Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерский учет, анализ и контроль в системе экономических наук.

Поиск

Сущность, предмет и объект бухгалтерского учета, анализа и аудита как экономических наук.

Сферой применения бухгалтерского учета является отдельный хозяйствующий субъект — предприятие, организация, учреждение.

В распоряжении каждого предприятия имеются различные средства для совершения хозяйственных операций, которые складываются в определенные хозяйственные процессы, а они в свою очередь составляют сущность хозяйственной деятельности предприятия. Именно хозяйственная деятельность предприятия является предметом бухгалтерского учета, а средства предприятия, хозяйственные процессы и результаты деятельности предприятия рассматриваются в качестве объектов бухгалтерского учета.

Таким образом, объектами бухгалтерского учета являются (рис. 1.4):

хозяйственные средства — как материальная основа деятельности предприятия;

хозяйственные процессы — как содержание самой деятельности предприятия;

результаты хозяйственной деятельности — прибыль или убытки.

Рис. 1.4. Объекты бухгалтерского учета

Хозяйственные средства — это средства предприятия, которые находятся в его распоряжении и используются им для осуществления своей деятельности. Они постоянно находятся в движении, так как включены в кругооборот хозяйственных операций.

В этом кругообороте можно выделить три основных процесса: снабжение, производство и реализацию (рис. 1.5). Причем процессы снабжения и реализации в свою очередь составляют процесс обращения. Предприятия постоянно осуществляют процесс производства и принимают участие в процессе обращения.

В процессе снабжения у поставщиков приобретаются оборудование, сырье, материалы, которые необходимы для изготовления продукции, выполнения работ. Материальные запасы, как правило, приобретаются в больших объемах и поэтому поступают сначала на склады предприятий, а затем уже используются в производстве.

Процесс производства является основой деятельности предприятия. При его осуществлении используют:

§ трудовые ресурсы;

§ материальные ресурсы — сырье, материалы, топливо, запасные части и т.п., которые являются предметами труда и составляют материальную основу выпускаемой продукции;

§ средства труда — оборудование, машины и прочие основные средства, которые создают условия производственного процесса.

Результатом процесса производства является готовая продукция, поэтому можно сказать, что уже на стадии производства закладывается будущая прибыль предприятия.

Процесс реализации представляет собой третью стадию кругооборота хозяйственных средств предприятия. Его задачей является продажа продукции покупателям в целях получения денежных средств для возмещения затрат на производство и реализацию продукции, а также прибыли в составе выручки от реализации. За счет полученной выручки предприятие приобретает новые партии материалов, выплачивает заработную плату своим работникам, вновь производит продукцию и продает ее покупателям. Таким образом, повторяется цикл производственной деятельности предприятия.

Что же является предметом анализа хозяйственной деятельности? Нужно отметить, что определение предмета любой науки — очень сложная задача, в том числе и в экономическом анализе. Несмотря на то что этот вопрос разрабатывается уже несколько десятилетий, окончательная точка в определении предмета АХД еще не поставлена. В специальной литературе по АХД можно встретить десятки самых разных его формулировок. Все определения предмета АХД, которые наиболее часто встречаются в литературе и которые более-менее соответствуют его сущности, можно сгруппировать следующим образом:

а) хозяйственная деятельность предприятий;

б) хозяйственные процессы и явления.

При более внимательном рассмотрении этих определений можно заметить, что анализ изучает не саму хозяйственную деятельность как технологический, организационный процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических процессов. Поэтому в последнее время большинство исследователей этой проблемы предметом АХД считают экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности. Однако, как уже указывалось, хозяйственная деятельность предприятия и те процессы, что в ней происходят, являются объектом изучения многих наук.

В этих определениях наблюдается идентификация предмета АХД с его объектами и не найден водораздел АХД с другими науками, изучающими хозяйственную деятельность предприятия или хозяйственные явления и процессы, проистекающие в ней. Данные определения не содержат то специфическое, что позволяет отличить АХД от других наук. В целях ограничения объекта исследования в некоторых определениях предмета указывается цель АХД: оценка достигнутых результатов и выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

Чтобы выделить ту часть или те отношения в этом объекте, которые относятся только к анализу, нужно исходить из сущности процессов хозяйственной деятельности. Процесс — это причинно-обусловленное течение событий, смена явлений, состояния объекта в соответствии с намеченной целью или результатом. Результаты экономических процессов как следствия планируются и прогнозируются на будущее в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического формирования и затем анализируются. Но результаты как следствия процес, сов являются не предметом АХД, а объектами. Предметом же экономического анализа являются причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения.

Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом в АХД. Только раскрыв причинно-следственные связи различных сторон деятельности, можно очень быстро просчитать, как изменятся основные результаты хозяйственной деятельности за. счет того или иного фактора, произвести обоснование любого управленческого решения, рассчитать, как изменится сумма прибыли, безубыточный объем продаж, запас финансовой устойчивости, себестоимость единицы продукции при изменении любой производственной ситуации.
Таким образом, предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д. В сельском хозяйстве, кроме этих, к объектам анализа относится степень использования земельных ресурсов предприятия (выход продукции на 100 га сельхозугодий, урожайность культур, качество почвы, состав посевных площадей и пр.).
Таким образом, мы рассмотрели предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности в понимании автора. Основное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки. На наш взгляд, таким существенным признаком АХД является изучение взаимодействия явлений, причинно-следственных связей в хозяйственной, деятельности предприятий (объединений).

Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ пуб­личной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, уполномочен­ными на это лицами /аудиторами/ с целью определения ее достовер­ности, полноты и соответствия законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и Финансовой отчет­ности на предприятиях. Аудит также включает и другие виды работ. В современном понимании аудит - это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятиях с разными формами собственности с точки зрения их достоверности и соответствия действующему законодательству.

Аудит как вид деятельности заключается в сборе фактов, касаю­щихся функционирования предприятия и осуществляется компетентным независимым лицом, которое исходя из установленных критериев вы­носит заключение о качественной стороне этого Функционирования, положения или информации.

 

Учет основных средств

Учет поступления основных средств

Операциями по поступлению ОС являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление ОС, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее ОС, выявленных при инвентаризации, внутренне перемещение.

Поступающие ОС принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи ОС на каждый объект в отдельности. В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска, краткую характеристику, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета ОС. Акт приемки-передачи с сопроводительными документами передается в бухгалтерию. На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки ОС, после чего техническую документацию передают в технические отделы предприятия.

Синтетический учет наличия и движения ОС, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

01 “Основные средства” (активный), 02 “Амортизация ОС” (пассивный)

91 “Прочие доходы и расходы” (активно-пассивный)

Счет 01 “ОС” предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности ОС, находящихся в эксплуатации, запасе или сданных в текущую аренду.

Стоимость ОС, поступивших в качестве вклада в УК, оформляются бух. записями:

Д 08 “Вложения во внеоборотные активы” Д 01 “Основные средства”

К 75 “Расчеты с учредителями” К 08 “Вложения во внеоборотные активы”

ОС, приобретенные за плату у других организаций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают по дебету 01 “Основные средства” и кредиту 08 “Вложения во внеоборотные активы”.

ОС, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа приходуют по дебету счета 08 и кредиту 98 “ Доходы будущих периодов”, субсчет 98-2 “Безвозмездные поступления”. Стоимость безвозмездно полученных ОС по мере начисления амортизации списывается с субсчета 98-2 в кредит счета 91 “Прочие доходы и расходы”.

ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Учет использования основных средств

Эффективное использование ОС – одно из важнейших условий успешной работы хоз. субъекта. Обеспечение максимально возможной загрузки машин и оборудования, рационального и наиболее полного использования производственных площадей, служебных помещений и территорий способствует росту объемов выпуска продукции, снижению ее себестоимости, экономии капитальных вложений, повышению эффективности работы.

Показатели использования ОС чрезвычайно разнообразны и зависят от вида и назначения объектов, отрасли, особенностей продукции. Основными показателями, характеризующими использование наиболее активной части ОС (машин и оборудования), являются коэффициенты использования оборудования, показатели загрузки станков и машин во времени, по мощности, по объему выполненных работ. Для их расчета учитывают время фактической работы ОС, объем выпускаемой ими продукции, ее стоимость, трудоемкость.

Наиболее общим показателем использования ОС является фондоотдача, которая показывает сколько продукции выпускается на единицу стоимости основного капитала. Обратный фондоотдаче показатель называют фондоемкостью. Этот показатель отражает потребность в ОС на единицу стоимости результата.

Во многих организациях показатели использования ОС широко используют для анализа затрат на производство и реализацию продукции. В основе этого анализа лежит деление затрат на переменные, зависящие от количества выпускаемых изделий (выполненных работ), и постоянные, зависящие в основном только от стоимости объектов ОС и времени их функционирования. Чем выше уровень загрузки ОС, тем больше выпускается продукции, тем меньше приходится постоянных затрат на единицу измерения продукции.

За использование зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и др. объектов ОС, их рациональную загрузку ответственны руководители соответствующих технических, производственных и административно-хозяйственных подразделений.

Срок полезного использования объекта ОС определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. В течение этого срока по мере использования ОС начисляются амортизационные отчисления.

Действующий порядок начисления амортизации предусматривает ряд правил и ограничений. По таким объектам основных средств, как жилищный фонд, объекты внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам, а также по продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, а также по приобретенным изданиям (книги, брошюры и т.п.) стоимость не погашается. По таким объектам начисление производится один раз в конце года по установленным нормам. В затраты эти суммы не включаются и учитываются на забалансовом счете организации.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Объекты ОС стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике, разрешается списывать на затраты на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

1. при линейном способе – исходя из первонач. стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя их срока полезного использования объекта;

2. при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования ОС;

3. при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточн. стоимости на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования и коэффициента ускорения;

4. при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первонач. стоимости и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам ОС начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

Для учета амортизации ОС используют пассивный счет 02 “Амортизация ОС”. Этот счет предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации ОС.

Начисленную сумму по собственным ОС производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23 “Вспомогательное производство”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”) и кредиту счета 02.

Учет выбытия основных средств

Стоимость объекта ОС, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта ОС имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при стихийных бедствиях и др. чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в УК других организаций.

Если списание объекта ОС производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Безвозмездную передачу ОС оформляют актом приемки-передачи.

Ликвидацию ОС производят по распоряжению руководителя организации. Обычно с баланса в порядке ликвидации списывают здания, сооружения, снесенные в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией, а также пришедшие в ветхое состояние, морально устаревшие и непригодные для дальнейшего использования оборудование, транспортные средства, инвентарь и инструменты, если их восстановление невозможно или экономически нецелесообразно и они не могут быть реализованы.

Во всех этих случаях составляется акт о частичной или полной ликвидации ОС, в котором указывают подробные сведения о нем.

При выбытии ОС накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 “Амортизация ОС” и кредитуют счет 01.

При выбытии ОС вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 в дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы”, точнее в дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы». Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием ОС, а по кредиту – все поступления, связанные с выбытием ОС.

Таким образом, на счете 91 формируется финансовый результат от выбытия ОС. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 “Прибыли и убытки”.

При продаже ОС их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” или 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” и кредиту счета 91 “Прочие доходы и расходы”. Одновременно остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным ОС - в дебет счета 02 и кредит 01.

При безвозмездной передаче ОС их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 в дебет счета 91, а сумму амортизации – с кредита счета 01 в дебет счета 02.

ОС, переданные в счет вклада в УК других организаций и в счет вклада в общее имущество списывают по остаточной стоимости в дебет счета 58 “Финансовые вложения” с кредита счета 01, а сумму амортизации по переданным ОС – с кредита счета 01 в дебет счета 02. Дополнительные расходы, связанные с безвозмездно передаваемыми объектами или с передачей ОС в счет вклада в УК, списывают в дебет 91 счета с кредита соответствующих счетов. По окончанию отчетного периода определяют разность между дебетовыми и кредитовыми оборотами по каждому субсчету счета 91 и списывают ее на счет 99. Доходы и расходы от списания объектов ОС с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

Для учета выбытия ОС к счету 01 может открываться субсчет “Выбытие ОС”. В дебет этого субсчета переносят стоимость выбывшего объекта, а в кредит – сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 на счет 91.

Основные средства учитываются в течение всего срока их полезного использования или обычного операционного цикла в оценке по первоначальной стоимости, периодически трансформирующейся в восстановительную стоимость, на счете 01 "Основные средства". Их амортизация учитывается параллельно на счете 02 "Амортизация основных средств".

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ, ст. 66, 218, 234) основаниями приобретения права собственности на объекты основных средств - как части внеоборотного (долгосрочного) амортизируемого имущества, принимаемого к бухгалтерскому учету в качестве средств труда в неизменной материально-вещественной форме и содержащегося для осуществления различных видов деятельности в течение периода полезного использования или для обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, являются:

- приобретение основных средств на основании договора купли-продажи, мены имущества, дарения и других сделок об отчуждении указанных активов;

- изготовление для собственных нужд продукции, имеющей технико-экономические параметры основных средств;

- строительство объектов основных средств подрядным способом на основании договора подряда;

- вклад в уставный капитал;

- получение унитарными предприятиями основных средств, переданных им государственными и муниципальными органами власти;

- другие хозяйственные факты поступления объектов основных средств в собственность хозяйствующего субъекта, отвечающие требованиям действующего законодательства).

Основные средства приобретаются для передачи в эксплуатацию (полезное использование), формирования запаса (резерва), сдачи за плату во временное пользование (временное владение и пользование). При этом в первоначальную стоимость объектов основных средств, приобретенных для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, льготируемых по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), включается покупная (договорная) стоимость с учетом НДС с последующим списанием суммы налога путем начисления в принятом порядке сумм амортизации указанного имущества.

Если ваша организация приобрела основные средства, то вы должны учесть их на балансе по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость - это сумма фактических затрат на приобретение объекта основных средств.

Оприходование объекта основных средств отразите по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы":

Дебет 08 Кредит 60 (75-1, 76, 98-2,...) оприходован объект основных средств.

После того как объект основных средств будет введен в эксплуатацию, сделайте проводку по дебету счета 01:

Дебет 01 Кредит 08 введен в эксплуатацию объект основных средств.

Ваша организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств.

Переоценке подлежат однородные группы основных средств. Например, если вашей организации принадлежит несколько зданий, вы не можете переоценить одно из них - только все одновременно.

Если вы решили провести переоценку основных средств, то в последующем вам надо будет делать это каждый год.

Переоценка производится путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Минфин России в письме от 31 июля 2003 г. N 04-02-05/3/63 отметил, что в настоящее время индексы для проведения переоценок основных фондов не публикуются. Организация имеет право сама разработать такие индексы или использовать индексы, разработанные НИИ статистики Госкомстата России на коммерческой основе.

Обратите внимание: в налоговом учете стоимость основных средств формируется без учета переоценки. Амортизация начисляется в том же порядке и в тех же суммах, что и до переоценки основных средств (ст. 257 НК РФ).

Однако для целей обложения налогом на имущество результаты переоценки учитываются.

Результаты переоценки вы должны отразить на счете 83 "Добавочный капитал". О том, как это сделать, смотрите счет 83 "Добавочный капитал".

Основные средства необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, что требует определенных затрат.

Расходы на обслуживание (технический осмотр, уход и т.п.) и все виды ремонтов (текущий, средний, капитальный) основных средств включают в себестоимость продукции:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44,...) Кредит 10 (60, 69, 70,...) отражены затраты на обслуживание и ремонт основных средств.

Расходы на ремонт учитывают при налогообложении прибыли в размере фактических затрат. Эти расходы включают в себестоимость продукции в том отчетном периоде, в котором они возникли (ст. 260 НК РФ).

ЗАО "Актив" произвело текущий ремонт станка. Расходы на ремонт составили:

заработная плата рабочих - 1 000 руб.; единый соцналог, взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, начисленные с зарплаты рабочих, - 262 руб.; стоимость покупных деталей - 1 416 руб., в том числе НДС - 216 руб.

Бухгалтер "Актива" сделал проводки:

Дебет 20 Кредит 70 1 000 руб. - списана на себестоимость заработная плата рабочих, проводивших ремонт;

Дебет 20 Кредит 68 (69-1, 69-2, 69-3) 262 руб. - списаны на себестоимость единый социальный налог и страховые взносы;

Дебет 71 Кредит 50 1 416 руб. - выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты деталей;

Дебет 10 Кредит 71 1 200 руб. (1 416 - 216) - оприходованы детали, купленные для ремонта станка;

Дебет 19 Кредит 71 216 руб. - учтен НДС;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 216 руб. - принят НДС к вычету;

Дебет 20 Кредит 10 1 200 руб. - списаны на себестоимость детали, использованные при ремонте станка.

Всего на себестоимость ремонта было списано 2 462 руб. (1 000 + 262 + 1 200). Эта сумма полностью может быть учтена при налогообложении прибыли.

Если вашей организации предстоит дорогостоящий ремонт основных средств, вы можете зарезервировать средства на эти цели.

Иначе единовременное списание крупных расходов приведет к резкому увеличению себестоимости и может стать причиной убытка.

Создание резерва на предстоящий ремонт основных средств отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44,...) Кредит 96 создан резерв на ремонт основных средств.

По мере осуществления ремонта фактические затраты списывайте на уменьшение резерва:

Дебет 96 Кредит 10 (60, 69, 70,...) списаны фактические затраты на ремонт основных средств.

Есть четыре способа начисления амортизации основных средств:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Чтобы начислить амортизацию, все основные средства вашей организации вы должны разделить на однородные группы объектов, объединенных общими признаками.

По объектам одной группы основных средств можно использовать только один из перечисленных способов.

Выбранный способ начисления амортизации вы должны применять в течение всего срока полезного использования (то есть срока службы) объекта основных средств.

Амортизацию начисляют проводкой

Дебет 20 Кредит 02 - начислена амортизация станка за отчетный месяц.

Примерный срок службы основных средств приведен в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1).

Если ваша организация продала, ликвидировала или передала другому предприятию объект основных средств, вы должны списать его стоимость с баланса организации.

При списании с баланса объекта основных средств сначала спишите сумму начисленной амортизации.

Для этого сделайте проводку:

Дебет 02 Кредит 01 списана сумма начисленной амортизации объекта основных средств.

Таким образом, на дебете счета 01 будет сформирована остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств. Эту сумму вы должны отнести в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы":

Дебет 91-2 Кредит 01 списана остаточная стоимость основного средства.

Для учета выбытия объектов основных средств вы можете открыть к счету 01 отдельный субсчет "Выбытие основных средств".

Если ваша организация решила использовать субсчет "Выбытие основных средств", при списании с баланса объекта основных средств вы должны сделать проводки:

Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 списана первоначальная стоимость объекта основных средств;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" списана остаточная стоимость объекта основных средств.

Если выбывает объект основных средств, стоимость которого в результате переоценки была увеличена, то сумму его дооценки, числящуюся на счете 83 "Добавочный капитал", включите в состав нераспределенной прибыли:

Дебет 83 Кредит 84 сумма дооценки выбывшего объекта основных средств включена в состав нераспределенной прибыли.

Объекты основных средств стоимостью не более 20 000 рублей можно учитывать в составе материально-производственных запасов (МПЗ). В этом случае их стоимость списывают по мере отпуска в производство или эксплуатацию (п. 5 ПБУ 6/01).

В налоговом учете книги, брошюры и другие печатные издания (независимо от их стоимости) списывают на затраты в полной сумме в момент приобретения. В бухучете книги, брошюры и т.д. также можно списать на расходы, если их стоимость не превышает 20 000 рублей, и, согласно учетной политике фирмы, их включают в состав МПЗ.

Обратите внимание: если недорогое имущество (стоимостью не более 20 000 руб.) вы учитываете в составе основных средств, то амортизацию по нему начисляют в обычном порядке.

Учет нематериальных активов

В соответствии с п. 3 ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

a)не имеет материально-вещественной (физической структуры);

b) может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;

c)предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;

d) используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

e) не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

f) способно приносить организации экономическую выгоду;

g) имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.).

При классификации можно выделить следующие виды нематериальных активов:

· объекты интеллектуальной собственности;

· отложенные затраты;

· деловая репутация организации.

Объекты интеллектуальной собственности можно разделить на два вида: регулируемые патентным правом и регулируемые авторским правом.

Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания необходима их регистрация по установленной процедуре в соответствующих органах.

Регистрация объектов, регулируемых авторским правом, не нужна. Автор обязан выразить свое произведение в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить указанный объект. Сюда относятся программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных схем.

К объектам интеллектуальной собственности следует отнести лицензии, дающие право заниматься определенным видом деятельности (торговлей, аудитом и др.), если они выдаются на срок более 1 года.

Отложенные затраты — это организационные расходы. Организационные расходы состоят из затрат по оплате услуг консультантов, рекламы, по подготовке документации, регистрационных сборов и других расходов организации в период ее создания до момента регистрации.

Следует отметить, что в состав организационных расходов, включаемых в нематериальные активы, входят расходы, связанные с образованием юридического лица и признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный капитал.

Деловая репутация организации — это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества. При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.

Объектом нематериальных активов является положительная деловая репутация, которая рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод.

Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю, и учитывается как доходы будущих периодов.

Оценка нематериальных активов. В учете и отчетности нематериальные активы отражают по первоначальной и остаточной стоимости. Отдельно отражают амортизацию нематериальных активов. Первоначальная стоимость определяется для объектов:

– внесенных в счет вкладов в УК (фонд) — по договоренности сторон (согласованной стоимости);

– приобретенных за плату у других организаций и лиц — по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведение их до состояния, пригодного к использованию;

– полученных безвозмездно от других организаций и лиц — по рыночной стоимости на дату оприходования.

Затраты по приобретению нематериальных активов включают суммы, выплаченные продавцу объекта, посредникам, за информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы и пошлины, таможенные расходы и другие расходы, связанные с приобретением объектов.

Расходы по созданию нематериальных активов и доведению их до состояния, пригодного к использованию, складываются из начисленной соответствующим работникам оплаты труда, отчислений на социальные нужды, материальных затрат и общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Нематериальные активы, поступающие в организацию в порядке обмена на какое-либо имущество, оценивают исходя из стоимости обмениваемого имущества.

Оценка нематериальных активов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату приобретения объекта.

Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.

Учет финансовых вложений

Счет 58 "Финансовые вложения" предназначен для обобщения информации о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

К счету 58 "Финансовые вложения" могут быть открыты субсчета:

58-1 "Паи и акции";

58-2 "Долговые ценные бумаги";

58-3 "Предоставленные займы";

58-4 "Вклады по договору простого товарищества" и др.

На субсчете 58-1 "Паи и акции" учитываются наличие и движение инвестиций в акции акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций и т.п.

На субсчете 58-2 "Долговые ценные бумаги" учитываются наличие и движение инвестиций в государственные и частные долговые ценные бумаги (облигации и др.).

Финансовые вложения, осуществленные организацией, отражаются по дебету счета 58 "Финансовые вложения" и кредиту счетов, на которых учитываются ценности, подлежащие передаче в счет этих вложений. Например, приобретение организацией ценных бумаг других организаций за плату проводится по дебету счета 58 "Финансовы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.156.15 (0.012 с.)