Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды правотворчества

Поиск

В зависимости от двух типов правопонимания – позитивизма и непозитивизма – понятие правотворческой деятельности обусловлено признанием права и закона как совпадающих либо различных явлений. Позитивизм предполагает, что правотворчество – это деятельность государственных органов по «созданию», «творению» норм права и оформлению их в текст нормативного правового акта. С точки зрения непозитивизма в процессе правотворчества осуществляется «поиск» правовой нормы, существующей помимо законодателя, а затем материализация ее в нормативном правовом акте.

Процесс правотворчества включает несколько этапов. Первый – предпроектный – зачастую осуществляется вне правотворческого органа. Второй этап проектный может состоять, например, из таких стадий, как принятие решения о начале подготовки нормативного правового акта; подготовка его текста (создание рабочей группы, подготовка пакета сопроводительных документов); обсуждение текста проекта (совещание, рецензирование, обсуждение в печати); согласование проекта акта, его доработка с учетом замечаний. Третий этап – процесс принятия нормативного правового акта – включает в себя внесение проекта акта на непосредственное рассмотрение правотворческого органа; рассмотрение его в соответствии с регламентом; голосование за проект; подписание нормативного правового акта, опубликование его или доведение до адресата иным способом.

Законодательством каждого государства устанавливается четкая регламентация правотворческого процесса с более детальным количеством стадий. В Республике Беларусь стадии нормотворческого (правотворческого) процесса регламентированы в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Виды правотворчества:

В зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией, – непосредственное правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума, а также правотворчество государственных органов.

По способу придания юридической силы нормативному акту – непосредственное правотворчество самого государственного органа, делегированное правотворчество, когда государственный орган часть своих правотворческих полномочий передает другому государственному органу, и санкционированное правотворчество, при котором государственный орган утверждает нормы, принятые негосударственными организациями, в частности, в процессе регистрации уставов общественных организаций.

В зависимости от юридической силы нормативного акта, появляющегося в его результате, выделяют законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти (парламента), создающего законы, подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех других органов власти, наделенных правотворческими функциями, в результате чего появляются подзаконные нормативные правовые акты.

 

Законотворчество

Законодательный (законотворческий) процесс – это порядок деятельности парламента по созданию закона. Как правило, он начинается стадией законодательной инициативы, т. е. официальным внесением в парламент управомоченными субъектами законопроекта (текста будущего закона) или законопредложения (идеи, концепции будущего закона). Оканчивается эта стадия предварительным рассмотрением законопроекта в парламенте: признание парламентариями целесообразности принятия закона на основе законодательной инициативы и включение работы над ним в план работы парламента либо признание принятия его нецелесообразным и вынесение решения об отклонении законопроекта. Фактически это первый этап самой объемной стадии законотворчества – обсуждение законопроекта, предлагающей непосредственную работу над ним. Чтение – одна из парламентских процедур, означающая обсуждение законопроекта на пленарном заседании парламента. Обычно проводится два или три чтения, после каждого из которых ведется работа над законопроектом в отраслевой комиссии (комитете) парламента.

Третья стадия – принятие закона – зависит от внутренней структуры парламента. В однопалатном парламенте эта стадия совпадает с последним чтением и реализуется посредством голосования. В двухпалатном (бикамерном) парламенте процесс принятия закона продолжается во второй палате, причем если верхняя палата с широкими полномочиями, то в ней повторяется процедура, аналогичная процедуре в нижней палате, иначе – предусматривается упрощенная процедура. В двухпалатном парламенте в случае расхождения мнений по поводу законопроекта, между палатами, как правило, предусмотрены согласительные процедуры.

Последний этап – санкционирование, промульгация и опубликование закона – является чаще всего прерогативой главы государства.

Существуют правила и приемы, относящиеся к внешнему оформлению нормативных правовых актов: требования к его реквизитам – указание на вид акта, орган, его издавший, наименование акта, по возможности наиболее кратко отражающие предмет правового регулирования, и другие обязательные элементы титула правового акта.

 

Система права

Система права представляет собой его внутреннее строение, которое состоит из объединений правовых норм; правовой абстракции, которая служит для выражения связей и внутренних взаимозависимостей правовых норм.

Традиционно структура (система) современного романо-германского права представлена элементами: нормой права, институтом права, подотраслью и отраслью права.

Основными критериями дифференциации системы права являются: предмет правового регулирования, который включает в себя определенную сферу общественных отношений (семья, собственность, государственная власть) и метод правового регулирования, который предполагает совокупность способов воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный (категорический, властный, административный) и диспозитивный (гражданско-правовой, автономный). Императивный метод правового регулирования предполагает жесткую регламентацию поведения участников правовых отношений, неравное их положение (вертикальное), отношения власти и подчинения, не допускает отступления от правовых предписаний. Диспозитивный метод предполагает относительную свободу поведения сторон, равное положение участников правоотношения (горизонтальное), их способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.

Любой элемент системы права характеризуется и совокупностью специфических общественных отношений, являющихся предметом регулирования соответствующего структурного элемента, и совокупностью определенных правовых средств регулирования данных общественных отношений. Иными словами, не только отрасль права, но и подотрасль, и институт, и норма права имеют предмет и метод правового регулирования. Хотя очевидно, что воспринятые законодателем постсоветских государств основания выделения отраслей права, выработанные советской наукой, уже не являются достаточными. Современными учеными предлагаются и другие критерии для выделения той или иной отрасли в качестве самостоятельной – частно-правовое начало, принципы права и др.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют качественно однородную сферу общественных отношений, уникальный предмет правового регулирования, т. е. имеют и используют особый метод правового регулирования. Отраслями права являются конституционное право, уголовное право, семейное право, гражданское право и т. д. Отрасль права обладает внутренней структурой и так же системна, поскольку состоит из норм права, в определенном порядке объединенных в правовые институты и подотрасли права.

Подотрасль права регулирует особые крупные «группы» общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права, например, в гражданском праве выделяют подотрасли авторского и наследственного права, в земельном праве – водного и горного права. Подотрасль права – необязательный элемент системы права, в некоторых отраслях подотраслей не выделяют.

Правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих вид или определенную сторону общественных отношений, например, в конституционном праве – институт парламентаризма, гражданства, президентства; в трудовом праве – охраны труда, заработной платы, времени отдыха, рабочего времени и т. д.

Норма права – первичный элемент системы права.

Все отрасли права можно объединить в надсистемы материального и процессуального права. Материальное право регулирует содержательную сторону общественных отношений и включает в себя административное, гражданское, финансовое и другие отрасли права. Нормы этих отраслей права непосредственно регулируют соответственно управленческие, имущественные, кредитно-денежные отношения. Процессуальное право регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления и защиты норм материального права, и охватывает гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное право и т. д.

В зависимости от характера регулируемых общественных отношений все отрасли права можно объединить в две подсистемы: публичного и частного права.

Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены или дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли и т. д. Публичное право охватывает своим регулированием отношения в сфере государственной власти, где одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных органов. Предметом этого комплекса отраслей являются общественные отношения, выражающие общие (публичные) интересы.

Частное право опосредствует отношения «горизонтального» типа, отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены и не отменены их участниками. Частное право регулирует общественные отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных, юридически равноправных участников. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие отрасли и институты права.

Объединение отраслей в публичное и частное право носит условный характер. Роль государства, его участие в регулировании общественных отношений возрастает, личность, проживающая в нем, «расстается» с личным суверенитетом с целью обеспечения надлежащих условий жизни, с другой стороны, – часто публичный интерес складывается из частных интересов свободных, автономных личностей, все более ориентируется на них. Соответственно, в настоящее время все больше появляется отраслей права, имеющих и частноправовые и публично-правовые начала, например, банковское, трудовое право.

 

Система законодательства

Система законодательства – органическое единство нормативных правовых актов. Если система права – органическое единство норм права, то система законодательства – органическое единство статей нормативных правовых актов.

Соотношение системы права и системы законодательства. Существует два основных подхода к соотношению юридических явлений «система права» и «система законодательства». Первый предполагает, что система права и система законодательства соотносятся как форма и содержание, т. е. право закрепляется в законодательстве. Второй – исходит из того, что система права – совокупность правовых норм, которые с развитием общественных отношений «кристаллизуются» вокруг крупных, актуальных на данный момент системообразующих факторов, т. е. отраслей права не существует, есть только отрасли законодательства, следовательно, с позиций позитивистского подхода эти термины можно употреблять как синонимы.

Наиболее распространенным является первый подход, которым обосновывается нетождественность системы права и системы законодательства. Сторонники данного подхода под системой законодательства понимают всю совокупность нормативных правовых актов. Соответственно, к элементам структуры системы законодательства относятся статья, глава, раздел нормативного правового акта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.192 (0.009 с.)