Проблема понимания в философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема понимания в философии.



Герменевтика - "философия понимания".

Герменевтика - одно из самых последних по времени возникновения течение в философии. Имеет долгую предисторию. Г. происходит от имени бога Гермеса - в др. гр. мифологии посланник богов и толкователь их воли. Г. с самого начала связана с идеями интерпретации и понимания. Основная проблема философии - проблема языка, отвергают объективное научное познание, безгранично доверяют косвенным свидетельствам сознания, воплощенным в речи, прежде всего письменной. Самостоятельность Г. обрела в работах нем. фил. Ф. Шлеймахера, В. Дильтея, согласно к-м для понимания исторических текстов и любых памятников прошлого надо войти в ту культурно - историческую атмосферу, в к-й творил их создатель, и постараться как можно точнее воспроизвести ее в переживания и вообще в сознании исследователя. Центральным для Дильтея было понятие о живом духе, развивающемся в исторических формах. Он отверг познание закономерностей исторических процессов; фил-я не может быть познанием сверхчувственных сущностей, она м/б наукой наук - учением о науке. Мир наук расчленяется на науки о природе и о духе; предмет последних - общественная действительность. Фил-я должна начинать с анализа сознания. Основа всех наук о духе - психология, но не объяснительная, опирающаяся на причинность, а описательная. Герменевтика - связующее звено между фил. и историческими науками.

 

Вопрос №2.

Соотношение философии, религии и науки. Специфика философского знания.

(вместе с предыдущим)

Понятие истины в философии, религии, науке.

Ответ на вопрос о том, что такое истина определяет как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. Обычно истиной называют адекватную информацию об объекте, характеризуемую с точки зрения ее достоверности. Истина существует не как объективная, а как субъективная реальность. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Знание есть отражение в сознании человека. Таким образом истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, независимо от сознания. Но процесс познания очень трудный путь. Немногие из людей достигают истины избежав заблуждений. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения не являются случайностями, они естественный результат стремления узнать больше, чем достижимо на данном уровне сознания. Другая существенная проблема на пути к истине - ложь, умышленное искажение действительности для достижения отвлеченных целей.

Обыденное сознание принимает истину как достигнутый и зафиксированный результат познания. Но истина стремясь к объективной реальности претерпевает изменения. Истина относительна, потому что отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, которые постоянно изменяются. Относительная истина- есть ограничено верное знание. Существует также понятие абсолютной истины при наличии достоверных фактов. Абсолютная истина не опровергается последующим развитием науки, а постоянно подтверждается. Наука стремясь приблизится к познанию абсолютной истины в своем кусочке мира не достигает ее, так как сам этот кусок относителен. Но в любом знании всегда есть небольшая доля достоверности. Для науки абсолютная истина будет достигнута когда больше не чего будет познавать.

Реально любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины предполагает увеличение ее абсолютной части. Конкретность истины подразумевает знание реальных связей и существенных свойств объекта. Истина может стать заблуждением если не учитывать конкретные условия, место и время. Основанием отличенния истины от заблуждений служат различные критерии. Например истиной не считают двусмысленные выражения. Прагматизм определяет значение истины ее практической полезностью.

Мудрые люди заметили, что пока человек стремится вперед и вперед избегнуть заблуждений и ошибок просто невозможно. Поэтому многие из них рекомендуют прагматический подход к развитию познания, заключающийся в следующем. Поскольку движение неизбежно (если не вперед, то назад), а по ходу возникают различные ситуации, то от правильного принятия решения в каждой конкретной ситуации зависит направление движения (вперед или на зад). Мудрецы вырабатывали множество рекомендаций по разрешению ситуаций, следуя которым можно принимая правильное решение двигаться в перед шаг за шагом. Таким образом избегают множества заблуждений.

Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на естественный, воспринимаемый органами чувств и сверхъестественный. Вообще, создание искусственного «мира» – характерная черта любого духовного освоения действительности. Однако отличие религии – специфичность этого второго, потустороннего мира. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в жизни людей и мироздании. Вера – способ существования религиозного сознания. Внешней формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов.

Общественно-историческая природа религии заключается в том, что религиозные представления невозможно вывести из чувств отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества. Природа религиозного мировоззрения сложна. Часто у нас ее оценки крайне упрощались и огрублялись. Религия рассматривалась просто как система «невежественных» представлений о мире и человеке. В самом общем виде идейное содержание религиозных учений можно представить следующим образом. Непонятные, таинственные силы природы, несущие в себе черты случайности, катастрофичности находят отражение в фантастических «потусторонних» силах, непомерно превосходящих силы человеческие. Они рассматриваются как «высшие силы». В них сплетались представления о добре и зле. Постепенно формируется понятие Бога – высшего существа, достойного поклонения. Он мыслится как творец, владыка и одновременно как спаситель. Эгоистические желания умилостивить богов сменяются со стремлением следовать высокому идеалу. На высших ступенях религиозного сознания развиваются этические представления, идеалы, нормы.

Одной из главных социальных функций религии является формирование сознания единства человеческого рода, укрепление общечеловеческих норм и ценностей. Религия выступает как мощное средство социальной регламентации и регуляции, средство сохранения нравов, устоев, традиций и обычаев.

Религия отражает огромный жизненный опыт человечества, отражает систему нравственно-духовных ценностей, норм жизни. С помощью торжественной праздничной обрядности культивируются чувства любви, сострадания, милосердия, долга, справедливости. Религиозное мировоззрение способствует развитию духовности людей.

Отличия от философии: 1) опирается на веру; 2) философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. Родственность философии и религии в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание и поведение людей. Причины возрождения религии: 1) поворот к человеку. Во главу ставятся высшие человеческие ценности; 2) зависимость людей от различных болезней, катастроф и т.п. Религия дает некоторое облегчение человеку (исключительно эффективный ритуал); 3) эмоциональность религии. Наука суха. Религия отражает огромный реальный жизненный опыт человечества, хранит систему ценностей, норм жизни, нравственных идеалов.

Философия и искусство

Первоначально понятие «философия», по сути дела, означа­ло совокупность теоретических знаний, приобретенных человече­ством. Но по мере того, как накапливался эмпирический матери­ал и совершенствовались методы научного исследования, формы теоретического освоения действительности дифференцировались, философия обрела новый облик, изменились ее метод и функции. Так, с появлением самостоятельных отраслей научного знания – математики, физики, биологии, химии и др. – философия утрати­ла функцию быть единственной формой теоретического знания. Од­нако в новых условиях более четко обнаружилась специфика фи­лософии как формы универсального теоретического осмысления мира и человека. ФИЛОСОФИЯ – ЭТО ФОРМА ПОЗНАНИЯ НАИБОЛЕЕ ОБ­ЩИХ. А ТОЧНЕЕ, ВСЕОБЩИХ ОСНОВАНИЙ БЫТИЯ.

Изложенное, несомненно, отдаляет философию от науки и сближает, роднит с искусством и художественным творчеством.

Вопрос №3

Основные разделы и дисциплины философии (онтология, гносеология, аксиология, этика, эстетика, логика и т.д.). Ее главные функции.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека созна­тельным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.

КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее об­щие идеи и представления о мироздании, моральные, художествен­ные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполня­ет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуж­дения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит гене­ратором принципиально новых идей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существо­вания и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области зна­ния.

ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых свя­зей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

Онтология (от греч. ón, род. падеж óntos - сущее и...логия), раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу О. выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиес я изменениям по мере развития познания.

Гносеология, греч., теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания.
Теория познания, гносеология, эпистемология, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, Т. п. как философская дисциплина анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определённому познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Два основных направления в Т. п. - материализм и идеализм.

Ценностей теория, аксиология, философское учение о природе ценностей (см. Ценность), их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности.

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: "Что есть благо?". Это - основной вопрос общей Ц. т. В античной и средневековой философии ценностные (этико-эстетические и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля и Б. Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии - показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к "фактам" реальности. В подходе к аксиологической проблеме можно выделить следующие типы Ц. т.: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

 

Вопрос №4

Периодизация античной философии. Ранняя натурфилософия. Милетская и Элейская школы. Стихийная диалектика Гераклита.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции наблюдается бурный расцвет культуры и философии. За это время было создано новое, не-мифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным эле-ментом которой стало учение о космосе (космогония). Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небес-ный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своимразмерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает,течет и изменяется. Но из чего все возникает, течет и изменяется.И из чего все возникает, и к чему все возвращается? Одни греческие мыслители (натурфилософы) считали, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь; другие(пифагорейцы) видели эту основу в математических числах; третьи(элеаты) усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) считали такой основой чувственно не воспринимаемые частицы(атомы), различающиеся между собой размерами, положением и фигурой.

Первый этап античной философии, называемый досократическим, охватывает период с VII до V вв. до н.э. (милетская школа, Гераклит Эфесский. Элейская школа, пифагорейский союз, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты - Левкипп и Демокрит).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.91.51.101 (0.012 с.)