Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Поиск

Предмет философии. Место и роль философии в культуре

Термин «Философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (филео — «любить», софия — «мудрость»).

Возникновение философии в VI веке до н.э. означало постепен­ный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудро­сти. Мудрость— это познание самого существенного в мире и по­этому самого важного для человеческой жизни. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию, к поиску истины, к правильному, гармо­ничному образу жизни.

Философия выступала как «наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины» (Аристотель). Филосо­фия — это наука наук, так как другие науки изучают только какую-то часть, сторону мира и не исследуют общую природу сущего.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, все­мирно-исторической практики и познания, является духовной квин­тэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).

В настоящее время философия представляет собой науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теорети­ческую основу мировоззрения.

На многие смысложизненные вопросы ответ дает именно фило­софия: что представляет собой окружающий мир; каковы место и роль в нем человека; в чем заключается смысл и цель жизни; суще­ствуют ли не зависящие от человека законы развития природы и общества; каковы отношения между людьми, обществом и приро­дой, добром и злом, истиной и заблуждением; что нас ожидает в будущем? Эти и подобные им вопросы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом, и составляют глав­ное содержание философии.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изу­чает философия. Общую структуру предмета философии, фило­софского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения (мировоззрение — целостный взгляд на мир и ме­сто человека в нем):

■ мифология;

■ религия;

■ философия.

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Чертами мифа являются:

■ очеловечивание природы;

■ наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

■ отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

■ практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.).

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных явлений;

• поступки, судьба человека;

• нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются:

■ христианство;

■ ислам;

■ буддизм.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззре­ния.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрени­ем, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой от­дельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию,

логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи.

Функции философии

Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять:

• мировоззренческую,

• методологическую,

• мыслительно-теоретическую,

• гносеологическую,

• критическую,

• аксиологическую,

• социальную,

• воспитательно-гуманитарную,

• прогностическую функции философии. Мировоззренческая функция способствует формированию

целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что филосо­фия вырабатывает основные методы познания окружающей дей­ствительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить, предельно обобщать ок­ружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая — одна из основополагающих функций фи­лософии, имеет целью правильное и достоверное познание окружа­ющей действительности

Роль критической функции — подвергать сомнению окружа­ющий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — рас­ширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с гречес­кого ахю$ - «ценный») заключается в оценке вещей, явлений ок­ружающего мира с точки зрения различных ценностей — мораль­но-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его.структуру, эле­менты, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их уст­ранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы прививать гуманистические ценности, идеалы человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на осно­вании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции разви­тия, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Методы философии

Основными классическими методами философии (путями, средствами, с по­мощью которых осуществляется философское исследование) яв­ляются:

■ диалектика;

■метафизика.

Диалектика — метод философского исследования, при кото­ром вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последова­тельно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при кото­ром объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их вза­имосвязанности);

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, само­движения, развития);

• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).разновидности метафизики:

· догматизм;

· эклектика;

· софистика;

· релятивизм.

Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свы­ше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взгля­дов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имею­щих реальной достоверности.

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные суждений нового суждения, логически правильного, но ложного по смыслу. Софис­тика была распространена в Древней Греции, имела цель не получе­ния истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Направлениями в философии являются:

■ материализм;

■ идеализм;

■ эмпиризм;

■ рационализм.

Материализм – направление в философии, при котором действительность восприни­мается как реально существующая, материя — как первичная суб­станция, а сознание — как свойство, проявление материи.

Идеализм — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощения.

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно кото­рому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, полу­чаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»).

Рационализм — философский метод и направление в фило­софии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений. Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.

Категория бытия в философии

Один из центральных разделов философии, изучающих пробле­му бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось имен­но с изучения проблемы бытия.

Содержание философской категории «бытие»:

■ окружающий мир, предметы, явления реально существуют;

■ окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, ис­точник движения в самом себе;

■ природа, общество, человек, мысли, идеи существуют, но раз­личаются по способам и формам своего существования. Они образуют целостное единство бесконечного мира, то есть они сосуществуют;

■ материя и сознание (дух) — единые, но в то же время проти­воположные сущности, реально существуют: и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстан­ции — самостоятельной сущности, которая для своего существова­ния не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие — это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию — действительность (реальность). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Объективная реальность — объективное существование какого- либо предмета, явлений независимо от сознания человека. Имеется, кроме того, действительность (реальность) и другого типа: так ученый или инженер могут ясно представлять себе буду­щую установку, ее составные части, последовательность ее работы. Такой, пока лишь придуманный агрегат тем не менее существует, имеет место быть в сознании его создатели. Эти явления существу­ют, но не в объективной реальности, а в субъективной реальности. Субъективная реальность понимается как сознание и все те про­цессы и события, которые в нем происходят.

Мысли, образы, чувства и желания могут изменить всю жизнь человека и жизнь других людей, т.е. могут оказаться не менее зна­чимыми, чем и материальные явления.

Следовательно, существующая вне человеческого сознания объективная реальность, а также субъективная реальность, являю­щаяся продуктом сознания, несмотря на их значительные отличия, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между ними является человек как существо, принадлежащее и объективному (в силу сво­ей телесности) и субъективному (как обладатель сознания) миру.

Бытие — есть единство субъективной и объективной ре­альности. Человек и его мир — это точка пересечения субъек­тивной и объективной реальности. В этом смысле человек -центр бытия, а его судьба — ядро философской проблемы бытия в целом.

Человек творит собственный мир (мир человека), создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, со­здает свою «историческую реальность». В процессе творения исторической реальности задействованы не только сознание чело­века, но и многочисленные объекты естественного (природного, материального) происхождения, подвергаемые обработке челове­ка. Таким образом, многообразие бытия включает объективную ре­альность, субъективную и историческую реальности.

Объективная Историческая Субъективная
реальность реальность реальность
1. Бытие вещей: 1. Бытие человека в Бытие духовного
естественных, мире вещей (идеального)
природных    
2. Бытие искусст- 2. Бытие человека в -Субъективиро-
венных вещей, мире идеи ванное духовное
созданных чело- 3. Бытие человека в бытие
веком мире людей - соци- - объективирован-
  альное бытие ное

 

Основными формами бытия являются:

материальное бытие — существование материальных (об­ладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие — существование идеального, духовного (сознания, мышления) как самостоятельной реальности;

человеческое бытие — существование человека как един­ства материального и духовного (идеального), бытие челове­ка самого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное бытие, которое включает бытие человека в об­ществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого об­щества.

Среди бытия также выделяются:

ноуменальное бытие (от слов «ноумен» — «вещь сама по себе») — бытие, которое реально существует независимо от свзнания того, кто наблюдает его со стороны;

феноменальное бытие (от слова «феномен» — «явление, данное в опыте») — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небы­тие — полное отсутствие чего-либо. Предметы, явления окружающе­го мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небы­тия: еще не зачатые и не родившиеся люди, несозданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Поскольку человек выступает как пересечение объективной, субъективной и исторической реальностей, то смысл бытия, фило­софская проблема бытия раскрывается для человека как ответы на 3 вопроса, сформулированные И. Кантом: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?».

Вариантов ответов на эти вопросы столько, сколько существует философских систем.

Основной вопрос философии

Что первично - материя или сознание?

Основным в философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (со­знанию). Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим су­ществуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса фило­софии заключается в постановке и решении проблемы: что первич­но — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основно­го вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно ма­териализм и идеализм, а также эмпиризм, рационализм и агностицизм.

Материализм — направление в философии, сторонники которо­го считают, что материя первична и существует независимо от со­знания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет), а сознание, дух вторичны, это свойство высокоорганизованной материи.

Идеализм — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считают сознание (идею, ДУХ).

Эмпиризм — направление в философии, которое обосновывает, что мир познается лишь на основе опыта и чувственных ощущений людей.

Рационализм (от лат. га1ю — «разум») — направление в фило­софии, которое подчеркивает, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не за­висит от чувственного опыта.

Агностицизм — направление в философии, сторонники которо­го считают, что окружающий мир непознаваем, а человеческие пред­ставления, знания о мире — это иллюзия.

И в настоящее время, несмотря на тысячелетние искания фило­софов, основной вопрос философии фактически остается извечной философской проблемой.

В XX веке в западной философии наметилась тенденция уде­лять меньше внимания традиционному основному вопросу филосо­фии, так как он трудноразрешим.

Ясперс, Хайдегтер, Камю и др. заложили основы того, что в буду­щем может появиться другой основной вопрос философии — про­блема экзистенционализма, то есть проблема человека, его су­ществования, управления собственным духовным миром, взаимоот­ношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

Сознание и познание мира

Познание мира человеком достигается благодаря его сознанию, но имеет разные уровни. «Всякое наше знание, — считал И. Кант, — начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышле­ния». Обеспечивать это единство в сфере нашего опыта способно лишь мышление. И. Кант выделяет два уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок и всякое рассудочное знание всегда обусловлено чув­ственно-конкретным материалом, рассудок есть способность наше­го мышления давать правила для подведения многообразия чув­ственного опыта под единство понятия. В основе понятий лежат не образы, а схема. Образ всегда нагляден, а схема — это временной ряд постоянства. Рассудок создает понятия. Понятие — это мысль, фиксирующая признаки отображающихся в ней предметов и явле­ний, позволяющая отличать (различать) эти предметы и явления от

других.

Кант считает способность суждения промежуточным звеном между рассудком и разумом. «Высшая способность мышления, или разум, стремится свести огромное многообразие знаний рассудка к наименьшему числу принципов и таким образом достигнуть высше­го их единства». Разум — это способность выводить частное из общего. Задача разума — вырваться из привычного русла, разомк­нуть свои границы, взглянуть на себя, вокруг себя и в свое прошлое, заметить на себе самом воздействие многообразных повторяющих­ся превращений, законов, открытие чего-то нового. Развитие разума происходит как вглубь, так и вширь, т. е. и путем снятия границ, открытия более глубоких сущностей, и путем расширения его свойств, сторон и отношений.

Рассудок и разум взаимно обусловливают друг друга. Стре­мясь проникнуть в суть вещей, охватить мир в целом, разум не­избежно приходит к противоречиям — ловушкам-антиномиям. Антиномии — это взаимоисключающие равнодоказуемые сужде­ния.

Подобно тому как рассудок порождает понятия, суждения, категории, разум также порождает свои понятия — идеи. Идеи существуют в разуме как принципы, и они служат рассудку законом его применения. Если рассудок работает в режиме анализа, то ра­зум предполагает весь ряд условий, общих принципов и тем самым задает цель, направленность рассудку.

Концепции человека

Концепции человека в философии делятся на две группы:

■ объективистские;

■ субъективистские.

Объективистские концепции рассматривают человека как суще­ство, находящееся в зависимости от объективных законов и принци­пов космоса, природы, общества, исторической необходимости, ми­рового разума — или Бога.

Субъективистские концепции рассматривают человека как су­щество, полностью или в основном автономное и свободное от объек­тивных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, через глубинные сферы внутренней индивиду­альной жизни человека.

Крайности объективистского и субъективистского подходов пре­одолеваются в синтетической концепции человека — «философ­ской антропологии».

Философская антропология — раздел философского зна­ния, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы челове­ка. «Философская антропология — это базисная наука о сущности и сущностном строении человека» (М. Шелер).

Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим качеством для человека и остального органического мира. Но между человеком и осталь­ным животным миром имеется сущностное различие — это разли­чие обусловлено наличием у человека духа. Важнейшие компо­ненты человеческого духа: способность к интеллектуальному по­знанию мира и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер. Личность — это сущностно-необходимая и единственная форма существо­вания духа.

Философ А. Гелен обращает внимание на биологическую не­приспособленность человека (тело человека не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных), и чтобы выжить, человек вынужден стать «действующим существом» (совершать действия, создавать орудия труда, выращи­вать себе пищу и т. п.) Главный принцип существования человека — это процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в осно­ве культуры («второй природы человека») лежит духовное начало. Философ Г. Плесснер считает, что человек отличается от живот­ных «эксцентрической позицией», т. е. человек способен отде­лять свое духовное «Я» от своего физического существования, спо­собен осознавать свою духовную неповторимость, осознавать себя как личность. Базовые законы жизни человека:

1-й закон: «Человек должен сам себя сделать тем, что он есть». Человек может жить, только сам управляя своей жизнью. Это управление он осуществляет на основе создания культуры, твор­чества, принятия ответственных решений.

2-й закон: «Познавательное отношение человека к миру опосредованно его "я", поэтому человек обладает дистанци­ей по отношению к миру». Эмоциональное отношение человека к миру наиболее ярко реализуется в таких сущностных формах самовыражения человека как смех и плач, которые возникают, ког­да человек сталкивается с необъяснимыми ситуациями, на которые неизвестно как надо реагировать. Смех и плач представляют собой проявление физико-духовной сущности человека, в которых физи­ческая реакция теснейшим образом сочетается с духовной основой внутреннего мира личности).

3-й закон: «Закон неукоренности человека в бытии. Неукоренность человека в бытии порождает тревогу, осознание слу­чайности и ничтожности своего существования, поиски такой осно­вы мира, которая не подвержена случайности, является абсолютным бытием, Богом. Религиозность человека выступает как поиск защи­ты и стабильности в Боге, но неукоренность человека в бытии, по­стоянное сомнение и неуверенность распространяются и на идею Бога: человек сомневается и в существовании Бога. Человеку не дано обладать знанием, лишенным сомнения. Он обречен на.бес­конечные поиски устойчивого бытия, истинных знаний.

Мировоззрение человека

Мировоззрение — это фундамент человеческого сознания. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных ком­понента.

1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира (уни­версальная картина мира — это определенная сумма знаний, накоп­ленных наукой и историческим опытом людей), систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного по­знания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя цен­ности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не толь­ко в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные зна­ния, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формиру­ется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой рас­полагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, по­вторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людь­ми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы зна­ния, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превра­щение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки и готовности действовать.

4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная го­товность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.

Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, на­строения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека — это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

В мировоззрении можно выделить ряд структурных уровней.

Элементарный уровень представляет собой совокупность ми­ровоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складыва­ются и функционируют в обыденном сознании.

Концептуальный уровень включает различные мировоззрен­ческие теории, концепции мира, пространства, времени, общественно­го развития, человека, его деятельности или познания, будущее че­ловечества и т. д.

Методологический уровень — высший уровень мировоззре­ния, включает основные понятия и принципы, составляющие «ядро» мировоззрения. Итак, мировоззрение — сложное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры. Философия созда­ет теоретический уровень мировоззрения человека, общества в це­лом. Мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.

 

Свобода личности

В иерархии ценностных ориентации, детерминирующих деятель­ность и поведение человека, одно из важных мест человек отводит свободе. Свобода личности - это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями. Условием сво­боды личности является возможность выбирать ту или иную цель,-тот или иной способ деятельности, то или иное отношение к ситуа­ции и миру, при этом осознавая свою ответственность за сделанный выбор и его последствия.

Условием свободы личности является возможность выбирать, ко­торая в истории философии рассматривалась с разных позиций:

■ детерминизма;

■ индетерминизма;

■ альтернативизма.

Представители детерминизма считали, что во всякой ситуа­ции выбора есть лишь одна реальная возможность, которая и оп­ределяет сам выбор. Остальные возможности лишь формальны. Крайним проявлением детерминизма является фатализм — миро­воззрение, в основе которого лежит тезис абсолютной изначаль­ной предопределенности всех взглядов и поступков человека. Фа­тализм, таким образом, отрицает всякую возможность выбора. Ре­альный путь лишь тот, который заранее предопределен либо тем­ной иррациональной судьбой, либо всемогущим богом, либо неумолимым стечением обстоятельств, установлением жесткой при­чинно-следственной связи.

Сторонники другой точки зрения — индетерминизма — счита­ют, что у человека есть множество возможностей и человек совер­шенно свободен в выборе одной из них, без всякого принуждения извне.

Крайней разновидностью индетерминизма является волюнта­ризм — направление философии, признающее волю человека выс­шим принципом бытия. В общественно-политической практике во­люнтаризм не считается с объективными законами исторического развития, а руководствуется лишь субъективными желаниями и стрем­лениями.

На третьей точке зрения стоят альтернативисты, признающие, что в каждом выборе обязательно присутствуют не менее двух (в противном случае это будет выбор без выбора) реальных воз­можностей. Нет лишь бесконечно многих возможностей, как и нет абсолютной свободы. Личность не вольна в выборе объективных условий своей деятельности — этот выбор также ограничен, но она вольна ставить себе цель действия, более или менее свободна в выборе средств для реализации этих целей. Свобода всегда отно­сительна, ибо является ограниченной. Она ограничена самой жиз­нью, ее пространственно-временными рамками, возможностями вы­бора, законами государства, свободой других личностей. Ш.Мон­тескье определял свободу как «право делать все, что дозволено законами», а немецкий поэт М. Клаудиус считал, что «свобода зак­лючается в праве делать все, что не вредит другим».

Еще в XVII веке философ Спиноза определил свободу как осоз­нанную необходимость. Гегель раскрыл диалектическое единство свободы и необходимости. В марксизме свобода - это деятель­ность, опирающаяся на «познание необходимости», согласно кото­рому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом зак­лючается «не в воображаемой независимости» от объективных за­конов, а в способности выбирать, «принимать решения со знанием дела». Для марксизма свобода не только осознание необходимос­ти, но еще и действия в соответствии с ней.

В XX веке на первый план выходит взаимосвязь «свобода-ответственность». Свобода человека, по мнению Сартра, состоит в праве выбирать свое отношение к сложившейся ситуации: человек свободен либо примириться со своей зависимостью от окружаю­щей действительности, либо восстать против нее. Человек прояв­ляет свободу не столько в том, что он может изменить мир, а прежде всего в том, что он может изменить свое отношение к миру, он может делать выбор каждого своего поступка, свобод­ный выбор своей судьбы, выбирая свое отношение к миру, к дру­гим людям, к себе, к жизни, любви, смерти. Свобода состоит в поис­ках самого себя, в выборе самого себя. Выбор в каждой ситуации зависит от ценностей и целей человека, а ценности человек выби­рает сам. Человек, будучи свободным, постоянно чувствует свою ответственность перед окружающим миром и людьми. Наконец, свобода ограничивается ответственностью личности за свой вы­бор действий и их последствий перед другими людьми. И чем больше свободы выбора, тем более человек ответствен за него («кому много дано, с того и взыщется») — такова обратная сторо­на «этого сладкого слова "свобода"». «Хотя мы не всегда дела­ем то, что хотим, тем не менее мы ответственны за то, чем мы являемся. Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе» (Сент-Экзюпери).

Философам о смерти

Начиная с X—V вв. до н. э. в древнегреческом обществе фор­мируется представление о ценности жизни каждого индивида в отдельности, конечности его жизни во времени. Как писал А. Шопенгауэр, люди, возможно, даже не стали бы философство­вать, если бы не было смерти. Смерть, следовательно, выступает как «вдохновительница» философии. Только факт смерти ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл имен­но потому, что есть смерть. Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть. Возникают концепции, которые пытаются объяснить смысл смерти, преодолеть страх смерти:

1 — реинкарнации (переселения души после смерти);

2 — полного отделения жизни от смерти, которые «не встреча­ются», ибо «пока человек живет, смерти нет, а когда пришла смерть, человека уже нет» (Эпикур). Первая концепция (Сократа—Платона) имела своей целью смягчить трагизм смерти, вторая (стоиков и Эпи­кура) была направлена на уничтожение страха смерти.

Традиция помощи человеку во избежание им страха смерти была унаследована религиями. Христианство и мусульманство рассмат­ривают смерть как предверие к жизни вечной, и лишь от земных заслуг умершего зависит, будет ли он пребывать в вечном блажен­стве на небесах или обречен на вечные муки в преисподней. С точки зрения религии буддизма смерть есть, во первых, в позитив­ном смысле, момент в «колесе сансары» («колесо перерождения»), по которому человек идет к нирване — миру вечного блаженства, где не будет страданий, и, во-вторых, в негативном плане, заслужен­ное страдание, расплата за недостойные поступки и различные же­лания.

Есть две наиболее общие полярные точки зрения на смерть:

1. Смерть как отрицание будущего, следовательно, ни прошлое, ни будущее не имеет смысла. Отсюда делается вывод: бери от настоящего все, что можно взять.

2. Смерть как переход прошлого в вечность. Жить, по мнению Франкла, значит творить для вечности. Осознавая это, чело­век должен максимально использовать все свои способнос­ти и время, чтобы внести свой посильный вклад в историю, обогатив тем самым будущее. Следовательно, смерть, как и жизнь, имеет смысл.

Философский смысл смерти состоит в том, что она есть момент обновления, прежде всего, органического мира, а затем и всего мира. Смерть — это совершенно естественное явление, она играла полез­ную и необходимую роль в х



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.91 (0.015 с.)