Объекты управления операционного менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты управления операционного менеджмента



В 1-м издании своей книги [6] в 1973 г. Чейз предлагал организовать операционный менеджмент на базе теории жизненного цикла продукции, в котором могут быть выделены следующие стадии: изобретение, проектирование, создание, доставка и продажа, использование, обслуживание, ремонт, консервация и ликвидация.

Стадия создания продукции включает в себя такие этапы: проектирование операционной системы, создание операционной системы, производство продукции. Если отсутствует готовая производственная база для реализации операционной системы, то эта стадия дополнительно включает: проектирование необходимых зданий и сооружений, проектирование необходимых для производства оборудования, его изготовление, установка и наладка.

В этапе проектирования операционной системы могут быть выделены следующие процессы: проектирование технологического процесса, проектирование организации производства, проектирование организации управления.

Этап производства продукции включает в себя такие процессы: подготовка производства, обеспечение поставок ресурсов, основные процессы создания продукции или оказания услуг, обслуживание основных процессов (энергообеспечение, наладка ремонт и обслуживание оборудования, изготовление оснастки и инструмента и т.п.).

Состав основных процессов создания продукции определяется отраслевой спецификой.

Выделяемые в операционном менеджменте объекты управления представлены в табл.7.1.

 

Таблица 7.1 - Объекты управления в операционном менеджменте

Вид объекта Содержание
Операционная система Сеть операций, которая может охватывать все стадии жизненного цикла продукции
Операция Действия относительно материалов, информации, финансов, потребителей и их собственности. Типы операций: производящие (генерирующие), преобразующие и потребляющие (поглощающие). Логистические операции: погрузка, разгрузка, перевозка, приемка-отпуск на складе, маркировка, затаривание, упаковка, сортировка
Процесс Связанный набор действий, которые преобразуют исходные материалы и/или информацию в конечный продукт/услугу в соответствии с предварительно установленными правилами (А.В.Шеер)
Основной процесс Процесс, создающий добавленную стоимость. Его результат, как правило, включается в конечный продукт
Вспомогательный процесс Процесс, обслуживающий основные процессы
Бизнес-процесс Процесс, результат которого имеет ценность для клиента. Примеры: закупка товаров, производство продукции, продажа товаров, сервис

 

В стандарте ISO 9001:2000 понятие процесс раскрывается как деятельность, для которой должны быть определены: его ценность для предприятия, ценность его результатов для клиентов (внешних и внутренних), руководитель, ответственный за результативность и эффективность, ресурсы, необходимые для его выполнения, показатели оценки процесса, его результатов и удовлетворенности клиентов.

Исполнителями процессов на организационном уровне являются рабочие места и бригады, участки, цеха.

 

 

7.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
И ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Для осуществления в операционной системе заданного преобразования входов в выходы необходимы квалифицированные кадры и определенное оборудование с требуемой производительностью. Необходимым условием управляемости операционной системы является наличие в ней входов для восприятия и реализации управляющих воздействий и возможность изменения управляемых параметров (количество работников, объем ресурсов, фонд рабочего времени и др.). Для обеспечения управляемости в операционном менеджменте должны выполняться следующие функции:

- определение промежуточных целей, обеспечивающих достижение заданных конечных целей при имеющимся исходном состоянии ресурсов и процессов;
- учет и контроль состояния ресурсов и процессов;

- корректировка заданных промежуточных состояний и изменение параметров объекта управления на основе информации об отклонениях имеющегося состояния от заданного;

- мотивация персонала, ориентированная на улучшение показателей процесса.

Если конечные цели организации, выраженные определенными значениями показателей, достигаются, то операционный менеджмент считается эффективным. Для этого система показателей должна определять:
- информацию о качестве процесса, его эффективности и ресурсоемкости, стабильности и воспроизводимости параметров процесса, показывающую, какой ценой был получен результат;

- информацию о качестве продукции и услуг, степени их соответствия требованиям клиента, стабильности и воспроизводимости их параметров;

- информацию о степени удовлетворенности клиента, возможности и выполнимости предвидимых его потребностей, показывающую, насколько он доволен продукцией или предоставляемыми услугами.

Показатели по подразделениям должны обеспечивать однозначную связь со стратегическими показателями, быть «прозрачными» и простыми для руководителей, понятными и измеримыми для исполнителей, полно и адекватно оценивать результаты процесса. Руководитель процесса должен иметь возможность влиять на показатели.

Показатели должны быть экономически обоснованными, т.е. стоимость контроля показателей должна быть соизмерима с ценностью информации для управления процессом.

Примерами показателей состояния операционной системы являются:
- объем выпуска продукции в единицу времени;
- соотношение рыночной стоимости продукции к ее себестоимости;
- объемы материально-технических запасов и риск их содержания;
- частота и скорость оборачиваемости запасов;
- затраты на снабжение:
- удельные расходы ресурсов;
- загрузка транспорта и оборудования;
- трудозатраты;
- показатели качества.

Если дополнительно к эффективности еще и минимизируется расход ресурсов или обеспечивается другое качество, например, увеличивается рыночная стоимость продукции, зависящая от ее спроса, качества, своевременности доставки клиенту, гибкости сервиса, то операционный менеджмент считается рациональным.

Цели, основанные на качестве, фокусируются на удовлетворении требований заказчиков. Показатель качества вводится на всех стадиях производства, а также процессах разработки, проектирования и послепродажного обслуживания.

Цели, основанные на времени, фокусируются на сокращении срока выполнения различных операций. Это особенно важно при разработке новых изделий, их сбыте, реагировании на изменение потребительского спроса.

Студент должен знать, что для обеспечения управляемости системы она должна иметь параметры, изменяя которые можно воздействовать на объект управления, чтобы он достиг заданных целей. Этими параметрами могут быть количество рабочих, фонд рабочего времени, количество выделяемых ресурсов и т.д.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В [5] операционный менеджмент (ОМ) определяется так:
ОМ – это деятельность, связанная с разработкой, использованием и усовершенствованием производственных систем, на основе которых производятся основная продукция или услуги компании.
Это определение указывает стадии жизненного цикла продукции, с которыми связана деятельность, называемая операционным менеджментом. Однако здесь не раскрыта специфика этой деятельности, так как кроме управления к ней могут быть отнесены и процессы, являющиеся объектами управления – проектирование продукции и производственных систем, производство продукции, совершенствование производственных систем.

В книге [1, стр.11], рекомендуемой для студентов, даны такие определения операционного менеджмента:

1) ОМ - это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращения в готовый продукт и поставкой этого продукта покупателю.

2) ОМ - это все виды деятельности, связанные с преднамеренным преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей.

3) ОМ заключается в эффективном и рациональном управлении любыми операциями.

В первом из этих определений, хотя и отмечено, что операционный менеджмент - это управленческая деятельность, однако не определено, в чем состоит специфичность операционного управления, в отличие, например, от стратегического управления. Кроме этого, состав охватываемых стадий жизненного цикла продукции ограничен только процессами приобретения материалов, их преобразованием в продукт и его доставкой покупателю.

Во втором определении в ОМ дополнительно включена деятельность по преобразованию информации и покупателей. Но и здесь, так же как и в определении из [5], не указана особенность самого операционного менеджмента, а не его объекта управления.

Согласно третьему определению, ОМ охватывает любые операции, т.е. все стадии жизненного цикла продукции и услуг. Однако управление операцией может относиться не только к менеджменту, но и к технологии процесса, реализуемого рабочим, проектировщиком, обслуживающим персоналом, но не менеджером.

Более общее и адекватное определение будет следующее:
Операционный менеджмент – это управление персоналом, выполняющим любые системы операций, относящиеся к жизненному циклу продукта, для достижения операционных целей организации. К этим целям относится ускорение процессов, уменьшение операционных затрат, повышение качества процессов и продукции, повышение удовлетворенности клиентов.

Название операционный менеджмент обобщает названия его частей, относящихся к конкретным видам объектов управления. Так, если объектом управления для менеджмента являются выполняемые работниками системы операций производства продукта, то он называется производственным менеджментом. Управление системами проектных операций изучается в разделе дисциплины операционный менеджмент, называемом управление проектами. Организационное управление системами информационных операций рассматривается в информационном менеджменте. Для обеспечения удовлетворенности клиентов необходимо согласованное управление не только материальными потоками, но и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками. Этим занимается так называемый логистический менеджмент. В целом в операционном менеджменте изучается управление всеми перечисленными разновидностями систем операций, а также и системами операций оказания услуг.

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Системы операций рассматриваются и в логистике, которая в ряде учебников, например [5, стр.386], определяется как управление материальными потоками. Здесь оно понимается как управление движением материального потока, от закупок и внутреннего контроля производимых материалов до планирования и контроля незавершенного производства и далее – до продажи, отгрузки и распределения конечного продукта. К логистике отнесено и заключение контрактов с поставщиками, а также аутсорсинг (outsourcing) – размещение производства комплектующих, услуг в других организациях, что позволяет фирме сосредоточиться на основных для нее видах деятельности. Компании, оказывающие транспортные услуги, могут передавать элементы логистики третьим сторонам – от внесения изменений в перемещение товаров из точки А в точку Б до управления всем или частью комплекса погрузочно-разгрузочных и транспортных работ. Провайдеры по логистике (третья сторона), используя обмен электронными данными и спутниковые системы, намечают курс фрахта, чтобы точно сообщить клиентам местонахождение их водителей и срок доставки. В среде «точно в срок», где окно поставки может составлять всего лишь 30 минут, такая технология становится решающей. Логистические компании имеют комплексный компьютерный метод слежения, который снижает риск при транспортировании и повышает престиж фирмы, что было бы невозможно, если бы данная функция выполнялась самой фирмой.

При таких широких пониманиях логистики, являющейся развивающейся дисциплиной, она может неправильно восприниматься студентами в качестве синонима операционного менеджмента, назначение которого тоже состоит в управлении потоками операций.

Чаще используется узкое понимание логистики, при котором она рассматривается как эффективная организация процесса, когда на стыках операций не будет сбоев. Здесь логистика - это искусство создания некоего конвейера, упорядочивающего работу компании. Ее отличием является то, что в ней в соответствии с заданными операционными целями проектируются эти потоки операций. При этом выявляются и ликвидируются «узкие места» (недостаточная пропускная способность). А в операционном менеджменте осуществляется непосредственное управление потоками операций в реальных условиях, когда возникают непредвиденные воздействия на них (срывы поставок, поломки оборудования, некачественное выполнение операций и т.п.).

Потоки операций являются объектом проектирования и в дисциплине организация производства. Ее результатом является выбор проектных решений по размещению производства, степени специализации и количеству производственных подразделений, распределению процессов жизненного цикла создания продукции по внешним исполнителям и своим подразделениями и т.п. Для адекватного решения этих задач необходимо проводить динамическое моделирование вариантов проектируемой организации процесса, исходя из задаваемой проектной загрузки предприятия.

Таким образом, в операционном менеджменте объектом управления является не просто процесс, как сеть операций, а определенным образом организованный процесс, когда решено, какие и сколько организационных единиц будут его выполнять, как будут распределены по ним операции, какова будет очередность выполнения заказов. От этого будут зависеть и результаты управления. При этом операционный менеджмент должен осуществлять управление и системами операций, к которым не применялась логистика. В этих условиях возникает задача совершенствования имеющихся операционных систем, для решения которых потребуются методы логистики. Это совершенствование может касаться и организации производства и его технологии. Таким образом, здесь задачи логистики пересекаются с задачами дисциплин организации и технологии производства.

Принципиальным отличием операционного менеджмента от логистики и от организации производства является то, что он оперирует состояниями объекта управления, прогнозируя, планируя, контролируя и анализируя их.

Следует сказать, что сама логистика, как проектный процесс, выполняемый специализированной организацией для различных заказчиков, тоже является объектом управления. В данном случае операционный менеджмент реализует управление логистикой. Этому посвящена работа [20].

Взаимоотношения операционного менеджмента и исследования операций проявляются в том, что для решения управленческих задач может потребоваться применение математических теорий, моделей и методов, разработанных в рамках направления исследования операций и используемых в разных областях человеческой деятельности (военной, проектной и др.).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ГЛАВЕ 7 И ПО ВВЕДЕНИЮ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.016 с.)