Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ качества прибыли. Влияние учетной политики на прибыль. Анализ и диагностика рентабельности продаж.

Поиск

Качество прибыли отражает насколько для данной организации является характерным (стабильным) достигнутый уровень прибыли, а также степень использования хозяйственных резервов для его достижения. Известно, что отсутствие стабильности отражает рискованность бизнеса. Учитывая, что резервы определяют собой возможность наиболее полного и рационального использования экономического потенциала предприятия, можно предположить, что высокая степень их реализации выступает своеобразным гарантом стабильности. Поскольку источники резервов неисчерпаемы (согласно законам экономической теории), то имеет смысл говорить и о неограниченности роста качества прибыли.

Главными лицами, заинтересованными в оценке качества прибыли прежде всего являются финансовые руководители, желающие иметь реальную оценку результатов коммерческой деятельности своей фирмы, и менеджеры маркетинговых отделов, создающие стратегии продвижения товаров. Далее, очень важно иметь представление о качестве прибыли фирмы ее инвесторам и кредиторам, принимающим решение о размещении своего капитала. И наконец, аудитор, которому необходимо распознать финансовые хитрости клиентов в ходе проверки, также должен дать свою оценку качеству прибыли.

Цель такой оценки состоит вовсе не в том, чтобы определить уровень прибыли по сравнению с результатами прошлой деятельности предприятия и выявить факторы, обеспечившие достижение этого уровня. Речь идет, скорее, о том, чтобы суметь выделить те аспекты финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которые, как можно ожидать, обеспечат не столько рост прибыльности, сколько влияние на стабильность в будущий период. Таким образом, существенную роль играет только та информация, которая позволяет решить, насколько вероятно, что данное предприятие сможет достигнуть успеха в последующий период. К сожалению, в условиях наступившего экономического кризиса финансово-хозяйственная деятельность торгового предприятия зачастую зависит от случайных процессов, определяющих его доходы, и поэтому такая информация может оказаться малополезной при оценке перспективных возможностей. В связи с этим оценка качества прибыли должна рассматриваться как средство, помогающее проанализировать общую эффективность деятельности предприятия. Для оценки качества прибыли наряду с различными методиками аудиторской проверки могут быть использованы методы, способы и приемы экономического и финансового анализа.

ВЛИЯНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ ДОХОДА НА КАЧЕСТВО ПРИБЫЛИ Стабильными можно назвать доходы, которые отличаются относительным постоянством на протяжении длительного периода времени, и вследствие этого, могут легко прогнозироваться на перспективу. Чем больше стабильность в доходах, тем выше качество прибыли. Стабильность свойственна, прежде всего, доходам от основной деятельности по сравнению с другими источниками.

Первым шагом для выявления стабильности (или нестабильности) в доходах, естественно, будет вычисление показателя средней прибыли за ряд лет. Для измерения вероятности расхождения полученных данных с реальными рассчитывают среднеквадратичное отклонение по следующей формуле: , где – значение показателя за i -й период времени; – среднеарифметическое значение показателя; – число наблюдений (периодов времени). Иногда аналитики предпочитают пользоваться коэффициентом вариации, то есть среднеквадратичным отклонением, нормированным по отношению к среднему значению показателя: . Этот коэффициент играет важную роль при определении нестабильности доходов: высокое значение характеризует повышенный риск. В финансовом анализе доходности ценных бумаг применяется обратная величина (по отношению к коэффициенту вариации), которая интерпретируется как средний доход, приходящийся на единицу риска.

Для оценки тенденции в стабильности прибыльности предприятия лучше рассматривать доходы за продолжительный период (например, 10 лет), что не всегда приемлемо в нынешней экономической ситуации в силу своей нецелесообразности. Возможно лучше использовать для расчетов более короткий промежуток времени (2-3 года), но взять поквартальные данные, которые позволят сгладить непостоянные элементы Отчета о прибылях и убытках, а также циклические колебания в жизнедеятельности предприятия. Также улучшить результативность анализа позволит применение показателя рентабельности продаж в качестве исследуемого показателя, поскольку на абсолютные показатели прибыльности сильное негативное влияние оказывают инфляционные процессы.

Однако, следует различать чрезвычайные доходы и временное увеличение прибыли от основной деятельности в результате краткосрочных коммерческих сделок (например, повышенный спрос на канцелярские товары при проведении научной конференции). Ввиду единовременности краткосрочные коммерческие сделки снижают качество прибыли.

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА НА КАЧЕСТВО ПРИБЫЛИ Торговые организации с относительно стабильным спросом на свои товары минимально подвержены влиянию экономического цикла, поэтому структуру товарооборота важно рассматривать с позиции планирования риска сбыта. В то же время у организаций, структура товарооборота которых находится в тесной зависимости от фазы экономического цикла, имеет место более значительное колебание доходов. Для того, чтобы стабилизировать доходы, необходимо включать в ассортимент товары, пользующиеся спросом и в период спада, и в период подъема деловой активности (продовольственные товары, товары повседневного спроса), что значительно повысит качество прибыли. Интерес представляет розничный товарооборот некоторых продовольственных товаров, непрерывный спрос на которые обеспечивается физиологическими потребностями человека вне зависимости от фазы экономического цикла. Существенное колебание ежедневного объема товарооборота позволяет сделать вывод о нарушении бесперебойности реализации этих товаров. Для оценки равномерности ежедневного товарооборота можно рекомендовать показатели, рассчитанные по формулам среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации. Высокие значения этих показателей указывают на неудовлетворенный спрос, что в значительной степени снижает качество прибыли. Известно, что уровень рентабельности различных видов товаров значительно колеблется относительно общего показателя рентабельности продаж торгового предприятия, что объясняется дифференцированным установлением торговых надбавок по товарным группам вследствие различной их издержкоемкости. Планирование доли прибыли в цене товаров должно осуществляться с учетом эластичности спроса на товары по данной цене. На практике предприятия, учитывая возможность увеличения суммы прибыли вследствие ускорения реализации товаров, снижают долю прибыли в цене, то есть уценяют товары и организуют сезонные распродажи. Любая торговая фирма стремиться расширять ассортимент товаров, потому что это верный способ снизить чувствительность коммерческой деятельности к циклическим процессам в экономике. Растущие требования потребителей к качеству товаров, с одной стороны, и развитие технического прогресса, с другой стороны, также стимулируют введение новых товаров в ассортимент торговых предприятий. Определить степень обновления ассортимента можно с помощью следующих соотношений, тенденция к росту которых свидетельствует о повышении качества прибыли: Прибыль от реализации новых товаров Товарооборот новых товаров Прибыль от реализации новых товаров Прибыль от реализации всех товаров Более того, в современных условиях при отсутствии дефицита товаров гибкость ассортиментной политики проявляется в расширении ассортимента внутри каждого вида товара (различие по странам происхождения товара, по заводам-изготовителям, по виду упаковки и т. д.), что определяет высокое качество прибыли.

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПРИБЫЛИ Известно, что издержки обращения напрямую влияют на размер прибыли от реализации товаров и требуют пристального внимания при аналитической работе. На качество прибыли большое влияние оказывает также структура издержек обращения. Более высокий коммерческий риск имеют предприятия с высоким уровнем постоянных издержек, поскольку постоянные издержки трудно поддаются оперативному управлению при быстроменяющейся экономической ситуации (например, при резком падении доходов предприятию быстро сократить постоянные издержки невозможно). Тенденцию стабильности прибыльности характеризует высокий уровень по отношению к полным издержкам переменных затрат, потому что они более управляемы по сравнению с постоянными. Для оценки качества прибыли можно рекомендовать управленческому персоналу в качестве вспомогательных показателей следующие соотношения: Постоянные издержки Полные издержки обращения Темп роста прибыли от реализации товаров Темп роста товарооборота Прибыль от реализации товаров Постоянные издержки Анализ влияния структуры издержек обращения на качество прибыли следует проводить на основе динамики этих показателей. Повышение качества прибыли происходит при снижении доли постоянных издержек, о чем будет свидетельствовать уменьшение первых двух показателей или увеличение третьего. Аналитический подход к издержкам обращения с точки зрения качества прибыли предполагает не только определение их структуры, но и выявление тех издержек, которые привлекают к себе внимание своей неоднозначностью: уменьшая уровень текущей прибыли, они положительно влияют на уровень прибыли в перспективе. Например, у предприятий торговли обязательно имеются так называемые дискреционные расходы, размер которых может устанавливаться достаточно произвольно в зависимости от политики предприятия (расходы на рекламу, на ремонтные работы, на подготовку специалистов и т. п.). Неоправданное сокращение дискреционных расходов означает снижение качества прибыли, так как такие расходы необходимы для развития бизнеса. С другой стороны, сокращение этих расходов может играть положительную роль, если проводимая ранее политика дискреционных расходов не соответствовала требованиям положения предприятия на рынке. К сожалению, на практике мотивом для управления дискреционными расходами служит желание “сгладить” прибыль предприятия в конкретном отчетном периоде. Дискреционные расходы, как правило, с учетной точки зрения являются расходами будущих периодов, которые зависят в большей степени от оценки вероятности событий в будущем, чем другие активы. Этот факт снижает качество прибыли, так как вероятность, что надежды на будущее не оправдаются, достаточно высока.

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ НА КАЧЕСТВО ПРИБЫЛИ Для деятельности торговым предприятиям необходимы оборотные средства, которые авансируются для обеспечения непрерывности товарооборота. К оборотным средствам, обслуживающим процесс реализации товаров, относятся: товары, денежные средства, дебиторская задолженность. Эффективность использования оборотных средств измеряется коэффициентом оборачиваемости или длительностью одного оборота. При росте коэффициента оборачиваемости высвобождаются оборотные средства для увеличения товарооборота, что значительно повышает качество прибыли.

Многие торговые организации потеряли значительную часть своих оборотных средств в результате финансового кризиса, который спровоцировал крах банковской системы, обесценивание рублевых активов, неплатежеспособность покупателей (рост дебиторской задолженности), падение платежеспособного спроса населения. В целях пополнения своих оборотных средств предприятия вынуждены выбирать приемлемый источник финансирования из следующих: коммерческий кредит поставщика, банковский кредит, кредит финансовой компании, заем у юридических или физических лиц. Качество прибыли во многом зависит от того, какой вид заемных средств использует организация, поскольку каждая из альтернатив имеет определенный риск и стоимость. Например, коммерческий кредит или заем проще получить, потому что по нему не требуется обеспечения; также кредиторы склонны проявлять большую терпимость, если случаются задержки платежей. Для банковского кредита или кредита финансовой компании надо иметь прочное финансовое положение при условии наличия обеспечения, причем в финансовой компании кредит будет предоставлен по более высокой процентной ставке. Финансовым менеджерам стоит оценивать качество прибыли с помощью следующего соотношения: Затраты по обслуживанию займа Прибыль от привлечения заемных средств Тенденция к снижению значения данного показателя указывает на повышение качества прибыли. Но при исчислении знаменателя важно учитывать, что, во-первых, в издержки обращения включаются только проценты по полученным кредитам банков или кредитных организаций согласно Положению о составе затрат, утвержденному постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, во-вторых, для целей налогообложения эти проценты учитываются в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на три пункта.

В условиях рыночного механизма предприятия для сохранения значимости в системе товародвижения, для укрепления взаимосвязи как с производителями товаров, так и с розничными торговыми организациями вынуждены финансировать рыночные сделки заинтересованных сторон, поскольку от коммерческого кредитования зависит выбор канала товародвижения. В практической деятельности оптовых предприятий наблюдается рост дебиторской задолженности за счет, например, авансирования производителя определенного товара или финансирования розничных организаций при реализации им товара с отсрочкой платежа. К сожалению, при существующих экономических условиях дебиторская задолженность относится к наименее ликвидной части активов, и чем больше период просрочки задолженности, тем выше риск ее непогашения. При оценке качества прибыли имеют значение следующие показатели рисков дебиторской задолженности: Дебиторская задолженность Товарооборот Дебиторская задолженность Общая сумма активов

Увеличение остатка дебиторской задолженности по сравнению с предыдущим годом может означать трудности с реализацией товаров и снижение качества прибыли. Для аналогичных целей также можно использовать хорошо известный показатель оборачиваемости дебиторской задолженности.

ВЛИЯНИЕ ТРУДОВОГО ФАКТОРА НА КАЧЕСТВО ПРИБЫЛИ Труд в торговле следует учитывать при оценке качества прибыли дифференцированно в зависимости от профессиональной категории работников (например, высший управленческий аппарат, менеджеры среднего звена, торговые агенты, продавцы и т. д.). Прибыльность деятельности предприятия определяется не только количеством и качеством труда каждого работника, но и тем, как взаимосвязаны его трудовой вклад и его “стоимость” для предприятия.

ВЛИЯНИЕ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА КАЧЕСТВО ПРИБЫЛИ Конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торговых предприятий складывается из прибыли от реализации товаров; финансового результата от реализации активов; доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Практика показывает, что руководители предприятий и финансовые работники, как правило, уделяют больше внимания первым двум составляющим финансовых результатов. Между тем, в условиях становления рыночных отношений результаты внереализационных операций зачастую оказывают существенное влияние на финансовое положение предприятия, его платежеспособность, ликвидность, характеризуя качество всей балансовой прибыли.

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

Для того чтобы рассчитать рентабельность продаж, применим следующую формулу:

, (26)

где П – прибыль от продаж, В – выручка от продаж.

Рентабельность характеризует сколько прибыли организация имеет с рубля продаж.

Проведем факторный анализ рентабельности продаж в целом по предприятию. Для этого используем данные таблицы

Показатели     Отклонение
1.Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и т.п.)      
2.Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (с управленческими расходами)      
3.Прибыль от продаж     -21

Уровень рентабельности продаж в целом по предприятию и по отдельным видам деятельности зависит от среднего уровня цены и себестоимости:

Произведем расчеты в целом по предприятию:

R1 = =0,0938

R2 = =0,8287

R3 = =0,0171

ΔRобщ = R3 – R1=-0,0767

ΔRц = R2 – R1 = 0,7349

ΔRс = R3 – R2 =-0,812

Как видно из расчетов, увеличение рентабельности основной деятельности произошло за счет увеличения рентабельности на 0,7349 из-за изменения уровня цен, и за счет уменьшения рентабельности на 0,812 из-за изменения себестоимости.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.191 (0.012 с.)