Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон и закономерность. Детерминизми индетерминизм. Волюнтаризм и фатализмСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Закон — существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями. В макромире наблюдается три типа законов: закон-тенденция, закон однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический закон— закон больших чисел. В микромире действуют вероятностные законы, обусловленные корпускулярно-волновым строением микрообъектов. Природа — это не нагромождение случайностей, а сложный мировой порядок, в котором через массу случайностей пробивает себе дорогу необходимость. Иначе говоря, закон действует как тенденция. Статистические законы позволяют математически более или менее адекватно отразить некоторые объективные особенности массовых явлений. Например, в термодинамике при определении давления газа некоторого объема невозможно учесть параметры движения каждой частицы газа, поэтому используют усредненное значение, которое оказывается довольно устойчивым. Различают всеобщие, общие и частные законы. Всеобщие законы — это законы диалектики, которые имеют универсальный характер. Общими законами являются такие, которые отражают связи, общие для наук о материальной действительности (например, закон сохранения и превращения энергии является общим для всех природных процессов, но не для ментальных процессов). Частные законы присущи лишь отдельным формам движения материи, частным наукам (например, периодический закон Менделеева — химия, закон наследственности и изменчивости — биология). Различают законы структуры, законы функционирования и законы развития. От законов следует отличать закономерности. Понятие закономерности шире понятия закона, поскольку закономерность проявляется в ряде законов. С помощью понятия закономерности выражают и общую тенденцию развития, и принципы, законы. Детерминизм и индетерминизм — противоположные философские концепции, первая из которых провозглашает всеобщность закономерных связей и причинную обусловленность всех явлений действительности, а вторая, напротив, отрицает причинные связи. Фатализм - мировоззренческая концепция, согласно которой все происходящие в природе процессы и поступки людей предопределены. Волюнтаризм — философский взгляд, согласно которому в основе развития природы и общества лежит воля человека. Волюнтаризм противоположен фатализму. В мире, обществе, жизни человека существуют сложные, переплетающиеся причинно-следственные связи, но не являющиеся фатально предопределенными, а зависящие от разнообразных условий. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие философские теории, которые иначе рассматривают процессы развития. К льтернативам иалектики относятся: • метафизика; • «негативная» диалектика; • софистика; • эклектика; • догматизм; • релятивизм. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что: • метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохваты- вающей теорией; • на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике. Можно выделить следующие отличия метафизики от диалектики: • по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое; • по вопросу о причине движения — согласно метафизике, движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок; • по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается); • по вопросу направленности движения, развития — если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития; • в системе мышления — если диалектический способ мышления сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», то метафизический опирается на формулы «или — или», «если не то, значит — это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое; • в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика — однообразно, по принципу «черное — белое»; • в отношении к познанию — согласно диалектике, познание есть постепенный и целенаправленный процесс продвижения к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике, абсолютную истину можно познать сразу с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер; • в отношении к окружающему миру — диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика — состоящим из отдельных вещей и явлений. Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру. Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления. В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей диалектике — так называемая «негативная» диалектика. «Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики. Основоположниками и видными представителями «негативной» диалектики являлись Теодор Адор но (1903-1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980). Можно выделить главные идеи негативной диалектики, отличающие ее от общепринятой диалектики: • диалектика может быть только «негативной» — критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся; • диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать; • новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задержи ваться на месте, перешагивать через все преграды); • «негативная» (критическая) диалектика не имеет объективно го значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание; • отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности. Метафизика и «негативная» диалектика являются самостоятельными, разработанными теориями, противоположными диалектике. Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоя тельными теориями: • эклектика; • софистика; • догматизм; • релятивизм. Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания. Эклектика — построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создн ние искусственных интеллектуальных конструкций. Софистика — выведение из ложных умозаключений, которые не корректно подаются как правильные, нового умозаключения, ложноп > по сути, но воспринимаемого правильным по логической форме. Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА Гностицизм и агностицизм В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: • гностицизм; • агностицизм. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Древнегреческий философ Кратил считал, что мир непознаваем в силу постоянного изменения окружающей действительности (пока человек говорит слово, формирует понятие, предмет уже изменился, и знания человека становятся ошибочными). В XVIII веке английский философ Юм считал, что мир непознаваем, поскольку человек имеет дело только со своими ощущениями, не может выйти за их границы и поэтому даже не знает точно, существует ли внешний мир или нет. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: • сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума); • сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе». Вся история развития человечества показывает, что мир познаваем и это является условием создания материальной и духовной культуры, развития наук и техники. Отличие подходов материалистов и идеалистов к проблеме познания в том, что: • идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума; • материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя. Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется: • на принципах диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики; • историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления; • практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя; • познаваемости — быть убежденным в самой возможности познания; • объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания человека; • активности творческого отображения действительности; • конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях. Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств, накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Объектом познания является и окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением. Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.127 (0.008 с.) |