказано выше, правовое регулирование имущественных и личных неимущественных отношений осуществляется при помощи различных правовых средств и в том числе – правоотношения. Последнее, как и субъективные гражданские права, выступающие в качестве его элемента, следует отличать как от предпосылок возникновения, так и от актов осуществления субъективных гражданских прав.Полагаем, что явления, обобщённо определяемые как секундарные права, не имеют общей правовой природы, а представляют собой различные варианты действий реальной деятельности, оцениваемых как юридические составы, юридические факты, их элементы, в том числе акты осуществления субъективного гражданского права, составляющие действия гражданско-правовой деятельности. На это обратил внимание еще А.Г. Певзнер, разделив все правовые явления, относимые к секундарным правам, на две группы: 1) права, являющиеся предпосылками возникновения правоотношения (право на акцепт, право на принятие наследства), и 2) права, входящие в уже существующее правоотношение (право расторжения договора, право выбора в альтернативном обязательстве)[652]. Действительно, так называемое право выбора в альтернативном обязательстве (ст. 320 ГК РФ) появляется только после возникновения обязательства, которое не было бы альтернативным, если бы должник не имел бы указанной возможности по своёму выбору или по выбору кредитора совершить для него одно или несколько действий, предусмотренных законом или договором. Кроме того, квалифицируемая как обязательство, указанная деятельность, со всеми входящими в неё элементами, в том числе и «правом выбора», направлена на достижение единой цели. Значит последнее – это действие по осуществлению субъективного гражданского права, причем достаточно точно определенное законом (совершение одного из строго определенных действий). Другой пример – так называемое «право на акцепт». А.Б. Бабаев очень верно отмечает, что для его возникновения необходим юридический факт. Действительно, акцепт может быть направлен только после получения оферты. Однако это не значит, что направление акцепта – субъективное гражданское право. Оно – часть деятельности по заключению договора. В ходе этой деятельности реализуется возможность, находящаяся в рамках правоспособности (ст. 18 ГК РФ). И эта деятельность направлена на заключение договора, а не ограничивается направлением оферты. Кроме того, это фактическое действие достаточно точно определено законом (совершение или воздержание от совершения строго определенного действия – дача ответа о согласии заключить договор). Итак, на основании анализа двух явлений, которые часть учёных обозначают в качестве секундарных прав, уже можно сделать вывод о том, что они выступают частью гражданско-правовой деятельности. Кроме того, их объединяет то, что они достаточно точно определены законом. Вся свобода деятельности, являющаяся характерной чертой субъективного гражданского права, сводится здесь к возможности выбора между вариантами действий, предложенных законодателем. Полагаем, что субъективное гражданское право не может сводится к такой возможности, поскольку её сущность состоит в том, чтобы лицо могло само определить содержание своей гражданско-правовой деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.251 (0.01 с.) |