Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеалистическая философия второй половины XIX в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Данилевский Н.Я. Биографические сведения. Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885)— биолог, культуролог и философ. Родом из дворянской семьи, в 1837—1842 гг. учился в Царскосельском лицее, а в 1843—1847 гг. — на физико-математическом факультете Петербургского университета; получил степень магистра ботаники. Увлекшись идеями социализма, примкнул к петрашевцам, был арестован, отбывал наказание в Петропавловской крепости (100 дней), а затем выслан из Петербурга. Служил чиновником в Вологде и Самаре; участвовал в работе десяти научно-практических экспедиций. В 1864 г. поселился в Крыму, где стал директором Никитского ботанического сада. Поддерживал дружеские отношения со славянофилами (Аксаковым, Страховым) и Л.Н. Толстым. Основные труды. «Россия и Европа» (1869); «Дарвинизм. Критическое исследование» (1885, не окончена). Философские воззрения. По своим философским воззрениям Данилевский был объективным идеалистом. Культурология. В противовес Гегелю Данилевский считал, что нет никакой единой человеческой цивилизации и единого пути развития человечества. Реально существуют лишь различные культурно-исторические типы человечества, т.е. цивилизации (он выделяет тринадцать: египетская, китайская, еврейская, греческая и т.д.), каждая из которых представляет собой особый организм — единство идеальной формы и органической материи. Как и всякий организм, они проходят стадии детства, зрелости, упадка и гибели. Каждая цивилизация самобытна, и, умирая, она не передает другим свои характерные черты и особенности. Каждая цивилизация по-своему выражает и реализует идею человека. И только совокупность этих идей может считаться выражением идеи всечеловечества. Господство в мире одной культуры привело бы к ее деградации, поэтому и всемирная монархия, и всемирная республика одинаково вредны для прогресса. В своей работе Данилевский особое внимание уделял романо-германской и славянской цивилизациям, указывая, что последняя только начинает формироваться. В целом высоко оценивая западноевропейскую культуру (романо-германскую цивилизацию), Данилевский справедливо указывал на ее агрессивность и призывал к созданию Всеславянского союза, который смог бы поддерживать мировое равновесие. Критика дарвинизма. В своей концепции «естественного богословия» Данилевский критиковал дарвинизм и особенно тезис об естественном отборе как движущей силе эволюции. С точки зрения Данилевского, появление органической природы и особенно разумных существ может быть объяснено только деятельностью высшего разума (Бога). Судьба учения. Идеи Данилевского были оценены по достоинству только в XX в. в философии культуры и в культурологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина. И хотя он во многом предвосхитил идеи Шпенглера, слава «основоположника» культурологии осталась за последним. Леонтьев К.Н. Биографические сведения. Константин Николаевич Леонтьев (1831 —1891) — писатель, социолог, философ. Родом из дворянской семьи; учился в гимназии, затем на медицинском факультете Московского университета (1850—1854), который окончил досрочно, чтобы принять участие в Крымской войне (военным врачом). С 1863 г. был на дипломатической службе. В 1871 г., тяжело заболев, оставил службу и обратился к религии, жил в различных монастырях. В 1880—1887 гг. служил в цензурном комитете, затем окончательно вышел в отставку и уехал в Оптину пустынь, где в 1891 г. постригся в монахи. Затем решил перейти в Троице-Сергиеву лавру, но по дороге заболел и умер. Основные труды. «Византизм и славянство» (1876); «Как надо понимать сближение с народом?» (1881); «Восток, Россия и славянство» (1885—1886); «Национальная политика как орудие всемирной революции: письма к О.И. Фрудель» (1889). Философские воззрения. Центральная идея Леонтьева состоит в том, что бытие и жизнь есть неравенство, а стремление к равенству — путь к небытию, к смерти: неравенства и разнообразия хочет сам Бог. Чтобы в мире существовало добро и любовь, в нем должно присутствовать зло и страдание, чтобы были свет и красота, необходимо существование тьмы и уродства («чистое добро некрасиво»). Жизнь в целом и всякое развитие в ней проходит три основных фазы: «первичная простота» — «цветущая сложность» — «вторичное смесительное упрощение». Применяя этот подход к человеческой истории, Леонтьев высшую фазу жизни, т.е. «цветущую сложность», связывал с деспотическими формами правления, а нисходящую, т.е. «вторичное смесительное упрощение», — с демократическими. Демократические общества менее сложны и менее красивы. Сложная общественная структура требует деспотической организации в соответствии с «принципом византизма», т.е. определенной совокупностью принудительных начал. Эти начала по отношению к государству понимаются как самодержавие, к религии — как византийское православное христианство, к этике — как отрешение от стремления к земному благополучию. Принцип византизма подразумевает также существование в обществе неравенства и жесткой иерархии, строгой дисциплины, смирения и послушания. В прогресс надо верить, но сущность прогресса — не в уничтожении неравенства и страдания, а в замене одних их форм на другие. Судьба учения. Идеи Леонтьева оказали значительное влияние на многих русских философов: Соловьева, Бердяева, Ильина и др. Достоевский Ф.М. Биографические сведения. Достоевский Федор Михайлович (1821 — 1881 гг.) — великий русский писатель, получивший всемирное признание, публицист, философ. Родился в семье военного врача; отец Федора Михайловича владел двумя небольшими деревушками, в которых установил очень суровые порядки. В 1839 г. крестьяне, не выдержав самодурства помещика, убили его. Это событие тяжело подействовало на будущего писателя1. В 1838—1843 гг. Достоевский учился в Военно-инженерном училище в Санкт-Петербурге, после окончания которого год проработал в инженерном ведомстве. В 1844 г. он оставил службу и стал профессиональным писателем. В 1845 г. вышел в свет его первый роман «Бедные люди», который сразу принес ему известность и популярность в демократических кругах общества. В это же время он увлекся социалистическим идеями и сблизился с кружком петрашевцев. За распространение «преступного» письма В.Г. Белинского был в 1849 г. арестован и осужден на смертную казнь2, которая была заменена четырехлетней каторгой, затем он вынужден был служить в армии рядовым. В 1859 г. Достоевский получил разрешение поселиться в Твери, а затем 1 После получения сообщения о смерти отца у Достоевского случился первый припадок эпилепсии. 2 Одновременно с ним были арестованы и осуждены на смертную казнь и остальные петрашевцы, но, уже выведенные на эшафот для расстрела, они все неожиданно получили помилование. и в Петербурге. Свои философские идеи писатель излагал вроманах, статьях и выступлениях, а также в дневниковых записях. Основные труды. «Записки из мертвого дома» (1861);«Записки из подполья» (1864); «Преступление и наказание» (1866); «Идиот» (1868); «Подросток» (1871); «Бесы» (1872); «Братья Карамазовы» (1880); «Речь о Пушкине» (1880). Философские воззрения. Вгоды пребывания на каторге и в армии в сознании Достоевского произошел перелом и он отошел от революционных идей и от «западничества», перейдя на позиции «почвенничества» («Возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного»). Важнейшим свойством русской души Достоевский считал «всемирную отзывчивость», наличие в качестве национального идеала «идеи всечеловечности». Особое влияние на мировую культуру и философию оказало мастерское исследование Достоевским «бездны» мятущейся человеческой души с ее противоречиями и страстями, художественный анализ глубин подсознания1. Принципиальную особенность человеческого бытия Достоевский видел в противоречивости желаний и страстей, раздирающих душу. Через все творчество Достоевского красной нитью проходит мучительный вопрос: есть ли Бог? И в целом ряде своих романов он показывает, какое смятение вносит в душу человека отказ от веры в Бога и к каким преступлениям способны прийти атеисты, живущие по принципу: «если Бога нет, то все дозволено». Но при этом Достоевский не занимается морализаторством, и он вовсе не осуждает таких людей. Скорее, он стремится их понять, выявить причины их «отступничества» от веры и следующей отсюда трагедии неверия, греха, преступления. Интересно отметить при этом, что из всех «отступников», ставших героями романов Достоевского, один только Раскольников («Преступление и наказание») в конце романа обретает веру и возвращается к православной церкви. Нет среди главных героев Достоевского и «стихийных атеистов», для которых вопросы веры вообще не имеют значения. Его главные герои — это как раз те, в душе которых идет бесконечная борьба по этим вопросам (Иван Карамазов, Ставрогин). Философские воззрения Достоевского можно в целом охарактеризовать как христианский гуманизм, в котором до предела доведена идея ценности каждой человеческой жизни и личности. Общеизвестными стали слова, вложенные Достоевским в уста Ивана Кара- 1 На это исследование «глубин подсознания» у Достоевского во многом опирался основоположник психоаналитической философии 3. Фрейд. мазова о том, что никакая мировая гармония, никакой рай не могут быть оправданы, если они стоят слезинки хотя бы одного замученного ребенка. Спасение человечества он видит в христианских идеалах любви, добра и красоты («красота спасет мир»). Каждая конкретная отдельная личность является абсолютно безусловной и свободной, считал писатель1. Но при этом каждый человек неким мистическим образом оказывается связан и с Богом, и со всем человечеством2 и несет перед ними ответственность за все свои поступки и все происходящее в мире (эта последняя идея станет ведущей в экзистенциализме). Судьба учения. Философские идеи Достоевского оказали громадное влияние на последующую философию: на B.C. Соловьева, Л. Шестова, Н. Бердяева, Ф. Ницше, 3. Фрейда, экзистенциалистов Сартра и Камю и многих др. Толстой Л.Н. Биографические сведения. Лев Николаевич Толстой (1828—1910) — великий русский писатель, получивший всемирное признание, публицист и философ. Родом из дворянской семьи, он унаследовал от отца титул графа. В детстве получил домашнее образование, в 1844—1847 гг. учился в Казанском университете на философском, а затем юридическом факультетах. В 1851 г., не закончив университета, поступил на военную службу, три года служил на Кавказе, в 1854—1855 гг. участвовал в обороне Севастополя. В 1856 г. уехал за границу; вернувшись, занялся хозяйственной деятельностью в своем имении Ясная Поляна и попытался провести там ряд реформ, в частности освободил крестьян от крепостной зависимости. В 1859 г. организовал в Ясной Поляне школу, где сам преподавал. С середины 1850-х и до середины 1870-х гг. активно занимался литературным трудом, написав и опубликовав ряд романов, которые принесли ему всемирную известность. В конце 1870-х г. усиливаются его религиозно-этические искания, он углубляется в изучение христианского вероучения, активно интересуется восточной философией (буддизмом, конфуцианством). В это время Толстой написал ряд статей и религиозно-философских трактатов, где выступил с острой критикой недостатков социальной действительности и ряда догматов христианства. В 1901 г. Святейший Синод 1 Как признавал сам Достоевский, эту идею он взял у Герцена. 2 Идея мистического единства всех людей нашла свое выражение в православии в «принципе соборности», философское обоснование и разработку она имела в учении Хомякова. отлучил Толстого от церкви. В 1910 г. он тайно ушел из дома1, по дороге простудился и умер. Основные труды. Романы «Война и мир» (1869), «Анна Каренина» (1875—1877), «Воскресенье» (1899); статьи и трактаты, которые в царский период не были разрешены в России для печати, но имели широчайшее хождение в рукописях и были известны по заграничным изданиям: «Исповедь» (1881), написанные в 1880-е гг. «Критика догматического богословия»; «В чем моя вера?»; «Царство Божие внутри нас». Философские воззрения. Философия истории. Собственное понимание проблем философии истории (ее движущих сил, законов, роли личности и народных масс в истории, свободы и необходимости и т.п.) наиболее полно воплотилось Толстым в романе «Война и мир». При этом свои идеи он не только вкладывает в уста ряда героев (что обычно для романов), но и часто излагает их «от автора» — в отдельных главах, являющихся философскими вкраплениями в общий ход сюжетного повествования. В определенном смысле весь материал романа служит иллюстрацией этих идей, примером проявления определенных закономерностей в конкретный исторический период. Толстой постоянно проводит мысль, что движущей и решающей силой исторического развития являются народные массы, а не выдающиеся личности. Важнейшие исторические события происходят не по воле отдельных людей, а скорее в результате «сложения воль» множества участников этих событий1. Религиозно-этические воззрения. В 1870—1880-е гг. Толстой пережил глубокий духовный кризис, в результате которого окончательно сложились его религиозно-этические воззрения, известные в мировой культуре как «толстовство». Жизнь высших слоев, живущих не своим трудом, Толстой считал неправедной, каждый человек должен сам добывать хлеб свой, поэтому оправдана только жизнь трудящихся (и в первую очередь крестьян). Толстой осуждал мир угнетения и эксплуатации, несправедливости и насилия. Эта жизнь должна быть преобразована, но такое преобразование должно быть исключительно мирным. 1 По одной из версий — он хотел уйти в монастырь или стать странником. 2 То есть направленность исторических событий есть вектор силы, возникший в результате сложения множества векторов — воль и желаний всех людей, участвующих в этом событии. Интересно, что в тексте романа «Война и мир» одновременно показывается, как некоторые герои (например, Наполеон) пытаются управлять историческими событиями, пребывая в заблуждении, что они на это способны. Здесь Толстой выступает против модного в его время учения (Карлейль и др.) о том, что история — дело рук выдающихся людей. Насилие порождает в ответ только новое насилие, и потому не является действенным способом борьбы с ним. Тезис о «непротивлении злу насилием», уходящий корнями в христианское и буддийское вероучения, занял центральное место в «толстовстве», получив всемирную известность и даже практическое воплощение. «Непротивление злу насилием» понималось Толстым и его последователями как активное действие, предполагая комплекс мер, нейтрализующих насилие государственной власти, а именно: отказ от участия во всем, что поддерживает государственную власть, т.е. армии, полиции, отказ от уплаты налогов и т.п. Судьба учения. В XX в. в России и ряде зарубежных стран возникли общины толстовцев, некоторые из них просуществовали несколько десятилетий. Учение Толстого о «непротивлении злу насилием» стало теоретическим фундаментом для стратегии и тактики антиколониальной борьбы политического лидера Индии середины XX в. М. Ганди, причем эта тактика оказалась успешной, принеся Индии свободу и независимость. Федоров Н.Ф. Биографические сведения: Николай Федорович Федоров (1829—1903)— выдающийся русский мыслитель, основоположник русского космизма. Он был незаконнорожденным сыном князя П.И. Гагарина и поэтому получил отчество и фамилию своего крестного отца. Детство провел в имении отца, в 1849 г. окончил Тамбовскую гимназию, затем учился в лицее в Одессе (до 1852). В 1854—1868 гг. преподавал историю и географию в уездных училищах, усиленно занимаясь при этом самообразованием. С 1867 г. Федоров жил и работал в Москве, в 1874—1898 гг. — библиотекарь Румянцевского музея1, последние годы жизни работал в библиотеке Министерства иностранных дел. Федоров внес большой вклад в развитие музейного и библиотечного дела: первым составил каталог книг Румянцевского музея, выдвинул идею о международном книгообмене и т.д. Он был инициатором создания ряда культурных центров и выставок в провинции. Федоров — один из плеяды русских философов-подвижников: вел аскетический образ жизни, почти все свое жалованье раздавал нуждающимся, считал грехом владение любой собственностью — даже книгами. Про его ученость ходили легенды: ему приписывалось знание содержания чуть ли ни всех книг Румянцевской библиотеки, в которой 1 Ныне — Центральная государственная библиотека (в советский период — Библиотека им. В.И. Ленина). были десятки тысяч томов. Последние годы своей жизни посвятил систематизации своего учения, но не успел довести это до конца. Перед смертью передал свой архив ученикам, которые подготовили к изданию 3-томное собрание сочинений учителя, из которого тогда было опубликовано первые два тома (1906—1913). Учение Федорова получило название «философия общего дела», поэтому именно такое название и было дано этим книгам. Религиозная направленность работ Федорова делала невозможной их публикацию в советский период, поэтому они стали доступны широкому читателю только в 1980-е гг. Основные труды. Собрание сочинений в 4-х томах1, изданное в периоде 1995по 2000 г. Философские воззрения. Кглавной идее своего учения, которую потом развивал на протяжении всей своей жизни, Федоров пришел уже в 1851г. Суть ее состоит в том, что в основе эволюционного развития природы, космоса заложено стремление к порождению разума. И в разумных существах (людях) природа достигает осознания самой себя2, приходит к самоуправлению. После этого одной из основных задач становится восстановление всего того, что ранее было разрушено из-за прежней слепоты и неразумности. Это восстановление разрушенного и сознательная регуляция дальнейших природных процессов, а значит, и целенаправленное преобразование космоса есть задача, стоящая перед человечеством, то «общее дело«, которое оно призвано совершить3. В увеличении власти человека над природой важнейшую роль играет развитие науки и техники. И вторая половина XIX в. давала множество подтверждений этому сциентистскому умонастроению. Особо важными для Федорова были факты, говорящие о возможности человека воздействовать на стихийные силы. Например, его очень обрадовало сообщение из США об экспериментах по использованию артиллерии для борьбы с градом. Эта информация была важна для него еще и потому, что здесь оружие войны и разрушения использовалось в мирных целях. 1 При жизни Федоров опубликовал лишь несколько статей, данное собрание сочинений представляет собой в основном систематизацию его заметок и конспектов с комментариями его учеников. 2Эта идея Федорова близка соответствующей идее Гегеля — не известно, был ли Федоров в это время знаком с работами Гегеля, но скорее здесь можно говорить об обращении как Гегеля, так и Федорова к общим источникам — христианской философии раннего периода (гностицизму, патристике). 3 В этом подход Федорова принципиально отличен от гегелевского, так как у Гегеля Абсолютная идея после постижения своей сущности более никаких задач не решает, и ее развитие прекращается. Но Федоров — религиозный мыслитель: для него природа, мир, человек — это творения Божьи. Именно Бог вложил в природу законы эволюционного развития, приводящие к появлению разумных существ1, именно поэтому можно говорить, что Бог создал человека по своему образу и подобию. И у Федорова эта идея получает еще одну новую интерпретацию: Бог действует в мире в первую очередь через человека2, именно поэтому задачей человека становится творчество. Например, в сфере искусства это означает переход от подражания природе — «искусства подобий» — к «творчеству жизни» («теургическая эстетика»). Центральной мыслью учения Федорова является следующая. Если в христианском вероучении именно Бог является творцом рая, будет осуществлять воскресение умерших и т.п., то, по Федорову, решение всех этих проблем выпадает человеку. Двигаясь по своему пути развития, человек приходит не только ко все большей власти над силами природы, но и к переустройству человеческого организма. Главное зло по отношению к человеку, совершаемое слепой природой, Федоров видел в смерти, и одна из важнейших задач состоит в победе над ней. Причем речь шла здесь не только о достижении бессмертия ныне живущими, но и о «воскрешении отцов», т.е. уже умерших людей. Для этого, как считал Федоров, необходимо будет каким-то образом собрать все те атомы и молекулы, из которых состояли эти тела. С другой стороны, воскрешение мыслилось им как восстановление предков по той наследственной информации, которую человек передал своим потомкам: сын воскрешает отца как бы «из себя», отец — своего отца и т.д. вплоть до первочеловека. Апокалипсическое3 завершение человеческой истории Федоров считал всего лишь одним из возможных вариантов, причем худшим, но его может избегнуть просветленное человечество. Федорова не устраивает и утвердившаяся в христианстве идея личного спасения (т.е. обретения рая отдельными индивидами), и он настаивает на необходимости всеобщего спасения4. При этом Царство Небесное должно быть заложено на земле благодаря разумной деятельности людей. 1 По сути дела здесь имеет место своеобразный вариант деизма, обогащенного эволюционной теорией Дарвина. 2 Здесь прослеживается связь с православным учением о том, что после вочеловечивания Бога (Христа) задачей человечества становится обожение (уподобление Богу). 3 «Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова» — последняя книга Библии; в ней рассказывается о том, как наступит Конец света и Страшный суд, на котором Бог окончательно решит судьбу каждого человека: одних определив навечно в рай, а других — в ад. 4 Идея всеобщего спасения была популярна в раннем христианстве, в частности ее отстаивал Ориген. Схема 196. Федоров: истоки и влияние * Эти влияния можно предположить, но нельзя доказать. Важнейшая особенность человека состоит в том, что он не только разумное, но и нравственное существо. Федоров закладывает основы новой морали: он призывает к отказу не только от эгоизма (жизни для себя), но и от альтруизма (жизни для других), поскольку альтруизм одних обязательно влечет эгоизм других. Он предлагает свою этическую «формулу»: жить «не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Судьба учения. Идеи Федорова легли в основу особого направления в русской философии — «русского космизма» (Соловьев, Циолковский, Вернадский, Чижевский и т.д.), кроме того, они оказали влияние на Толстого, Бердяева, Булгакова, Федотова и многих других. Соловьев B.C. Биографические сведения. Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — поэт, публицист и крупнейший русский философ XIX в. Его отец — крупнейший русский историк С.М. Соловьев. B.C. Соловьев окончил в 1873 г. историко-филологический факультет Московского университета, после которого еще год учился в Московской духовной академии. В 1874 г. защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов», после чего работал доцентом кафедры философии Московского университета. В 1875—1876 гг. жил в Лондоне, изучая в библиотеках в основном мистическую литературу. Вернувшись в Россию, продолжал преподавать в Московском университете, в 1877 г. переехал в Петербург, где работал в Ученом комитете Министерства народного просвещения и преподавал в Петербургском университете и на Высших женских курсах. В 1880 г. защитил докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». В 1881 г., после убийства народовольцами Александра II, Соловьев выступил с публичной лекцией, где, осудив цареубийц, призвал Александра IIIпомиловать их — исходя из идеалов христианской нравственности. После этого Соловьев ушел в отставку и занимался в основном публицистической деятельностью. Основные труды. «Философские начала цельного знания» (1877); «Духовные основы жизни» (1882—1884); «Великий спор и христианская политика» (1883); «История и будущность теократии» (1886); «Три речи в память Достоевского» (1881 —1882); «Россия и Вселенская церковь» (1889 г., на французском языке); цикл статей «Национальный вопрос в России» (1883—1891); «Оправдание Добра» (1894—1895); «Три разговора» (1899—1900). Философские воззрения. Учение Соловьева можно охарактеризовать как объективный идеализм с элементами пантеизма. На его философские воззрения большое влияние оказала склонность к мистике и личный мистический опыт, несколько раз в жизни у него были видения Софии — Премудрости Божьей и Вечной женственности. Образ Софии, получая различную интерпретацию в разные периоды1, всегда играл ключевую роль в его философском учении. Философская концепция Соловьева получила название «философия всеединства», для правильного понимания которой необходимо учитывать, что в ее основе лежит представление о единстве и цельности мира (бытия в целом). Важнейшей составляющей бытия является человечество. Представляя собой цельный и отдельный организм, оно является субъектом не только исторического, но и космического процесса, и смысл его существования состоит в выполнении своего вселенского предназначения — в служении Добру, установлении нравственного порядка. Сущее и бытие. Исходное первоначало бытия, по Соловьеву, это Сущее, Бог или Абсолют, причем трактуется это первоначало в духе неоплатонизма и каббалы как положительное Ничто. Сущее у Соловьева не тождественно бытию (в отличие от пантеизма), не является бытие и результатом эманации Сущего (как это имело место в неоплатонизме). Сущее как бы находится вне бытия, но при этом бытие есть проявление Сущего (этот подход несколько напоминает различие между сущностью и существованием у Фомы Аквинского, но не вполне совпадает с ним). Сущее и познание. Сущее невозможно постичь рациональными методами с помощью разума, не постижимо оно также для воли или чувства, поскольку каждый из этих способов познания позволяет нам открыть для себя только какую-то грань Абсолюта. Абсолют как целое постигается только с помощью интеллектуальной интуиции — во внутреннем опыте человека. Внутренний опыт трактуется Соловьевым как всегда цельный и конкретный. Именно в мистических актах внутреннего опыта осуществляется некое «схватывание» или «интуитивное постижение» конкретной целостности бесконечного содержания внутреннего опыта в его всеединстве. Такой акт всегда есть постижение своей собственной личности, но наше индивидуальное «я» есть конкретное проявление сверхчеловеческого Абсолюта. И именно поэтому погружение в бесконечную глубину собственного «я» ведет нас к истинному знанию и о 1 На представления Соловьева о Софии большое влияние оказало учение Я. Бме. А.Ф. Лосев выделял у Соловьева десять аспектов понятия Софии: абсолютный, богочеловеческий, космологический, антропологический, универсально-феминистический, эстетически-теоретический, интимно-романтический, национально-русский и эсхатологический. себе, и об Абсолюте1. При этом имеет место совпадение субъекта и объекта познания2, познающего и познаваемого, т.е. подлинное всеединство. Однако то, что мы восприняли этим путем в состоянии вдохновения, благодаря вере, может быть в дальнейшем осмыслено рациональными методами, с помощью разума. Так, например, внешний мир, существующий в нашем сознании как «представление»3, открывается нам как множество элементов (атомов-сил, или монад), как «совокупность множества элементарных сущностей или причин, вечных и неизменных, составляющих последние основания всякой реальности, из которых всякие предметы, всякие явления, всякое реальное бытие слагается и на которые это реальное бытие может разлагаться. Сами же эти элементы, будучи вечными и неизменными, неразложимы и неделимы»4. Но поскольку это представление о мире возникает в индивидуальном человеческом сознании под влиянием Абсолюта, то естественно предполагать, что такая множественность присуща самому Абсолюту. Схема 197. Индивидуальное «я» и Абсолют Сущее как всеединство. Атомы-силы далеко не «механически» воздействуют на сознание человека (на субъект познания), порождая в нем представления. Это происходит потому, что они сами обладают 1 В этом аспекте учение Соловьева напоминает адвайта-веданту, чань-буддизм, суффизм, а также учение Экхарта. 2 Здесь Соловьев как бы следует Ницше, видевшего в разделении субъекта и объекта главный порок всей послесократовской философии. Но в этом же он выступает как предшественник целого ряда идей феноменологии, экзистенциализма, постмодернизма и других современных учений. 3 В этом Соловьев следует Шопенгауэру. 4 Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. М, 1989. С. 50. неким внутренним стремлением (динамической силой) к воздействию, и, действуя на субъектов, они сами воспринимают это действие, имеют некоторое представление об окружающей среде и, следовательно, обладают сознанием. Таким образом, они не просто обезличенные силы, они есть существа1. Сущность каждого такого существа (его характер) есть идея, имеющая как внутреннее осуществление — субъективная идея, так и внешнее — объективная идея (находящая выражение во внешнем отношении к другим существам). При этом под идеями Соловьев имеет в виду нечто, близкое к обычным понятиям (аналогично тому, как это было у Платона). Между идеями-понятиями существуют обычные логические отношения, в том числе отношение подчинения, или родо-видовое2. Так возникает пирамида идей, аналогичная платоновской (см. схему 23). Вершиной этой пирамиды является идея безусловного блага или любви. Но у Платона не было следующего: по Соловьеву, каждой идее соответствует отдельное существо (атом-сила, или монада). И эти существа группируются между собой в соответствии с отношениями между их идеями-понятиями. При этом «низшие» существа (идеи-понятия которых подчиняются более «высоким» — родовым) выступают как бы в роли клеток в живом организме, а определенные их совокупности образуют как бы органы или «части тела», идеями-понятиями которых являются родовые понятия. В свою очередь, эти «органы» входят в состав более сложного существа (организма). Для самого «высокого» существа — всего сложного и цельного организма, образованного из «органов» или «частей», его общим выражением (идеей-понятием) является благо или любовь. И этим существом является христианский Бог, или Христос, а все бытие в целом оказывается его метафизическим организмом. Каждый конкретный человек, или его «я», понимается при этом как отдельная «клетка» в составе организма, т.е. человечества, а само человечество можно сопоставить с «органом» метафизического божественного организма. «Логос» и «София» выступают при этом как два аспекта Бога. Логос — это активное, действующее начало единства, а София — это та 1 Во многом похожие на монады Лейбница, неслучайно и сам Соловьев временами использует для их названия термин «монады». 2 При таком отношении объем одного понятия (видового) полностью входит в объем другого понятия (родового). Например, понятие «студент» подчиняется понятию «человек», поскольку каждый студент является человеком, но не наоборот. множественность, на которую действует сила единства и которая под воздействием этой силы становится реальным единством1. Отсюда следует общее понимание Сущего (Бога, Абсолюта). У Соловьева оно трактуется как «Единое и все», как «вечное всеединое», «единство во множественности». Онтология и космология. Абсолют проявляет себя в природе, и при этом в действительности реализуются множество форм, которые в нем потенциально содержались как «многое в едином». Материя, природа оказываются той формой существования Сущего, без которой оно не может существовать (что принципиально отличается от христианского учения о сотворении мира и, в частности, от учения Фомы Аквинского). Природа понимается как органическое тело Бога, любой самый несовершенный материальный объект содержит «искру Божества». Все возникшее множество форм существует в единстве, носителем и сосредоточением которого является душа мира — София. В более поздних работах Соловьев различает эти два понятия: Софию — Премудрость Божью и Душу мира. Душа мира оказывается тогда соединяющим звеном между материальным миром и Богом. Само возникновение множества объектов, разобщенных друг от друга, есть результат злоупотребления ими свободой, которой они обладали, существуя внутри единства (в Боге)1. И, впавшие «в грех индивидуализации», они теперь страдают из-за отделения от Бога. Великое предназначение человечества состоит в том, чтобы объединить весь космос и вернуть природу Богу, соединиться с ним опять2. Но для этого сначала необходимо объединиться самому человечеству, достичь «богочеловеческого единства». Важным шагом на этом пути является, во-первых, объединение православной икатолической церкви и, во-вторых, создание всемирного государства. Судьба учения. Соловьев оказал огромное влияние на все последующее развитие русской философии (Бердяева, Флоренского, Шестова, Франка, братьев Трубецких и т.п.), а также в целом на культуру «серебряного века». 1 Такое понимание Софии характерно для Соловьева в работе «Чтения о богочеловечестве». В других работах София получает иную трактовку. 2 Этот процесс индивидуализации, выхода многого из состава единого и, значит, отпадения от Бога, напоминает аналогичный процесс у Шеллинга (см. схему 132). 3 Эта идея Соловьева, несомненно, является развитием гностических идей, но, кроме того, она перекликается также с современной космогонической теорией «Большого взрыва» и основанной на ней гипотезе «пульсирующей Вселенной». Схема 198. «Многое в едином» и «многое вне единого» Схема 199. Стадии собирания «многого в единое» Схема 200. Соловьев: истоки и влияние
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.189 (0.018 с.) |