Рационализм нового времени. Р. Декарт. Его учение о методе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рационализм нового времени. Р. Декарт. Его учение о методе.



17в.характеризуется дальнейшим разложением феодального общества и насалом буржуазных революций(Нидерланды,Англия),сыгравших важну роль в развитии капиталистических отношений в протестанских странах.Ранние буржуазные общества были связаны с переходом от ремесленничества к мануфактуре,способствовавшей быстрому развитию промышленной техники и экономики.Это,с одной стороны,обусловливало рационализацию производства и повышенный интерес к экспериментально-математическому естествознанию,а с другой вдохновляло на разработку опытного,эмпирического знания,приносящего,по мысли его сторонников,непосредственную пользу производству.

Наука становится занятием сообществ ученых,наука ради пользы,выгоды,на 1 место ставится опыт(эксперимент).Изменяется соотношение техники и научного знания.Синтез науки и техники,и техника оказывается очень важна для развития научного знания (телескоп,микроскоп,термометр,барометр) Цель научных знаний-служить опыту,знанию,НТР не была триумфальна,сохранят свое значение магия,астрономия,алхимия.

Коперник-идея Солнца в центре Вселенной(основана на неоплатон.идеях),Парацельс-лечение солями металлов,приобретает научный смысл.Химия вырастает на идеях алхимиков.

Помимо прикладного знания существует глубокое теорет.знание и это связано с развитием математики и ее углублением.

Интересы реальной практической жизни ориентируют на действительное познание мира,в частности природы,ориентируют на познание,которое не было бы основано лишь на цитатах из Библии или на высушенном схоластикой Аристотеле,но которое опиралось бы на практический опыт.

Для формирования науки Н.в.,в частности естествознания,характерна ориентация на познание реальности,опирающейся на чувство. Тенденция познания не единичных,изолированных фактов,но определенных систем,целостностей.Одновременно с этим перед ф.и учеными встает вопрос о сущности и характере самого познания,что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой ф.

Стремелние к систематизации,количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления,не только ишущего причинно-следственного(связанного с законом)объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений,но и стремящегося к созданию целостного образа мира,опирающегося на новую науку и ее данные.С развитием чувственного,эмпирического познания мира развивается и точное,рациональное, математическое мышление.Как эмпирическое,так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого,формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные направления философского мышления Н.времени(Бэкон,Декарт).

С XVII века формируется философия Нового времени. Ее основной особенностью является ориентация на науку, в то время, как средневековая философия ориентировалась на религию, а философия эпохи Возрождения – на искусство. Формируется научная картина мира, в основе которой лежат законы, открытые Галилеем, Кеплером и Ньютоном. От различных гипотетических домыслов в толковании различных явлений природы осуществляется переход к активному эксперименту, несущему объективное знание. В результате формируется целостная научная теория механики, активно использующая математику в качестве инструмента. Она объясняет природу исходя из нее самой, не прибегая к сверхъественным силам. Наиболее развитой таким образом, среди естественнонаучных дисциплин оказалась именно механика. Поэтому именно она повлияла на формирование механистической картины мира. Основными ее чертами являются следующие утверждения: природа материальна и состоит из материи, которая бесконечна. Всякое тело, состоящее из материи, обладает определенной протяженностью, непроницаемостью, формой, занимает определенное место в пространстве и обладает инертностью. Все изменения, связанные с телами сводятся к механическому перемещению их в пространстве (механическое движение). При этом считается, что законы механики являются всеобщими законами, а механическое движение – единственной основной формой движения.

Однако многие тысячелетия знания человеческие облекались в иную форму, либо донаучную, либо вненаучную. Миф, магия, оккуль­тная практика, герметические (замкнутые на мире субъективных пе­реживаний), искусства, передача накопленного опыта внетеоретическим личным (т.н. "узуальным") образом, от мастера к подмастерью, от учителя к ученику, - все это века и века было достаточным для обеспечения условий человеческой жизни. Тот культурный и социально-экономический контекст, в котором наука уже сложилась и ответила на запросы эпохи, возник в Европе лишь в позднее средневековье и начале Нового времени.

Для философии эпохи Научной революции характерны несколько особенностей: редукционизм – то есть стремление рассматривать сложные явления полностью по аналогии с простыми, сводить их к простым без остатка; метафизичность – то есть явления рассматривались изолированно друг от друга, вне общего развития. Противоречия, как источник развития либо отрицались вообще, либо абсолютизировались, то есть выделялась лишь одна сторона противоречия; и неполный разрыв с теологией – например, несмотря на то, что движение планет объяснялось исходя из закона всемирного тяготения, создание Солнца и планет относилось к Богу и источником, первопричиной их движения также мыслился Бог.

Декарт начинает свои фил. построения с критики в форме универсального сомнения - в истинности и в реальном существовании мира, с целью основания новой рациональной культуры, отменив прежний тип сознания. Его усилиями была создана наука нового времени. В основе его фил. лежит принцип очевидности, связанный с антитрадиционализмом. Истинное знание д/б получено для того, чтобы руководствоваться им в практической жизни. Чел-к должен контролировать историю во всех ее формах от строительства городов до науки. Новая наука должна создаваться по единому плану, с помощью единого метода. Этот метод он и создает. Создал единый научный метод - универсальная математика, с помощью к-го рассчитывает построить систему науки, способной обеспечить господство ч-ка над природой. Господство над природой - конечная цель научного познания (согласен с Бэкеном). Ф.Бэкон считал основным вопросом философии вопрос о методе познания окружающего мира с цепью овладения стихийными силами природы. Свою позицию он изложил в труде "Великое восстановление наук". Цепь всякой науки, - считал Ф. Бэкон - непосредственно или опосредованно приумножать мощь человека и его влияние на природу. Он порицал тех исследователей, которые не усматривали конечных целей науки. Ведь одни люди стремятся к знанию в силу врожденного и беспредельного любопытства, другие - рада удовольствия, третьи - чтобы приобрести авторитет, четвертые - чтобы одержать верх в состязании и споре, большинство - ради материальной выгоды и лишь немногие - для того, чтобы данный от Бога разум направить на пользу человеческому роду. Сама наука, по Бэкону, должна быть не "гетерой", служащей для удовольствия, и не служанкой корысти, но супругой для рождения потомства. Бесспорной заслугой Ф. Бэкона в его учении о методе является понимание того, что научное знание, имеющее посылки из опыта, тем не менее, проистекает не просто из непосредственных чувственных данных, но из целенаправленно организованного эксперимента.

Метод должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность или острый ум; удача, счастливое стечение обстоятельств. М-д позволяет науке ориентироваться не на отдельные открытия, а идти сплошным фронтом. Научное знание-создание всеобщей понятийной сетки, в к-й не составляет труда заполнить отдельные ячейки - обнаружить отдельные истины. Процесс познания превращ. в поточную линию, где главное непрерывность - важнейший принцип метода Д. Математика должна стать главным ср-м познания природы, понятие к-й он преобразовал, оставив св-ва, составляющие предмет математ.: протяжение (величину), фигуру и движение.

 

Вопрос №16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.007 с.)