Взаимосвязь теории права с другими гуманитарными науками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь теории права с другими гуманитарными науками



Теория права и философия как наука о всеобщем:

­ теория права использует философские категории и общие понятия, что имеет для теории права не только теоретическое, но и методологическое значение;

­ теория права использует философские законы и закономерности, а также для развития теории права существенное значение представляет философский, мировоззренческий аспект, поскольку философия – одна из форм общественного сознания, направленная на выработку определенного мировоззрения как у отдельного человека, так и у всего общества, соответственно, результаты исследований того или иного ученого в значительной мере определяются его мировоззренческими позициями;

­ философия опирается на юридический материал, который вырабатывается теорией права и другими юридическими науками, помогающими философии формулировать общие принципы государственно-правового развития общества;

­ использование достижений философии при изучении права помогает избегать мировоззренческих ошибок, способствует правильной постановке новых проблем и более осознанному их решению.

Теория права и политология как наука, занимающаяся изучением многообразия всего политологического мира:

­ теория права, используя политологические данные, рассматривает правовые явления с точки зрения не только их внутреннего строения, формы, сущности и содержания, но и их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений, институтов и учреждений, что дает возможность исследовать правовые явления в контексте их связей с политической средой;

­ политология использует теорию права наряду с собственно политологическим материалом, положения и выводы, сделанные специалистами в области теории права, особенно таких институтов, как государство, гражданское общество.

Теория права и экономика. Экономические науки (политическая экономика, история экономической мысли, экономическая статистика, экономика труда и др.) – как науки об изучающие средства и способы производства, формы собственности, методы управления экономикой и др.:

­ теория права, опираясь на знания экономической науки, исходит из предпосылки, что экономика – материальная основа государства и общества, оказывающая огромное влияние на процесс формирования и развития других составляющих социальной жизни, в том числе и права;

­ экономические науки исходят из выводов теории права, что, как правило, каждому типу государственной и правовой системы должен соответствовать вполне определенный тип или разновидность экономики;

­ соответственно, проведение радикальных политических и правовых преобразований в той или иной стране с неизбежностью предполагает одновременное проведение и экономических преобразований, и наоборот, т. е. теория права исходит из того, что не только экономика и экономические науки влияют на право и юридические науки, но, в свою очередь, вторые существенно влияют на первые.

Теория права и социология как наука, изучающая общество как целостную систему и отдельные его составляющие;

­ теория права опирается в своем развитии как на общую социологическую теорию и методологию, изучающую закономерности функционирования всего общества, так и на частные социологические теории, обосновывающие закономерности развития отдельных сфер жизни общества;

­ социология изучает право, как объект конкретных социологических исследований.

Теория права и социальная психология как наука, занимающаяся выявлением и изучением закономерностей поведения людей, обусловленных фактом их принадлежности к определенным социальным слоям и группам, а также изучением психологических характеристик отдельных человеческих сообществ и групп:

­ теория права не может решать свои задачи без знания социально-психологических особенностей отдельных социальных групп и всего общества в целом, от чего зависит во многом стабильность права, а также возможность прогнозировать перспективы его существования и развития;

­ социальная психология изучает процесс влияния качественного состояния правовой сферы в целом и отдельных ее составляющих на психологические характеристики отдельных человеческих сообществ и групп.


Теория права в системе юридических наук

В зависимости от предмета исследования и сферы научного познания все юридические науки, учебные дисциплины подразделяются на три основные группы:

­ историко - и теоретико-правовые (история государства и права Беларуси; история государства и права зарубежных стран, история правовых учений, общая теория права, философия права, социология права и др.);

­ отраслевые (конституционное право, административное право, гражданское право, гражданский процесс, финансовое право, уголовное право, уголовный процесс, трудовое право, земельное право и др., имеющие в качестве объекта изучения различные отрасли права);

­ специальные (прикладные) (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.).

Особое место в системе юридических наук занимает международное право.

Процесс формирования новых (в настоящее время – выделение из уже имеющихся) областей знания осуществляется постоянно. Так, в группе теоретико-правовых наук осуществляется процесс появления в качестве самостоятельных наук и юридической конфликтологии, правовой семиотики, юридической герменевтики, юридической онтологии, юридической антропологии и др.

 

Методология теории права

Методология является объективно определяемой предметом изучения частью каждой науки, существенным ее элементом.

Слово «методология» имеет два значения:

­ как учение о методе (в этом смысле методология есть область философского знания, здесь концентрируются и синтезируются знания о путях познания);

­ как система методов, используемых в той или иной науке, теории, что является более распространенной точкой зрения.

Формирование и развитие теории права как науки осуществляется на основе своей методологии, а, в свою очередь, система ее знаний выступает как метод по отношению к отраслевым юридическим наукам, т. е. теория права – методологическая наука для других юридических наук.

Метод в науке – знание, с помощью которого добывается новое знание, т. е. один и тот же фрагмент знания в одном отношении может рассматриваться как теория (разрабатываемое знание), а в другом – как метод (знание, с помощью которого разрабатывается теория).

Слово «метод» может употребляться в трех значениях:

1) для обозначения особого способа мышления, позволяющего постигнуть изучаемую реальность (эмпирический, дедуктивный и др.);

2) для характеристики философских позиций и принципов, на которых базируется то или иное исследование (материалистический, идеалистический и др.);

3) для названия технических приемов исследования (изучение доказательств, судебной практики, использование математических методов и др.).

До сих пор открытым и дискуссионным остается вопрос о классификации методов. В советский период все методы делились на общенаучные (основные) и частные (специальные), где общенаучные (материалистическая диалектика) – такие, которые могут применяться во всех областях знаний, а частные рассчитаны на изучение строго определенного предмета и характерны для отдельных наук.

В литературе последующих лет встречаются другие классификации методов:

­ философские и конкретные;

­ универсальные и специальные;

­ описательные и аналитические;

­ философские и иные методы.

Философские методы составляют основу познания и предопределяют научную направленность исследования права. Вместе с тем эти классификации весьма условны, поскольку тот или иной метод часто одними учеными включается в одну группу, например, считая его общим, а другие – относят к частным методам познания (например, системный метод).

Учеными-юристами предпринимаются попытки выделить особый метод, выработанный именно юриспруденцией. Юридический метод – понятийно-правовой метод, способ правового моделирования познаваемой действительности, способ познания ее с позиции и в границах права, способ понимания свойств, черт, признаков действительности в качестве правовых характеристик (правовых определений), правового возраста и измерения действительности (В. С. Нерсесянц).

В целях получения научно достоверных знаний, важно использовать разные методологические подходы, кроме того, на том или ином этапе развития науки в силу объективных и субъективных причин, тот или иной методологический подход может признаваться преобладающим.

Меняются методологические подходы и в современной теории права. Прежняя, с догмой марксистско-ленинского подхода, основывающаяся на диалектико-материалистическом методе, исходила из того, что право и другие, тесно связанные с ним явления, – динамичные, развивающиеся социальные институты, причины их развития лежат в материальных условиях жизни общества, имеют противоречивый характер развития. Используется только классовый подход к государству и праву, отмечается их служебный характер в руках господствующего класса, прогнозируется отмирание в будущем государства, а следовательно, и права как результата деятельности государства.

Признанным в качестве методологического подхода теории права диалектический метод, согласно которому право:

– явление, постоянно развивающееся, конкретно-историческое;

– существует в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии с государством и другими явлениями – экономикой, политикой, классовыми, национальными отношениями, природными и иными факторами, которые обусловливают и испытывают на себе его обратное действие;

– явление права исследуется не умозрительно, а в сочетании с юридической практикой, отражающей потребности общества, их реальную обеспеченность, т. е. практика – есть критерий истинности научных выводов.

Идеалистический – как противоположность диалектико-материализму – исходит из определяющей роли сознания (а не материи) в отношении государства и права. Факторами, влияющими на развитие права, являются религиозные, нравственные, политические, национальные и другие установки личности; здесь государство и право являются самостоятельными, не связанными между собой, не обусловленными ходом общественного развития.

Практика использования философских, общенаучных методов в исследовании правовой сферы обусловливает появление в содержании этих методов характерных, специфических элементов, которые предстают в виде историко-правового метода, метода сравнительного правоведения, метода толкования и др.

Особый статус в системе частных методов имеет формально-догматический метод (специально-юридический, формально-юридический) как выработанный собственно юриспруденцией.

 

Происхождение государства

В соответствии с теологической теорией происхождения государства (Ф. Аквинский), в настоящее время представляющей официальную доктрину Ватикана, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением Бога на земле; светская власть производна от власти церкви.

Патриархальная теория происхождения государства (Аристотель, Филмер, Михайловский) объясняет появление этого социального института как своеобразную разросшуюся семью: власть монарха – естественное продолжение власти отца, который заботится о своих членах и обеспечивает их послушание.

Патримониальная теория (Галлер): государство произошло от права собственника на землю (патримониум); из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.

По мнению авторов о договорной теории происхождения государства (Спиноза, Гоббс, Локк и др.), государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. В догосударственный и доправовой период люди жили в соответствии со своими естественными правами, но не существовало власти, способной защитить человека, для чего люди объединились и заключили договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечивать права человека.

Теория насилия как теория происхождения государства (Дюринг, Гумпилович, Кауский) означает, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными (теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии).

Согласно психологической теории происхождения государства (Петражицкий), его возникновение объясняется свойствами психики человека, его стремлениями к поиску авторитета, указаниями, которыми он мог бы руководствоваться, желанием одних индивидов повелевать, других – подчиняться (зависимость сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей и др.).

Марксистская теория происхождения государства (Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов): государство – результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними; это средство поддержания господства одного класса над другим.

Из современных концепций происхождения государства (либертарно-юридическая концепция В. С. Нерсесянца): государство и право возникают и до сих пор существуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и осуществления свободы людей в их социальной жизни (нет государства и права (потому что нет свободных индивидов) – значит, первобытное общество).

Разнообразие теорий обусловлено как пробельностью об эпохе генезиса государства, так и оригинальным авторским восприятием сущности, назначения государства как явления; временем появления той или иной теории. Ни одна из теорий не является общепризнанной, что, с одной стороны, предопределяет появление новых теорий, с другой – постоянный незавершенный процесс поиска новых аргументов в пользу существующих теорий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.026 с.)