Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единственно истинная религия содержит в себе лишь нравственные законы, устанавливаемые практическим разумом, и ничего более.

Поиск

Этика

Об абсолютной морали и доброй воле

Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (другой перевод: «Основы метафизики нравственности»), 1785 год, Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. В отличие от законов природы, «по которым все происходит», в нравственности речь идет о законах, «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, опирается на добрую волю.

Добрая воля — чистая (безусловная) воля. Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.

Категорический императив

Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки хороши для достижения определенных целей (таковы, например, советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

Категорический императив предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной цели (например, требование честности):

"поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом";

"поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству";

"принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы": следует "совершать все, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы".

 

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.

Этическое учение Канта развито в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить так, как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы -- об этом уже говорилось -- могут быть двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны (целесообразны). Существуют следующие (несколько упрощённые по сравнению с кантовскими) формулировки категорического императива:

«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;

«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда — только как к средству».

Долг

Человек, стремящийся к добродетели, обладает волей, побуждающей его к совершению добрых дел. Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как должно (следует) поступать, — то есть о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение как чувство, свойственное человеку, целиком зависит от разума. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг. Долг выражает нравственные соображения, пусть даже порой и противоречащие эмпирическим интересам индивида.

Мнимая мораль — та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

Нравственное достоинство "приписывается [Кантом] лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести"[7].

Нравственное учение и проблема религии

Свои ранние взгляды по данному вопросу Кант изложил в работе докритического периода «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» (1763 год). Бог — «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще истинно нравственным.

В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни есть высшее благо.

Эстетика

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

 

Вопрос №20

Философия Гегеля

Гегель (1770-1834) не признал учение Шеллинга об интеллектуальной интуиции как высшей форме философского постижения, доказывал, что происхождение многого из единого м/б предметом рационального познания, инструментом к-го явл. логическое мышление, основной формой - понятие. Это рациональное познание особого рода: в основе лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором явл. противоречие. Отверг закон Аристотеля непротиворечия. Требует переосмыслить природу понятия. В понятии до сих пор видели некоторое субъетивное образование, тогда как в действительности абсолютное понятие - абсолютное тождество субъета и объекта - тождество, к-е по Фихте, явл. никогда не осуществимым, хотя и всегда желанным идеалом. Он отождествляет чистое понятие с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, к-е существуют в человеческой голове. Понятие тождество противоположностей, саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика совпадает с диалектикой, к-я мыслится как теория развития, в основе к-й лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития чистого понятия составляет общий з-н развития природы и чел-го мышления. Сферы природы и духа (свободы) рассматривает как разные стадии развития одного начала - субстанции - субъекта. Всякое развитие протекает по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис), отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе примиряются тезис и антитезис, из которых возникает новое состояние. Его снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в высшем гармонизирующем единстве. Каждое понятие, явление в природе, обществе, духовной жизни проходит цикл: утверждение, отрицание, отрицание отрицания, или нового утверждения достигнув к-го весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. В основе его диалектики лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, значит имеет логическую, духовную природу. Диалектика понятий определяет диалектику вещей-процессов в природе и обществе. Диал. вещей - отраженная форма подлинной диалектики, присущей только жизни понятий, т. е. жизни Логоса, как он существует сам по себе, как бы в мышлении бога. Бог мыслится пантеически - не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе - через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление. Это развертывание тоже подчинено необходимости. У Г. это необходимость телеологического св-ва, т. к. весь вселенский диалектич. процесс подчинен достижению точки зрения абсолютного духа, в к-й сняты и разрешены все противоречия и противоположности.

Гегель - высшим достижение немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля. На объективной идеалистической основе он развивал учение о законах и категориях диалектики, впервые систематизировал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления. Исходным положением фил. Г. явл. тождество бытия и мышления - понимание реального мира как проявления идеи, понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество рассматривал как историч. процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.

Философская система Гегеля базируется на понятии "мирового духа" (Абсолюта). Это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель - самопознание. В своем развитии абсолютная идея проходит 3 этапа:

1) развитие идеи в ее собственном лоне (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий);

2)развитие идеи в форме "инобытия" - в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории, составляющие ее сущность);

3)развитие идеи в мышлении и истории (в духе) - развитие идей в мышлении и истории человечества; на последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания. Его собственной системой завершается процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее самопознание. $ Его фил. проникнута глубоким противоречием: метод направлен на бесконечность познания. Т. к объективной основой его явл. абсолютный дух, а цель-самопознание абс. духа, то познание ограниченно.

Т. е. система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней - самопознанием, реализацией к-го явл. сама фил. Г. Противоречие между методом и системой - противоречие между конечным и бесконечным. Это противоречие не диалектично, т. к. не явл. источником дальнейшего развития. $ Абсолют - не как не дифференцированное единство, а продуманная система духовных констант - категорий. Они безличны, внечувственны, всегда первичны. Он формулирует принцип перехода от одной категории к другой. Триада: тезис - антитезис - синтез, у Гегеля звучит как: бытие - ничто - становление. Становление воплощает само понятие качества, когда сама мысль выходит за пределы "ничто". Процесс образования бесконечен, и Гегель называл эту бесконечность "дурной".

 

Вопрос №21



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.38 (0.014 с.)