Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 7. Индийская философияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В эпоху Средневековья в Индии продолжалось развитие всех возникших в древности ортодоксальных и неортодоксальных школ, причем к числу ортодоксальных добавилась еще веданта, занявшая среди них ведущее место. Среди неортодоксальных школ особое развитие получила философия буддизма. На протяжении всего Средневековья в Индии шла борьба между буддизмом, ставшим в это время мировой, межнациональной религией, и национальной религией — индуизмом1, возникшем на базе древнего брахманизма. К XV—XVI вв. индуизм взял вверх, и к настоящему времени буддизм оказался практически полностью вытеснен из Индии. Естественно, что этот процесс привел и к исчезновению соответствующих философских школ. Но за время своего существования философия буддизма оказала значительное влияние на философию всех остальных школ и течений. Особенно значительную роль сыграло при этом буддийское учение о пустоте (шунья). Характерной чертой эволюции ортодоксальных школ в эпоху Средневековья был продолжающийся синтез философских учений, при этом достижения одной школы часто становились всеобщим достоянием. Так, во всех философских школах Индии использовалась система медитативных упражнений, разработанная в йоге, во всех ортодоксальных школах применялась логика, разработанная в школе ньяя и т.д. Этому синтезу в немалой степени способствовала возникшая еще в древности традиция: изложению собственного учения должна была предшествовать критика учений всех остальных школ, а это требовало их изучения и анализа. Говоря о синтезе философских учений различных школ, в первую очередь необходимо отметить синтез веданты с мимансой, санкхьи с йогой, Вайшешики с ньяя. 1 Индуизм существовал в виде двух основных направлений: шиваизма и вишнуизма, где верховным богом признавался, соответственно, Шива или Вишну. Но различия между шиваизмом и вишнуизмом не оказали принципиального влияния на философию. Схема 48. Средневековая индийская философии: эволюция школ Буддийская философия Уже в I—IV вв. н.э. в Индии сформировался ряд школ буддийской философии, получивших активное развитие в эпоху Средневековья. Ведущую роль среди них играли две школы махаяны и две — хинаяны1. Таблица 39. Школы буддийской философии
Особенно серьезны были расхождения между школами по двум вопросам: • о реальности или иллюзорности физических и психических объектов; • о сути сансары и нирваны2. Оба эти вопроса непосредственно связаны с пониманием сущности дхарм3. Будда учил, что человек — это всего лишь совокупность дхарм, а его жизнь и даже последовательность всех жизней (при перерождениях) — это поток дхарм. Но сам Будда отказывался отвечать на вопросы о реальности объектов, которые предстают в нашем восприятии 1 Об этих двух направления буддизма см. с. 59. 2 О понятиях сансары и нирваны см. с. 58—59. 3 О понятии «дхармы» см. с. 55—56. как самостоятельные физические или психические, считая это несущественным для дела спасения1. Тем не менее развитие философской мысли неизбежно вело к постановке данной проблемы и к тому или иному ее решению. Так, пусть книга, которую вы сейчас держите в руках, является определенным объектом для вас в силу «проявления» дхарм телесной формы, ощущений и т.д. Но существует ли при этом данная книга реально, не зависимо от нас, как физический объект? Или, может быть, реально существует хотя бы образ этой книги в нашем сознании, т.е. психический объект? Или же все это иллюзии, наваждения? В различных школах по-разному отвечали на данный вопрос (табл. 40). Таблица 40. Реальное и иллюзорное
Две школы махаяны (мадхьямика и йогочара) роднит то, что существование физических объектов считается иллюзией, а расходятся они в трактовке природы духовных объектов. Две школы хинаяны (саутрантика и вайбхашика) объединяет то, что признается реальное существование и духовных, и физических объектов, но зато они принципиально расходятся в вопросе о том, как мы узнаем о существовании этих объектов. Приверженцы саутрантики считали, что вывод о существовании таких объектов мы делаем только на основании деятельности нашего сознания. А приверженцы вайбхашики полагали, что эти объекты воспринимаются непосредственно, а не на основании деятельности нашего сознания. В основу философии двух школ хинаяны — саутрантики и вайбхашики (и особенно последней) — легло разработанное Васубандху2 (IV в.) учение о дхармах. Васубандху считал, что все дхармы (прошлого, настоящего и будущего) реально существуют: они ни откуда не воз- 1 В буддизме принято также говорить, что ответом на эти вопросы являлось «молчание Будды». 2 Интересно отметить, что сам Васубандху позднее перешел в махаяну. никают и никуда не исчезают. (Тем самым обосновывается и «реальное» существование всех физических и психических объектов.) Но дхармы существуют по-разному: дхармы настоящего — как проявленные, а дхармы прошлого и будущего — как непроявленные. Схема 49. Проявленные и непроявленные дхармы
Дхармы различаются и по своему состоянию (табл. 41). Таблица 41. Дхармы «волнующиеся» и «успокоенные»
Отсюда видно, что сансара и нирвана — это два различных состояния одних и тех же дхарм. И сансара, и нирвана не совместимы: пока дхармы находятся в состоянии «волнения», нирвана не может наступить. Когда же все дхармы «успокоятся», то сансара полностью исчезнет. Схема 50. Сансара и нирвана (хинаяна) Принципиально другое решение этой проблемы имело место в махаяне. Здесь считалось, что нирвана и сансара практически тождественны. Сторонники махаяны основывались на идее, что в любом жи- вом существе заложена возможность самосовершенствования, следовательно, любое существо обладает «природой Будды», т.е. нирваной. Отсюда следует, что нирвана уже содержится в сансаре, и ее надо только обнаружить. Схема 51. Сансара и нирвана (махаяна) Философской базой для такого решения послужило учение выдающегося индийского философа Нагарджуны (II в.) о пустоте (шунья). Это же учение является основой для наиболее «радикального» решения проблемы существования физических и психических объектов в школе мадхьямика (Шуньявада): отрицания их реального существования. У Нагарджуны шунья — это прежде всего состояние психики, ощущение пустоты, в котором уже нет различия между субъектом и объектом, физическими и психическими объектами, реальностью и нереальностью, бытием и небытием. Именно в этом состоянии, по его мнению, достигается освобождение, т.е. нирвана. Позднее понятие «шунья» получило еще и онтологическую трактовку как сущность бытия. Ведь бытие — это поток дхарм. Но все они лишены какой-либо постоянной опоры, ни одна дхарма не существует самостоятельно, изолированно, они все зависят друг от друга в этом «потоке», составляя его как нечто цельное. Следовательно, они все относительны или, иначе говоря, пусты. И раз бытие понимается как не имеющее неизменного и постоянного начала, то его сущностью является пустота. Судьба учения. Все указанные выше школы оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие как буддийской, так и не буддийской философии, причем не только в Индии, но и в других странах буддийского мира. Особенно необходимо отметить влияние учения Нагарджуны о шунья; наиболее интересное развитие оно получило в Индии в веданте, а в Китае и Японии — в чань-буддизме. Кроме того, в XIX—XX вв. они оказали заметное влияние и на западною философию (Шопенгауэр, Юнг, экзистенциализм, постмодернизм и т.д.). 7.2. Веданта (Vedanta) Термин «веданта» в буквальном переводе означает «конец вед», «завершение вед». Первоначально этим словом назывались упанишады — книги, представляющие собой религиозно-философские комментарии к ведам1. Позднее термин «веданта» стал применяться ко всем учениям и идеям, основанным на упанишадах. Веданта, как и миманса, опирается исключительно на авторитет вед и примыкающих к ним священных текстов. Поэтому не удивительно, что во многом она близка к мимансе. Иногда ее даже называют «поздней мимансой» («уттара-миманса») и объединяют в одну группу с мимансой2. Но в отличие от мимансы, где центральное место занимает осмысление ведического ритуала, веданта стремится дать философскую интерпретацию божественному откровению, изложенному в текстах вед. Как самостоятельная философская школа веданта сложилась примерно к VII—VIII вв. и была наиболее авторитетной и широко распространенной школой индийской философии в эпоху Средневековья. Основные труды. Бадараяна (или Вьяса). «Брахма-сутра» («Веданта-сутра»), а также различные комментарии к «Брахма-сутре». Философские воззрения. Веданта и другие школы индийской философии. Веданта на разных стадиях своего развития восприняла и переработала различные идеи других школ и в первую очередь ранней мимансы (пурва-мимансы), санкхьи и буддизма. Но при этом именно буддизм был основным идейным противником веданты. В свою очередь веданта, и особенно в подходе Шанкары, оказала серьезное влияние практически на все направления индийской философии. Стадии развития и основные течения. В развитии веданты можно выделить три основных периода (табл. 42). Таблица 42. Периоды развития веданты
1 Об упанишадах см. с. 27, о ведах — см. с. 35. 2 О мимансе см. с. 38—40. 3 Бхагавадгита — наиболее философская по своему содержанию книга в составе Махабхараты — грандиозного древнеиндийского эпоса. Бхагавадгита иногда называется «пятой ведой». Первая стадия в основном относится к эпохе Древнего мира, вторая и третья — к Средневековью. На первой стадии возникли те тексты, которые позднее стали основой философских идей веданты. На второй стадии Бадараяна (или Вьяса) в своем трактате систематизировал эти идеи, а на третьем — они получили дальнейшее всестороннее развитие. При этом сформировалось несколько самостоятельных течений и школ внутри веданты, создателями которых были Шанкара, Рамануджа, Мадхва, Валлабха, Нимбарка и др. Идеи веданты в ведах и упанишадах. Уже в Ригведе имеется гимн, где говорится о существовании единой верховной сущности — пуруши, которая пронизывает всю Вселенную, но находятся вне ее; все объекты, имеющиеся в мире (как живые, так и не живые) являются частями этой сущности. В упанишадах имеет место концепция единой безличной реальности, или единой мировой души — Брахмана. Мир берет свое начало из этой реальности (или души), в ней он пребывает и в нее же возвращается (при разрушении мира). Проблема соотношения Брахмана и «я». Одна из центральных проблем веданты — это проблема соотношения отдельных объектов — неодушевленных предметов и особенно индивидуальных человеческих душ (наше «я») — с Брахманом (схема 52). Три школы веданты по-разному отвечают на этот вопрос (табл. 43). Таблица 43. Школы веданты
Схема 52. Человеческое «я» и Брахман Соответственно по-разному решается в этих школах и вопрос о сущности эмпирического мира, который обычный человек принимает за реально существующий (табл. 44). Таблица 44. Брахман и эмпирический мир
Наибольшее распространение и известность среди всех школ веданты получила школа Шанкары, т.е. адвайта-веданта. Эта же школа первой оформилась в рамках веданты как самостоятельная. Адвайта-веданта. Основоложником адвайта-веданты был индийский религиозный проповедник и философ Шанкара (VII — начало VIII вв.). Интересно, что многие его последователи и почитатели считают его воплощением бога Шивы. Все многочисленные объекты, существующие в мире, едины: все они есть Брахман; в мире нет ничего, кроме Брахмана. Любая множественность — это иллюзия, и сам по себе этот мир есть иллюзия, созданная посредством магической силы (майя) богом Брахманом. Шанкара утверждает, что мы воспринимаем множество объектов мира в силу нашего незнания (авидья) их подлинной сущности, именно наше незнание скрывает от нас единого Брахмана и придает ему вид множества объектов мира. Схема 53. Веданта и ее место в средневековой индийской философии К освобождению мы приходим, только избавившись от неведенья, т.е. усвоив знания, заключенные в веданте. Для этого человек должен: • установить контроль над своими чувствами и умом; • отказаться от привязанностей к объектам (поскольку любые объекты — всего лишь порождение колдовства); • искренне стремиться к освобождению. Веданту следует изучать под руководством просвещенного учителя посредством постоянных размышлений и созерцания. Этот путь приводит человека к осознанию глубочайшей истины: Я есть Брахман. Ихотя после этого душа продолжает пребывать в теле, находящемся во множественном мире, но с этого момента ни тело, ни объекты мира более не сковывают душу, которая осознала свою подлинную природу и постигла иллюзорность мира. Теперь душа уже не зависит от мира, а значит, она освобождается и от страданий, существующих в мире. Кроме того, поскольку Брахман есть чистое блаженство, то и душа становится таковым. На становление и развитие философских идей Шанкары большое влияние оказало учение о пустоте (шунья), разработанное в рамках буддийской философии (Нагарджуна и школа мадхьямика или Шуньявада — см. с. 152). Судьба учения. Вэпоху Средневековья веданта постепенно начала теснить все другие философские школы Индии, и в настоящее время она является самым авторитетным и широко распространенным философским учением в Индии. Впитав в процессе своего развития ряд идей и подходов других школ, веданта, в свою очередь, оказала значительное влияние на все ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии (кроме школы Чарвака).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.121.23 (0.01 с.) |