Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы диалектики. Закон единства и противодействия противоположностей

Поиск

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский ме­тод.

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, ре­зультатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсаль­ностью, поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи ста­рого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

• единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключает­ся в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своем природе, находятся в борьбе и противо­речат друг другу (пример:; день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считаю­щийся основоположником диалектики. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами — тождественнос­тью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (яв­ление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть имен­но этот данный предмет.. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизмене­нию) предмета — движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению каче­ства общества, его обновлению.

Каждое явление внутренне раздвоенно, содержит взаимоисклю­чающие, противоположные тенденции: например, положительно за­ряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ас­симиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и раз­ложения в химии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимо-предполагать, взаимодополнять друг друга.

Закон единства и взаимодействия противоположностей являет­ся законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Методологическая роль закона единства и взаимодействия про­тивоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выде­ление и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Можно также выделить различные виды борьбы противополож­ностей внутри цельного явления:

■ борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, по­стоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» дру­гую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

■ борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для побеждающей, благодаря чему по­беждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

■ антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет уничтожения другой.

Помимо борьбы, возможны иные виды взаимодействия:

■ содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

■ солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

■ нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

■ мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

 

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Закон перехода количественных изменений в качествен­ные изменения раскрывает общий механизм развития. Сущ­ность этого закона состоит в том, что изменение качества (специ­фики, природы) данной вещи, т. е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изме­нений достигает определенной границы.

Содержание закона взаимоперехода количественных и качествен­ных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных катего­рий «качество», «количество», «мера», «скачок».

Качество — философская категория для выражения специфики вещи, стабильной системы определенных характеристик и связей предмета.

Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера — единство количества и качества. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. Выход за пределы меры приводит к изменению качества вещи, к превращению количе­ственных изменений в качественные.

При определенных количественных изменениях обязательно ме­няется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происхо­дило изменение качества под влиянием количественных измене­ний) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие мо­менты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Категория «скачок» отра­жает сложный процесс перехода от старого качества к новому, ког­да количественные изменения выходят за границы меры. Скачки разнообразны по форме и по характеру протекания, по скорости и масштабу качественных изменений.

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цель­сию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нару­шения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в не­сколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 гра­дусов произойдет коренное изменение качества воды — она перей­дет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» про­цесса нагревания - вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при тем­пературе ноль градусов по Цельсию в лед.

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пере­ход количества в принципиально новое качество может произойти:

• резко, одномоментно;

• незаметно, эволюционно.

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складываю­щийся из определенных циклов.

Категория «отрицание» отражает определенный этап развития, отличающий превращение объекта в нечто иное, определенным об­разом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является со­держательным процессом и означает не просто уничтожение старо­го явления, но возникновение нового, находящегося в определен­ной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некото­рых «положительных» элементов отрицаемого качества в перера­ботанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень.

Отрицание старых форм новыми - причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности раз­вития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие ос­новные точки зрения:

• развитие — только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близ­кой к истинной является вторая: развитие может быть как восходя­щим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

■ организм человека развивается, крепнет (восходящее разви­тие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нис­ходящее развитие);

■ исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сме­нился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

В диалектике под двойным отрицанием понимают такое, которое завершает определенный цикл развития (типичный пример: зерно-стебель— зерна колоса). Таким образом, двойной переход противо­положностей не будет буквальным возвратом в прежнее состояние, т.е. возврат якобы к старому сопровождается обогащением, прира­щением развития, когда развитие идет не по замкнутому кругу, а по спирали, имеет место поступательность в развитии. Иногда возврат осуществляется путем большого количества скачков, ряда отрица­ний. Количество отрицаний и способ отрицания зависит от конкрет­ной специфики того или иного явления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.65 (0.012 с.)