Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука и техника. Закономерности развития техники. Философия техникиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «техника» многозначно. Оно происходит от греческого слова тэхнэ, которое означало «умение, мастерство, искусство». Сейчас термин «техника» используется, в основном, в двух смыслах: 1) как общее название технических устройств, применяемых в разных сферах деятельности; 2) как обозначение совокупности приемов действия, используемых в деятельности (техника письма, рисования, техника выполнения физических упражнений и т. п.). Применение и изготовление технических средств — специфический признак человеческой деятельности. Человек помещает между собой и природой технические средства труда. В основе развития технических средств лежат: ■ принцип функционального моделирования; ■ принцип дополнительности (техника дополняет и компенсирует несовершенство человеческих органов как орудий воздействия на природу: человек без технических средств во многом беспомощен, но техника, орудия труда без человека мертвы; человек и техника образуют единую систему). Чем менее развита техника, тем больше технологических функций вынужден выполнять сам человек. Технический прогресс — это последовательная передача, преобразование трудовых функций человека в функции технических средств: ■ транспортная функция (подъем, перемещение грузов) человека была передана техническим, механическим устройствам (рычаг, каток, транспортные средства, повозка с колесами и т. п).;
■ технологическая функция, направленная на изменение предмета труда (резание, обработка давлением, обжиг, закалка, окисление материала и т. п.), более сложная и осуществляется при наличии определенных навыков и умений (примером первого технического средства для замены человека в выполнении технологических функций является сверлильный станок, ткацкий станок). В XIX веке возник новый тип промышленного предприятия — механизированные фабрики, оборудованные системой машин, приводимых в действие от одного центрального парового двигателя через сеть передаточных механизмов;
В XX веке созданы электронные регулирующие приборы, автоматизированные технологические системы, автоматизированные системы управления (АСУ), системы дистанционного управления. ■ функция принятия решения передается человеком техническим средствам в XX веке — электронным вычислительным системам (ЭВМ). ЭВМ выполняют:
■ оценку, сравнение просчитанных вариантов решения; ■ осуществление автоматического управления сложными технологическими процессами. История техники имеет 3 этапа: 1 — преобладание ручных орудий труда; 2 — преобладание механических устройств; 3 — преобладание автоматизированных устройств. Уровень развития техники определяет: ■ производительность труда в обществе; ■ образ жизни людей в обществе; ■ оказывает влияние на социальную структуру, политическую организацию, духовную жизнь общества. Развитие науки является одним из главных условий развития техники. Взаимоотношение науки и техники рассматривается с разных позиций: 1 — наука играет определяющую роль, наука — производство знаний, а техника — применение полученных знаний; 2 — наука и техника — независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития. Наука стремится к истине, а техника развивается для решения практических проблем; 3 — ведущая роль принадлежит технике: наука развивается под влиянием потребностей техники. Мельница, часы, насосы, паровой двигатель создавались практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее и представляют собой теоретическое осмысление действия технических устройств. Человек в древности научился выплавлять металл, не зная физических и химических законов. В технике моделируются связи природы, а наука их исследует и описывает в теориях. Наука вплоть до конца XIX века шла вслед за техникой, за изобретениями практиков. В конце XIX века ситуация меняется: целые отрасли промышленности и техники создаются на основе открытий науки (электротехническая, электронная, химическая, различные виды машиностроения). В настоящее время создание новых видов технических устройств опирается на научные разработки. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия становятся основой создания новых видов техники. Таким образом, взаимоотношения науки и техники изменялись в историческом процессе: от первенства техники к первенству науки. Начало научно-технической революции относят к середине 40-х годов XX века: наука превращается в непосредственную производительную силу общества, в ведущую сферу развитиятия общества. Философия техники изучает: ■ природу и сущность техники и ее значение для судеб человеческой культуры; ■ проводит оценку технических проектов, прогнозы развития техники и инженерного образования. Зарубежные философы техники вслед за М.Хайдеггером.К. Ясперсом, Л. Мэмфордом связывают с техникой кризис европейской культуры и цивилизации. Хайдеггер основную проблему видит в том, что современная техника поставила на службу себе и природу, и самого человека. Ясперс утверждает, что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может уже освободиться от власти созданной им техники. В результате природа и человек деградируют, разрушаются, поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины. Но Хайдеггер и Мэмфорд верят, что можно решить проблемы, порожденные техникой, опять же с помощью техники, но более гуманной и совершенной: выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии с природой. Техника является неотъемлемой стороной современной культуры и цивилизации, органически связана с их ценностями, идеалами, традициями, противоречиями. Современные исследования показывают, что отрицательные последствия развития современной техники делают вклады в три основных кризиса: ■ разрушение и изменение природы (экологический кризис); ■ изменение и разрушение человека (антропологический кризис); ■ неконтролируемые изменения деятельности организаций, социальных инфраструктур (кризис развития). Влияние техники на человека и его образ жизни менее заметно, чем негативное влияние техники на природу. Тем не менее оно существенно. Здесь и полная зависимость человека от технических систем обеспечения, и технические ритмы, которым должен подчиняться человек (производственные ритмы и циклы, транспортные, коммуникационные ритмы, скорости процессов), и потребности, которые исподволь или явно формируют технические новации. Человек и природа не успевают адаптироваться к стремительному развитию технической цивилизации. Изучение техники должно помочь в разрешении кризиса нашей культуры, должно исходить из идей ограничения экстенсивного развития техники (или даже отказа от традиционно понимаемого технического прогресса), трансформации технического мира, концепций создания принципиально новой техники, которая обеспечивает безопасное развитие и существование человека, природы, техники. ОБЩЕСТВО, ИСТОРИЯ КУЛЬТУРА Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов и договора. Латинский глагол «социо» означает «соединить, объединить, затевать совместный труд». Отсюда понятия «социальный» и «общественный»; «общество» и «социум» равнозначны. Общество — система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Сложный характер развития общества определяется его структурой. Прежде всего, в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют свое социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основными сферами жизни общества являются: • экономическая; • социальная; • политическая; • духовная. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Социальная сфера — это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей. Речь идет о создании условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости при реализации каждым членом общества своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Политическая сфера жизни общества – сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене. Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются духовные (познавательные, нравственные, художественные, религиозные и т. д.) потребности людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.008 с.) |