Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-философские воззрения Вольтера и Руссо: отношение к религии и государству, понимание социального прогресса, этика.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По Вольтеру, причиной всего сущего и всех существ, принципом действия и единства мира, его целесообразности является Бог. "Философия Ньютона, - писал Вольтер, - которая принимает и доказывает вечность материи и существование пустоты, столь же убедительно обосновывает существование Бога". Однако Вольтер признавал, что существование божества не может быть убедительно доказано никакими теоретическими соображениями и необходимость его признания определяется практическими, морально-политическими соображениями. "Вера в Бога, вознаграждающего за добрые дела и наказывающего за дурные, прощающего небольшие проступки, - считал он, - являлся самой полезной для человеческого рода. Это единственная узда для могущественных людей, которые ловко совершают тайные преступления". Воззрения Руссо на мир формировались под влиянием английского и французского деизма. Руссо признавал существование материи, но отказывался решать вопрос о ее сущности, считая последнюю непознаваемой. Материя инертна и не способна породить разум. Полемизируя с материалистами, он утверждал, что существует. Бог как мировая воля, мировой разум как источник добра. В то же время Руссо отвергал религию, теологию, фанатизм и религиозную нетерпимость. В целом французские материалисты отличались горячей верой в беспредельное могущество человеческого разума. "Не существует ничего, что люди не могли бы понять" (Гельвеций). Однако слишком большая их приверженность к сенсуализму не позволила создать более или менее целостной теории познания. За негативным отношением к умозрению и средневековой схоластике они упустили целый ряд положительных моментов рационализма, который открывал для разума более широкие возможности познания мира. чем сенсуализм. В представлениях о познании Вольтера чувствуется влияние Бэкона, Декарта, Спинозы и Лейбница. Однако Вольтер критически воспринял дедуктивно-рационалистический метод познания. Основой исследования природы он считал эксперимент и опыт. Не принимая выводов об абсолютной относительности знания. Вольтер не порвал и с декартовским рационализмом, с идеей "вечных истин", считан, что не только аксиомы математики, но и правила вкуса и принципы морали являются безусловными истинами и не зависят от чувственного или исторического обоснования. "Мораль представляется мне настолько всеобщей, насколько предусмотренной Существом, создавшим все в том числе и у нас, настолько предназначенной для служения противовесом нашим пагубным страстям и для облегчения неизбежных страданий этой короткой жизни, что от Зороастра и до лорда Шефстбери все философы, на мой взгляд, проповедуют одну и ту же мораль, хотя у всех них различные идеи относительно первоначала вещей". Руссо в теории познания стоял на сенсуалистических позициях, считая непогрешимыми чувства, а разум - заблуждающимся. Единственный путь к истине - непосредственное чувственное знание. Субъективная уверенность в правильности того или иного положения для Руссо выше логических доказательств. Социально-философские идеи Вольтера были направлены против феодализма и в определенном смысле выражали идеологию буржуазной демократии: ибо здесь и симпатии народу, и просвещенный абсолютизм. В этике Вольтер проводил идею естественности морали. Мораль внеклассова и внеисторична, порождена инстинктами человека. Руководящим началом ее принципов должно явиться создание общественною блага: Основой поведения любого человека, по Вольтеру, является принцип: "Обращайся с другими так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой". Признав существование Бога как причины разнообразия в мире, Вольтер пытался решить проблему зла в духе предустановленной гармонии Лейбница, зло в мире если и есть, то оно временно, и наш мир в целом - наилучший из миров. "Правда, в "Кандиле" Вольтер отступает от предустановленной гармонии и ратует за активное вмешательство людей в общественную жизнь. История общества, по Руссо, начинается с "естественного состояния", где люди свободны и равны. Это золотой век человечества". Способность к совершенствованию приводит к улучшению орудий и способов труда. На этой основе возникает частая собственность и имущественное неравенство. Успехи в хозяйственной деятельности, технике и науке оказываются неразрывно связанными с утратой людьми счастья, свободы, с регрессом в этике. Вследствие чего человек оказываются перед проблемой отчуждения. Выход Руссо видел в возврате назад к "золотому веку" посредством общественного договора, согласно которому "каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общественной воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого. В результате этого образуется коллективное целое - государство, народ, обладающий верховной властью, суверенитетом. Политический идеал Руссо - прямая демократия, в которой законы принимаются непосредственно собранием всех граждан (идеал - греческие города-государства, швейцарские кантоны). Частная собственность не уничтожается, а равномерно распределяегся между всеми гражданами. Известий интерес представляют эстетические идеи Руссо. Искусство вредно для общественной нравственности, но не всякое искусство, а аристократические его формы. Искусство должно быть верным природе, воспроизводить реальную жизнь. Идеал искусства - единство эстетических и этических начал. В основе этики Руссо - идея равенства людей, а также гражданского подвига и патриотизма. Добродетель - это ненависть к рабству и приверженность свободе.
Вопрос №18 Система критической философии Канта. Кантовский агностицизм. Учение Канта о человеке. Процесс познания, по мнению Канта, проходит три ступени: чувственное познание; рассудок; разум. Чувственное познание. Кант признает существование внешнего предметного мира, который он называет «вещи-в-себе». Они воздействуют на наши органы чувств и порождают наглядные представления. Предметом эмпирического наглядного представления является явление, в нем две стороны: его содержание, или материя, которая дается в опыте; его форма, которая приводит эти ощущения в определенный порядок. Форма априорна, это означает, что она предшествует опыту и не зависит от него. Форма находится в нашей душе. Существует две чистых формы чувственного наглядного представления: — время; — пространство. Кант отрицает, что время и пространство являются объективными формами материального мира. По его мнению, в мире вещей-в-себе ни времени, ни пространства нет. Согласно Канту, время и пространство — лишь субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на внешние предметы. Это наложение — необходимое условие для познания, потому что вне времени и пространства мы ничего познать не можем. Но из-за этого между вещами-в-себе и явлениями лежит непреодолимая пропасть (трансцензус): мы можем знать только явления и ничего не можем знать о вещах-в-себе. Эта позиция Канта называется дуалистической: вещи-в-себе существуют вне нас, но при этом они непознаваемы. Субъективный характер времени и пространства объясняется тем, что всем людям во всех поколениях присущи якобы одни и те же представления о них. Но наука XX в. опровергла кантовские аргументы: — объективные формы времени и пространства изменяются и зависят от движения и материи; — субъективные представления о времени и пространстве различны у людей разного возраста, образования и т. п. Но хотя идея Канта об априоризме и ошибочна, в ней есть рациональное зерно. Индивидуальные формы сознания человека унаследованы, почерпнуты из социального опыта, выработаны исторически всеми, но никем в отдельности. По отношению к индивидуальному опыту априорными могут быть не только формы чувственного познания, но и формы работы рассудка — категории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.167 (0.007 с.) |