Закон и закономерность. Детерминизми индетерминизм. Волюнтаризм и фатализм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон и закономерность. Детерминизми индетерминизм. Волюнтаризм и фатализм



Закон — существенная, необходимая, устойчивая, повторяющая­ся связь между явлениями.

В макромире наблюдается три типа законов: закон-тенден­ция, закон однозначной детерминации, имеющий место глав­ным образом в технике, и статистический закон— закон больших чисел. В микромире действуют вероятностные законы, обуслов­ленные корпускулярно-волновым строением микрообъектов.

Природа — это не нагромождение случайностей, а сложный миро­вой порядок, в котором через массу случайностей пробивает себе до­рогу необходимость. Иначе говоря, закон действует как тенденция.

Статистические законы позволяют математически более или менее адекватно отразить некоторые объективные особенности массовых явлений. Например, в термодинамике при опреде­лении давления газа некоторого объема невозможно учесть параметры движения каждой частицы газа, поэтому используют усредненное значение, которое оказывается довольно устойчи­вым.

Различают всеобщие, общие и частные законы. Всеобщие за­коны — это законы диалектики, которые имеют универсальный характер. Общими законами являются такие, которые отражают связи, общие для наук о материальной действительности (напри­мер, закон сохранения и превращения энергии является общим для всех природных процессов, но не для ментальных процес­сов). Частные законы присущи лишь отдельным формам движе­ния материи, частным наукам (например, периодический закон Менделеева — химия, закон наследственности и изменчивости — биология).

Различают законы структуры, законы функционирования и за­коны развития.

От законов следует отличать закономерности. Понятие законо­мерности шире понятия закона, поскольку закономерность прояв­ляется в ряде законов. С помощью понятия закономерности выра­жают и общую тенденцию развития, и принципы, законы.

Детерминизм и индетерминизм — противоположные фило­софские концепции, первая из которых провозглашает всеобщность закономерных связей и причинную обусловленность всех явлений действительности, а вторая, напротив, отрицает причинные связи.

Фатализм - мировоззренческая концепция, согласно которой все происходящие в природе процессы и поступки людей предоп­ределены.

Волюнтаризм — философский взгляд, согласно которому в ос­нове развития природы и общества лежит воля человека. Волюнта­ризм противоположен фатализму.

В мире, обществе, жизни человека существуют сложные, перепле­тающиеся причинно-следственные связи, но не являющиеся фатально предопределенными, а зависящие от разнообразных условий.

Диалектика является не единственной теорией о развитии все­го сущего. Наряду с ней существуют и другие философские теории, которые иначе рассматривают процессы развития.

К льтернативам иалектики относятся:

• метафизика;

• «негативная» диалектика;

• софистика;

• эклектика;

• догматизм;

• релятивизм.

Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:

• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохваты-

вающей теорией;

• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Можно выделить следующие отличия метафизики от ди­алектики:

• по вопросу связей старого и нового — если диалектика при­знает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

• по вопросу о причине движения — согласно метафизике, движение не может исходить из самой материи, причиной дви­жения является внешний первотолчок;

• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники

метафизики не видят взаимосвязи между количеством и ка­чеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изме­няется благодаря качеству (то есть само по себе улучшает­ся, ухудшается);

• по вопросу направленности движения, развития — если диа­лектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

• в системе мышления — если диалектический способ мышле­ния сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», то мета­физический опирается на формулы «или — или», «если не то, значит — это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;

• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика — однообразно, по принципу «черное — белое»;

• в отношении к познанию — согласно диалектике, познание есть постепенный и целенаправленный процесс продвиже­ния к абсолютной истине, через последовательное постиже­ние пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике, абсолютную истину можно познать сра­зу с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, но­сящих «умозрительный» характер;

• в отношении к окружающему миру — диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика — состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противопо­ложные теоретические системы осмысления действительности, раз­вития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружа­ющего мира, отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакцион­ная теория. В современной философии (особенно Запада) метафи­зика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалекти­кой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления.

В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей диалектике — так называемая «негативная» диалектика.

«Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся посту­латов общепринятой диалектики. Основоположниками и видными представителями «негативной» диалектики являлись Теодор Адор но (1903-1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).

Можно выделить главные идеи негативной диалектики, отлича­ющие ее от общепринятой диалектики:

• диалектика может быть только «негативной» — критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, ус­тоявшемуся;

• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все кри­тиковать, все отрицать;

• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задержи ваться на месте, перешагивать через все преграды);

• «негативная» (критическая) диалектика не имеет объективно го значения, она имеет отношение только к сознанию, по­скольку все отвергает и критикует только сознание;

• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и под­вергать критике все явления действительности.

Метафизика и «негативная» диалектика являются самостоятель­ными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоя тельными теориями:

• эклектика;

• софистика;

• догматизм;

• релятивизм.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов позна­ния.

Эклектика — построение теоретических истин на основе про­извольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создн ние искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика — выведение из ложных умозаключений, которые не корректно подаются как правильные, нового умозаключения, ложноп > по сути, но воспринимаемого правильным по логической форме.

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышле­нии, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА

Гностицизм и агностицизм

В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания:

• гностицизм;

• агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптими­стично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Древнегреческий философ Кратил считал, что мир непознава­ем в силу постоянного изменения окружающей действительности (пока человек говорит слово, формирует понятие, предмет уже изме­нился, и знания человека становятся ошибочными).

В XVIII веке английский философ Юм считал, что мир непозна­ваем, поскольку человек имеет дело только со своими ощущения­ми, не может выйти за их границы и поэтому даже не знает точно, существует ли внешний мир или нет.

Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, со­гласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе».

Вся история развития человечества показывает, что мир позна­ваем и это является условием создания материальной и духовной культуры, развития наук и техники.

Отличие подходов материалистов и идеалистов к проблеме по­знания в том, что:

• идеалисты считают познание самостоятельной деятельнос­тью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате ко­торого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется:

• на принципах диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, прин­ципы диалектики;

• историзма — рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

• практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

• познаваемости — быть убежденным в самой возможности познания;

• объективности — признавать самостоятельное существова­ние предметов и явлений независимо от воли и сознания человека;

• активности творческого отображения действительности;

• конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Познающим субъектом является человек - существо, наде­ленное разумом и освоившее арсенал познавательных средств, на­копленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры — носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является и окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом назы­вается истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.019 с.)