I. Ролевая игра на тему «Правоприменительный процесс в деятельности административной комиссии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Ролевая игра на тему «Правоприменительный процесс в деятельности административной комиссии»



Ролевая игра состоит из трех основных этапов.

Первый – организационно-подготовительный, который предполагает:

­ введение в ролевую игру, постановку задач, ознакомление студентов с имитационной моделью процесса деятельности административной комиссии при исполкоме и этапами ролевой игры;

­ выдачу заданий по составлению наиболее типичных протоколов об административных правонарушениях;

­ формирование игровых групп и распределение ролей.

Второй – воспроизведение имитационной модели деятельности административной комиссии, который также включает в себя несколько стадий:

­ подготовку к заседанию административной комиссии, анализ протоколов об административных правонарушениях, организационную подготовку к заседанию;

­ непосредственно заседание административной комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

­ итоги заседания административной комиссии, виды постановлений по делу.

Третий – подведение итогов.

Продолжительность игры составляет два академических часа, исключая предварительное установочное занятие и выдачу задания. В процессе проведения ролевой игры используются Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и вспомогательный материал, заранее подготовленный преподавателем и слушателями, в частности, протоколы об административных правонарушениях, бланки постановлений о наложении административных взысканий, о принудительном взыскании штрафа и др.

Объектом моделирования ролевой игры является процесс деятельности административной комиссии. Этот процесс можно представить посредством следующих стадий:

­ подготовку к заседанию административной комиссии;

­ непосредственно заседание административной комиссии;

­ подготовку документов и направление дела в суд или исполнительный комитет при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного административной комиссией.

В процессе подготовки к заседанию административной комиссии основным действующим лицом является игрок, который исполняет роль ответственного секретаря административной комиссии. Именно ему, а в некоторых случаях и председателю административной комиссии, предоставлено право выполнять значительный объем процессуальных действий:

­ разрешать письменные и устные ходатайства участников административного процесса (10.7 ПИКоАП);

­ посредством повесток, которые вручаются участникам процесса под расписку, вызвать их на заседание административной комиссии (10.9 ПИКоАП);

­ в необходимых случаях провести опрос лиц, участвующих в административном процессе (10.10 ПИКоАП), составив при этом протокол опроса (10.12 ПИКоАП);

­ при наличии достаточных оснований для этого провести осмотр места совершения административного правонарушения и составить об этом процессуальном действии протокол, или сделать запись в протоколе об административном правонарушении (10.13 ПИКоАП), назначить экспертизу (10.15-10.24 ПИКоАП), ознакомить участников процесса с материалами дела (10.28 ПИКоАП).

При подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению могут быть выявлены обстоятельства, которые позволяют вынести постановление о прекращении дела об административном правонарушении (10.27 ПИКоАП) до заседания административной комиссии.

На этапе подготовки дела к рассмотрению следует уделить внимание анализу основного процессуального документа – протокола об административном правонарушении (3.30 ПИКоАП). И здесь необходимо обратить внимание на то, составлен ли протокол уполномоченным на его составление должностным лицом, разъяснены ли лицу, в отношении которого ведется административный процесс, его права и обязанности и сделана ли об этом отметка в протоколе, не нарушены ли давностные сроки. Участник ролевой игры должен знать, что делать в случае, если лицо, в отношении которого ведется административный процесс, отказалось от его подписания (10.5 ПИКоАП).

Важно обратить внимание студентов на обязанность должностных лиц административной комиссии не разглашать сведений, содержащихся в деле об административном правонарушении (10.8 ПИКоАП), и в то же время лицу, привлеченному к административной ответственности, предоставлять возможность знакомиться со всеми материалами дела.

Методика подготовки и проведения ролевой игры

Общие требования

Ролевая игра «Заседание административной комиссии» обеспечивает студентам возможность применить на практике новые знания, полученные в процессе обучения, и реализовать свою общую правовую и управленческую культуру в ситуациях, максимально приближенных к реальным. Это осуществляется посредством специфики ролевой игры, позволяющей ввести участников в такие правовые ситуации, когда они вынуждены коллективно искать оптимальные варианты разрешения конкретных задач, в частности, при оценке каждого поступающего на рассмотрение административной комиссии документа, в процессе имитации работы административной комиссии, анализируя причины и условия существования определенной категории административных правонарушений и изыскивая меры, направленные на их профилактику, вырабатывая оптимальный вариант справедливого наказания, планируя конкретную работу по осуществлению принципа неотвратимости наказания.

Методика организационно-подготовительного этапа ролевой игры

Организационно-подготовительный этап ролевой игры осуществляется за 3–5 дней до ее начала после прочтения лекций, посвященных реализации права и правоприменительному процессу. Участникам ролевой игры выдается задание, которым предусматривается составление каждым из них протокола об административном правонарушении, рассмотрение которого относится к сфере деятельности административной комиссии.

Это дает возможность самостоятельно проработать конкретные статьи КоАП и ПИКоАП Республики Беларусь, где зафиксированы требования, предъявляемые к содержанию протокола об административном правонарушении, названы должностные лица, имеющие право его составлять, предусмотрены случаи, когда протокол не составляется, а штраф взыскивается на месте, определена подведомственность комиссии, порядок исчисления сроков наложения административного взыскания за различные виды административных взысканий, сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях и т. д. Непосредственно в ролевой игре данной учебной группы эти протоколы использованы не будут, однако преподаватель сможет оценить уровень усвоения студентами теоретического курса и степень их правовой подготовленности по определенному кругу вопросов правоприменения. После соответствующей обработки протоколы целесообразно использовать для проведения ролевой игры в другой учебной группе.

Студенческая группа на подготовительном этапе делится на 2 – 3 подгруппы и ролевая игра проводится с каждой отдельно.

Проводится отбор кандидатур для исполнения ролей председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, а также 4 – 6 членов административной комиссии; роли участников административного процесса – лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, законные представители, защитник, эксперт, переводчик и др.

Определяются 2 – 3 эксперта, которым предоставляется право не только проанализировать игру с точки зрения соблюдения принципов законности, но и оценить уровень правовых знаний участников ролевой игры. Это могут быть преподаватели кафедры, либо старшекурсники, либо приглашенный секретарь административной комиссии.

На роли участников административного процесса студенты назначаются после анализа ими розданных ранее 10 – 15 протоколов об административных правонарушениях и самостоятельного отбора для ролевой игры 5 – 7 протоколов, которые может и должна рассмотреть административная комиссия по существу. В соответствии с количеством отобранных протоколов назначаются студенты, ответственные за подготовку каждого конкретного эпизода игры. Именно они распределяют роли участников административного процесса применительно к содержанию протокола и исходя из предупредительной и воспитательной функции административной комиссии.

Имитационная модель деятельности административной комиссии

Этот этап ролевой игры является основным и состоит из 2 стадий: подготовки к заседанию административной комиссии и непосредственно заседания, где выносится постановление по делу об административном правонарушении.

На первой стадии проводятся индивидуальная работа и письменные коммуникации – анализ документов, поступающих в административную комиссию; на второй стадии особое значение приобретают устные коммуникации, – принятие коллективных решений, внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие.

Ролевая игра в стадии подготовки к заседанию административной комиссии проходит в малых игровых группах (3 – 5 человек), которые выполняют функцию ответственного секретаря административной комиссии: регистрируют и отбирают для непосредственного заседания административной комиссии протоколы, отвечающие требованиям подведомственности, и требованиям, предъявляемым к данного рода документам. В процессе анализа протоколов участникам ролевой игры представлено три варианта возможного поведения в зависимости от содержания самого протокола.

Во-первых, если нарушены сроки составления или поступления протокола в административную комиссию, протокол не подведомственен рассмотрению в данной административной комиссии или существуют ошибки в содержании самого протокола – его следует возвратить, но не рассматривать по существу. Такие протоколы на стадии подготовки к заседанию административной комиссии возвращаются либо по подведомственности, либо должностному лицу (органу), составившему протокол. Факт возвращения протокола может стать основанием для принятия к должностному лицу, его составившему, мер дисциплинарного взыскания.

Во-вторых, некоторые протоколы об административных правонарушениях целесообразно признать недействительными на стадии подготовки к заседанию административной комиссии. Это делается в случаях, если они составлены лицами, не имеющими на то право, либо, если выявились обстоятельства, исключающие производство по делу. Наконец, большая часть протоколов, составленных грамотно, без нарушения, компетенции и сроков передается слушателями малых игровых групп для рассмотрения по существу на заседании административной комиссии, т. е. игрокам – членам административной комиссии. Одновременно ответственные за подготовку конкретных эпизодов игры распределяют роли участников административного процесса.

Преподаватель преднамеренно закладывает в часть протоколов ошибки, наиболее типичные для деятельности административной комиссии. Это позволяет при анализе протоколов участникам игры серьезно отнестись к требованиям, предъявляемым к содержанию протоколов, а не отправить автоматически все на заседание административной комиссии; провести разбраковку на подготовительной стадии.

Существенную роль в административном процессе играют сроки на всех его стадиях, поэтому уже на донном этапе важно осуществлять контроль за сроками.

Подготовка к заседанию административной комиссии кроме анализа протоколов предполагает и определенную организационную работу. По отобранным для заседания протоколам следует провести своевременное извещение лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения, истребовать необходимые материалы (например, акт о сумме ущерба), принять ходатайства от лиц, привлекаемых к административной ответственности; потерпевших; законных представителей; защитников. Каждая малая игровая группа самостоятельно осуществляет классификацию протоколов и полное документальное обеспечение отобранных для рассмотрения.

Данная стадия ролевой игры завершается, как только произойдет выборка протоколов и распределение ролей по эпизодам. Количество эпизодов ролевой игры зависит от количества протоколов, поступивших для рассмотрения. Постоянно играют только члены административной комиссии, остальные игроки заняты в отдельных эпизодах. Основной акцент делается на совместный поиск оптимального решения, на критическую оценку прошлого опыта административного правоприменения. Поскольку на данной стадии преобладает коллективный способ решения конкретных ситуаций, следует добиваться от участников ролевой игры не только концентрации усилий на обеспечении чисто юридических аспектов процесса, но и превентивной деятельности.

В ходе ролевой игры ее участники должны ясно осознавать, что основная функция административной комиссии не карательная, а предупредительная. В этом им поможет реализация возможностей по каждому конкретному делу вынести ряд предложений, например, о принятии мер к устранению причин и условий правонарушений, о возмещении материального ущерба, о выполнении обязанности, за неисполнение которой наступила административная ответственность. Такой способ деятельности придаст административному процессу логическую завершенность, повысит значимость самой административной комиссии как органа при исполнительном комитете, органа, решающего конкретные вопросы жизни на определенной административной территории.

На данной стадии игры ее участники вступают в конфликтные отношения, поэтому требования к соблюдению этики взаимоотношений между игроками-должностными лицами и игроками-гражданами особенно высоки. Игроки должны знать и уважительно относиться к требованиям, предъявляемым законодателем к процессу рассмотрения дел об административных правонарушениях. В частности, учитывать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность правонарушителя, предоставить ему возможность обжаловать решение административной комиссии, или опротестовать решение по жалобе, соблюдать кворум заседания, принцип его открытости, презумпции невиновности, равенства всех граждан в процессе независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и других обстоятельств.

Результатом заседания административной комиссии является вынесение постановления по делу, которых может быть три вида: либо о наложении административного взыскания, либо о прекращении дела производством, либо о передаче материалов дела по месту работы для вынесения дисциплинарного наказания. Наиболее типичные ошибки при наложении административного взыскания, как правило, сводятся к следующему: слушатели не всегда различают предупреждение как меру общественного воздействия и как вид административного взыскания; они самопроизвольно раздвигают диапазон санкций, определенный законодателем; применяют меру административного воздействия, не предусмотренную законодательством; практически не применяют дополнительные меры административных взысканий; не учитывают обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

Вынесение постановлений о прекращении дела производством в реальной практической деятельности административной комиссии непопулярно. Даже если есть все основания о прекращении дела производством, оно рассматривается по существу и по нему выносится постановление о наложении административного взыскания. В связи с этим задача ролевой игры видится в том, чтобы у ее участников сформировалось грамотное отношение к вынесению постановления данного вида.

Следует провести определенную подборку, а затем и рассмотрение протоколов об административном правонарушении, где были бы зафиксированы и малозначительные деяния и состав преступления; где бы субъектом являлся несовершеннолетний или невменяемый; где бы отсутствовал состав административного правонарушения и т. д., дав возможность участникам игры зафиксировать установку на вынесение не только постановлений о наложении административного взыскания, но и постановлений о прекращении дела производством. Важно подобрать такие протоколы, при рассмотрении которых появилась бы необходимость консультации с прокурором, органами предварительного следствия.

На данной стадии ролевой игры ее участники должны осознанно отнестись к выявлению и анализу оснований возникновения административной ответственности. Именно здесь они учатся оперировать такими понятиями, как вина в форме умысла и неосторожности, невменяемость, действия в пределах крайней необходимости или необходимой обороны, ущерб, противоправность в форме действия или бездействия.

Итоговый этап ролевой игры. Поощрение игроков

В ходе подведения итогов ролевой игры оцениваются правовые знания участников ролевой игры, их умение вести коллективное обсуждение, отстаивать свою точку зрения, идти на компромисс в рамках законности, защищать права и законные интересы граждан, должностных лиц. Преподаватель совместно со всеми присутствующими выясняет характер и причины наиболее типичных ошибок, имевших место в процессе ролевой игры, дает разъяснение по каждой из них, обращает внимание на важность грамотного административного правоприменения. Поощрение преподаватель осуществляет либо устно, выражая благодарность наиболее активным слушателям, либо посредством учета успешной работы в ролевой игре при выставлении экзаменационной оценки.

II. Практические задания

Формы реализации права
1 .Вставьте пропущенное.

           
     
 
 

 


2. Известно, что парламент, как и все другие государственные органы, реализует право в различных формах. Заполните пробелы в представленной ниже схеме.

 


3. Дополните.

 

 


4. Выделите из текста нормативного акта несколько правовых норм, которые предполагают:

­ соблюдение запрета;

­ исполнение обязанности;

­ использование субъективного права различными субъектами права.

5. Изучите содержание стадий правоприменительного процесса.

         
 
 
   
 
   

 


Приведите и оцените другие подходы к количеству и содержанию стадий процесса правоприменения, имеющиеся в научной литературе.

6. В процессе реализации права странами романо-германской правовой системы имеются следующие этапы (с позиций естественно-правового подхода):

– возведение естественного права, существующего в общественном сознании, в закон, формализованный источник права, реализация которого обеспечивается государственным принуждением;

– собственно реализация права.

Выделите этапы реализации права в странах англосаксонской правовой системы.

 

7. Определите конкретные способы преодоления пробелов в праве и дополните пропущенное.

 

 


8. Как следует разрешить следующие возможные коллизии в соответствии с отечественным законодательством?

– между временным и делегированным декретами Президента Республики Беларусь;

– между программным, обычным и конституционным законами;

– между общепризнанными принципами международного права и актами национального законодательства;

– между обычным законом и декретом Президента Республики Беларусь;

– между декретом и указом Президента Республики Беларусь;

– между указом Президента и постановлением Правительства Республики Беларусь.

 

9. Составьте правоприменительный акт, включающий вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части.

 

10. Составьте проекты актов применения права (в виде схемы) с выделением этапов (стадий) правоприменительного процесса:

– министром;

– судьей.

 

11. Изучите схему соотношения нормативных правовых и правоприменительных актов и выявите ошибки, если они имеются:

           
 
Нормативный правовой акт: ­ содержит общую норму права; ­ обращен к персонально неопределенному кругу лиц; ­ реализован метод общенормативного, абстрактного правового регулирования; ­ возможна неоднократная реализация
 
Правоприменительный акт: ­ содержит индивидуальное, конкретное предписание; ­ обращен к конкретному, указанному в нем лицу; ­ реализован метод индивидуального казуального правового регулирования; ­ действует один раз
 
   

 

12. Ознакомьтесь с представленными видами юридических документов. Вставьте пропущенные виды.

 

       
   
 

13. Учебно-тематическим планом предусмотрено проведение тестирования по теме «Реализация права». Выполните тренировочный тест.

1. Реализация права связана с поведением:

а) граждан;

б) должностных лиц, государственных служащих;

в) всех субъектов социального общения;

г) общественности.

2. Законодатель, реализуя право:

а) «творит» его;

б) «ищет» его;

в) принимает подзаконные акты;

г) осуществляет законотворческую деятельность.

3. Принимая новый закон, парламент обязан реализовывать:

а) нормы материального права;

б) нормы процессуального права;

в) международные договоры, конвенции, пакты;

г) дух права.

4. Создайте пары «Реализация права органами правосудия…»:

а) правотворчество;

б) правоприменение;

в) романо-германская правовая система;

г) англосаксонская.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.058 с.)