Сфера телесно-чувственных способностей сознания – ощущения, восприятие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сфера телесно-чувственных способностей сознания – ощущения, восприятие



Логико-понятийная сфера. Способность человека к созданию и апелированию понятиями, суждениями, умозаключениями. Способность к абстракции, отрыву от внешнего мира, проникновению в сущность предметов. У Канта – сфера рассудка и разума.

Эмоциональная сфера. Субъективная сфера внутренних психологических переживаний. Инстинкты, предчувствие, эмоции, аффекты, страх, гнев. Чувства несут индивидуальную наглядную образность. По Фрейду – сфера подлинного бессознательного.

4 .ценностно-мотивационная сфера. Интересует сознание как существенное проявление жизни. Истоки сознания в истоках жизни.

Трудовая теория антропосоциогинеза Энгельса.

Сознание носит социальный характер и возникает благодаря труду - общественному явлению. Человек считает себя человеком потому что он соотносит себя с другим человеком. Самосознание тоже результат связи между людьми. Триада – труд, язык, мышление. Животное производит по мере своего вида, человек по мере всех видов.

Физиолгопсихолгическая концепция. Сознание во всем со всеми своими истоками. Сознание совершенствуется и параллельно совершенствуются физиологические процессы.

Вопрос№32

Познание как философская проблема. Агностицизм и его разновидности.

Гносеология (теория познания).

Теория познания (или гносеология, философия познания) — это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" — знание и "logos" — понятие, учение, и означает "понятие о знании", "учение о знании". И хотя сам термин "теория познания" введен в философи. сравнительно недавно шотландским философом Дж. Феррером (в 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека. В ее компетенции вторая сторона основного вопроса философии, чаще всего выражаемая вопросом "Познаваем ли мир?". В гносеологии имеются многие другие вопросы, раскрытие которых связано с иными категориями и понятиями: "сознание", "истина", "практика" и "познание", "субъект" и "объект", "материальное" и "идеальное", "человек" и "компьютер", "чувственное", "рациональное", "интуиция", "вера" и т.п. Каждое из этих понятий, выражая духовные или материальные явления, автономно и связано с особой мировоззренческой проблемой. Однако в теории познания все они оказываются объединенными между собой посредством понятия "истина", с которым они так или иначе соотносятся.

Предметом гносеологии выступает, наряду с другими сторонами субъектно-объектных отношений, специфика научного знания, специфика обыденного, повседневного знания, специфика других видов познавательной деятельности человека. Но рассмотрение самих этих видов познания здесь не становится самоцелью. Иначе философская гносеология по крайней мере частично превратилась бы в специальнонаучное исследование и стала бы частью науковедсния или логики и методологии научного познания. Специфичность того или иного вида познания интересует гносеологию лишь с мировоззренческой стороны и в плане достижения и форм существования истины.

И. Кант сделал решающий шаг в самоопределении гносеологии как учения о научном познании. И. Кант подчеркнул неотрывность теории познания от проблемы человека, от философской антропологии и этики (связь теории познания в "Критике чистого разума" и этической проблематики в "Критике практического разума"). Философию, писал он, можно назвать наукой о высшей максиме применения нашего разума. Философия есть наука об отношении разума к его конечной цели, которой, как высшей, подчинены все другие цели и в рамках которой они должны образовать единство.

Несмотря на внутреннюю связь с проблемами человека и мира как такового гносеология остается все же относительно самостоятельной частью философского знания, его автономным разделом, специфической дисциплиной в рамках философии.

Философская же теория познания исследует во многом те же явления познавательной деятельности, но в другом ракурсе — в плане отношения познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины. Главной категорией в гносеологии является "истина". Ощущения, понятия, интуиция, сомнение и др. выступают для психологии в качестве форм психического, связанного с поведением, жизнедеятельностью индивида, а для гносеологии они — средства достижения истины, познавательные способности или формы существования знания, связанные с истиной.

Традиция Сократа с его афоризмом "Я знаю, что я ничего не знаю", смысл которого не в банальном утверждении невежества человека, а в стремлении движения к подлинному знанию, к пониманию того, что человек не ошибается лишь в своем незнании, во всем другом, в том числе познанном, его подстерегают ошибки и заблуждения.

Поэтому человек обречен стоять на грани познанного и непознанного, причем сфера последнего неуклонно расширяется, возможно в геометрической прогрессии по отношению к познанному. В результате возник так называемый агностицизм как философское учение якобы, отрицающее возможность познания мира (Юм, Беркли, Кант и др.)., а на самом деле может быть слишком резко подчеркнувшее трудности и наличие "границ" познания, в противоположность весьма сомнительному мнению тех философских доктрин, которые уверовали в безграничные возможности науки и знания.Философия Нового времени открыла целый ряд проблем в теории познания. Так, по Бэкону, знание питается двумя источниками - божественным вдохновением и чувственным восприятием. Что же касается того знания, которое является результатом обучения, то оно не первоначально, а основывается на ранее полученном знании, подобно тому, как это происходит с водными потоками, которые питаются не только из самих источников, но и принимают в себя воды других ручейков.

Однако прославился Бэкон постановкой проблемы истины и заблуждения в знании, не говоря, конечно, о разработке опытного знания и его методе. Идолами назвал Бэкон человеческие слабости, ложные понятия и представления, приводящие знание к заблуждениям и ошибкам. Бэкон выделил и определил четыре вида таких идолов, назвав их идолами рода, идолами пещеры, идолами плошали и идолами театра.

Идолы рода, учил Бэкон, находят основание в самой природе чело-река, в племени или самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Идолы площади - суть заблуждения, исходящие из способности людей к общению друг с другом при помощи слов. Идолы театра - это идолы, вселившиеся в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств.

Декарт внес существенный вклад в теорию познания, выразив впервые сам процесс познания через отношение субъекта и объекта. Для познания вещей, подчеркивал Декарт, нужно учитывать два условия, а именно, нас, познающих, и сами подлежащие познанию вещи. Причем человек обладает только четырьмя способностями познания: разумом, воображением, чувством и памятью. Из них только разум способен к постижению истины, прибегая, однако, к помощи воображения, чувств и памяти с тем, чтобы не оставить без внимания что-либо находящееся в распоряжении субъекта.

Затем Декарт выделил две самые верные, по его мнению, формы познания - интуицию и дедукцию. Все другие считал подозрительными и ведущими к заблуждениям; их нужно отвергнуть. Под интуицией Декарт подразумевал понимание (conceptum) ясного и внимательного ума настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно

 

Скептицизм (от греч. skeptomai – сомневаюсь) признает существование вещей вне человека, вне его сознания. Но человеческие чувства могут давать разные показания о вещах. Поэтому скептики подвергают сомнению возможность познания, т.е. достижения адекватного знания. Скептицизм возник в глубокой древности. Его наиболее крупные представители: Пиррон (IV-III вв. до н.э.) древне-греческий философ из Элиды, основатель скептической школы, его ученик Тимон (IV–III до н.э.), Секст Эмпирик (2-я пол. II в. – нач. III вв. до н.э.) и другие. Они считали, что органы чувств могут давать нам разные показания, об одних и тех же явлениях и процессах (например, в зависимости от состояния нашего организма) и что всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему. Поэтому скептики предлагали воздерживаться от каких-либо суждений для достижения душевного спокойствия и тем самым счастья, которое и есть цель философии.

 

В Новое время скептицизм развился в агностицизм (от греч. а - не; gnosis – знание). Принято говорить о двух формах (разновидностях) агностицизма: юмовского и кантовского.

 

Д. Юм (английский философ, психолог, историк) утверждал, что наши ощущения, восприятия имеют неизвестную природу. На вопрос о том, чем они вызываются, можно дать, считает Д. Юм, разные ответы, которые в равной степени могут быть обоснованы. Так, с позиций материализма источник наших ощущений – тела, вещи, объекты материального мира. С позиций идеализма – мировой дух или сознание субъекта. Как можно проверить истинность этих утверждений? Для этого надо стать вне своих ощущений и посмотреть на себя как бы со стороны. Но этого ни один человек сделать не может, так как это равносильно тому, чтобы, стоя у окна, увидеть себя идущим по улице. Следовательно, не надо и ставить вопроса об источнике ощущений. Надо лишь довольствоваться самими ощущениями и восприятиями. Современный позитивизм в той или иной степени продолжает эту же линию Д. Юма. Так, Бертран Рассел (1872-1970 гг., англ. математик, логик, социолог и философ) почти дословно повторяет Д. Юма: «Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, которые они производят во мне».1

 

И. Кант, родоначальник немецкой классической философии, утверждал, что вещи, тела, объекты существуют независимо от сознания человека, т.е. объективно. Но человек не способен постичь сущность этих вещей. Они остаются «вещами в себе» и никогда не смогут стать «вещами для нас», т.е. раскрыться нам. Человек может познать лишь мир «явлений», т.е. ощущений, которые эти вещи в нас производят, а не мир сущностей. Ощущения, восприятия не адекватны вещам и человеческое сознание не может совершить «трансцензус» (переход) из одной области в другую, т.е. от мира явлений к миру сущностей, из области посюстороннего в область потустороннего. Такой «трансцензус» возможен только для веры. Агностицизм вызывал критику уже современников. Например, Гегель высмеивал И. Канта за его агностицизм. Но, будучи представителем объективного идеализма, Гегель не мог дать достаточно обоснованной и последовательной критики агностицизма.

Основные компоненты познания: субъект, объект, познавательный образ (знание).

Познание – это взаимодействие субъекта и объекта, дающее в результате некое знание (познавательный образ). Но это знание возникает не сразу. Оно образуется в процессе взаимодействия субъекта познания с объектом, при активной роли самого субъекта. Субъект познания это тот, кто познает (активно-деятельное, творческое начало). Субъектом познания может быть отдельный человек в его общественной сущности, социальная группа, общество в целом. Объект познания – это то, что познается. Это сфера приложения активности субъекта. В качестве объектов познания могут выступать предметы природы или социальные явления, выделенные человеком и включенные в сферу его познавательной деятельности. Субъект и объект – это функциональные категории (не имеющие строго фиксированной закрепленности), которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если он активно воздействует на окружающих – субъект, а, если на него воздействуют другие, то он превращается в объект.

Основным принципом теории познания диалектического материализма является принцип активного отражения. Отражение – это деятельность мозга человека, взаимодействующего с внешним миром, отвечающего на его воздействия. Суть отражения в том, что ощущаются, воспринимаются, мыслятся не сами по себе ощущения, восприятия, представления, а предметы, их свойства, связи, отношения, существующие вне и независимо от сознания субъекта. Тезис: «знание отражает объект» означает, что субъект познания создает такие формы мыслительной деятельности, которые, в конечном счете, определяются природой, свойствами, закономерностями самого объекта (а не свойствами сознания познающего субъекта). Следовательно, содержание знания объективно. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме, т.е. несут в себе определенные характеристики субъекта.

Вопрос №33

Проблема истины. Объективная и субъективная, абсолютная и относительная. Истина и заблуждение.

Обычно истиной называют адекватную информацию об объекте, характеризуемую с точки зрения ее достоверности. Истина существует не как объективная, а как субъективная реальность. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Знание есть отражение в сознании человека. Таким образом истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, независимо от сознания. Но процесс познания очень трудный путь. Немногие из людей достигают истины избежав заблуждений. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения не являются случайностями, они естественный результат стремления узнать больше, чем достижимо на данном уровне сознания. Другая существенная проблема на пути к истине - ложь, умышленное искажение действительности для достижения отвлеченных целей.

Обыденное сознание принимает истину как достигнутый и зафиксированный результат познания. Но истина стремясь к объективной реальности претерпевает изменения. Истина относительна, потому что отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, которые постоянно изменяются. Относительная истина- есть ограничено верное знание. Существует также понятие абсолютной истины при наличии достоверных фактов. Абсолютная истина не опровергается последующим развитием науки, а постоянно подтверждается. Наука стремясь приблизится к познанию абсолютной истины в своем кусочке мира не достигает ее, так как сам этот кусок относителен. Но в любом знании всегда есть небольшая доля достоверности. Для науки абсолютная истина будет достигнута когда больше не чего будет познавать.

Реально любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины предполагает увеличение ее абсолютной части. Конкретность истины подразумевает знание реальных связей и существенных свойств объекта. Истина может стать заблуждением если не учитывать конкретные условия, место и время. Основанием отличенния истины от заблуждений служат различные критерии. Например истиной не считают двусмысленные выражения. Прагматизм определяет значение истины ее практической полезностью.

Мудрые люди заметили, что пока человек стремится вперед и вперед избегнуть заблуждений и ошибок просто невозможно. Поэтому многие из них рекомендуют прагматический подход к развитию познания, заключающийся в следующем. Поскольку движение неизбежно (если не вперед, то назад), а по ходу возникают различные ситуации, то от правильного принятия решения в каждой конкретной ситуации зависит направление движения (вперед или на зад). Мудрецы вырабатывали множество рекомендаций по разрешению ситуаций, следуя которым можно принимая правильное решение двигаться в перед шаг за шагом. Таким образом избегают множества заблуждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.014 с.)