Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 11. Византийская философияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Время существования Византии1 (Восточной Римской империи) охватывает период с 395 г., когда умер император Феодосий Великий, поделивший Римскую империю между двумя своими сыновьями, и до 1453 г., когда турки захватили и разграбили Константинополь. Византия является непосредственной преемницей античной культуры и философии. Здесь не было разрыва в культурной традиции, не было и проблем с переводом, поскольку большая часть античных философских текстов была написана на греческом языке, а греческий был государственным языком в Византии. Однако превращение христианства в государственную религию привело к тому, что для борьбы с язычеством стали использоваться политические и силовые методы: по приказу властей были закрыты не только языческие храмы и запрещены языческие верования, но также стали закрываться языческие философские школы, последней из которых была Академия Платона в Афинах, просуществовавшая до 529 г. Такое отношение властей к философии было вызвано двумя причинами: во-первых, именно в рамках различных философских учений осуществлялась наиболее последовательная критика христианства на теоретическом уровне; а во-вторых, именно философские учения и методы послужили основой для возникновения множества различных течений в христианской теологии, признанных позднее еретическими. 1 В 325 г. по указу императора Константина столица Римской империи была перенесена из Рима в небольшой город на берегу Босфора — Визант, переименованный в Константинополь. Ожесточенная борьба между представителями различных течений в христианстве (монофизитами и дифизитами, иконоборцами и иконопочитателями и т.д.) протекала в IV—X вв. на всей территории Византии. Эта борьба часто охватывала большие слои населения и приводила к бунтам, восстаниям и гражданским войнам, которые подавлялись императорскими войсками. Решающим в теологических спорах на церковных соборах нередко оказывались не теоретические аргументы, а поддержка императора. Осознавая пагубность теологических конфликтов для жизни империи, власти вели политику на выработку унифицированной идеологии, что отнюдь не способствовало свободному развитию философских учений и рациональных методов исследования. Отсюда вытекают следующие особенности византийской философии: • практически полная погруженность в религиозную проблематику: философские идеи и методы используются почти исключительно для обсуждения теологических проблем; • безусловный примат веры над разумом: авторитет Священного Писания и Священного Предания ставится много выше, чем авторитет науки (философии). В истории византийской философии выделяются три основных периода: ранний — IV — первая половина VII вв.; средний — вторая половина VII—XII вв.; поздний — XIII—XV вв. В ранний период в Византии продолжается развитие идеалистических учений античной философии эпохи эллинизма, и прежде всего неоплатонизма. Одновременно ведется активная работа по синтезу философских идей и христианского вероучения; в истории христианской философии это время относится к периоду патристики. Крупнейшие философы этого времени — Псевдо-Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник (580—662). Средний период характеризуется возникновением и развитием византийской схоластики1, послужившей основой западноевропейской схоластики. Завершение периода патристики и начало схоластического периода связано в первую очередь с именем Иоанна Дамаскина (675—750). В его работах было систематизировано православное вероучение, научные и философские знания того времени. Для Иоанна Дамаскина характерно обращение к некоторым философским идеям Аристотеля, а также широкое и последовательное применение его логики при анализе всех рассматриваемых проблем. 1 Термин «схоластика» происходит от греческого слова, означающего «школа», т.е. «место, где учатся». Крупнейшими философами этого периода являются также Михаил Пселл (1018—1096) и его ученик Иоанн Итал (вторая половина XIв.). В поздний период наиболее интересным течением византийской философии можно считать мистическое учение исихазм. Схема 64. Византийская философия: основные этапы Исихазм (Hesychasm) Термин «исихазм» происходит от греческого слова, означающего «покой», «безмолвие», «отрешенность». Как и в других мистических учениях, главной целью исихастов является достижение максимально возможного для человека единства с Богом. Для этого помимо аскетического образа жизни используется особая система психотренинга, состоящая из упражнений, во многом напоминающих аналогичные упражнения в йоге и в суфизме, например многократное повторение определенных молитв, регулировка дыхания и движения крови и т.д. Эта система психотренинга была в основном разработана в IV—VIIвв. египетскими и синайскими аскетами (Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник). Классическое описание техники исихазма принадлежит жившему в XI в. Симеону — монаху одного из монастырей в Константинополе. Философские идеи исихазма нашли свое выражение и систематизацию в творчестве Григория Паламы1 (1296—1359), поэтому философское учение исихазма часто называют паламизмом. В 1351 г. паламизм был признан православной церковью на Влахернском поместном соборе как официальное учение. Центральный тезис учения Григория Паламы (который он отстаивал в борьбе со своими идейными противниками) состоял в том, что аскет, выполняющий систему упражнений исихастов, может достичь состояния экстаза, в котором он способен видеть исходящее от Бога излучение — «Фаворский свет», т.е. тот свет, который, согласно Евангелию, видели апостолы на горе Фавор. Этот свет (излучение или энергия), исходящий от Бога, трактуется Григорием Паламой как реальный, т.е. не иллюзорный, а также как несотворенный и невещественный. Это имманентно присущее Богу свойство, неотделимое от его сущности, т.е. не может существовать самостоятельно, отдельно от Бога. В то же время в духе учения Аристотеля о сущности и существовании Григорий Палама утверждает, что Бог как сущность пребывает в себе и недоступен людям. Тогда как Божественные энергии, являющиеся формой самопроявления Бога, пронизывают мир и могут восприниматься человеком. Судьба учения. Исихазм оказал особенно существенное влияние на русскую средневековую философию и на философию начала XX в., в частности на движение «имяславие» и «философию имени» (П. Флоренский, С. Булгаков, А. Лосев и др.). 1 Григорий Палама вскоре после смерти был причислен к лику святых. Схема 65. Исихазм
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.95 (0.007 с.) |