![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Качества и социальные типы личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — черты характера, образ мышления и поведения. По качествам, их наличию, развитости различают людей. В значительной мере качества личности формируются под влиянием семьи и общества. В философии выделяются позитивные моральные качества: ■ гуманизм; ■ человечность; ■ честь; ■ совесть; ■ скромность; ■ великодушие; ■ справедливость; ■ верность; И общественно осуждаемые — негативные качества: ■ чванливость; ■ цинизм; ■ грубость; ■ тунеядство; ■ трусость; ■ нигилизм; ■ иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: ■ воля; ■ решительность; ■ мудрость; ■ умения; ■ убеждения; ■ патриотизм. На основе знаний, приобретенных умений формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению — ум. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что называют интеллектом. Знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определить свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребности — это переживаемое и осознаваемое человеком состояние нужды в чем-либо. Потребности могут быть: ■ биологическими (естественными) — в сохранении жизни, питании, размножении и др.; ■ духовными — стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры; ■ материальными — обеспечить достойный уровень жизни; ■ социальными — реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей — важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворения. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Среди интересов выделяются: ■ личные (индивидуальные); ■ групповые; ■ классовые (интересы социальных групп — рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры); ■ общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке); ■ государственные; ■ интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.). У каждого человека есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия. Различна иерархия интересов у людей. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.) и соотносятся с общими интересами. Установка — состояние готовности, предрасположенности субъекта к активности в определенной ситуации. Ценностные ориентации — это политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации (ЦО) — это важнейший элемент внутренней структуры личности, обеспечивающий устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В любом обществе ЦО личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного его воздействия и оптимальным здесь является состояние, когда личность в процессе воспитания вырабатывает в себе способность правильно понимать соотношение личного и общественного. Среди всех ролей, выполняемых людьми в обществе, обычно выделяется одна, реализацию которой в соответствующей сфере человек считает для себя главным делом своей жизни. В зависимости от этого различают следующие социальные типы личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и подвижники.
Для деятелей характерно активное действие и не только как источник существования, но и как средство самовыражения и достижения душевного комфорта. Это земледельцы и ремесленники, рабочие, учителя, врачи, экономисты и т. д. Второй тип, как известно, составляют мыслители. Их мысли — о судьбах мира, их цели — спасти людей от заблуждений и соблазнов его, сохранить нравственную чистоту людей, уберечь их от угрожающих их жизни последствий цивилизации, наставить человечество на путь добра и истины. Люди чувств и эмоций — творцы, создатели художественных (в широком смысле) произведений, чаще всего писатели и поэты, опережающие время четко и остро выписанными «художественными образами». К четвертому типу — гуманистов и подвижников относятся люди, которые «чужую боль воспринимают как свою», стремятся облегчить страдания не только «ближних», но и «дальних», всех людей планеты, независимо от их географического проживания, пола, возраста, расы, национальности и вероисповедной принадлежности. Кроме того, существуют также цивилизационные типы личности: восточный и западный. Для западной личности характерна определенная целостность в реакции на различные жизненные ситуации, экспрессивность, склонность к риску, индивидуализм, стремление к новизне, к активному достижению успехов, материального благополучия, недостаточно уважительное отношение к понятиям «мера», «чувство меры». Для восточного типа личности (например, японской) характерны стремления к достижению согласия с людьми, к коллективизму, соблюдению и сохранению традиций, к достижению внутренней душевной гармонии и созерцательности, гармонии с природой, повышенная ритуальность, разнообразие действий, строгая предписан-ность реакций в различных ситуациях в отношении к различным людям в строгой зависимости от их статуса: государственного, социального, семейного и т. д. Восточная личность высоко оценивает чувство меры и осознания своей сопричастности с той или иной общностью. В отличие от западной личности, восточной присуща мягкость в общении с окружающими, покой ума и души. Наконец, выделяют религиозные типы личности в зависимости от их религиозных идеалов. Христианская личность — это человек, любящий Бога и своих ближних, осознающий свое единство с миром (антропокосмическое единство), свою ответственность за судьбы мира и природы, свою греховность, спасительную миссию Иисуса Христа и выполняющий христианские заповеди. Личность мусульманина отличает вера в единого Бога Аллаха, он почитает Коран — священную книгу мусульман — и следует заповедям, изложенным в нем, выполняет религиозно-мусульманское законодательство, должен вести правильный образ жизни, приобретать знания, умения и навыки, быть милосердным, помогать бедным, вдовам, сиротам, отрицательно относиться к самоубийству, прелюбодеяниям, абортам, применению контрацептивных средств. В буддистской религии идеалом является Будда (в пер. с санскрита — «осененный истиной, совершенный»), провозгласивший четыре великие истины. Первая истина гласит: «Жизнь есть страдание». Вторая истина указывает, что причиной страданий являются человеческие желания, страсти, стремления к радости. Третья истина предписывает путь избавления от страданий — надо избавиться от желаний. Четвертая истина описывает правила спасения от страданий: надо иметь правильное суждение, правильное решение, правильную речь, правильную жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение (отвергается жажда к чувственным наслаждениям, с одной стороны, и путь аскетизма с другой стороны, а надо достичь нирваны — мира вечности без перерождений, а значит, без страданий).
Мировоззрение человека Мировоззрение — это фундамент человеческого сознания. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента. 1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира (универсальная картина мира — это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей), систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи. 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки и готовности действовать. 4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.
Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека — это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем. В мировоззрении можно выделить ряд структурных уровней. Элементарный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании. Концептуальный уровень включает различные мировоззренческие теории, концепции мира, пространства, времени, общественного развития, человека, его деятельности или познания, будущее человечества и т. д. Методологический уровень — высший уровень мировоззрения, включает основные понятия и принципы, составляющие «ядро» мировоззрения. Итак, мировоззрение — сложное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры. Философия создает теоретический уровень мировоззрения человека, общества в целом. Мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 929; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.216.202 (0.013 с.) |