Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-философские воззрения Вольтера и Руссо: отношение к религии и государству, понимание социального прогресса, этика.

Поиск

По Вольтеру, причиной всего сущего и всех существ, принципом действия и единства мира, его целесообразности является Бог. "Философия Ньютона, - писал Вольтер, - которая принимает и доказывает вечность материи и существование пустоты, столь же убедительно обосновывает существование Бога". Однако Вольтер признавал, что существование божества не может быть убедительно доказано никакими теоретическими соображениями и необходимость его признания определяется практическими, морально-политическими соображениями. "Вера в Бога, вознаграждающего за добрые дела и наказывающего за дурные, прощающего небольшие проступки, - считал он, - являлся самой полезной для человеческого рода. Это единственная узда для могущественных людей, которые ловко совершают тайные преступления".

Воззрения Руссо на мир формировались под влиянием английского и французского деизма. Руссо признавал существование материи, но отказывался решать вопрос о ее сущности, считая последнюю непознаваемой. Материя инертна и не способна породить разум. Полемизируя с материалистами, он утверждал, что существует. Бог как мировая воля, мировой разум как источник добра. В то же время Руссо отвергал религию, теологию, фанатизм и религиозную нетерпимость.

В целом французские материалисты отличались горячей верой в беспредельное могущество человеческого разума. "Не существует ничего, что люди не могли бы понять" (Гельвеций). Однако слишком большая их приверженность к сенсуализму не позволила создать более или менее целостной теории познания. За негативным отношением к умозрению и средневековой схоластике они упустили целый ряд положительных моментов рационализма, который открывал для разума более широкие возможности познания мира. чем сенсуализм.

В представлениях о познании Вольтера чувствуется влияние Бэкона, Декарта, Спинозы и Лейбница. Однако Вольтер критически воспринял дедуктивно-рационалистический метод познания. Основой исследования природы он считал эксперимент и опыт. Не принимая выводов об абсолютной относительности знания. Вольтер не порвал и с декартовским рационализмом, с идеей "вечных истин", считан, что не только аксиомы математики, но и правила вкуса и принципы морали являются безусловными истинами и не зависят от чувственного или исторического обоснования. "Мораль представляется мне настолько всеобщей, насколько предусмотренной Существом, создавшим все в том числе и у нас, настолько предназначенной для служения противовесом нашим пагубным страстям и для облегчения неизбежных страданий этой короткой жизни, что от Зороастра и до лорда Шефстбери все философы, на мой взгляд, проповедуют одну и ту же мораль, хотя у всех них различные идеи относительно первоначала вещей".

Руссо в теории познания стоял на сенсуалистических позициях, считая непогрешимыми чувства, а разум - заблуждающимся. Единственный путь к истине - непосредственное чувственное знание. Субъективная уверенность в правильности того или иного положения для Руссо выше логических доказательств.

Социально-философские идеи Вольтера были направлены против феодализма и в определенном смысле выражали идеологию буржуазной демократии: ибо здесь и симпатии народу, и просвещенный абсолютизм.

В этике Вольтер проводил идею естественности морали. Мораль внеклассова и внеисторична, порождена инстинктами человека. Руководящим началом ее принципов должно явиться создание общественною блага: Основой поведения любого человека, по Вольтеру, является принцип: "Обращайся с другими так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой". Признав существование Бога как причины разнообразия в мире, Вольтер пытался решить проблему зла в духе предустановленной гармонии Лейбница, зло в мире если и есть, то оно временно, и наш мир в целом - наилучший из миров. "Правда, в "Кандиле" Вольтер отступает от предустановленной гармонии и ратует за активное вмешательство людей в общественную жизнь.

История общества, по Руссо, начинается с "естественного состояния", где люди свободны и равны. Это золотой век человечества". Способность к совершенствованию приводит к улучшению орудий и способов труда. На этой основе возникает частая собственность и имущественное неравенство. Успехи в хозяйственной деятельности, технике и науке оказываются неразрывно связанными с утратой людьми счастья, свободы, с регрессом в этике. Вследствие чего человек оказываются перед проблемой отчуждения. Выход Руссо видел в возврате назад к "золотому веку" посредством общественного договора, согласно которому "каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общественной воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого. В результате этого образуется коллективное целое - государство, народ, обладающий верховной властью, суверенитетом. Политический идеал Руссо - прямая демократия, в которой законы принимаются непосредственно собранием всех граждан (идеал - греческие города-государства, швейцарские кантоны). Частная собственность не уничтожается, а равномерно распределяегся между всеми гражданами.

Известий интерес представляют эстетические идеи Руссо. Искусство вредно для общественной нравственности, но не всякое искусство, а аристократические его формы. Искусство должно быть верным природе, воспроизводить реальную жизнь. Идеал искусства - единство эстетических и этических начал. В основе этики Руссо - идея равенства людей, а также гражданского подвига и патриотизма. Добродетель - это ненависть к рабству и приверженность свободе.

 

Вопрос №18

Система критической философии Канта. Кантовский агностицизм. Учение Канта о человеке.

Процесс познания, по мнению Канта, проходит три ступени: чувственное познание; рассудок; разум.

Чувственное познание.

Кант признает существование внешнего предметного мира, который он называет «вещи-в-себе». Они воздействуют на наши органы чувств и порождают наглядные представления.

Предметом эмпирического наглядного представления является явление, в нем две стороны: его содержание, или материя, которая дается в опыте; его форма, которая приводит эти ощущения в определенный порядок.

Форма априорна, это означает, что она предшествует опыту и не зависит от него. Форма находится в нашей душе.

Существует две чистых формы чувственного наглядного представления:

— время;

— пространство.

Кант отрицает, что время и пространство являются объективными формами материального мира. По его мнению, в мире вещей-в-себе ни времени, ни пространства нет.

Согласно Канту, время и пространство — лишь субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на внешние предметы. Это наложение — необходимое условие для познания, потому что вне времени и пространства мы ничего познать не можем. Но из-за этого между вещами-в-себе и явлениями лежит непреодолимая пропасть (трансцензус): мы можем знать только явления и ничего не можем знать о вещах-в-себе.

Эта позиция Канта называется дуалистической: вещи-в-себе существуют вне нас, но при этом они непознаваемы.

Субъективный характер времени и пространства объясняется тем, что всем людям во всех поколениях присущи якобы одни и те же представления о них.

Но наука XX в. опровергла кантовские аргументы:

— объективные формы времени и пространства изменяются и зависят от движения и материи;

— субъективные представления о времени и пространстве различны у людей разного возраста, образования и т. п.

Но хотя идея Канта об априоризме и ошибочна, в ней есть рациональное зерно. Индивидуальные формы сознания человека унаследованы, почерпнуты из социального опыта, выработаны исторически всеми, но никем в отдельности. По отношению к индивидуальному опыту априорными могут быть не только формы чувственного познания, но и формы работы рассудка — категории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.167 (0.007 с.)