Тема 15. Правовое сознание и правовая культура 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Правовое сознание и правовая культура



I. Миниконференция на тему: «Правосознание белорусского общества: состояние и пути повышения уровня»

Цель: выявить особенности проявления правосознания белорусского общества и сформировать навыки выступления на научной конференции.

Порядок проведения

Студенты (4–5 человек), желающие подготовить доклады по теме конференции, заблаговременно совместно с преподавателем определяют их тематику, готовят мультимедийные презентации. Ответственные за организацию конференции (2–3 студента) совместно с преподавателем составляют программу конференции, составляют вступительное и заключительное слово, определяют модель научной конференции.

II. Практические задания

1. Изучите приведенную схему различных подходов к пониманию правосознания:

 
 


Приведите конкретные примеры определений, иллюстрирующих эти подходы.

 

2. В каком соотношении находятся понятия «правосознание» и «правовая культура»; «правовая культура» и «этика юриста»? Изобразите это соотношение схематично.

 

3. Каково соотношение понятий «правовая социализация», «правовое воспитание», «правовая агитация и пропаганда», «правовое просвещение»? Изобразите их соотношение схематично.

 

4. Дополните схему структуры правосознания.

 
 

 

 


5. Изучите виды правосознания и дополните таблицу.

Виды правосознания

 
 

 

 


6. Изучите схему видов деформаций правового сознания.

 
 

 

 


К какому виду деформации, на Ваш взгляд, относится правовая демагогия?

Приведите конкретные примеры указанных видов деформации правосознания.

 


7. Изучите схему и ответьте, к какому типу правовой культуры принадлежит гражданин, обвиненный в корыстном преступлении.

 


8. Существуют социологический и философский подходы к пониманию правовой культуры. Определите, какой из них представлен в правом и левом столбцах таблицы.

 
 

 


9. Изучите приведенную схему.

 

10. Составьте модель формирования правовой культуры человека.

 

11. Определите конкретные, наиболее эффективные, на Ваш взгляд, виды правовоспитательных форм и средств, повышающих правовую культуру студентов.

 

12. Назовите основные ценностные характеристики правовой культуры, которые необходимо формировать:

­ в государстве с переходной экономикой;

­ студенту, обучающемуся по специальности «Государственное управление и право»;

­ судье хозяйственного суда.

 

13. Сформулируйте 7–10 вопросов с тем, чтобы с их помощью можно было бы выявить:

­ уровень правовых знаний человека;

­ его ценностное отношение к праву;

­ ценностные установки.

 

14. Придумайте названия телевизионных передач, целью которых является получение и развитие правовых знаний граждан. Сформулируйте также 2–3 темы таких передач.

III. Литература

1. Абдигалиев, А. У. Деформация правовой культуры: понятие, последствия, пути преодоления / А. У. Абдигалиев // История государства и права. – 2006. – № 3. – С. 2–3.

2. Бабенко, А. Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей / А. Н. Бабенко // Государство и право. – 2005. – № 2. – С. 104–106.

3. Белоножко, В. Ю. Место и роль нравственного воспитания студентов-юристов в вузах Российской Федерации / В. Ю. Белоножко // Право и образование. – 2007. – № 1. – С. 85–89.

4. Бугаенко, Ю. Ю. Деформация и кризисные явления в правовой культуре современного российского общества / Ю. Ю. Бугаенко // Общество и право. – 2007. – № 1. – С. 67–74.

5. Васин, Г. Н. Сущность и функции правовой культуры / Г. Н. Васин // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 4. – С. 332–338.

6. Ветютнев, Ю. Ю. Правовая культура в России на рубеже столетий (обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) // Право и политика. – 2001. – № 6. – С. 123–128.

7. Виноградов, Н. А. Правосознание и национальная идея / Н. А. Виноградов, А. Ю. Пиджаков // История государства и права. – 2005. – № 4. – С. 11–13.

8. Гаврилов, В. В. Взаимодействие международной и национальных правовых систем и правосознание / В. В. Гаврилов // Журн. рос. права. – 2006. – № 2. – С. 131–138.

9. Гайдамакин, А. А. Полемические заметки о логике права и правосознании / А. А. Гайдамакин // Государство и право. – 2007. – № 7. – С. 92–95.

10. Дашин, А. В. Особенности этнического правосознания в генезисе традиционной правовой культуры / А. В. Дашин, И. Б. Ломакина // История государства и права. – 2005. – № 9. – С. 7–10.

11. Дзерман, А. Архаічнае права Беларусі і традыцыйная правасвядомасць / А. Дзерман // Беларускi гiстарычны часопiс. – 2007. – № 12. – С. 25–30.

12. Дзерман, А. В. Трансфармацыя правасвядомасці ў кантэксце грамадскіх пераўтварэнняў / А. В. Дзерман // Весцi Нац. акад. навук Беларусi. Сер. гуманiтарных навук. – 2006. – № 2. – С. 13–18.

13. Звягинцев, А. Правосознание и духовность как основа государственности / А. Звягинцев // Законность. – 2008. – № 2. – С. 42–46.

14. Зорченко Е. А. Формирование правовой культуры трудящихся. – Мн., 1984.

15. Зорченко Е. А. Воспитание правовой культуры молодежи. – Мн., 1989.

16. Зубок, Ю. А. О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // СОЦИС. – 2006. – № 10. – С. 71–77.

17. Зыкова, С. В. Связь религиозного и правового сознания / С. В. Зыкова // История государства и права. – 2006. – № 9. – С. 17–19.

18. Мазан, Л. Правовое просвещение как современная модель развития правовой культуры граждан / Л. Мазан // Юстыцыя Беларусi. – 2008. – № 1. – С. 11–14.

19. Мартышин, О. В. Национальная политика и правовая культура в контексте глобализации / О. В. Мартышин // Государство и право. – 2005. – № 4. – С. 9–17.

20. Мартышин, О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры / О. В.Мартышин // Государство и право. – 2003. – № 10. – С. 24–30.

21. Марченя, П. П. Парадоксы мифологии «правового нигилизма» в России / П. П. Марченя // Закон и право. – 2006. – № 2. – С. 20–22.

22. Машкович, К. В. Правосознание и нравственность в психологической теории права Л. И. Петражицкого / К. В. Машкович // История государства и права. – 2007. – № 12. – С. 36–38.

23. Мжельский, А. Е. Развитие потребности в юридических знаниях в управлении процессом формирования правовой культуры молодежи / А. Е. Мжельский // Право и образование. – 2006. – № 1. – С. 232–242.

24. Мжельский, А. Е. Формирование профессиональной мотивации в юридическом образовании и развитие правовой культуры молодежи / А. Е.Мжельский // Инновации в образовании. – 2005. – № 5. – С. 103–115.

25. Мигущенко, О. Н. Влияние осуществления функций государства в организационно-идеологической форме на формирование правосознания / О. Н. Мигущенко // История государства и права. – 2007. – № 4. – С. 36–38.

26. Мигущенко, О. Н. Историческое и логическое в понимании правосознания / О. Н. Мигущенко // История государства и права. – 2006. – № 9. – С. 24–26.

27. Мигущенко, О. Н. Правосознание: сущность явления. Явление сущности / О. Н. Мигущенко // Право и образование. – 2002. – № 3. – С. 95–102.

28. Мигущенко, О. Н. Трансформация правосознания под влиянием изменений в политике, праве и морали: основные подходы / О. Н. Мигущенко // История государства и права. – 2007. – № 7. – С. 16–17.

29. Пересыпкин, А. С. Некоторые аспекты исследования конституционного правосознания / А. С. Пересыпкин // Государство и право. – 2005. – № 1. – С. 92–96.

30. Ромашов, Р. А. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде / Р. А.Ромашов, Е. Г. Шукшина // История государства и права. – 2006. – № 2. – С. 2–8.

31. Савченко, С. А. Влияние конституционного процесса на формирование правовых традиций и правосознания / С. А. Савченко // Закон и право. – 2007. – № 7. – С. 31–33.

32. Самыгин, П. С. Состояние современного российского общественного правосознания в контексте его влияния на правовую социализацию молодежи / П. С. Самыгин // Общество и право. – 2007. – № 2. – С. 47–52.

33. Сигалов, М. К. Целеустановки логики правосознания иудейского права / М. К. Сигалов // История государства и права. – 2006. – № 9. – С. 39–41.

34. Сморгунов, В. Ю. К истории формирования американской правовой культуры и гражданской идентичности /В. Ю. Сморгунов // История государства и права. – 2006. – № 2. – С. 41–46.

35. Сморгунов, В. Ю. Лояльность как феномен правовой культуры / В. Ю. Сморгунов// История государства и права. – 2007. – № 6. – С. 35–37.

36. Сорокин, А. Г. Проблема правосознания в современном российском обществе и пути его возрождения / А. Г. Сорокин // Право и образование. – 2004. – № 2. – С. 181–191.

37. Чекин, А. Н. Правовая культура на примере стран романо-германской и англосаксонской правовых семей / А. Н. Чекин, А. Н. Акимов // История государства и права. – 2006. – № 10. – С. 37–39.

38. Юрашевич, Н. М. Правовой менталитет белорусского общества / Н. М. Юрашевич // Весн. БДУ. Сер. 3, Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. – 2007. – № 3. – С. 85–88.

39. Юрашевич, Н. М. Правосознание и право: общность и различия / Н. М. Юрашевич // Государство и право. – 2005. – № 7. – С. 69–74.

40. Юрашевич, Н. М. Правосознание белорусского общества: монография / Н. М. Юрашевич; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. – Мн.: [Б. и.], 2006. – 165 с.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.005 с.)