Наука и техника. Закономерности развития техники. Философия техники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука и техника. Закономерности развития техники. Философия техники



Понятие «техника» многозначно. Оно происходит от греческо­го слова тэхнэ, которое означало «умение, мастерство, искусство».

Сейчас термин «техника» используется, в основном, в двух смыс­лах:

1) как общее название технических устройств, применяемых в разных сферах деятельности;

2) как обозначение совокупности приемов действия, используе­мых в деятельности (техника письма, рисования, техника вы­полнения физических упражнений и т. п.).

Применение и изготовление технических средств — специфичес­кий признак человеческой деятельности. Человек помещает между собой и природой технические средства труда. В основе развития технических средств лежат:

■ принцип функционального моделирования;

■ принцип дополнительности (техника дополняет и компенси­рует несовершенство человеческих органов как орудий воз­действия на природу: человек без технических средств во многом беспомощен, но техника, орудия труда без человека мертвы; человек и техника образуют единую систему).

Чем менее развита техника, тем больше технологических функ­ций вынужден выполнять сам человек.

Технический прогресс — это последовательная передача, преоб­разование трудовых функций человека в функции технических средств:

■ транспортная функция (подъем, перемещение грузов) чело­века была передана техническим, механическим устройствам (рычаг, каток, транспортные средства, повозка с колесами и т. п).;

  • энергети­ческая функция человека была передана техническим средствам: водяное колесо, паровой двигатель, электрический мотор и т. п.;

■ технологическая функция, направленная на изменение пред­мета труда (резание, обработка давлением, обжиг, закалка, окисле­ние материала и т. п.), более сложная и осуществляется при наличии определенных навыков и умений (примером первого техничес­кого средства для замены человека в выполнении технологических функций является сверлильный станок, ткацкий станок).

В XIX веке возник новый тип промышленного предприятия — механизированные фабрики, оборудованные системой машин, при­водимых в действие от одного центрального парового двигателя через сеть передаточных механизмов;

  • функция контроля и управления была передана от человека к техническим средствам, что составляет содержание автоматизации производственных процессов (первые автоматические устройства создавались с древности: пневмоавтоматы для открывания дверей храма, для ловушек грабителей пирамид и т. п.; в XIII веке философ Больштадт построил робота для открывания дверей; в XVIII веке по­явился «театр автоматов» русского механика И. Кулибина; первые промышленные автоматы в XVIII веке: регулятор уровня воды в котле паровой машины, регулятор вращения вала паровой машины).

В XX веке созданы электронные регулирующие приборы, авто­матизированные технологические системы, автоматизированные си­стемы управления (АСУ), системы дистанционного управления.

■ функция принятия решения передается человеком техни­ческим средствам в XX веке — электронным вычислительным систе­мам (ЭВМ).

ЭВМ выполняют:

  • вычислительные операции;
  • отбор, систематизацию, классификацию информации;
  • математические и логические операции, задаваемые програм­мой;

■ оценку, сравнение просчитанных вариантов решения;

■ осуществление автоматического управления сложными тех­нологическими процессами.

История техники имеет 3 этапа:

1 — преобладание ручных орудий труда;

2 — преобладание механических устройств;

3 — преобладание автоматизированных устройств. Уровень развития техники определяет:

■ производительность труда в обществе;

■ образ жизни людей в обществе;

■ оказывает влияние на социальную структуру, политическую организацию, духовную жизнь общества.

Развитие науки является одним из главных условий раз­вития техники.

Взаимоотношение науки и техники рассматривается с разных позиций:

1 — наука играет определяющую роль, наука — производство знаний, а техника — применение полученных знаний;

2 — наука и техника — независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития. На­ука стремится к истине, а техника развивается для решения практи­ческих проблем;

3 — ведущая роль принадлежит технике: наука развивается под влиянием потребностей техники. Мельница, часы, насосы, паровой двигатель создавались практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее и представляют собой теоретическое осмысле­ние действия технических устройств. Человек в древности научился выплавлять металл, не зная физических и химических законов. В технике моделируются связи природы, а наука их исследует и опи­сывает в теориях. Наука вплоть до конца XIX века шла вслед за техникой, за изобретениями практиков.

В конце XIX века ситуация меняется: целые отрасли промыш­ленности и техники создаются на основе открытий науки (электро­техническая, электронная, химическая, различные виды машиностро­ения). В настоящее время создание новых видов технических уст­ройств опирается на научные разработки. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия становятся осно­вой создания новых видов техники. Таким образом, взаимоотноше­ния науки и техники изменялись в историческом процессе: от пер­венства техники к первенству науки.

Начало научно-технической революции относят к середине 40-х годов XX века: наука превращается в непосредственную производительную силу общества, в ведущую сферу развитиятия общества.

Философия техники изучает:

■ природу и сущность техники и ее значение для судеб человеческой культуры;

■ проводит оценку технических проектов, прогнозы развития техники и инженерного образования.

Зарубежные философы техники вслед за М.Хайдеггером.К. Ясперсом, Л. Мэмфордом связывают с техникой кризис европейской культуры и цивилизации. Хайдеггер основную проблему видит в том, что современная техника поставила на службу себе и природу, и самого человека. Ясперс утверждает, что человек ста­новится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может уже освободиться от власти созданной им техники. В результате природа и человек деградируют, разрушаются, поскольку становят­ся простыми функциональными элементами и материалом бездуш­ной машины. Но Хайдеггер и Мэмфорд верят, что можно решить проблемы, порожденные техникой, опять же с помощью техники, но более гуманной и совершенной: выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии с природой.

Техника является неотъемлемой стороной современной культу­ры и цивилизации, органически связана с их ценностями, идеалами, традициями, противоречиями.

Современные исследования показывают, что отрицательные по­следствия развития современной техники делают вклады в три основных кризиса:

разрушение и изменение природы (экологический кризис);

■ изменение и разрушение человека (антропологический кри­зис);

■ неконтролируемые изменения деятельности организаций, со­циальных инфраструктур (кризис развития).

Влияние техники на человека и его образ жизни менее заметно, чем негативное влияние техники на природу. Тем не менее оно существенно. Здесь и полная зависимость человека от технических систем обеспечения, и технические ритмы, которым должен подчи­няться человек (производственные ритмы и циклы, транспортные, коммуникационные ритмы, скорости процессов), и потребности, ко­торые исподволь или явно формируют технические новации. Чело­век и природа не успевают адаптироваться к стремительному раз­витию технической цивилизации.

Изучение техники должно помочь в разрешении кризиса на­шей культуры, должно исходить из идей ограничения экстенсивного развития техники (или даже отказа от традиционно понимаемо­го технического прогресса), трансформации технического мира, концепций создания принципиально новой техники, которая обес­печивает безопасное развитие и существование человека, природы, техники.

ОБЩЕСТВО, ИСТОРИЯ КУЛЬТУРА

Общество понимается как продукт целенаправленной и разум­но организованной совместной деятельности больших групп лю­дей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов и договора.

Латинский глагол «социо» означает «соединить, объединить, за­тевать совместный труд». Отсюда понятия «социальный» и «обще­ственный»; «общество» и «социум» равнозначны.

Общество — система деятельности и жизни людей, объединен­ных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Сложный характер развития общества определяется его струк­турой. Прежде всего, в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: произ­водственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, рели­гиозная, эстетическая и другие, которые имеют свое социальное про­странство. В результате складываются различные сферы жизни общества.

Основными сферами жизни общества являются:

• экономическая;

• социальная;

• политическая;

• духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распре­деление, обмен и потребление материальных благ. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяй­ственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотруд­ничество.

Социальная сфера — это сфера общественной жизни, в рам­ках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности чле­нов общества, а также происходит взаимодействие различных общ­ностей людей.

Речь идет о создании условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости при реализа­ции каждым членом общества своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материаль­ных и духовных благ.

Политическая сфера жизни общества – сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внут­ри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются духовные (познавательные, нравственные, художественные, религи­озные и т. д.) потребности людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.01 с.)