Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 10. Еврейская философияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В эпоху Средневековья основные центры еврейской культуры и философии находились на территории мусульманского мира: в Вавилоне, Багдаде и др.; в X в. важнейшим центром еврейской философской мысли стала Кордова (Испания). Развитие еврейской философии шло под сильным влиянием мусульманской, поэтому большинство еврейских философов X—XII вв. писали свои сочинения на арабском языке, и только в XIII—XIV вв. эти произведения были переведены на еврейский язык. Преследования евреев мусульманами, начавшиеся в XIII в., а затем в XV в. и христианами (после того как Испания была отвоевана у арабов), привело к разрушению этого центра еврейской философии. Развитие еврейской средневековой философии началось в восточных центрах на базе теологии, где в VIII—X вв. существовало два основных направления: раввинское и караимское. Караимы по своим воззрениям были близки к мутазилитам. Как и последние, караимы считали, что Священное Писание (в иудейской традиции — Ветхий Завет и Талмуд) должно истолковываться с помощью разума, причем таким образом, чтобы религиозные идеи не противоречили научным. Виднейший представитель движения караимов — Анан бен Давид (VIII в.). В раввинском направлении первым теологом, начавшим использовать философские учения и методы для обоснования религиозных идей, стал Саадия из Файюма в Египте (892—942). Он утверждал, что высшими истинами являются истины религии, изложенные в Священном Писании. Истины, к которым в конце концов приходит разум, не Могут противоречить религиозным. Но если в Откровении эти истины Даны нам сразу, то разум обретает их постепенно, после длительных Усилий и многих ошибок. В развитии еврейской философии в X—XIII вв. на Западе (Испания) можно выделить три основных направления. • Неоплатонизм, крупнейший представитель которого Соломон ибн Гебироль (бен Иегуда) (1020—1070), известный в средневековой Европе под именем Авицеброн. • Перипатетизм (аристотелизм), крупнейший представитель — Моше (Моисей) бен Маймон (1135—1204), чаще называемый Маймонид. • Каббала — мистическая философия, в развитии которой сыграл важную роль Моше де Леон (Моисей Лионский). Схема 60. Еврейская средневековая философия: основные направления Неоплатонизм Ибн-Гебирол (Авицеброн) (Avicebron) Биографические сведения. Соломон бен Иегуда, или в мусульманской традиции — Ибн-Гебироль1, (1020— 1070) — средневековый еврейский мыслитель; был широко известен в мусульманском мире под именем Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, а в средневековой Евро- 1 «Ибн» на арабском языке и «бен» на еврейском — означают «сын». Хотя Авицеброн был по происхождению евреем, и в Европе, и в мусульманском мире многие ученые считали его арабом и мусульманином, поэтому распространенным было его имя в арабском звучании Ибн-Гебироль. пе — под именем Авицеброн. Он родился в Испании в г. Малаге, большую часть жизни прожил в Сарагосе. Был поэтом и философом. Основные труды. Главное произведение «Источник жизни», построенное в виде диалога между учителем и учеником, было написано на арабском языке. Оригинал утрачен, частично сохранились еврейский и латинский переводы. Последний был широко известен в средневековой Европе, а автор считался арабом. Философские воззрения. Онтология. Онтология Авицеброны представляет собой попытку соединить религиозные представления о Боге с неоплатоновской онтологией и учением Аристотеля о материи и формах: «В бытии имеются всего три вещи, а именно: материя вместе с формой, первая субстанция и воля, представляющая собой промежуточное звено между этими двумя крайними звеньями». Бог при этом понимается как первая субстанция и по сути дела отождествляется с идеей Единого у Платона и неоплатоников. Космогония. В космогонии имеет место синтез библейского учения о творении мира Богом из ничего и неоплатоновского учения об эманациях. Бог посредством Логоса (т.е. Слова, которое есть одновременно еще и воля Божья) создает бытие из ничего. Это первый и последний акт творения, результатом которого является Космический разум (ум), включающий в себя материю и формы. Далее космогонический процесс идет по схеме неоплатоников: в результате эманации, исходящей от Космического разума, рождается Мировая душа, отдельные души, природа. Все существующие объекты — за исключением Бога — есть единство материи и формы, т.е. материальными признаются не только телесные, но и духовные сущности, например человеческие души, ангелы и т.п. Материальные объекты различаются по степени «тонкости» материи, из которой они состоят, что связано с той формой, которую «восприняла» материя (материя, как и у Аристотеля, понимается как универсальный носитель возможностей). Принципиальным является Деление материи на воспринявшую «форму телесности» и «форму духовности». Чем более тонкой становится материя, тем более совершенной и знающей она является. Познание Бога возможно только интуитивным путем в состоянии экстаза. Судьба учения. Ибн-Гебироль оказал некоторое влияние на мусульманских и христианских-философов. Особо можно отметить его влияние на пантеистические идеи Джордано Бруно. Перипатетизм Маймонид (Maimonides) Биографические сведения. Моше (Моисей) бен Маймон (1135—1204), более известный под именем Маймонид, был философом, теологом и врачом. Родился в Кордове; преследования евреев в арабо-марокканском халифате заставили его покинуть страну и переселиться в Каир (египетский халифат), где в 1187 г. он стал лейб-медиком султана Салах-ад-Дина (Саладина). Основные труды. Главный философский труд — «Путеводитель заблудших» («Путеводитель растерянных», «Наставник колеблющихся»), написанный на арабском языке в виде диалога учителя с учеником. Еще при жизни Маймонида эта книга была переведена на еврейский язык, а позднее в Европе — и на латинский. Философские воззрения. Учение Маймонида, хотя и создано им самостоятельно, во многом сходно с учением Аверроиса, что связано с общностью источников — философией Аристотеля и комментариями к нему арабских философов предшествующих поколений. Проблема знания и веры. Маймонид считал, что между истинами Откровения и истинами науки не может быть подлинных противоречий, ибо «они проистекают из одного и того же источника, а именно из божественной мудрости». Но при этом истины разума Маймонид все-таки ставит выше религиозных, утверждая, что последние есть не что иное, как «истина, изысканная силой разума и в записанном виде переданная святыми отцами». Поэтому все библейские положения, которые выглядят противоречащими научным выводам, он истолковывает аллегорически. Онтология. Маймонид почти полностью соглашается с Аристотелем во всем, что относится к «подлунному миру» (т.е. земному), но спорит с ним по ряду положений, относящихся к «надлунному миру». Так, Маймонид отрицает вечность мира и признает сотворение мира Богом. Синтез еврейского вероучения с греческой философией, осуществленный Маймонидом и провозглашенный им примат разума над верой, вызвали значительное недовольство еврейских богословов: его учение было несколько раз осуждено за «продажу Священного Писания грекам», а книги приговаривались к сожжению. Борьба «за» и «против» его учения шла на протяжении всего XIII в., она достигала такой остроты, что в 1305 г. синод раввинов под угрозой отлучения от синагоги запретил заниматься философией всем лицам, не достигшим 25 лет. Судьба учения. В эпоху Средневековья учение Маймонида оказало большое влияние на развитие каббалы и на западноевропейскую схоластику, особенно на Альберта Великого и Фому Аквинского. В Новое время отмечается его влияние на Спинозу. Схема 61. Маймонид: истоки и влияние
10.3. Каббала (Kabbala) Слово «каббала» в переводе с древнееврейского означает «предание». Каббала — это мистическое учение, в течение длительного времени оно было тайным (эзотерическим). Легенды о происхождении. Существует две легенды о происхождении тайных знаний, содержащихся в каббале. По одной версии, их получил Моисей на горе Синай, когда встречался там с богом Ягве. Но если «скрижали завета», данные ему Богом, он принес всему еврейскому народу, то каббалистические знания сообщил только избранным. В дальнейшем эти знания хранились в глубокой тайне и передавались только доверенным ученикам. По другой версии (опирающейся на апокрифическую1 «Книгу Еноха»), эти знания люди получили от ангелов, когда те сошли с неба и взяли себе в жены дочерей человеческих. Основные труды. Сефер Ецира. «Книга творения» известная еще с древности (она упоминается в сочинениях I—II вв.); Зехер, или Зогар. «Свет, Блеск или Сияние», которая стала известна в Европе с XIII в., когда Моше из Леона (Моисей Лионский) привез ее в Испанию. Иногда он же считается ее автором. Философские воззрения. Философское учение каббалы представляет собой попытку соединить ветхозаветное учение о сотворении мира Богом из ничего с платоновской и неоплатоновской космогонией, по ряду параметров напоминая при этом учение Оригена и гноcтицизм. Космогония. Бог понимается как простое, однородное и неопределенное единство (аналогично идее Единого у Платона). В этом смысле Он не есть нечто, существующее в мире, т.е. Бог есть не нечто — Эн-Соф. Но поскольку все заключается в нем, как в высшей причине, Бог есть все. И так как мир возникает из Бога, то можно сказать, что Бог творит мир из ничего. Эн-Соф есть первосвет. Сначала он наполнял все пространство, а точнее, он и был этим пространством. Но чтобы могло возникнуть что-либо иное, он сконцентрировался сам в себе, образовав тем самым пустоту. Эту пустоту он наполнил своим светом, истекающим (эманирующим) из него, и по мере удаления от Бога — постепенно ослабевающим. Первым был создан (из первосвета) Адам Кадмон — первочеловек, являющийся прототипом всего творения. Через Адама Кадмона 1 Апокрифы — это древние книги, близкие по содержанию к библейским, но не вошедшие в канон, т.е. официально принятый состав Библии. эманируют из Бога десять сефирот (сфер). Через них Бог открывается, а потому и познается. Они образуют космическое тело Адама Кадмона. Сефироты соподчиняются друг другу по три, получается троекратное единство, к которому примыкает десятая сефира, как общий результат всех этих триединств и как гармония между всеми остальными (схема 62). В соответствии с триединством сефирот существует три мира (табл. 47). Таблица 47. Три мира в каббале
Выше этих трех миров находится мир первообразов — Ацилут, т.е. Адам Кадмон, к которому эти три сотворенных мира относятся как копии. На самой нижней ступени поток божественного света вливается в материю, которая есть угасший свет. Поскольку свет — это добро, то тьма есть зло; во мраке пребывают злые духи, т.е. падшие ангелы, которые согрешили и были низвергнуты с неба. Методы каббалы. Каббала оказала большое влияние на дальнейшее развитие мистических учений, особенно благодаря специфическим каббалистическим методам. Каббалисты считают, что в Библии, и прежде всего в Торе1, заключены тайные знания, которые можно прочитать, используя особые методы расшифровки (гематрия, нотарикон, тамура). Так, гематрия2 состоит в следующем: каждой букве еврейского алфавита (их 22) приписывается число по принципу: а — 1, б — 2 и т.п., буквам второго десятка — 10, 20 и т.п., третьего — сотни. Значением слова или иного языкового выражения считается сумма всех соответствующих букв. По этому методу числом 666 в Библии (Апокалипсисе) зашифровано имя антихриста. Языковые выражения с одинаковой суммой чисел считаются мистически взаимосвязанными. 1 Другое название Торы — Пятикнижие Моисея, это первые пять книг Ветхого Завета, в которых рассказывается о сотворении мира, грехопадении и т.д. 2 Метод гематрия, связанный с мистикой чисел, по-видимому, восходит к идеям пифагореизма. Схема 62. Космология каббалы Судьба учения. Каббала оказала громадное влияние на развитие различного рода мистических учений как эпохи Средневековья, так и более поздних — вплоть до настоящего времени. Схема 63. Каббала: истоки и влияние
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.12 (0.008 с.) |