Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характерные особенности европейского Средневековья. Патристика и Схоластика. Спор об универсалиях.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные особенности философии средневековья вырастают из особенностей той эпохи. Это была эпоха феодализма (15 веков). Феодализм строился на двух принципах: иерархия и господство церкви. Принцип иерархии означает систему соподчинения крестьянин® феодал® король. Общество состоит из сословий, каждое из которых располагает строго обозначенными правами и обязанностями. Центр общественной жизни – в деревне. Но также растут города, где центральные фигуры – ремесленник и купец. Здесь возникнут те силы, которые погубят феодальный строй. Принцип господства церкви объясняется тем, что это было время сплошной неграмотности и лишь церковь – очаг образованности. Позже таким очагом стали города. Для большинства населения религия была той основой, на которой строилась вся жизнь человека. Смысл жизни люди видели в спасении, т.е. в том, чтобы попасть в рай. Необходимо было уходить от греха, жить праведно. В этих условиях возникает философия, которая была служанкой богословия, т.е. все ее содержание составляет исследование проблемы Бога и отношение к нему человека. Через полторы тысячи лет проходят споры, исключительно сложные по форме и темные по содержанию (схоластика – спор о далеких от жизни проблемах). Но вместе с тем, в этих спорах в религиозной форме ставились и решались чисто философские проблемы. Была разработана техника доказательства, т.е. разработана формальная логика. Пишутся первые учебники по логике. Философская мысль своими корнями она уходит в религии единобожия (монотеизма) (в отличии от античной философии с ее политеизмом). Средневековое мышление теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а Бог. В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа: идея творения, лежащая в основе средневековой онтологии и идея откровения – в основе учения о познании. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, актом своей воли (креационизм). В отличии от античных богов, родственных природе, христианский Бог стоит над ней. В средневековой философии природа теряет свою самостоятельность. В силу этого вытекает ее изменчивость, преходящность и, с другой стороны, возможность нарушения естественного хода вещей божественным чудом. Проводится исследование сущности человека. Основная проблема – двойственность человеческой природы. С одной стороны – человек – образ и подобие Божие, а с другой, в нем есть злая природа. Как преодолеть эту двойственность? В качестве ответа человек рассматривается состоящим из трех частей: тела, души и духа. Тело – это физическая, природная часть; душа – это внутреннее “Я”; дух – самая глубокая часть, сопричастная Богу. Человек обладает волей, свободой выбора. Душа осуществляет этот выбор между “духом” и “телом”, между добром и злом. Идеал человека – аскет. Причем аскетизм выражается не просто в отказе от телесного, а в стремлении следовать духу, как высшему, к чему должен стремиться человек. 21 Античная ("средневековая") патристика: этапы, проблемы, направления. Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр. госуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти Ф. была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название “схоластики” (опиралась на форм. логику Аристотеля). Схоластике предшествовала патристика (учение отцов церкви о Боге). 3 этапа патристики: 1) апостринтский (деятели находились под влиянием апостолов); 2) апологетический (связан с решением религиозных и философских проблем); 3) систематический. Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика –соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства. Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает более соверш их разрешение. Наиболее видными апологетами христианства были Тертуллиан (160 - 220), Арнобий (ум. в 326 г.), Лактанций (250 - 325), 0риген (185 - 253) и Климент Александрийский (ум. в 215 г.). Кстати, последнему принадлежат слова: "Истинная философия есть христианская религия". Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир. чел и его целях). Третий период - зрелая патристика (IV - VI вв. н.э.). Это период определенного синтеза теологических положений (догм) и античной философской мысли. При этом выделились две ветви патристики - западная (Иероним, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин) и восточная (византийская) (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Григорий Палама). Наиболее влият. из отцов церкви (патристика) - это Августин (354 -430, род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрер. лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли. Душа нематер, бессмертна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог. Проблемы ставившие и решавшие отцы церкви: 1) бытие бога, доказательства сущ. Бога; 2) соотношение веры и разума; 3) проблемы троицы; 4) проблема универсалий (общего и единичного); 5) проблема, человека, личности; 6) проблема истории; 7) проблема творения. Соответственно этой проблематики вырабатывались методы и принципы: 1) принцип откровения; 2) пр. максимума (чем длиннее источник, тем он подлинней; чем он подлинней тем он истинен; 3) пр. экзидектики (герменевтике – фил. понимания) – толкование и интерпретация текстов, священных книг, писания ветхого и нового заветов; 4) принцип творения; 5) пр. анализа и синтеза; 6) пр. эксперемента. Важнейшей целью патристической философии явилась проповедь монотеизма (единобожия), трансцендентности Бога, учение о Христе как посреднике между Богом и человеком, тринитарной догмы или учения о соотношении ипостасей отца, сына и святого духа, креационизма (учения о творении мира), откровения (богопознания), теодицеи (оправдания бога) и эсхатологии. Спор об универсалиях (из Лекции №3) Спор об универсалиях Схоластическое философское мышление сосредоточивалось в сущности на двух проблемах: с одной стороны на споре номинализма и реализма, с другой- на доказательстве существования бога. В период ранней схоластики вновь вспыхнул спор, содержанием которого был вопрос: существуют ли реально универсалии или нет. Эта проблема, будучи главной темой философии ранней схоластики, не исчезает в период расцвета схоластики, а через позднюю схоластику переходит и в философию Нового времени. Проблема универсалий уходит корнями в философию Платона и Аристотеля. Аристотель критиковал учение Платона об идеях как особом мире, реальность которого состояла в неизменности и неподвижности идей, являющихся истинной причиной всех вещей, их свойств и отношений и одновременно их целью. По Аристотелю. идеи не предшествуют чувственно воспринимаемым предметам не являются причинами вещей, но зависят от них Невозможно, чтобы идеи как сущности вещей были отделены от того, сущностью чего они являются. В средневековье вопрос об универсалиях приходит не прямо от великих философов древности, а от их комментаторов, в частности от ученика Плотина Порфирия. Последний в работе "Сведения к категориям Аристотеля" поставил вопросы о характере родов и видов, о том существуют они в природе или только в разуме, в интеллекте, в мысли; если существуют, то телесны они или бестелесны, отделены ли от чувственно воспринимаемых вещей или содержатся в них. Порфирий не ответил на поставленные вопросы. Боэций в своих комментариях в связи с вопросами, поставленными Порфирием, подошел к новой проблеме: являются категории Аристотеля видами реальных вещей или лишь знаками языка? Под влиянием стоицизма он склонялся к выводу, что они являются знаками языка. Философской основой спора между реализмом и универсализмом был вопрос об отношении общего и единичного, индивидуального. Реализм (от лат. realis - реальный, действительный) \ Позже в истории философии термин реализм встречается в ином смысле. Например, материализм в противоположность идеализму определялся как реализм. \ приписывал существование лишь общему. Он проявился в ряде концепций, в которых излагалось отношение к реальности общих понятий и единичных вещей. Крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях; общее - это идеи, которые существуют до единичных вещей (ante res) и вне их. Сторонники умеренного реализма исходили из аристотелевского учения об общих родах, согласно которому общее реально существует в вещах (in rebus), но ни в коем случае не вне их. Номиналисты (от лат. nomen - имя), напротив, не допускали реального существования универсалий, общее существует лишь после вещей (post res). Приверженцы крайнего крыла номинализма считали общее лишь пустым, ничего не содержащим "выдохом голоса", звуковой стороной слова. Более умеренные также отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании (концептуализм). В споре средневекового номинализма и реализма намечаются элементы, тенденции борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было "чистого" материализма и "чистого" идеализма. Номинализм был идеализмом, но содержал материалистические тенденции, ибо исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри, разрушал "единство" науки и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового естествознания. Ортодоксальному католицизму, с одной стороны, теоретически был ближе реализм, но, с другой стороны, он практически представлял католицизму угрозу- в частности, в том, что вел к пантеизму, т. е. к отрицанию личного бога, и к некоторым другим атеистическим следствиям. Теологический рационализм, обусловленный реализмом, также был источником рационалистической критики схоластики. Вопрос №12 Философия Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Основу христианского мировоззрения составили два важнейших принципа: идея творения и идея откровения;тесно связанные между собой они предполагают единого Бога.Идея творения лежит в основе средневековой онтологии,а идея откровения является фундаментом учения о познании.Согласно Священному Писани, Бог сотворил мир из ничего благодаря своему всемогуществу. В философии такое мировоззрение получило название креационизма.Отсюда,только Бог,как сверхприродное начало обладает подлинным бытием.Богу приписываются все атрибуты, присущие бытию в понимании античных философов. Согласно Августину Блаженному (354-430)("Исповедь","О граде божьем",и др.),Бог есть высшее бытие,высшая субстанция,высшая нематериальная форма,высшее благо.От Бога исходят все идеи и порядок в мире.Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле,а не по необходимости.Мир неоднороден,он представляет лестницу существ, восходящих к творцу мира.Особое место на этой лестнице занимает человек-малый мир("микрокосм"). Человек соединяет в себе природу материальных тел(растений и животных)и духовных сил(души).Душа нематериальна,бессмертна и свободна в своих решениях. Христианский Бог недоступен для познания,но открывает себя человеку.Это его откровение явлено в Священном писании,толкование которого и есть основной путь богопознания.Следовательно, откровение возможно только сверхъестественным путем в форме веры. Суть божественного предопределения,по А.Б.,состоит в том,что хотя человек действует сволдно,но все,что он делает,делает через него Бог.Своим предвечным решением Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни,других-для осуждения на вечные муки в аду.Божественное предопределение-источник двух противоположных царств:божьего и земного. Завершающий этап средневековой философии связан с именем Фомы Аквинского(1225-1274) Ф.А.согласовав учение Аристотеля с требованиями католической веры,достиг компромисса между верой и разумом,теологией и наукой. Высшее начало мира-бытие,бытие же -это христианский Бог,сотворивший мир,как о том повествует Ветхий Завет.А вслед за Арстотелем различал актуальное и потенциальное состояние мира.Первичная сущность(Бог)всецело актуальна и не допускает в себе ничего потенциального.В зависимости от степени актуальности он выделял 4 уровня бытийности вещей, выражающейся в свою очередь в том,каким образом форма,т.е.актуальное начало,реализуется в вещах. Четыре формы: -форма как внешняя определенность вещи; -форма как конечная причина; -форма как действующая причина; -форма как организующий принцип,существующая сама по себе,независимо от материи.Это дух,ум,разумная душа и тем самым высшее из сотворенных сущих.Причем разумная чел.душа не погибает со смертью тела. Компромисс между верой и разумом Ф.А.трактовал следующим образом,для спасения человеческого рода было необходимо,чтобы сверх философских дисциплин,которые основываются на челов.разуме,существовала некоторая наука,основанная на божественном откровении.Человек соотнесен с богом как с некоторой своей целью,между тем цель эта не поддается постижению разумом.Природа наук бывает двояка:естественно познаваемые;высшее-Священное учение есть то знание,которым обладает Бог. Ф.А.принадлежат 5 доказательств бытия Бога:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.012 с.) |