Методы анализа показателей доходов, продаж и произведенной продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы анализа показателей доходов, продаж и произведенной продукции



Анализ влияния на объем продаж использования производственных ресурсов.

В создании продукции участвуют три производственных фактора: средства труда (основные фонды), предметы труда (материальные ресурсы) и живой труд (персонал). Каждый из этих факторов влияет на объем произведенной и, следовательно, реализованной продукции.

 

Таким образом:

 

N = F * λF = M * λM = P * λP (1)

где:

F – стоимость основных фондов

λF – фондоотдача (N/F)

M – материальные затраты

λM – материалоотдача (N/M)

P - персонал

λP – производительность труда (N/P)

 

Объем продаж зависит как от количественных факторов (F, M, P), так и от качественных (λF, λM, λP). Рост выручки от продаж за счет роста количественных факторов – экстенсивный, за счет роста качественных факторов – интенсивный (так как не связан с приростом самого ресурса).

 

Анализ влияния производственных ресурсов на объем продаж проводится в четыре этапа:

1. Определяется лимитирующий производственный ресурс. Для этого рассчитывается максимальный объем продаж при фиксировании одного ресурса на текущем уровне и условии, что остальные два ресурса неограниченны. В результате определяется максимально возможный объем продаж N.

2. По каждому производственному ресурсу определяют количественный и качественный факторы (факторы экстенсивности и интенсивности). При этом используется формула (1). Значение N определено на первом этапе, количественные факторы известны из отчетности, можно определить качественные показатели (λF, λM, λP).

3. Определяется приращение экстенсивных и интенсивных показателей по каждому производственному ресурсу. Для этого показатели текущего года сравниваются с соответствующими показателями предыдущего года.

4. Методами факторного анализа (индексным или интегральным) определяется влияние экстенсивных и интенсивных факторов на прирост объема продаж.

 

Анализ использования основных средств

Основные средства – один из производственных ресурсов, участвующих в создании продукции. Его влияние на объем продаж определяется формулой:

 

N = F * λF

где:

F – стоимость основных фондов

λF – фондоотдача (N/F)

 

Таким образом, объема продаж зависит как от количественного фактора (F), так и от качественного (λF). Рост выручки от продаж за счет роста количественного фактора носит экстенсивный характер, за счет роста качественного фактора – интенсивный (так как не связан с приростом самого ресурса).

 

Целью анализа экономической эффективности использования основных средств является определение фактора (количественного или качественного), обеспечившего наибольший вклад в прирост выручки от продаж.

 

Необходимые для анализа данные сводятся в Таблицу:

Показатель Обознач. Предыдущий год (0) Отчетный год (1) Отклонение Темп роста, %
Выручка от продаж, тыс.руб. N 100 000 110 000 10 000 110,0
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб. Fср 85 000 90 000 5 000 105,9
Фондоотдача на 1 руб. основных средств, руб. λF 1,176 1,222 0,046 103,9

 

Показатели N и данные для Fср берутся из бухгалтерской отчетности. Остальные показатели Таблицы – расчетные.

 

Определим влияние экстенсивного и интенсивного факторов на прирост объема продаж интегральным методом.

 

Влияние изменения стоимости основных средств (экстенсивного фактора):

ΔNF = ΔF * λF0 + (ΔF * ΔλF)/2 = 5 000 * 1,176 + (5 000 * 0,046)/2 = 5 870 + 115 = 5 985

 

Влияние изменения фондоотдачи (интенсивного фактора):

ΔNλ = Δ λF * F0 + (ΔF * ΔλF)/2 = 0,046 * 85 000 + (5 000 * 0,046)/2 = 3 900 + 115 = 4 015

 

ΔN = ΔNF + ΔNλ = 5 985 + 4 015 = 10 000

 

Таким образом, прирост экстенсивного фактора обеспечил 5 985/10 000 = 0,5985 = 59,9% прироста продаж, а интенсивного, соответственно, 40,1%.

 

Анализ использования материальных ресурсов.

Основные производственные ресурсы - Труд, Средства труда и Предметы труда. Алгоритм анализа основных производственных ресурсов - одинаков:

Определение изменения объема продукции:

· фактические данные сравнить с базовыми

· найти между ними разницу

· разницу разложить на влияние количественного фактора и качественного фактора

Предметы труда.

N=M*lM DN=Nотч.-Nбаз. N -продукция (или оборот), M - материальные затраты, lM -(показатель интенсификации) - материалоотдача, (lM=Q/M).

Существуют 2 метода с помощью которых можно разложить разницу на влияние факторов:

1.метод цепных подстановок

2. интегральный метод.

1метод: DN=DNM+DNl

DNM=DM*l0-влияние количественного фактора;

DNl =Dl*M1-влияние качественного фактора.

2метод: DN=DNM+DNl

DNM=DM*l0+(DM*Dl/2) -влияние количественного фактора;

DNl =Dl*M0+(DM*Dl/2) - влияние качественного фактора.

Качественные показатели(lF,lM,lR) - показатели интенсификации;

Количественные показатели - показатели экстенсификации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.007 с.)