Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 12. Западноевропейская схоластикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Захват Рима варварами в 476 г., считающийся началом эпохи Средневековья, был для Европы лишь одним из эпизодов Великого переселения народов, проходившего в V—VIII вв. Этот период получил в истории название «темные века». В эту эпоху с востока на запад передвинулось большое количество различных племен — в основном германцев и славян. На развалинах бывшей Западной Римской империи началось становление новых национальных государств, которое в целом завершилось к IX—XI вв. Западноевропейская философия эпохи Средневековья носит название «схоластика». Хотя формально история средневековой философии начинается с конца V в., но в силу социально-политических причин в «темные века» развития философии в Западной Европе практически не происходило. Почти единственными центрами культуры в это время были христианские монастыри, в библиотеках которых хранились и переписывались отдельные античные тексты, в том числе и философского содержания. Систематическое и последовательное развитие западноевропейской схоластики началось только с XI в. В истории средневековой философии можно выделить следующие периоды. 1. Ранний период: а) предсхоластика (эпоха «темных веков») — V—VIII вв.; б) ранняя схоластика — IX—XII вв. 2. Зрелая, или высокая, схоластика — XIII вв. 3. Поздняя схоластика — XIV—XV вв. Схема 66. Западноевропейская схоластика: периоды развития Все философские произведения эпохи схоластики были написаны на латинском языке, который в то время был не только языком церкви1, но и международным языком науки. В V—XIвв. основной базой для философских построений служил неоплатонизм, в основном в интерпретации Аврелия Августина. В период зрелой и поздней схоластики ведущим учением становится перипатетизм, и прежде всего в интерпретации Фомы Аквинского (томизм). Предсхоластика V—VIII вв. Переходнойфигурой от античной философии к средневековой схоластике был Боэций (480—524), которого часто называют «последним римлянином и первым схоластом». Именно Боэций первым попытался решить поставленную неоплатоником Порфирием проблему универсалий. У Боэция можно найти утверждения о том, что философские учения Платона и Аристотеля в сущности не противоречат друг другу. Сохранившиеся сочинения Боэция носят чисто светский характер, но в настоящее время стало известно, что Боэций был автором и нескольких сочинений по вопросам христианской догматики и теологии. Боэций же перевел на латынь основные сочинения Аристотеля по логике и написал комментарии к некоторым из них. Вплоть до XIIIв. переводы Боэция были практически единственными известными в Европе работами Аристотеля2. Аристотелевская логика (силлогистика), представляющая собой систему строгого дедуктивного вывода, стала для схоластов основой рационального мышления. Использование правильных модусов силлогизмов гарантирует получение истинного заключения при условии истинности посылок. И так как каждое предложение в Священном Писании и Священном Предании считалось абсолютно истинным, то ис- 1 В католической церкви укоренилось представление о трех священных языках — Древнееврейском, древнегреческом (как языках, на которых была написана Библия) и латыни, как языке, на котором проповедовали апостолы. Поэтому переводы Библии на национальные языки не разрешались вплоть до Второго Ватиканского собора в конце XX в. Все службы в католических церквях также велись на латыни, на национальных языках читались только проповеди. Одной из важнейших реформ протестантизма (XVI в.) как раз и стал перевод Библии на национальные языки. В православной церкви с самого начала разрешались и поощрялись переводы Библии. 2 Логика Аристотеля была также известна по комментариям к работам Аристотеля неоплатоника Порфирия, переведенным на латынь. пользование их как посылок в соответствующих силлогизмах открывало дорогу для получения все новых и новых истин. Эти упражнения, часто имевшие формальный характер, стали существенной чертой схоластики, определяя ее методы, приемы доказательства и даже сам ее дух. Доверие к логическому выводу и законам логики доводило некоторых схоластов до того, что они стали сомневаться в некоторых положениях Библии, противоречащих друг другу, другие же усомнилисьвзаконах логики. На становление схоластики оказал определенное влияние и друг Боэция Аврелий Кассиодор (480/490—570). В своей работе «Институции» он развил выдвинутую в период поздней античности идею о системе образования — так называемых «семи свободных искусствах», делящихся на: «трехпутье» (тривиум) и «четырехпутье» (квадривиум): Схема 67. Тривиум Схема 68. Квадривиум Грамматика, диалектика и риторика объединены вединый комплекс, поскольку все они являются в определенном смысле науками о Логосе: грамматика непосредственно изучает естественный язык, логика — правильные рассуждения, проводимые посредством языка, а риторика — правильное, красивое и убедительное построение речи. Эти дисциплины связывались воедино еще и потому, что овладение ими всеми было необходимо для успешного участия в диспутах — основной форме обоснования, доказательства и даже изложения любых идей (большинство научных текстов того времени строилось в виде диалога или по принципу «за и против», т.е. тезис — антитезис — вывод). Арифметика, геометрия, музыка и астрономия есть комплекс математических дисциплин, поскольку и музыка, и движение небесных тел (или, точнее, сфер, к которым прикреплены небесные тела) считались подчиняющимися законам гармонии, имеющим место для математических объектов, в частности чисел. И эти законы получали свое выражение на языке математики, например в теории пропорций1. Система образования, состоящая из «семи свободных искусств», была общепринятой во всей Европе вплоть до эпохи Возрождения. Ряд идей схоластической философии восходит к работам Исидора Севильского (570—636) — философа и богослова, архиепископа Севильского (Испания). Его сочинение в 20 книгах «Этимология» базируется на широко распространенной в античности «природной теории языка», которой придерживались Платон, стоики и многие другие. Согласно этой теории имя любого объекта, существующее в языке, соответствует сущности этого объекта. Так, Платон считал, что имена всем вещам давали боги или особо мудрые первые люди, которым была открыта суть вещей. Определенное подтверждение этой точки зрения можно найти и в Библии2. Отсюда изучение имен вещей (т.е. их этимологии) считалось способом познания любых объектов и даже Бога. Не случайно одна из наиболее известных работ Псевдо-Дионисия Ареопагита называется «О божественных именах» и посвящена исследованию атрибутов Бога, связанных с его соответствующими именами. Поэтому не удивительно, что грамматика была первой дисциплиной, с которой начиналось изучение «семи свободных искусств». Противоположной точки зрения на происхождение имен придерживался Аристотель. Он считал, что имена даются вещам «по установлению», т.е. по договоренности между людьми, и никоим образом не связаны с сутью вещей. Но эта идея Аристотеля в эпоху ранней схоластики не была известна, она получила распространение только в эпоху зрелой и поздней схоластики3. Собственно филологические выводы и догадки самого Исидора Севильского являются весьма наивными и не выдерживают критики с позиции современной лингвистики. Тем не менее его «Этимология» сыграла важную роль в развитии европейской философии, в том числе и потому, что в ней было много цитат и ссылок на позднее утраченные работы античных авторов. По-видимому, эта работа оказала определен- 1 Идея взаимосвязи музыки, астрономии и математики уходит корнями еще в учение Пифагора о «музыке небесных сфер». 2 В первой книге Библии «Бытие» говорится, что первые имена объектам дал сам Вог («И сказал Бог: "Да будет свет."»), а названия всем животным дал Адам. 3 Но именно такое понимание взаимоотношения имени и объекта, названного данным именем, стало доминирующим в науках о языке в Новое время. ное влияние и на развитие номинализма, поскольку номиналисты считали, что общее (универсалии) существует в именах вещей. Еще один философ эпохи «темных веков», заслуживающий упоминания, — это англосаксонский монах Б е да Достопочтенный (673— 735).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.9 (0.007 с.) |