Е. А. Зорченко, Н. М. Юрашевич 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е. А. Зорченко, Н. М. Юрашевич



ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Пособие

Минск 2008


УДК 34.01(075.8)

ББК 67.ОЯ73

З=86

Рецензенты:

С.Г. Дробязко, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь

Т.И. Довнар, доктор юридических наук, профессор

 

 

Зорченко, Е. А.

З=86 Общая теория права: пособие / Е.А. Зорченко, Н.М. Юрашевич. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008.– с.

ISBN 978- 985-457-865-1

Представлены методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, практические задания, сценарии ролевых игр и др. Предназначено для студентов Института государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности «Государственное управление и право», а также для преподавателей, которые проводят занятия по учебному курсу «Общая теория права». Пособие может использоваться и в других высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов с юридическим образованием.

УДК 34.01(075.8)

ББК 67.0Я73

© Зорченко Е.А., Юрашевич Н.М., 2008

© Академия управления при Президенте

ISBN 978-985-457-865-1 Республики Беларусь, 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………  
1. Методические рекомендации к семинарским занятиям………………….  
2. Планы семинарских занятий……………………………………………….  
Тема1. Предмет и методология теории права……………………………….  
Тема 2. Происхождение государства…………………………………………  
Тема 3. Понятие и сущность государства как института социального управления…………………………………………………………….  
Тема 4. Форма государства……………………………………………………  
Тема 5. Понятие и сущность права: многообразие методологических подходов………………………………………………………………….  
Тема 6. Право в системе социального регулирования………………………  
Тема 7. Нормы права…………………………………………………………..  
Тема 8. Источники (формы) права……………………………………………  
Тема 9. Правотворчество..……………………………………………………  
Тема 10. Система права, система законодательства. Систематизация законодательства………………………………………………………  
Тема 11. Правовые отношения………………………………………………..  
Тема 12. Правоприменительный процесс …………………............................  
Тема 13. Понятие и виды толкования норм………………………………….  
Тема 14. Правонарушение и юридическая ответственность………………..  
Тема 15. Правовое сознание и правовая культура…………………………..  
Тема 16. Основные правовые системы современности……………………..  
Тема 17. Правовое государство и гражданское общество…………………..  
3.Краткая энциклопедия «Общей теории права»…………………………..  

ПРЕДИСЛОВИЕ

Общая теория права – фундаментальная теоретико-правовая дисциплина, позволяющая студентам овладеть основными категориями юриспруденции, без изучения которой не только невозможно усвоить специальные юридические дисциплины, но и стать специалистом-профессионалом.

На изучение этой дисциплины в Академии управления отводится 106 часов. Из них: 72 часа – лекций, 34 часа – семинарских занятий. Согласно учебному плану Академии «Общая теория права» изучается на первом курсе в течение всего учебного года с двумя формами контроля знаний – зачет (1–й – семестр), экзамен (2–й – семестр). Кроме того, пособие может использоваться в других вузах, учебными планами которых предусмотрено изучение теории права.

Авторами пособия при составлении планов семинарских занятий была поставлена цель показать, что проведение семинарских занятий возможно не только в форме устного обсуждения проблем, но также и выполнения практических заданий, что позволяет студентам приобретать навыки юридической деятельности.

Очевидно, что схемы позволяют систематизировать знания, запоминать основные тезисы, наглядно видеть структурные связи изучаемых юридических явлений. Кроме того, представленные схемы являются одновременно и заданиями по теме, т. е. носят обучающий характер, когда студенты должны дополнить их недостающими элементами. Представляется, что такой подход позволяет одновременно и получать знания, и закреплять их.

В пособии предлагаются отдельные задания, при выполнении которых студенты смогут проанализировать, как теоретические положения закрепляются в законодательстве, прежде всего, в законодательстве Республики Беларусь. Авторы, таким образом, преследовали цель показать взаимосвязь и взаимозависимость теоретико-правовой науки и других юридических наук, теории и практики.

В разделе «Краткая энциклопедия “Общей теории права”» авторами в тезисном порядке изложен обобщенный материал, ознакомившись с которым, студентам будет легче готовиться к семинарским занятиям. Здесь не излагаются авторские подходы к явлениям теории права, а лишь предпринята попытка обобщить достижения теоретико-правовой науки и изложить их доступно для студентов.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Целью семинарских занятий по общей теории права является развитие самостоятельной, индивидуальной, профессиональной работы будущего юриста. В ходе подготовки к ним студент не только усваивает уже имеющуюся правовую информацию, но и ищет новую, самостоятельно решает предлагаемые задания, вырабатывает логическое мышление и практические навыки, формирует готовность к будущей практической деятельности.

В процессе занятий осуществляется проверка и закрепление знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельного изучения литературы, обсуждаются проблемы теории права. На занятиях формируется умение студента логически и аргументированно излагать свои мысли, вырабатываются навыки оперирования юридическими терминами и употребления юридической лексики, пользования нормативными правовыми актами. Особо следует отметить, что во время проведения занятий осуществляется процесс воспитания правовой культуры студента.

Учебно-тематическим планом дисциплины «Общая теория права» предусмотрено проведение семнадцати семинарских занятий.

Студентам предлагаются разнообразные формы их проведения: устное обсуждение вопросов, решение практических заданий, ролевые игры и тематические дискуссии.

Прежде всего, на занятиях обсуждаются теоретические вопросы по теме семинарского занятия. Особенностями теории права как науки является то, что до сих пор учеными-юристами не достигнуто консенсуса в понимании многих юридических феноменов и явлений, что предопределяет наличие разнообразных (часто противоположных) взглядов относительно их сущности, содержания, структуры и др.

Кроме того, предлагаются практические задания, которые рассчитаны на ознакомление студентов с нормативными правовыми актами, анализ ими юридической практики, нахождение сущности внутренних элементов правовых явлений, поиск взаимосвязей в правовой системе, механизме правового регулирования.

Предусмотрено также проведение тематических дискуссий, позволяющих студентам научиться аргументированно отстаивать свою точку зрения. Им предоставляется возможность готовить научные доклады, выступать с ними перед аудиторией и отвечать на вопросы коллег-студентов и преподавателя. Несколько занятий организуется в виде ролевых игр, когда студентам предлагается в условиях, имитирующих реальную обстановку, закрепить полученные знания, приобрести навыки предстоящей юридической практики.

Подготовку к семинарским занятиям следует начинать с лекционного материала и изучения специальной литературы, указанной в пособии к каждому семинарскому занятию. Следует быть готовым участвовать в дискуссии по теме занятия. По желанию студента и предварительному согласованию с преподавателем им может быть подготовлен доклад или реферат по теме занятия. В целях обеспечения доступности научной литературы в качестве рекомендуемых к изучению указаны только источники последних лет и только те, которые имеются в библиотеке Академии управления. Для более глубокого изучения какой-либо темы можно воспользоваться рекомендуемой литературой в учебно-методическом пособии, изданном кафедрой[1].

Для выполнения практических заданий, студенту необходимо иметь отдельную тетрадь. Практические задания всегда должны выполняться в письменной форме. Приветствуется ведение студентом наряду с конспектом лекций конспекта первоисточников, т. е. тезисного изложения основных идей ученых по изучаемой теме.

Особенности подготовки к занятиям, проводимым в форме ролевых игр, описаны отдельно в соответствующих темах. Обращаем особое внимание, что ролевая игра может быть проведена на должном уровне только в случае предварительной (за несколько недель до занятия) подготовки под руководством (научным консультированием) преподавателя.

Качество устных ответов и выполненных в тетради по семинарским занятиям практических заданий являются критериями оценки работы студента на семинарских занятиях в течение учебного года. Оценка уровня знаний и навыков студента, которые он продемонстрировал на семинарских занятиях, свидетельствует о степени его активности, желании, готовности, умении обучаться и учитывается при выставлении экзаменационной оценки.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.007 с.)