Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет философии. Проблемы философии, ее роль в обществе. Миф, религия, искусство как формы мировоззрения.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос №1. Предмет философии. Проблемы философии, ее роль в обществе. Миф, религия, искусство как формы мировоззрения. Философия, как одно из высших проявлений человеческого духа, есть результат длительного развития человека, его мысли и сознания. В богословской трактовке миф - это первобытная религия истинного богопознания, прарелигия, претерпевающая искажения вследствие грехопадения человека. 1)нет разграничений на объект. и субъективное (природа очеловечена); 2)миф конкретен. В нём не содер-ся моменты отвлечённости. Миф-конкр. деят-ть чел-ка, его практика; 3)Миф ограничен пространством(горизонтом); 4)В мифе нет намека на научность мысли. Религиозно-мифологические боги – это персонифицированные человеческие качества, воздействующие на человека как естественные природные силы (Зевс - справедливость, Афина - мудрость, Афродита - любовь и т.д.). Значение религиозно-мифологического сознания для возникновения философии заключается, прежде всего, в том, что в его рамках поставлены и затронуты многие из вопросов, составившие впоследствии каркас предмета философских рассуждении (мир, человек, душа, тело, добро, мудрость, справедливость и т.п.). В ходе "торжества" разума миф преодолевался, вытеснялся, но в то же время сохранялся как элемент культуры, и философии. Хорошо об этом сказал Н. Бердяев: "Философия постоянно боролась против религиозных народных верований, против мифологических элементов в религии, против традиций. Сократ пал жертвой этой борьбы. Философия начинается с борьбы против мифа, но кончается она тем, что приходит к мифу как увенчанию философского познания. Так было у Платона, у которого познание через понятие переходит в познание через миф. Миф лежит и в основании немецкого идеализма, его можно открыть у Гегеля". Второй исток – науч. знание. «Победе» философского Логоса над мифом способствовало также развитие науки и научных форм познания. Для древнегреческой философии таковыми могли быть математические, астрономические, медицинские, агрономические сведения. У первых греческих мыслителей научное знание приобретает принципиально новый характер. Оно трансформируется в своеобразную "философию науки" («философия математики, числа и космоса» у Пифагора. Представление об идеальных конструкциях, сущностях, возникших на основе разума, есть уже философия. Древ. философия предстает не в качестве единого потока, а распадается на отдельные "ручьи", "ответвления". У каждого из известных философов своя философия, свои представления о мире, человеке, свой понятийный аппарат. И все это возникает в одних и тех же социально-экономических условиях, в одном культурном слое, при поклонении одним и тем же богам. От понятия "истока" следует отличать понятие "источник" философии. Первое означает исходное начало, первоисток философии в целом, каковым являются рассмотренные формы знания. Второе - то, что дает начало отдельному философскому направлению, школе, концепции. Источники философии являются предметом источниковедения как вспомогательной науки о методах изучения и использования различных философских и связанных с ними материалов (рукописи, архивные материалы, статьи, книги, письма и т.п.). Важн. условие формирование филос. учений – филос.школа – школа единомышленников, занятых решением одной проблемы. Изучение любой науки начинается с определения ее предмета. понятия “объект” и “предмет” считается тождественными. Слово “объект” в латинской транскрипции означает “предмет” (лат. objectum - предмет). Понятие объекта связано с понятием объективной реальности, существующей независимо от человека. Предмет - это вещь, явление или отдельная часть чего-то, обладающие свойствами и выступающими в отношения с другими вещами или явлениями. Объекты и предметы могут быть материальны (тела, вещи, явления и т.п.) или идеальны (понятия, мысли, идеи, образы, модели, дух, субстанция, абсолют и т.п.). Объекты философии разнообразны как разнообразна сама философия. Ими могут быть объективная и субъективная реальности, мир в целом или космос, субстанция или акдиденум, наука или религия, человек и его отношение к миру, язык, сознание, дух, Бог и т.п. Предмет философии это прежде всего те проблемы, которые решает та или иная философия, те вопросы, на которые она дает ответы, каковых в философии, можно сказать, необозримое множество. В общем предмет философии констатируется и создается субъектом, но не произвольно, а в зависимости от исследуемого философией объекта. В этом смысле предмет философии является выражением различных направлений философии, тяготеющих к познанию мира (философская онтология и космология), человека (философская антропология, персонализм, экзистенционализм) и общества (социальная философия). Нередко в качестве предельно обобщенного предмета философии называется отношение человека к миру с конкретизацией понятия мир: мир внешний (макрокосмос) и мир внутренний, человеческий (микрокосмос). При всем различии перечисленных философий в нем можно все-таки обнаружить некое единство. Связующим звеном названного единства можно считать выявление философской сущности явлений и процессов. Например, рассуждения и размышления о мире в целом как предмете философии следует очевидно начинать с определения понятий “мир в целом”, которое является одним из неопределенных и вызывающих иногда негативную реакцию вплоть его в качестве предмета философии. Шопенгауэр считал что предметом философии является не “мир в целом”, а проблема сущности мира, вопросы же феноменальности мира составляют круг интересов науки, естествознания. В тесной связи с представлениями о сущности мира находится идея бытия, выражающая, как показали уже древние греки единство, целостность и гармонию мира. Поэтому проблема бытия зачастую рассматривается в качестве исходности в предмете философии. Не менее древним предметом философии является проблема человека, включающая вопросы природы, души и тела, добра и зла, чести и бесчестия. Выявление социальной сущности человека т.е. непосредственной зависимости его от общественных структур привело к тому, что предметом философии стали проблемы общества. В качестве предмета философии можно назвать проблемы и вопросы связанные с изучением природы понимаемой в качестве проявления сущего (Вселенной, материи, бытия, духа и т.п.). Было бы неверно считать все проблемы и вопросы, составляющие предмет философии, как равнозначные. Есть среди них определяющие, определяемые и сопутствующие. К первым можно отнести проблемы человека, смысла и целей истории и человеческого существования, религиозно-нравственные вопросы. Ко вторым проблемы мира, знания, языка. К третьим проблемы натурфилософии. Но все они важны и существенны особенно в исторической среде, как важно философское многообразие и плюрализм философии, обеспечивающие работу философской мысли в области и сферы недоступные для других форм знания. Предмет философии в известной мере конкретно-историческое явление, он изменяется с изменением философской мысли, меняется представления о мире, человеке и обществе, а следовательно, проблемы и вопросы его (предмета) составляющие. Соотношение философии, религии и науки. Специфика философского знания. (вместе с предыдущим) Одной из главных социальных функций религии является формирование сознания единства человеческого рода, укрепление общечеловеческих норм и ценностей. Религия выступает как мощное средство социальной регламентации и регуляции, средство сохранения нравов, устоев, традиций и обычаев. Религия отражает огромный жизненный опыт человечества, отражает систему нравственно-духовных ценностей, норм жизни. С помощью торжественной праздничной обрядности культивируются чувства любви, сострадания, милосердия, долга, справедливости. Религиозное мировоззрение способствует развитию духовности людей. Отличия от философии: 1) опирается на веру; 2) философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. Родственность философии и религии в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание и поведение людей. Причины возрождения религии: 1) поворот к человеку. Во главу ставятся высшие человеческие ценности; 2) зависимость людей от различных болезней, катастроф и т.п. Религия дает некоторое облегчение человеку (исключительно эффективный ритуал); 3) эмоциональность религии. Наука суха. Религия отражает огромный реальный жизненный опыт человечества, хранит систему ценностей, норм жизни, нравственных идеалов. Философия и искусство Первоначально понятие «философия», по сути дела, означало совокупность теоретических знаний, приобретенных человечеством. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, формы теоретического освоения действительности дифференцировались, философия обрела новый облик, изменились ее метод и функции. Так, с появлением самостоятельных отраслей научного знания – математики, физики, биологии, химии и др. – философия утратила функцию быть единственной формой теоретического знания. Однако в новых условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического осмысления мира и человека. ФИЛОСОФИЯ – ЭТО ФОРМА ПОЗНАНИЯ НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ. А ТОЧНЕЕ, ВСЕОБЩИХ ОСНОВАНИЙ БЫТИЯ. Изложенное, несомненно, отдаляет философию от науки и сближает, роднит с искусством и художественным творчеством. Вопрос №3 Основные разделы и дисциплины философии (онтология, гносеология, аксиология, этика, эстетика, логика и т.д.). Ее главные функции. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях. КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания. ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее. Онтология (от греч. ón, род. падеж óntos - сущее и...логия), раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу О. выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиес я изменениям по мере развития познания. Гносеология, греч., теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания. Ценностей теория, аксиология, философское учение о природе ценностей (см. Ценность), их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности. Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: "Что есть благо?". Это - основной вопрос общей Ц. т. В античной и средневековой философии ценностные (этико-эстетические и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля и Б. Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к "фактам" реальности. В подходе к аксиологической проблеме можно выделить следующие типы Ц. т.: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.
Вопрос №4 Периодизация античной философии. Ранняя натурфилософия. Милетская и Элейская школы. Стихийная диалектика Гераклита. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции наблюдается бурный расцвет культуры и философии. За это время было создано новое, не-мифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным эле-ментом которой стало учение о космосе (космогония). Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небес-ный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своимразмерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает,течет и изменяется. Но из чего все возникает, течет и изменяется.И из чего все возникает, и к чему все возвращается? Одни греческие мыслители (натурфилософы) считали, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь; другие(пифагорейцы) видели эту основу в математических числах; третьи(элеаты) усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) считали такой основой чувственно не воспринимаемые частицы(атомы), различающиеся между собой размерами, положением и фигурой. Первый этап античной философии, называемый досократическим, охватывает период с VII до V вв. до н.э. (милетская школа, Гераклит Эфесский. Элейская школа, пифагорейский союз, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты - Левкипп и Демокрит). Четвертый этап (1 в. до н.э. V-VI вв. н.э.) связан с формированием римской философии как продолжения греческой философии, особенно в ее эллинистической версии (римский стоизм, эпикуреизм и скептицизм). В III и IV вв. н.э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм (Плотин, Ямвлих, Прокл), оказавший огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю религиозную философскую мысль. В древнегреческой философии достаточно четко выделяют два на-правления: материалистическое и идеалистическое, получившие образные названия "линии Демокрита" и "линии Платона" и выражающие во многом противоположные взгляды античных философов на устройство мира, сущность человека, истоки добра и зла и т.п. Уже на первом этапе античной философии зарождается, а на последующих этапах приобретает широкое развитие диалектика как учение о противоположностях, противоречиях и изменении (развитии) человеческого мира ("микрокосмоса") и природы ("макрокосмоса"). Следует подчеркнуть и такой момент античной философии, как универсальность ее мыслителей, выражающуюся в различных попытках решать научные (физичес-кие, математические, астрономические, биологические и т.п.) и философские проблемы. Поэтому, многие из философов того времени были одновременно естествоиспытателями, для которых занятие естествознанием зачастую было необходимо для обоснования тех или иных концепций о мире, природе и человеке. ГЕРАКЛИТ. Родом из Эфеса. (530 - 470 гг. до нэ). Аристократ, отстранившийся от власти. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь. Выбор огня в кач. первовещества обусловлен взглядами Г. на характер жизни природы. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. Причина вечного изменения - борьба противоположностей. ФАЛЕС (кон. 7 нач. 6 в до нэ). Милетская школа. Все произошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произош. из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движ. др. вещи - они имеют душу. Вода – божественна. АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещество (апейрон) из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. Бесконечное лежит в основе мира, подвержено трансформации. Апейрон – мыслимое начало, он материален, возможно телесен. АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддержив. вождухом.
Вопрос№5 Вопрос №6 Вопрос №7 Вопрос №8 Билет №9 Философия кинизма. Кинизм – (циники) (Антисфен, Диоген Синопский и др) стремились не сколько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и эксперементальной проверке на себе определ. образа жизни. Мыслить по-киничиски – только средство, цель жить по - кинически. Киники с вызовом именовали себя «гражданами мира» и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, социальные связи и культурные навыки – мнимость. Все виды духовной и физич. бедности предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отнош к предмету. Киники – источник стоицизма.
Билет №10 Стоицизм как философская школа (Зенон-стоик, Марк Аврелий, Сенека) Стоицизм. В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Стоики часто сравнивали философию с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп. Он превращает стоическую философию в обширную систему. Стоики характеризовали философию как "упражнение в мудрости". Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической философии. В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи. Стоики, в отличие от Аристотеля сущностью считали материальный принцип (хотя, так же как и он, признавали материю пассивным, а логос (бог) - активным принципом). Понятие бога в стоической философии можно охарактеризовать как пантеистическое.
Вопрос №11 Вопрос №12 Философия Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Основу христианского мировоззрения составили два важнейших принципа: идея творения и идея откровения;тесно связанные между собой они предполагают единого Бога.Идея творения лежит в основе средневековой онтологии,а идея откровения является фундаментом учения о познании.Согласно Священному Писани, Бог сотворил мир из ничего благодаря своему всемогуществу. В философии такое мировоззрение получило название креационизма.Отсюда,только Бог,как сверхприродное начало обладает подлинным бытием.Богу приписываются все атрибуты, присущие бытию в понимании античных философов. Согласно Августину Блаженному (354-430)("Исповедь","О граде божьем",и др.),Бог есть высшее бытие,высшая субстанция,высшая нематериальная форма,высшее благо.От Бога исходят все идеи и порядок в мире.Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле,а не по необходимости.Мир неоднороден,он представляет лестницу существ, восходящих к творцу мира.Особое место на этой лестнице занимает человек-малый мир("микрокосм"). Человек соединяет в себе природу материальных тел(растений и животных)и духовных сил(души).Душа нематериальна,бессмертна и свободна в своих решениях. Христианский Бог недоступен для познания,но открывает себя человеку.Это его откровение явлено в Священном писании,толкование которого и есть основной путь богопознания.Следовательно, откровение возможно только сверхъестественным путем в форме веры. Суть божественного предопределения,по А.Б.,состоит в том,что хотя человек действует сволдно,но все,что он делает,делает через него Бог.Своим предвечным решением Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни,других-для осуждения на вечные муки в аду.Божественное предопределение-источник двух противоположных царств:божьего и земного. Завершающий этап средневековой философии связан с именем Фомы Аквинского(1225-1274) Ф.А.согласовав учение Аристотеля с требованиями католической веры,достиг компромисса между верой и разумом,теологией и наукой. Высшее начало мира-бытие,бытие же -это христианский Бог,сотворивший мир,как о том повествует Ветхий Завет.А вслед за Арстотелем различал актуальное и потенциальное состояние мира.Первичная сущность(Бог)всецело актуальна и не допускает в себе ничего потенциального.В зависимости от степени актуальности он выделял 4 уровня бытийности вещей, выражающейся в свою очередь в том,каким образом форма,т.е.актуальное начало,реализуется в вещах. Четыре формы: -форма как внешняя определенность вещи; -форма как конечная причина; -форма как действующая причина; -форма как организующий принцип,существующая сама по себе,независимо от материи.Это дух,ум,разумная душа и тем самым высшее из сотворенных сущих.Причем разумная чел.душа не погибает со смертью тела. Компромисс между верой и разумом Ф.А.трактовал следующим образом,для спасения человеческого рода было необходимо,чтобы сверх философских дисциплин,которые основываются на челов.разуме,существовала некоторая наука,основанная на божественном откровении.Человек соотнесен с богом как с некоторой своей целью,между тем цель эта не поддается постижению разумом.Природа наук бывает двояка:естественно познаваемые;высшее-Священное учение есть то знание,которым обладает Бог. Ф.А.принадлежат 5 доказательств бытия Бога: Вопрос №12 Антропоцентризм философии эпохи Возрождения (Н.Кузанский, Пикоделла Мирандола). АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. В контексте религиозного мировоззрения - это совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творений Бога. По христианскому вероучению, Бог сотворил человека не вместе со всеми существами, а в специально для него выделенный, шестой, день. Христианские философы, в соответствии с Библией, подчеркивают особое положение человека в мире. Если все другие материальные системы и живые организмы - лишь просто творения, то человек -венец творения. Более того, он - существо, господствующее на земле. Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой: "Человек - образ и подобие Бога". Но "подобие" не означает копию. Ясно же, что человеку нельзя приписывать ни всемогущество, ни бесконечность, ни безначальность. Божественные качества человека, подсказывают христианские богословы, - это разум и воля. Свобода воли позволяет человеку выбирать добро и зло. Первые люди - Адам и Ева - сделали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и тем самым совершили грехопадение. Отныне природа человека оказалась испорченной, на нее постоянно воздействует грехопадение. Причем, своими силами человек не способен преодолеть своих греховных наклонностей. Ему постоянно необходима божественная помощь, действие божественной благодати (силы). Соотношение человеческой природы и благодати является центральной темой христианской антропологии. Крупнейший мыслитель эпохи Возрождения - Николай Кузанский (1401 - 1464) - ученый, философ, богослов, священник (с 1448 г, - кардинал римско-католической церкви) составил географическую карту, предложил реформу юлианского календаря, обосновал учение об исчислении бесконечно малых, предложил варианты решения задачи о квадратуре круга выдвинул идею о бесконечности Вселенной на основе диалектики максимума и минимума. В учении о бытии ориентировался на Платона и неоплатоников, но отрицал характерный для них дуализм бытия и небытия, "единого" и "иного". Единому 'ничто не противоположно. "Единое есть все". Единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть, это максимум. А в связи с тем, что он абсолютен, то воздействует в действительности на все возможное, не испытывает сам никакого ограничения, но ограничивает все. Это - максимум, который непоколебимая вера всех народов, почитает также как Бога. Бог, по Кузанскому, в отличие от христианского бога, не является надприродным существом. Бог есть свернутый мир. Вселенная есть развернутый бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в нем; он является развитием всего в том, что сам он во всем. Если бог, бытие которого вытекает из единства, не является абстракцией, извлеченной из вещи посредством разума, и, тем, более, не связан с вещами и не погружен в них, как может он выявляться через множество вещей. Тем самым Кузанский стоял у истоков нового мировоззрения, названного пантеизмом. Для доказательства бесконечности бытия (Бога) Кузанский оригинально использовал математическую аргументацию - совпадение максимума и минимума. При увеличении радиуса (минимума) окружности (максимума) до бесконечности последняя (окружность) превращается в бесконечную прямую. Тем самым радиус и окружность становятся тождественными, они совпадают (сливаются) как минимум и максимум. Своей идеей совпадения максимума и минимума Кузанский положил начало новоевропейской диалектики. Человека, по Кузанскому, следует представлять через единство света души и телесной тьмы. Человек есть бог, только не абсолютно, раз он человек: он человеческий бог. Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он - микрокосмос или человеческий мир. Мирандола. Бог создал чел-ка свободным и разрешил ему творить свой образ самост. Ограничения: мировой порядок. Ф-я – путь к естеств. счастью, т.е. познание своей природ, законов мира, путь к истине. Вера – сверхестеств. счастье, этика очищает от пороков. Ф-я соверш-ет разум, через теологию познается божеств. Законы мира постигаемы через разум. Высшие законы – через веру, но важно знать и магию. Вопрос №14 Утопическая тенденция в философии (Т.Мор и Т. Кампанелла) Томас Мор был одним из основоположников утопического социализма, общества, где ликвидирована частная собственность, где нет ни богатых, ни бедных, а вседолжностные лица, духовенство, глава государства - выбираются. Управление государством должно осуществляться посредством немногих законов, но так успешно, что и добродетель встречает надлежащую оценку, и, несмотря на равенство имущества, во всем проявляется всеобщее благоденствие: Отсюда основной задачей управления делами государства является равномерное и справедливое средство к сосуществованию между людьми, которое предполагает "совершенное уничтожение частной собственности, но если она останется, то у наибольшей части человечества останется горькое и неизбежное бремя скорбей". При господстве частной собственности, считал Томас Мор, все лучшее достается самым дуракам или удачливым, большинство же, решительно бедствует. Скрупулезная "обработка" законов и разумное управление довели грубый и дикий народ острова Утопия до такой степени культуры и образования, что теперь он почти превосходит в этом отношении прочих смертных. Все идеально на острове Утопия: и земледелие, и ремесло, и отдых, и занятия философией; все здесь заняты полезным делом. Томас Мор не смог преодолеть рабства и насилия в своем "идеальном" государстве, несмотря на "идеальное" управление. Другой представитель возрожденческого утопизма — упоминавшийся у нас выше среди итальянских натурфилософов Томмазо Кампанелла (1568—1639). Черты раннего утопического коммунизма выступают у Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В своем трактате 1602 г. под названием «Город Солнца» (59) Кампанелла выдвигает на первый план учение о труде, об отмене частной собственности и об общности жен и детей, т. е. о ликвидации семьи как первоначальной общественной ячейки. В идеальном Государстве Солнца Кампанеллы, как и у Платона, во главе стоят философы и мудрецы. Они — абсолютные правители решительно всего государства и общества вплоть до мельчайшей бытовой регламентации. Браки совершаются только в порядке государственных декретов, а дети после вскормления грудью немедленно отбираются у матери государством и воспитываются в особых учреждениях не только без всякого общения со своими родителями, но даже и без всякого знакомства с ними. Мужей и жен вовсе не существует как таковых. Они являются таковыми только в моменты декретированного сожительства. Они даже не должны знать друг друга, как не должны знать и своих собственных детей. В античности это ослабленное чувство личности вообще было явлением естественным, и у Платона лишь доводилось до своего предела. У Кампанеллы поражает смешение языческих, христианских, возрожденческих, научных, мифологических и целиком суеверных воззрений. Вопрос № 15 Наука становится занятием сообществ ученых,наука ради пользы,выгоды,на 1 место ставится опыт(эксперимент).Изменяется соотношение техники и научного знания.Синтез науки и техники,и техника оказывается очень важна для развития научного знания (телескоп,микроскоп,термометр,барометр) Цель научных знаний-служить опыту,знанию,НТР не была триумфальна,сохранят свое значение магия,астрономия,алхимия. Коперник-идея Солнца в центре Вселенной(основана на неоплатон.идеях),Парацельс-лечение солями металлов,приобретает научный смысл.Химия вырастает на идеях алхимиков. Помимо прикладного знания существует глубокое теорет.знание и это связано с развитием математики и ее углублением. Интересы реальной практической жизни ориентируют на действительное познание мира,в частности природы,ориентируют на познание,которое не было бы основано лишь на цитатах из Библии или на высушенном схоластикой Аристотеле,но которое опиралось бы на практический опыт. Для формирования науки Н.в.,в частности естествознания,характерна ориентация на познание реальности,опирающейся на чувство. Тенденция познания не единичных,изолированных фактов,но определенных систем,целостностей.Одновременно с этим перед ф.и учеными встает вопрос о сущности и характере самого познания,что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой ф. Стремелние к систематизации,количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления,не только ишущего причинно-следственного(связанного с законом)объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений,но и стремящегося к созданию целостного образа мира,опирающегося на новую науку и ее данные.С развитием чувственного,эмпирического познания мира развивается и точное,рациональное, математическое мышление.Как эмпирическое,так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого,формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные направления философского мышления Н.времени(Бэкон,Декарт). С XVII века формируется философия Нового времени. Ее основной особенностью является ориентация на науку, в то время, как средневековая философия ориентировалась на религию, а философия эпохи Возрождения – на искусство. Формируется научная картина мира, в основе которой лежат законы, открытые Галилеем, Кеплером и Ньютоном. От различных гипотетических домыслов в толковании различных явлений природы осуществляется переход к активному эксперименту, несущему объективное знание. В результате формируется целостная научная теория механики, активно использующая математику в качестве инструмента. Она объясняет природу исходя из нее самой, не прибегая к сверхъественным силам. Наиболее развитой таким образом, среди естественнонаучных дисциплин оказалась именно механика. Поэтому именно она повлияла на формирование механистической картины мира. Основными ее чертами являются следующие утверждения: природа материальна и состоит из материи, которая бесконечна. Всякое тело, состоящее из материи, обладает определенной протяженностью, непроницаемостью, формой, занимает определенное место в пространстве и обладает инертностью. Все изменения, связанные с телами сводятся к механическому перемещению их в пространстве (механическое движение). При этом считается, что законы механики являются всеобщими законами, а механическое движение – единственной основной формой движения. Однако многие тысячелетия знания человеческие облекались в иную форму, либо донаучную, либо вненаучную. Миф, магия, оккультная практика, герметические (замкнутые на мире субъективных переживаний), искусства, передача накопленного опыта внетеоретическим личным (т.н. "узуальным") образом, от мастера к подмастерью, от учителя к ученику, - все это века и века было достаточным для обеспечения условий человеческой жизни. Тот культурный и социально-экономический контекст, в котором наука уже сложилась и ответила на запрос
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.99.80 (0.018 с.) |