Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь теории права с другими гуманитарными наукамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теория права и философия как наука о всеобщем: теория права использует философские категории и общие понятия, что имеет для теории права не только теоретическое, но и методологическое значение; теория права использует философские законы и закономерности, а также для развития теории права существенное значение представляет философский, мировоззренческий аспект, поскольку философия – одна из форм общественного сознания, направленная на выработку определенного мировоззрения как у отдельного человека, так и у всего общества, соответственно, результаты исследований того или иного ученого в значительной мере определяются его мировоззренческими позициями; философия опирается на юридический материал, который вырабатывается теорией права и другими юридическими науками, помогающими философии формулировать общие принципы государственно-правового развития общества; использование достижений философии при изучении права помогает избегать мировоззренческих ошибок, способствует правильной постановке новых проблем и более осознанному их решению. Теория права и политология как наука, занимающаяся изучением многообразия всего политологического мира: теория права, используя политологические данные, рассматривает правовые явления с точки зрения не только их внутреннего строения, формы, сущности и содержания, но и их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений, институтов и учреждений, что дает возможность исследовать правовые явления в контексте их связей с политической средой; политология использует теорию права наряду с собственно политологическим материалом, положения и выводы, сделанные специалистами в области теории права, особенно таких институтов, как государство, гражданское общество. Теория права и экономика. Экономические науки (политическая экономика, история экономической мысли, экономическая статистика, экономика труда и др.) – как науки об изучающие средства и способы производства, формы собственности, методы управления экономикой и др.: теория права, опираясь на знания экономической науки, исходит из предпосылки, что экономика – материальная основа государства и общества, оказывающая огромное влияние на процесс формирования и развития других составляющих социальной жизни, в том числе и права; экономические науки исходят из выводов теории права, что, как правило, каждому типу государственной и правовой системы должен соответствовать вполне определенный тип или разновидность экономики; соответственно, проведение радикальных политических и правовых преобразований в той или иной стране с неизбежностью предполагает одновременное проведение и экономических преобразований, и наоборот, т. е. теория права исходит из того, что не только экономика и экономические науки влияют на право и юридические науки, но, в свою очередь, вторые существенно влияют на первые. Теория права и социология как наука, изучающая общество как целостную систему и отдельные его составляющие; теория права опирается в своем развитии как на общую социологическую теорию и методологию, изучающую закономерности функционирования всего общества, так и на частные социологические теории, обосновывающие закономерности развития отдельных сфер жизни общества; социология изучает право, как объект конкретных социологических исследований. Теория права и социальная психология как наука, занимающаяся выявлением и изучением закономерностей поведения людей, обусловленных фактом их принадлежности к определенным социальным слоям и группам, а также изучением психологических характеристик отдельных человеческих сообществ и групп: теория права не может решать свои задачи без знания социально-психологических особенностей отдельных социальных групп и всего общества в целом, от чего зависит во многом стабильность права, а также возможность прогнозировать перспективы его существования и развития; социальная психология изучает процесс влияния качественного состояния правовой сферы в целом и отдельных ее составляющих на психологические характеристики отдельных человеческих сообществ и групп. Теория права в системе юридических наук В зависимости от предмета исследования и сферы научного познания все юридические науки, учебные дисциплины подразделяются на три основные группы: историко - и теоретико-правовые (история государства и права Беларуси; история государства и права зарубежных стран, история правовых учений, общая теория права, философия права, социология права и др.); отраслевые (конституционное право, административное право, гражданское право, гражданский процесс, финансовое право, уголовное право, уголовный процесс, трудовое право, земельное право и др., имеющие в качестве объекта изучения различные отрасли права); специальные (прикладные) (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.). Особое место в системе юридических наук занимает международное право. Процесс формирования новых (в настоящее время – выделение из уже имеющихся) областей знания осуществляется постоянно. Так, в группе теоретико-правовых наук осуществляется процесс появления в качестве самостоятельных наук и юридической конфликтологии, правовой семиотики, юридической герменевтики, юридической онтологии, юридической антропологии и др.
Методология теории права Методология является объективно определяемой предметом изучения частью каждой науки, существенным ее элементом. Слово «методология» имеет два значения: как учение о методе (в этом смысле методология есть область философского знания, здесь концентрируются и синтезируются знания о путях познания); как система методов, используемых в той или иной науке, теории, что является более распространенной точкой зрения. Формирование и развитие теории права как науки осуществляется на основе своей методологии, а, в свою очередь, система ее знаний выступает как метод по отношению к отраслевым юридическим наукам, т. е. теория права – методологическая наука для других юридических наук. Метод в науке – знание, с помощью которого добывается новое знание, т. е. один и тот же фрагмент знания в одном отношении может рассматриваться как теория (разрабатываемое знание), а в другом – как метод (знание, с помощью которого разрабатывается теория). Слово «метод» может употребляться в трех значениях: 1) для обозначения особого способа мышления, позволяющего постигнуть изучаемую реальность (эмпирический, дедуктивный и др.); 2) для характеристики философских позиций и принципов, на которых базируется то или иное исследование (материалистический, идеалистический и др.); 3) для названия технических приемов исследования (изучение доказательств, судебной практики, использование математических методов и др.). До сих пор открытым и дискуссионным остается вопрос о классификации методов. В советский период все методы делились на общенаучные (основные) и частные (специальные), где общенаучные (материалистическая диалектика) – такие, которые могут применяться во всех областях знаний, а частные рассчитаны на изучение строго определенного предмета и характерны для отдельных наук. В литературе последующих лет встречаются другие классификации методов: философские и конкретные; универсальные и специальные; описательные и аналитические; философские и иные методы. Философские методы составляют основу познания и предопределяют научную направленность исследования права. Вместе с тем эти классификации весьма условны, поскольку тот или иной метод часто одними учеными включается в одну группу, например, считая его общим, а другие – относят к частным методам познания (например, системный метод). Учеными-юристами предпринимаются попытки выделить особый метод, выработанный именно юриспруденцией. Юридический метод – понятийно-правовой метод, способ правового моделирования познаваемой действительности, способ познания ее с позиции и в границах права, способ понимания свойств, черт, признаков действительности в качестве правовых характеристик (правовых определений), правового возраста и измерения действительности (В. С. Нерсесянц). В целях получения научно достоверных знаний, важно использовать разные методологические подходы, кроме того, на том или ином этапе развития науки в силу объективных и субъективных причин, тот или иной методологический подход может признаваться преобладающим. Меняются методологические подходы и в современной теории права. Прежняя, с догмой марксистско-ленинского подхода, основывающаяся на диалектико-материалистическом методе, исходила из того, что право и другие, тесно связанные с ним явления, – динамичные, развивающиеся социальные институты, причины их развития лежат в материальных условиях жизни общества, имеют противоречивый характер развития. Используется только классовый подход к государству и праву, отмечается их служебный характер в руках господствующего класса, прогнозируется отмирание в будущем государства, а следовательно, и права как результата деятельности государства. Признанным в качестве методологического подхода теории права диалектический метод, согласно которому право: – явление, постоянно развивающееся, конкретно-историческое; – существует в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии с государством и другими явлениями – экономикой, политикой, классовыми, национальными отношениями, природными и иными факторами, которые обусловливают и испытывают на себе его обратное действие; – явление права исследуется не умозрительно, а в сочетании с юридической практикой, отражающей потребности общества, их реальную обеспеченность, т. е. практика – есть критерий истинности научных выводов. Идеалистический – как противоположность диалектико-материализму – исходит из определяющей роли сознания (а не материи) в отношении государства и права. Факторами, влияющими на развитие права, являются религиозные, нравственные, политические, национальные и другие установки личности; здесь государство и право являются самостоятельными, не связанными между собой, не обусловленными ходом общественного развития. Практика использования философских, общенаучных методов в исследовании правовой сферы обусловливает появление в содержании этих методов характерных, специфических элементов, которые предстают в виде историко-правового метода, метода сравнительного правоведения, метода толкования и др. Особый статус в системе частных методов имеет формально-догматический метод (специально-юридический, формально-юридический) как выработанный собственно юриспруденцией.
Происхождение государства В соответствии с теологической теорией происхождения государства (Ф. Аквинский), в настоящее время представляющей официальную доктрину Ватикана, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением Бога на земле; светская власть производна от власти церкви. Патриархальная теория происхождения государства (Аристотель, Филмер, Михайловский) объясняет появление этого социального института как своеобразную разросшуюся семью: власть монарха – естественное продолжение власти отца, который заботится о своих членах и обеспечивает их послушание. Патримониальная теория (Галлер): государство произошло от права собственника на землю (патримониум); из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. По мнению авторов о договорной теории происхождения государства (Спиноза, Гоббс, Локк и др.), государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. В догосударственный и доправовой период люди жили в соответствии со своими естественными правами, но не существовало власти, способной защитить человека, для чего люди объединились и заключили договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечивать права человека. Теория насилия как теория происхождения государства (Дюринг, Гумпилович, Кауский) означает, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными (теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии). Согласно психологической теории происхождения государства (Петражицкий), его возникновение объясняется свойствами психики человека, его стремлениями к поиску авторитета, указаниями, которыми он мог бы руководствоваться, желанием одних индивидов повелевать, других – подчиняться (зависимость сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей и др.). Марксистская теория происхождения государства (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов): государство – результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними; это средство поддержания господства одного класса над другим. Из современных концепций происхождения государства (либертарно-юридическая концепция В. С. Нерсесянца): государство и право возникают и до сих пор существуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и осуществления свободы людей в их социальной жизни (нет государства и права (потому что нет свободных индивидов) – значит, первобытное общество). Разнообразие теорий обусловлено как пробельностью об эпохе генезиса государства, так и оригинальным авторским восприятием сущности, назначения государства как явления; временем появления той или иной теории. Ни одна из теорий не является общепризнанной, что, с одной стороны, предопределяет появление новых теорий, с другой – постоянный незавершенный процесс поиска новых аргументов в пользу существующих теорий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.50 (0.012 с.) |