Человек как объект философского осмысления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как объект философского осмысления



Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, антич­ной философии) проблема человека занимала умы философов. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеоб­щих, присущих всем людям качеств и способностей.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к выс­шим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению дости­жений культуры, высокому уровню социальной (общественной) орга­низации.

Существование отдельных представителей человечества фикси­руется понятием «индивид».

Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода, это совокуп­ность биологических родовых признаков человека (индивидом мы рождаемся). Но подлинным человеком (обладающим сознанием, аб­страктным мышлением, речью, человеческими чувствами, способным к труду) мы становимся под влиянием общества, взаимодействия с другими людьми, под влиянием социальных факторов.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем именно человечес­ких качеств психики и поведения, превращения в личность. Для ха­рактеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность духов­ных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность. Одной из основ­ных характеристик личности является ее автономность, само­стоятельность в принятии решений и ответственность за их вы­полнение.

Человек — это социально-биологическое существо, причем в ус­ловиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, мо­ральных норм социальное начало человека контролирует его био­логическое.

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Толь­ко занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, кото­рое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Индивидуальность — есть совокупность наследственных и приобретенных социальных черт и свойств, которые отличают лю­дей между собой, придают им неповторимость, уникальность.

Но известны случаи, когда люди в раннем детстве жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В та­ких случаях из двух начал, социального и биологического, в че­ловеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораз­дельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Таким образом, человеческая психика и сознание не пере­даются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно в процессе взаимодействия ребенка с другими взрослыми людьми в обществе, в процессе усвоения общечеловеческого опыта.

Человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду. Труд становится главным условием бытия человека.

Специфическим способом жизнедеятельности человека являет­ся не приспособление к природе и собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек, воздействуя на приро­ду, творит мир очеловеченной природы, мир культуры, создает сред­ства для удовлетворения жизненных потребностей как отдельных людей, так и коллективной жизнедеятельности всего общества лю­дей. Поэтому жизнедеятельность человека представляет собой слож­ный процесс:

■ удовлетворения человеческих потребностей;

■ воспроизводства системы общественных отношений, обще­ства как главного условия выживания человека.

Жизнедеятельность индивидов и общества выступают как две взаимосвязанные стороны единого процесса выживания человека.

Человек — это живое, телесное существо, жизнедеятельность ко­торого представляет собой основанный на материальном произ­водстве, осуществляющийся в системе общественных отношений про­цесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздей­ствия на мир и на самого человека для обеспечения его существо­вания, функционирования, развития.

Концепции человека

Концепции человека в философии делятся на две группы:

■ объективистские;

■ субъективистские.

Объективистские концепции рассматривают человека как суще­ство, находящееся в зависимости от объективных законов и принци­пов космоса, природы, общества, исторической необходимости, ми­рового разума — или Бога.

Субъективистские концепции рассматривают человека как су­щество, полностью или в основном автономное и свободное от объек­тивных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, через глубинные сферы внутренней индивиду­альной жизни человека.

Крайности объективистского и субъективистского подходов пре­одолеваются в синтетической концепции человека — «философ­ской антропологии».

Философская антропология — раздел философского зна­ния, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы челове­ка. «Философская антропология — это базисная наука о сущности и сущностном строении человека» (М. Шелер).

Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим качеством для человека и остального органического мира. Но между человеком и осталь­ным животным миром имеется сущностное различие — это разли­чие обусловлено наличием у человека духа. Важнейшие компо­ненты человеческого духа: способность к интеллектуальному по­знанию мира и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер. Личность — это сущностно-необходимая и единственная форма существо­вания духа.

Философ А. Гелен обращает внимание на биологическую не­приспособленность человека (тело человека не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных), и чтобы выжить, человек вынужден стать «действующим существом» (совершать действия, создавать орудия труда, выращи­вать себе пищу и т. п.) Главный принцип существования человека — это процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в осно­ве культуры («второй природы человека») лежит духовное начало. Философ Г. Плесснер считает, что человек отличается от живот­ных «эксцентрической позицией», т. е. человек способен отде­лять свое духовное «Я» от своего физического существования, спо­собен осознавать свою духовную неповторимость, осознавать себя как личность. Базовые законы жизни человека:

1-й закон: «Человек должен сам себя сделать тем, что он есть». Человек может жить, только сам управляя своей жизнью. Это управление он осуществляет на основе создания культуры, твор­чества, принятия ответственных решений.

2-й закон: «Познавательное отношение человека к миру опосредованно его "я", поэтому человек обладает дистанци­ей по отношению к миру». Эмоциональное отношение человека к миру наиболее ярко реализуется в таких сущностных формах самовыражения человека как смех и плач, которые возникают, ког­да человек сталкивается с необъяснимыми ситуациями, на которые неизвестно как надо реагировать. Смех и плач представляют собой проявление физико-духовной сущности человека, в которых физи­ческая реакция теснейшим образом сочетается с духовной основой внутреннего мира личности).

3-й закон: «Закон неукоренности человека в бытии. Неукоренность человека в бытии порождает тревогу, осознание слу­чайности и ничтожности своего существования, поиски такой осно­вы мира, которая не подвержена случайности, является абсолютным бытием, Богом. Религиозность человека выступает как поиск защи­ты и стабильности в Боге, но неукоренность человека в бытии, по­стоянное сомнение и неуверенность распространяются и на идею Бога: человек сомневается и в существовании Бога. Человеку не дано обладать знанием, лишенным сомнения. Он обречен на.бес­конечные поиски устойчивого бытия, истинных знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.162.130.75 (0.008 с.)