Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качества и социальные типы личности

Поиск

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — черты харак­тера, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. В зна­чительной мере качества личности формируются под влиянием се­мьи и общества. В философии выделяются позитивные моральные качества:

■ гуманизм;

■ человечность;

■ честь;

■ совесть;

■ скромность;

■ великодушие;

■ справедливость;

■ верность;

И общественно осуждаемые — негативные качества:

■ чванливость;

■ цинизм;

■ грубость;

■ тунеядство;

■ трусость;

■ нигилизм;

■ иные негативные черты.

К общественно полезным качествам относятся:

■ воля;

■ решительность;

■ мудрость;

■ умения;

■ убеждения;

■ патриотизм.

На основе знаний, приобретенных умений формируется способ­ность человека к самостоятельному логическому мышлению — ум. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что называют интеллектом. Знания и ум превращаются в личностные характерис­тики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определить свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих.

Характерной чертой каждого человека, личности является нали­чие потребностей и интересов. Потребности — это переживае­мое и осознаваемое человеком состояние нужды в чем-либо. По­требности могут быть:

■ биологическими (естественными) — в сохранении жизни, пи­тании, размножении и др.;

■ духовными — стремление обогатить внутренний мир, приоб­щиться к ценностям культуры;

■ материальными — обеспечить достойный уровень жизни;

■ социальными — реализовать профессиональные способнос­ти, получить должную оценку со стороны общества.

Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей — важный ком­понент человеческого счастья. Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уро­вень потребностей и возможность их удовлетворения. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересо­ванность в чем-либо. Среди интересов выделяются:

■ личные (индивидуальные);

■ групповые;

■ классовые (интересы социальных групп — рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

■ общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

■ государственные;

■ интересы всего человечества (например, в недопущении ядер­ной войны, экологической катастрофы и др.).

У каждого человека есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия. Различна иерархия интересов у лю­дей. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творчес­кой профессии.

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем раз­вития общества. Однако различие интересов способствует про­грессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагони­стическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, груп­пы, класса, государства и т. д.) и соотносятся с общими интересами. Установка — состояние готовности, предрасположенности субъек­та к активности в определенной ситуации. Ценностные ориента­ции — это политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные прин­ципы поведения. Ценностные ориентации (ЦО) — это важнейший элемент внутренней структуры личности, обеспечивающий устойчи­вость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и инте­ресов. В любом обществе ЦО личности оказываются объектом вос­питания, целенаправленного его воздействия и оптимальным здесь является состояние, когда личность в процессе воспитания выраба­тывает в себе способность правильно понимать соотношение лич­ного и общественного.

Среди всех ролей, выполняемых людьми в обществе, обычно выделяется одна, реализацию которой в соответствующей сфере человек считает для себя главным делом своей жизни. В зависимо­сти от этого различают следующие социальные типы личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и под­вижники.

Для деятелей характерно активное действие и не только как источник существования, но и как средство самовыражения и дос­тижения душевного комфорта. Это земледельцы и ремесленники, рабочие, учителя, врачи, экономисты и т. д.

Второй тип, как известно, составляют мыслители. Их мысли — о судьбах мира, их цели — спасти людей от заблуждений и соблазнов его, сохранить нравственную чистоту людей, уберечь их от угрожаю­щих их жизни последствий цивилизации, наставить человечество на путь добра и истины.

Люди чувств и эмоций — творцы, создатели художественных (в широком смысле) произведений, чаще всего писатели и поэты, опережающие время четко и остро выписанными «художественны­ми образами». К четвертому типу — гуманистов и подвижников относятся люди, которые «чужую боль воспринимают как свою», стремятся облегчить страдания не только «ближних», но и «даль­них», всех людей планеты, независимо от их географического про­живания, пола, возраста, расы, национальности и вероисповедной при­надлежности.

Кроме того, существуют также цивилизационные типы личнос­ти: восточный и западный. Для западной личности характерна оп­ределенная целостность в реакции на различные жизненные ситуа­ции, экспрессивность, склонность к риску, индивидуализм, стремле­ние к новизне, к активному достижению успехов, материального благополучия, недостаточно уважительное отношение к понятиям «мера», «чувство меры».

Для восточного типа личности (например, японской) характер­ны стремления к достижению согласия с людьми, к коллективизму, соблюдению и сохранению традиций, к достижению внутренней ду­шевной гармонии и созерцательности, гармонии с природой, повы­шенная ритуальность, разнообразие действий, строгая предписан-ность реакций в различных ситуациях в отношении к различным людям в строгой зависимости от их статуса: государственного, соци­ального, семейного и т. д. Восточная личность высоко оценивает чувство меры и осознания своей сопричастности с той или иной общностью. В отличие от западной личности, восточной присуща мягкость в общении с окружающими, покой ума и души.

Наконец, выделяют религиозные типы личности в зависимости от их религиозных идеалов.

Христианская личность — это человек, любящий Бога и своих ближних, осознающий свое единство с миром (антропокосмическое единство), свою ответственность за судьбы мира и природы, свою греховность, спасительную миссию Иисуса Христа и выполняющий христианские заповеди.

Личность мусульманина отличает вера в единого Бога Аллаха, он почитает Коран — священную книгу мусульман — и следует заповедям, изложенным в нем, выполняет религиозно-мусульман­ское законодательство, должен вести правильный образ жизни, при­обретать знания, умения и навыки, быть милосердным, помогать бед­ным, вдовам, сиротам, отрицательно относиться к самоубийству, пре­любодеяниям, абортам, применению контрацептивных средств.

В буддистской религии идеалом является Будда (в пер. с сан­скрита — «осененный истиной, совершенный»), провозгласивший че­тыре великие истины. Первая истина гласит: «Жизнь есть страда­ние». Вторая истина указывает, что причиной страданий являются человеческие желания, страсти, стремления к радости. Третья исти­на предписывает путь избавления от страданий — надо избавиться от желаний. Четвертая истина описывает правила спасения от стра­даний: надо иметь правильное суждение, правильное решение, пра­вильную речь, правильную жизнь, правильное стремление, правиль­ное внимание и правильное сосредоточение (отвергается жажда к чувственным наслаждениям, с одной стороны, и путь аскетизма с другой стороны, а надо достичь нирваны — мира вечности без пере­рождений, а значит, без страданий).

Мировоззрение человека

Мировоззрение — это фундамент человеческого сознания. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных ком­понента.

1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира (уни­версальная картина мира — это определенная сумма знаний, накоп­ленных наукой и историческим опытом людей), систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного по­знания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя цен­ности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не толь­ко в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные зна­ния, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формиру­ется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой рас­полагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, по­вторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людь­ми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы зна­ния, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превра­щение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки и готовности действовать.

4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная го­товность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.

Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, на­строения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека — это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

В мировоззрении можно выделить ряд структурных уровней.

Элементарный уровень представляет собой совокупность ми­ровоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складыва­ются и функционируют в обыденном сознании.

Концептуальный уровень включает различные мировоззрен­ческие теории, концепции мира, пространства, времени, общественно­го развития, человека, его деятельности или познания, будущее че­ловечества и т. д.

Методологический уровень — высший уровень мировоззре­ния, включает основные понятия и принципы, составляющие «ядро» мировоззрения. Итак, мировоззрение — сложное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры. Философия созда­ет теоретический уровень мировоззрения человека, общества в це­лом. Мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.009 с.)