Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет философии. Место и роль философии в культуре↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет философии. Место и роль философии в культуре Термин «Философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (филео — «любить», софия — «мудрость»). Возникновение философии в VI веке до н.э. означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудрости. Мудрость— это познание самого существенного в мире и поэтому самого важного для человеческой жизни. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию, к поиску истины, к правильному, гармоничному образу жизни. Философия выступала как «наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины» (Аристотель). Философия — это наука наук, так как другие науки изучают только какую-то часть, сторону мира и не исследуют общую природу сущего. Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс). В настоящее время философия представляет собой науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения. На многие смысложизненные вопросы ответ дает именно философия: что представляет собой окружающий мир; каковы место и роль в нем человека; в чем заключается смысл и цель жизни; существуют ли не зависящие от человека законы развития природы и общества; каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением; что нас ожидает в будущем? Эти и подобные им вопросы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом, и составляют главное содержание философии. Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии); • гносеология (учение о познании); • человек; • общество. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения (мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем): ■ мифология; ■ религия; ■ философия. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Чертами мифа являются: ■ очеловечивание природы; ■ наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; ■ отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); ■ практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.). Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф: • происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; • объяснение природных явлений; • поступки, судьба человека; • нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются: ■ христианство; ■ ислам; ■ буддизм. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании (а не на вере либо вымысле); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. Можно выделить следующие особенности философского знания: • имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); • носит предельно общий, теоретический характер; • содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; • во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; • является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи. Функции философии Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: • мировоззренческую, • методологическую, • мыслительно-теоретическую, • гносеологическую, • критическую, • аксиологическую, • социальную, • воспитательно-гуманитарную, • прогностическую функции философии. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить, предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии, имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности Роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого ахю$ - «ценный») заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его.структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы прививать гуманистические ценности, идеалы человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Методы философии Основными классическими методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: ■ диалектика; ■метафизика. Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: • обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); • статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); • однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).разновидности метафизики: · догматизм; · эклектика; · софистика; · релятивизм. Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии. Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной достоверности. Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные суждений нового суждения, логически правильного, но ложного по смыслу. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства. Направлениями в философии являются: ■ материализм; ■ идеализм; ■ эмпиризм; ■ рационализм. Материализм – направление в философии, при котором действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — как свойство, проявление материи. Идеализм — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощения. Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»). Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений. Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума. Категория бытия в философии Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Содержание философской категории «бытие»: ■ окружающий мир, предметы, явления реально существуют; ■ окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; ■ природа, общество, человек, мысли, идеи существуют, но различаются по способам и формам своего существования. Они образуют целостное единство бесконечного мира, то есть они сосуществуют; ■ материя и сознание (дух) — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют: и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции — самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Таким образом, бытие — это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию — действительность (реальность). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем. Объективная реальность — объективное существование какого- либо предмета, явлений независимо от сознания человека. Имеется, кроме того, действительность (реальность) и другого типа: так ученый или инженер могут ясно представлять себе будущую установку, ее составные части, последовательность ее работы. Такой, пока лишь придуманный агрегат тем не менее существует, имеет место быть в сознании его создатели. Эти явления существуют, но не в объективной реальности, а в субъективной реальности. Субъективная реальность понимается как сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят. Мысли, образы, чувства и желания могут изменить всю жизнь человека и жизнь других людей, т.е. могут оказаться не менее значимыми, чем и материальные явления. Следовательно, существующая вне человеческого сознания объективная реальность, а также субъективная реальность, являющаяся продуктом сознания, несмотря на их значительные отличия, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между ними является человек как существо, принадлежащее и объективному (в силу своей телесности) и субъективному (как обладатель сознания) миру. Бытие — есть единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир — это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек -центр бытия, а его судьба — ядро философской проблемы бытия в целом. Человек творит собственный мир (мир человека), создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, создает свою «историческую реальность». В процессе творения исторической реальности задействованы не только сознание человека, но и многочисленные объекты естественного (природного, материального) происхождения, подвергаемые обработке человека. Таким образом, многообразие бытия включает объективную реальность, субъективную и историческую реальности.
Основными формами бытия являются: • материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; • идеальное бытие — существование идеального, духовного (сознания, мышления) как самостоятельной реальности; • человеческое бытие — существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; • социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются: • ноуменальное бытие (от слов «ноумен» — «вещь сама по себе») — бытие, которое реально существует независимо от свзнания того, кто наблюдает его со стороны; • феноменальное бытие (от слова «феномен» — «явление, данное в опыте») — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, несозданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии. Поскольку человек выступает как пересечение объективной, субъективной и исторической реальностей, то смысл бытия, философская проблема бытия раскрывается для человека как ответы на 3 вопроса, сформулированные И. Кантом: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?». Вариантов ответов на эти вопросы столько, сколько существует философских систем. Основной вопрос философии Что первично - материя или сознание? Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию). Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм, рационализм и агностицизм. Материализм — направление в философии, сторонники которого считают, что материя первична и существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет), а сознание, дух вторичны, это свойство высокоорганизованной материи. Идеализм — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считают сознание (идею, ДУХ). Эмпиризм — направление в философии, которое обосновывает, что мир познается лишь на основе опыта и чувственных ощущений людей. Рационализм (от лат. га1ю — «разум») — направление в философии, которое подчеркивает, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Агностицизм — направление в философии, сторонники которого считают, что окружающий мир непознаваем, а человеческие представления, знания о мире — это иллюзия. И в настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии фактически остается извечной философской проблемой. В XX веке в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим. Ясперс, Хайдегтер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии — проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья. Сознание и познание мира Познание мира человеком достигается благодаря его сознанию, но имеет разные уровни. «Всякое наше знание, — считал И. Кант, — начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления». Обеспечивать это единство в сфере нашего опыта способно лишь мышление. И. Кант выделяет два уровня мышления: рассудок и разум. Рассудок и всякое рассудочное знание всегда обусловлено чувственно-конкретным материалом, рассудок есть способность нашего мышления давать правила для подведения многообразия чувственного опыта под единство понятия. В основе понятий лежат не образы, а схема. Образ всегда нагляден, а схема — это временной ряд постоянства. Рассудок создает понятия. Понятие — это мысль, фиксирующая признаки отображающихся в ней предметов и явлений, позволяющая отличать (различать) эти предметы и явления от других. Кант считает способность суждения промежуточным звеном между рассудком и разумом. «Высшая способность мышления, или разум, стремится свести огромное многообразие знаний рассудка к наименьшему числу принципов и таким образом достигнуть высшего их единства». Разум — это способность выводить частное из общего. Задача разума — вырваться из привычного русла, разомкнуть свои границы, взглянуть на себя, вокруг себя и в свое прошлое, заметить на себе самом воздействие многообразных повторяющихся превращений, законов, открытие чего-то нового. Развитие разума происходит как вглубь, так и вширь, т. е. и путем снятия границ, открытия более глубоких сущностей, и путем расширения его свойств, сторон и отношений. Рассудок и разум взаимно обусловливают друг друга. Стремясь проникнуть в суть вещей, охватить мир в целом, разум неизбежно приходит к противоречиям — ловушкам-антиномиям. Антиномии — это взаимоисключающие равнодоказуемые суждения. Подобно тому как рассудок порождает понятия, суждения, категории, разум также порождает свои понятия — идеи. Идеи существуют в разуме как принципы, и они служат рассудку законом его применения. Если рассудок работает в режиме анализа, то разум предполагает весь ряд условий, общих принципов и тем самым задает цель, направленность рассудку. Концепции человека Концепции человека в философии делятся на две группы: ■ объективистские; ■ субъективистские. Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в зависимости от объективных законов и принципов космоса, природы, общества, исторической необходимости, мирового разума — или Бога. Субъективистские концепции рассматривают человека как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, через глубинные сферы внутренней индивидуальной жизни человека. Крайности объективистского и субъективистского подходов преодолеваются в синтетической концепции человека — «философской антропологии». Философская антропология — раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. «Философская антропология — это базисная наука о сущности и сущностном строении человека» (М. Шелер). Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим качеством для человека и остального органического мира. Но между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие — это различие обусловлено наличием у человека духа. Важнейшие компоненты человеческого духа: способность к интеллектуальному познанию мира и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер. Личность — это сущностно-необходимая и единственная форма существования духа. Философ А. Гелен обращает внимание на биологическую неприспособленность человека (тело человека не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных), и чтобы выжить, человек вынужден стать «действующим существом» (совершать действия, создавать орудия труда, выращивать себе пищу и т. п.) Главный принцип существования человека — это процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры («второй природы человека») лежит духовное начало. Философ Г. Плесснер считает, что человек отличается от животных «эксцентрической позицией», т. е. человек способен отделять свое духовное «Я» от своего физического существования, способен осознавать свою духовную неповторимость, осознавать себя как личность. Базовые законы жизни человека: 1-й закон: «Человек должен сам себя сделать тем, что он есть». Человек может жить, только сам управляя своей жизнью. Это управление он осуществляет на основе создания культуры, творчества, принятия ответственных решений. 2-й закон: «Познавательное отношение человека к миру опосредованно его "я", поэтому человек обладает дистанцией по отношению к миру». Эмоциональное отношение человека к миру наиболее ярко реализуется в таких сущностных формах самовыражения человека как смех и плач, которые возникают, когда человек сталкивается с необъяснимыми ситуациями, на которые неизвестно как надо реагировать. Смех и плач представляют собой проявление физико-духовной сущности человека, в которых физическая реакция теснейшим образом сочетается с духовной основой внутреннего мира личности). 3-й закон: «Закон неукоренности человека в бытии. Неукоренность человека в бытии порождает тревогу, осознание случайности и ничтожности своего существования, поиски такой основы мира, которая не подвержена случайности, является абсолютным бытием, Богом. Религиозность человека выступает как поиск защиты и стабильности в Боге, но неукоренность человека в бытии, постоянное сомнение и неуверенность распространяются и на идею Бога: человек сомневается и в существовании Бога. Человеку не дано обладать знанием, лишенным сомнения. Он обречен на.бесконечные поиски устойчивого бытия, истинных знаний. Мировоззрение человека Мировоззрение — это фундамент человеческого сознания. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента. 1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира (универсальная картина мира — это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей), систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи. 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки и готовности действовать. 4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека — это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем. В мировоззрении можно выделить ряд структурных уровней. Элементарный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании. Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие теории, концепции мира, пространства, времени, общественного развития, человека, его деятельности или познания, будущее человечества и т. д. Методологический уровень — высший уровень мировоззрения, включает основные понятия и принципы, составляющие «ядро» мировоззрения. Итак, мировоззрение — сложное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры. Философия создает теоретический уровень мировоззрения человека, общества в целом. Мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.
Свобода личности В иерархии ценностных ориентации, детерминирующих деятельность и поведение человека, одно из важных мест человек отводит свободе. Свобода личности - это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями. Условием свободы личности является возможность выбирать ту или иную цель,-тот или иной способ деятельности, то или иное отношение к ситуации и миру, при этом осознавая свою ответственность за сделанный выбор и его последствия. Условием свободы личности является возможность выбирать, которая в истории философии рассматривалась с разных позиций: ■ детерминизма; ■ индетерминизма; ■ альтернативизма. Представители детерминизма считали, что во всякой ситуации выбора есть лишь одна реальная возможность, которая и определяет сам выбор. Остальные возможности лишь формальны. Крайним проявлением детерминизма является фатализм — мировоззрение, в основе которого лежит тезис абсолютной изначальной предопределенности всех взглядов и поступков человека. Фатализм, таким образом, отрицает всякую возможность выбора. Реальный путь лишь тот, который заранее предопределен либо темной иррациональной судьбой, либо всемогущим богом, либо неумолимым стечением обстоятельств, установлением жесткой причинно-следственной связи. Сторонники другой точки зрения — индетерминизма — считают, что у человека есть множество возможностей и человек совершенно свободен в выборе одной из них, без всякого принуждения извне. Крайней разновидностью индетерминизма является волюнтаризм — направление философии, признающее волю человека высшим принципом бытия. В общественно-политической практике волюнтаризм не считается с объективными законами исторического развития, а руководствуется лишь субъективными желаниями и стремлениями. На третьей точке зрения стоят альтернативисты, признающие, что в каждом выборе обязательно присутствуют не менее двух (в противном случае это будет выбор без выбора) реальных возможностей. Нет лишь бесконечно многих возможностей, как и нет абсолютной свободы. Личность не вольна в выборе объективных условий своей деятельности — этот выбор также ограничен, но она вольна ставить себе цель действия, более или менее свободна в выборе средств для реализации этих целей. Свобода всегда относительна, ибо является ограниченной. Она ограничена самой жизнью, ее пространственно-временными рамками, возможностями выбора, законами государства, свободой других личностей. Ш.Монтескье определял свободу как «право делать все, что дозволено законами», а немецкий поэт М. Клаудиус считал, что «свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим». Еще в XVII веке философ Спиноза определил свободу как осознанную необходимость. Гегель раскрыл диалектическое единство свободы и необходимости. В марксизме свобода - это деятельность, опирающаяся на «познание необходимости», согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается «не в воображаемой независимости» от объективных законов, а в способности выбирать, «принимать решения со знанием дела». Для марксизма свобода не только осознание необходимости, но еще и действия в соответствии с ней. В XX веке на первый план выходит взаимосвязь «свобода-ответственность». Свобода человека, по мнению Сартра, состоит в праве выбирать свое отношение к сложившейся ситуации: человек свободен либо примириться со своей зависимостью от окружающей действительности, либо восстать против нее. Человек проявляет свободу не столько в том, что он может изменить мир, а прежде всего в том, что он может изменить свое отношение к миру, он может делать выбор каждого своего поступка, свободный выбор своей судьбы, выбирая свое отношение к миру, к другим людям, к себе, к жизни, любви, смерти. Свобода состоит в поисках самого себя, в выборе самого себя. Выбор в каждой ситуации зависит от ценностей и целей человека, а ценности человек выбирает сам. Человек, будучи свободным, постоянно чувствует свою ответственность перед окружающим миром и людьми. Наконец, свобода ограничивается ответственностью личности за свой выбор действий и их последствий перед другими людьми. И чем больше свободы выбора, тем более человек ответствен за него («кому много дано, с того и взыщется») — такова обратная сторона «этого сладкого слова "свобода"». «Хотя мы не всегда делаем то, что хотим, тем не менее мы ответственны за то, чем мы являемся. Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе» (Сент-Экзюпери). Философам о смерти Начиная с X—V вв. до н. э. в древнегреческом обществе формируется представление о ценности жизни каждого индивида в отдельности, конечности его жизни во времени. Как писал А. Шопенгауэр, люди, возможно, даже не стали бы философствовать, если бы не было смерти. Смерть, следовательно, выступает как «вдохновительница» философии. Только факт смерти ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть. Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть. Возникают концепции, которые пытаются объяснить смысл смерти, преодолеть страх смерти: 1 — реинкарнации (переселения души после смерти); 2 — полного отделения жизни от смерти, которые «не встречаются», ибо «пока человек живет, смерти нет, а когда пришла смерть, человека уже нет» (Эпикур). Первая концепция (Сократа—Платона) имела своей целью смягчить трагизм смерти, вторая (стоиков и Эпикура) была направлена на уничтожение страха смерти. Традиция помощи человеку во избежание им страха смерти была унаследована религиями. Христианство и мусульманство рассматривают смерть как предверие к жизни вечной, и лишь от земных заслуг умершего зависит, будет ли он пребывать в вечном блаженстве на небесах или обречен на вечные муки в преисподней. С точки зрения религии буддизма смерть есть, во первых, в позитивном смысле, момент в «колесе сансары» («колесо перерождения»), по которому человек идет к нирване — миру вечного блаженства, где не будет страданий, и, во-вторых, в негативном плане, заслуженное страдание, расплата за недостойные поступки и различные желания. Есть две наиболее общие полярные точки зрения на смерть: 1. Смерть как отрицание будущего, следовательно, ни прошлое, ни будущее не имеет смысла. Отсюда делается вывод: бери от настоящего все, что можно взять. 2. Смерть как переход прошлого в вечность. Жить, по мнению Франкла, значит творить для вечности. Осознавая это, человек должен максимально использовать все свои способности и время, чтобы внести свой посильный вклад в историю, обогатив тем самым будущее. Следовательно, смерть, как и жизнь, имеет смысл. Философский смысл смерти состоит в том, что она есть момент обновления, прежде всего, органического мира, а затем и всего мира. Смерть — это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в х
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.91 (0.015 с.) |