Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование и реформирование бухгалтерского учета, анализа и аудита в Российской Федерации.

Поиск

Ведение БУ осуществляется в соответствии, с нормативными документами, имеющими разный статус:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение БУ в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухучету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

4-й уровень: рабочие документы по бухучету самого предприятия.

Основным нормативным документом, регулирующим БУ в России, является Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который определяет правовые основы БУ, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести БУ и предоставлять финансовую отчетность.

В соответствии с Законом общее методологическое руководство БУ в России осуществляет Правительство Российской Федерации.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования БУ (Минфин РФ, ЦБ РФ, и др.), разрабатывают и утверждают обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

а) планы счетов БУ, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

б) другие нормативные акты и методологические указания п о вопросам бухучета.

Нормативные акты и методические указания но бухучету, издаваемые органами, которым предоставлено право регулирования бухучета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухучете, нормативными актами органов, регулирующих бухучет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

При разработке нормативных актов Минфин России осуществляет взаимодействие с ведомствами через Методологический совет по бухучету и отчетности. Основными задачами Методологического совета являются разработка Концепции развития бухучета и отчетности, проектов отечественных бухгалтерских стандартов (положений) и методических рекомендаций, содействие внедрению указанных нормативных документов в учетную практику, обобщение опыта их применения, разработка рекомендаций по их дальнейшему совершенствованию, а также по улучшению бухгалтерского образования.

В регулировании БУ и отчетности в России важная роль отводится Гос. Думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бухучету. В составе ГД в 1994 г. создан Экспертный совет по аудиту, бухучету и финансовой статистике Комитета ГД по бюджету, налогам, банкам и финансам.

В работе названных Экспертного и Методологического советов большую помощь призваны оказывать общественные организации, и прежде всего созданный в 1997 г. Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), ассоциации бухгалтеров и аудиторов стран Содружества и РФ и Международный консультативный комитет по бухучету и аудиту в РФ.

ИПБ и ассоциации бухгалтеров и аудиторов призваны оказывать содействие в разработке и соблюдении их членами нормативных документов по бухгалтерскому учету и аудиту и норм профессиональной этики, следить за качеством знаний и квалификацией своих членов, принимать участие в организации профессиональной подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров, защищать права и профессиональную независимость бухгалтеров.

1. Основные принципы ведения бухгалтерского учета (ПБУ 1/98)

Основные правила (принципы) ведения бухучета определены ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ.

1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ.

2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

3. В БУ текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации.

5. Для систематизации и накопления информации используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ и др. органами, которым предоставлено право регулирования бухучета.

6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухучета.

7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств.

8. Для ведения бухучета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.

Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета.

Допущение имущественной обособленности: имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Кроме того, имущество организации, принадлежащее ей на правах собственности, отражается на балансовых синтетических счетах, а не принадлежащее - на забалансовых счетах.

Допущение непрерывности деятельности организации: она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. В ином случае она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике.

Допущение последовательности применения учетной политики: выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение ее возможно в случае изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухучету, разработки организацией новых способов ведения бухучета и существенного изменения условий деятельности.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности: они отражаются в бухучете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Требование полноты - необходимость отражения в бухучете всех фактов хозяйственной деятельности.

Требование своевременности - необходимость своевременного отражения в бухучете и бухотчетности фактов хозяйственной деятельности.

Требование осмотрительности - большая готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов).

Требование приоритета содержания перед формой: в бухучете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотом и остатком но синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода.

Требование рациональности - необходимость рационального и экономного ведения бухучета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

На законодательном уровне практически во всех странах действует норма обязательности составления бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить многочисленных пользователей информацией о том или ином субъекте рынка (организации). Кроме того, нормативно регулируемая отчетность выполняет и другую очень важную роль. Государство через нее обеспечивает единство толкования правовых норм для самых различных субъектов рынка и соблюдения ими общеустановленных принципов (правил) ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Начиная с 1996 г. бухгалтерская отчетность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней - рис. 1.

 

1 уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации.

Первый уровень — главную роль в системе указанных правовых актов выполняет Закон «О бухгалтерском учете», в составе которого имеется глава III «Бухгалтерская отчетность», включающая статьи 13-17. (в которых изложены адреса и сроки представления отчетности, отчетный год, публичность бухгалтерской отчетности, определены ее состав)

Второй уровень составляют положения (стандарты) бухгалтерского учета.

Учетный стандарт (в отечественном бухгалтерском учете – положения) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. В настоящее время в России разработано и утверждено 21 положений по бухгалтерскому учету и отчетности. К числу таких документов прежде всего относится Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 г. № 43н, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций — юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных организаций.

Третий уровень включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России:

Четвертый уровень нормативного регулирования включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчетности, как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Нормативное регулирование аудита базируется на тех же принципах, что и регулирование учета, но имеет свою специфику, представленную на рисунке 2.

Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система включает 4 уровня.

Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который действует в настоящее время с внесенными в него изменениями и дополнениями. К первому уровню также относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, приказы и разъяснения Минфина РФ и Департамента по организации аудиторской деятельности, такие как: Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопро­сах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации». Им определено в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности; Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 «О лицен­зировании аудиторской деятельности», которое определяет порядок лицензирования аудиторской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами; и др.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности. Стандарты аудиторской деятельности могут быть подразделены на три группы: 1. Общие стандарты - независимость, компетентность, объективность, внимательность и другие; 2. Рабочие - подготовка, надзор и контроль; средства внутреннего контроля; сведения; анализ документов и другие; 3. Стандарты отчетности - форма (заголовок, дата, подпись); содержа­ние (полнота, предмет ревизии, законность, соответствие стандартам, своевременность)

Общие стандарты - это определение качества и степень квали­фикации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и про­фессионально выполнять задачи, стоящие перед ним. Рабочие стандарты - правила, которыми руководствуется аудитор при выполнении задач, проверки. Основные правила представляют собой схему целенаправленных систематических действий, которыми руковод­ствуется аудитор для достижения определенного результата. Стандарты отчетности - стандарты, используемые на заключитель­ном этапе аудита. Они представляют собой правила, касающиеся формы, содержания, размещения и подачи материалов по результатам аудитор­ской проверки. Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм. Общие рекомендации по содержанию, примерной структуре, реквизитам и приложениям к внутрифирменным стандартам содержатся в стандарте «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» Подводя итоги, следует отметить, что сложившаяся на сегодняшний день в нашей стране система бухгалтерской финансовой отчётности не является совершенной по ряду причин: недоработанность нормативно-законодательной базы системы бухгалтерской (финансовой отчётности); большое число государственных требований по составлению бухгалтерской отчётности, связанное с обязательным формированием налоговой, статистической отчётности, отчётности, составленной по МСФО и в соответствии с национальными стандартами; отсутствие контроля за составителями отчётности.

Устранение сложившихся противоречий в максимальном приближении национальных стандартов бухгалтерского учёта и отчётности международным стандартам, признанным во всём мире как наиболее совершенная система стандартов бухгалтерского учёта и отчётности.

С развитием бухгалтерского учета и отчетности неразрывно связано и развитие аудита. По мнению Гимадутдинова А.Ф., Генеральный директор Аудиторско-консалтинговой компании «АУДЭКС», председатель Комитета по аудиту ТИПБ РТ «Можно сказать, что за последние 10 лет рынок аудиторских услуг сформировался в достаточно устойчивый и востребованный сектор экономики. Ежегодно объемы оказываемых услуг в РФ по аудиту увеличиваются на 30-40%. Также аудит можно охарактеризовать как достаточно консервативный сектор рынка».

 

7.Система международных стандартов финансовой отчетности, аудиторской деятельности и бухгалтерского образования.

В настоящее время существует три вида международных стандартов, содержащих описание принципов и технологии ведения учета и предоставления доказательных аргументов в отношении достоверности и непредвзятости публичных отчетных данных:

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);

Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора(МСФООС);

Международные стандарты аудита (МСА).

Системообразующая роль в данной совокупности стандартов принадлежит, безусловно, МСФО. Основная проблема, связанная с внедрением международных стандартов, заключается в том, что они носят рекомендательный характер. Кроме того, являясь результатом компромисса между многими участниками процесса разработки, нередко придерживающихся разных взглядов на содержание того или иного стандарта, Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой достаточно широкое и общее описание рассматриваемых ими проблем и способов решения этих проблем.
Сравнивая МСФО и национальные стандарты в разных странах, многие специалисты отмечают наличие двух критических моментов. Первый заключается в относительно «прохладном» отношении к стандартам со стороны международных и национальных регуляторов финансовых рынков. Иными словами, например, Нью-Йоркская фондовая биржа отдавала предпочтение американским GAAP, то есть представление отчетности, составленной в соответствии с МСФО, не считалось достаточным для того, чтобы та или иная компания была включена в листинг биржи.
В последние годы эта проблема, по многим причинам казавшаяся непреодолимой, начала решаться. В частности, получил широкую поддержку мировой бухгалтерской профессии так называемый «Проект конвергенции моделей бухгалтерского учета».
Основная идея проекта заключается в интенсификации процесса сближения учетных моделей, фактически выражающегося в сближении систем национальных стандартов с МСФО. Поскольку во многих странах американские бухгалтерские стандарты (US GAAP) рассматриваются как некий образец международных стандартов, то процесс конвергенции в значительной степени сводится к сближению US GAAP и МСФО. Источники противоречий между МСФО и US GAAP коренятся в различии подходов к сути и логике регулирования, исповедуемых в рамках соответственно континентальной и англо-американской моделей учета. Отметим, что по этому вопросу Великобритания находится на позициях «континентальной» школы, представители которой считают, что в основе учетных стандартов должны быть принципы с ограниченными указаниями по их применению; американцы же ратуют за правила с более детализированными указаниями по их применению. Континентальный подход базируется на принятой британскими специалистами концепции достоверности и непредвзятости (true and fair view), в то время как американский подход предполагает более жесткую регулируемость и заданность (не случайно британцы имеют около трех десятков национальных стандартов, а американцы - около 160).
Выработка общей позиции в отношении конвергенции моделей бухгалтерского учета осуществляется, главным образом, путем координации и тесного взаимодействия экспертов Совета по Международным стандартам финансовой отчетности и Международной организации комиссий по ценным бумагам, которая выражает акцентированную точку зрения на стандарты учета и отчетности с позиции регуляторов и участников фондовых рынков.
Вторым критическим моментом в признании МСФО в качестве унифицированной системы учета является отсутствие подробных интерпретаций, имеющих целью дать примеры приложения стандартов к конкретным ситуациям (считается, что по этому параметру наиболее хороши американские стандарты). Разработка интерпретаций была признана одним из приоритетных направлений деятельности IASC уже давно, но лишь в 1996 г. было принято решение о создании в рамках IASC постоянного Комитета по интерпретации стандартов (Standing Interpretations Committee - SIC). Эта работа существенно улучшена в последние годы. Чтобы интенсифицировать работу по стандартизации учета и отчетности, специалисты Совета по Международным стандартам финансовой отчетности продолжают работу по своей реструктуризации и повышению финансовой независимости, что в свое время и привело к формированию Совета по международным стандартам бухгалтерской финансовой отчетности. Основной задачей Совета в настоящее время является переработка действующих МСФО в соответствии с рекомендациями международных экспертов.

Международные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров

Международная федерация бухгалтеров (IFAC) определила свою миссию как «разви) тие и повышение значимости бухгалтерс) кой профессии в международном контексте в соответствии с гармонизированными стандартами, обеспечивающими предос) тавление профессиональных услуг высоко) го качества и отвечающими интересам пользователей». Одним из условий, обеспечивающих достижение поставленной цели, является разработка и реализация единых требований к образовательной и профессиональной подготовке бухгалтеров, которые, с одной стороны, соблюдались бы всем профессиональным сообществом, а с другой - не противоречили бы соответствующим национальным учетным стандартам стран-членов IFAC. Необходимость подобной унификации требований к профессиональной подготовке бухгалтеров стала еще более очевидной после имевшей место череды финансовых скандалов. Эти негативные события касались достоверности публичной отчетности ряда крупных фирм и, как результат, все более набирающего темпы процесса взаимопроникновения национальных экономик, проявляющегося в глобализации и интернационализации рынков товаров и особенно рынков капитала, в также в расширении масштабов деятельности транснациональных корпораций.
Как известно, подготовка бухгалтеров в различных странах осуществляется по-разному: в этом процессе могут быть задействованы как институты системы общего образования (прежде всего, университеты, институты и колледжи), так и профессиональные (т.е. общественные, негосударственные) структуры.
В странах с развитой экономикой квалификация «бухгалтер» присваивается лишь профессиональными институтами, а в некоторых бывших социалистических странах бухгалтеров традиционно готовят в университетах, институтах, колледжах, техникумах и др. Так, в США одной из наиболее желаемых сертификаций в профессиональной бухгалтерской среде является титул «сертифицированный публичный бухгалтер» (Certified Public Accountant - СРА). Этот титул присваивается соискателю после подготовки по специальной программе в Американском институте сертифицированных публичных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants - AICPA), сдачи соответствующих квалификационных экзаменов, прохождения надлежащей практики в аккредитованных фирмах и подписания Кодекса этики бухгалтеров. Звание «сертифицированный публичный бухгалтер» является профессиональным титулом и свидетельствует о том, что его обладатель является членом AICPA и имеет право предлагать свои услуги в качестве бухгалтера или аудитора. Этот титул используется в США с 1894 года, а в 1895 году он был утвержден специальным биллем Сената США, вступившим в законную силу с 1896 года.
Американский институт сертифицированных публичных бухгалтеров является наиболее авторитетной неправительственной профессиональной организацией, представляющей бухгалтерское (в том числе и аудиторское) сообщество в США. Звание «сертифицированный публичный бухгалтер» было введено американцами после того, как их британские коллеги воспротивились использованию в США звания «присяжный бухгалтер» (Chartered Accountant - СА), право на которое принадлежит старейшему в мире (основан в 1854 году) Институту присяжных бухгалтеров Шотландии (Institute of Chartered Accountants of Scotland - ICAS).
Иными словами, в США нельзя получить титул бухгалтера, окончив обычный классический университет. Напротив, в России, например, профессия «бухгалтер» тем или иным образом отражается в дипломе, который получает выпускник университета, института, техникума и т.д. Лишь в последние годы, после создания Института профессиональных бухгалтеров, в России появилась практика присвоения титула «профессиональный бухгалтер». Этот титул является аналогом титулов «сертифицированный публичный бухгалтер» (США), «присяжный бухгалтер» (Шотландия) и др. Однако до настоящего времени, в силу национальной традиции и специфики подготовки профессиональных кадров через систему общепрофессионального образования, отношение к титулу «профессиональный бухгалтер» достаточно специфическое. Можно лишь надеяться, что по мере передачи ряда функций в области регулирования и методологии бухгалтерского учета и аудита от Министерства финансов саморегулируемым общественным организациям (например, Институту профессиональных бухгалтеров России) ситуация изменится и будет иметь место некий аналог того, что сейчас имеется в странах англо-американской модели бухгалтерского учета.
Поскольку англо-американская идея профессиональной сертификации (то есть признания соискателя бухгалтером профессиональным сообществом в лице соответствующего Института, объединяющего носителей этого титула) получает все более широкое распространение, в отдельных странах (например, в России) делаются попытки согласовать оба варианта подготовки бухгалтеров. Это осуществляется как через систему высшего и среднего специального образования, так и через систему профессиональной подготовки бухгалтеров.
Отдавая себе отчет в том, что национальные особенности подготовки бухгалтеров в той или иной степени сохранятся еще на долгие годы и добиться абсолютной унификации по этому вопросу вряд ли когда-нибудь удастся, специалисты IF AC пошли на компромисс и в своих стандартах подготовки бухгалтеров изложили лишь наиболее общие требования, предъявляемые к образовательному и профессиональному уровню специалиста, а также рекомендации по объему знаний, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер. Эти требования и рекомендации изложены в семи Международных образовательных стандартах (International Education Standards - IES):

IES 1 «Исходные требования к программе профессионального бухгалтерского образования»;

IES 2 «Содержание программ профессионального образования»;

IES 3 «Профессиональные навыки»;

IES 4 «Профессиональные ценности и этика»;

IES 5 «Требования к практической подготовке»;

IES 6 «Оценка профессиональных способностей и компетентности»;

IES 7 «Система непрерывного профессионального образования».

Общая идея стандартов заключается в идентификации определенного минимума квалификационных требований в трех областях:

образовательные и профессиональныезнания;

практический опыт;

система постоянного и непрерывного обновления знаний и навыков.

В стандартах определяются области знаний, которые должны найти отражение в конкретной программе подготовки профессиональных бухгалтеров, но не дается содержательного наполнения предметов. Видимо, подразумевается, что это наполнение будет сделано специалистами национальных институтов с учетом особенностей национальной культуры, традиций в области общего и профессионального образования, приоритетов в отношении тех или иных предметов. Вместе с тем предполагается, что основная терминология, в отношении как собственно предметов, так и их основных разделов, трактуется в общепринятом в экономически развитых странах ключе.
Важно подчеркнуть, что IFAC не стала настаивать на безусловном следовании англо-американской практике профессиональной сертификации, а выбрала комбинированный вариант, в котором есть место как университетскому образованию, так и специальным программам сертификации. Так, в ст. 28 Введения к Международным образовательным стандартам указывается: «...Профессиональное образование может быть получено одновременно с общим, то есть во время прохождения университет) ского курса или другой программы обуче) ния, которые приводят к получению про) фессиональной бухгалтерской квалифика) ции. Как альтернатива, профессиональное образование может быть получено в ходе дополнительного обучения по завершении полного курса обучения по другой програм) ме в системе высшего образования».
В то же время в разделе «Глоссарий» документа «Концептуальные основы международных образовательных регулятивов» указывается, что под «системой высшего образования» понимаются в основном университеты и колледжи. Согласование же университетской и профессиональной программ может быть осуществлено путем зачета отдельных дисциплин, прочитанных в университете (колледже) в случае, если содержание прочитанного курса соответствует требованиям, предъявляемым к нему экспертами профессионального института. Подобная практика уже апробирована в ряде стран. Так, в Шотландии все университеты, предлагающие бакалаврские и магистерские программы в области учета, согласовывают соответствующие разделы своих учебных планов с Институтом присяжных бухгалтеров Шотландии. Делается это путем передачи в Институт пакета документов, содержащего подробные рабочие программы базовых курсов (финансовый учет, управленческий учет, финансовый менеджмент, аудит и др.), кейсы, учебные примеры и тесты. Это позволяет в некоторой степени разграничить принципы академического и профессионального образования и облегчает вхождение выпускников университетов в практический учет и аудит. Таким образом, речь не идет о том, чтобы передать университетам право профессиональной сертификации специалистов (это невозможно, поскольку одним из ключевых элементов процесса подготовки является получение практических навыков на соответствующих участках учетно-финансовых работ в фирмах, имеющих, как правило, аккредитацию в профессиональном институте). Скорее цель - вовлечь институты общего образования в процесс сертификации, обеспечить согласование учебных планов и программ, предложить университетам строить свои программы таким образом, чтобы отдельные их модули можно было перезачитывать в том случае, если выпускник университета в будущем вознамерится получить квалификацию профессионального бухгалтера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.140 (0.014 с.)