Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек как объект философского осмысленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода, это совокупность биологических родовых признаков человека (индивидом мы рождаемся). Но подлинным человеком (обладающим сознанием, абстрактным мышлением, речью, человеческими чувствами, способным к труду) мы становимся под влиянием общества, взаимодействия с другими людьми, под влиянием социальных факторов. Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем именно человеческих качеств психики и поведения, превращения в личность. Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Личность — это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность. Одной из основных характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение. Человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует его биологическое. Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. Индивидуальность — есть совокупность наследственных и приобретенных социальных черт и свойств, которые отличают людей между собой, придают им неповторимость, уникальность. Но известны случаи, когда люди в раннем детстве жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Таким образом, человеческая психика и сознание не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно в процессе взаимодействия ребенка с другими взрослыми людьми в обществе, в процессе усвоения общечеловеческого опыта. Человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду. Труд становится главным условием бытия человека. Специфическим способом жизнедеятельности человека является не приспособление к природе и собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек, воздействуя на природу, творит мир очеловеченной природы, мир культуры, создает средства для удовлетворения жизненных потребностей как отдельных людей, так и коллективной жизнедеятельности всего общества людей. Поэтому жизнедеятельность человека представляет собой сложный процесс: ■ удовлетворения человеческих потребностей; ■ воспроизводства системы общественных отношений, общества как главного условия выживания человека. Жизнедеятельность индивидов и общества выступают как две взаимосвязанные стороны единого процесса выживания человека. Человек — это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития. Концепции человека Концепции человека в философии делятся на две группы: ■ объективистские; ■ субъективистские. Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в зависимости от объективных законов и принципов космоса, природы, общества, исторической необходимости, мирового разума — или Бога. Субъективистские концепции рассматривают человека как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, через глубинные сферы внутренней индивидуальной жизни человека. Крайности объективистского и субъективистского подходов преодолеваются в синтетической концепции человека — «философской антропологии». Философская антропология — раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. «Философская антропология — это базисная наука о сущности и сущностном строении человека» (М. Шелер). Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим качеством для человека и остального органического мира. Но между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие — это различие обусловлено наличием у человека духа. Важнейшие компоненты человеческого духа: способность к интеллектуальному познанию мира и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер. Личность — это сущностно-необходимая и единственная форма существования духа. Философ А. Гелен обращает внимание на биологическую неприспособленность человека (тело человека не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных), и чтобы выжить, человек вынужден стать «действующим существом» (совершать действия, создавать орудия труда, выращивать себе пищу и т. п.) Главный принцип существования человека — это процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры («второй природы человека») лежит духовное начало. Философ Г. Плесснер считает, что человек отличается от животных «эксцентрической позицией», т. е. человек способен отделять свое духовное «Я» от своего физического существования, способен осознавать свою духовную неповторимость, осознавать себя как личность. Базовые законы жизни человека: 1-й закон: «Человек должен сам себя сделать тем, что он есть». Человек может жить, только сам управляя своей жизнью. Это управление он осуществляет на основе создания культуры, творчества, принятия ответственных решений. 2-й закон: «Познавательное отношение человека к миру опосредованно его "я", поэтому человек обладает дистанцией по отношению к миру». Эмоциональное отношение человека к миру наиболее ярко реализуется в таких сущностных формах самовыражения человека как смех и плач, которые возникают, когда человек сталкивается с необъяснимыми ситуациями, на которые неизвестно как надо реагировать. Смех и плач представляют собой проявление физико-духовной сущности человека, в которых физическая реакция теснейшим образом сочетается с духовной основой внутреннего мира личности). 3-й закон: «Закон неукоренности человека в бытии. Неукоренность человека в бытии порождает тревогу, осознание случайности и ничтожности своего существования, поиски такой основы мира, которая не подвержена случайности, является абсолютным бытием, Богом. Религиозность человека выступает как поиск защиты и стабильности в Боге, но неукоренность человека в бытии, постоянное сомнение и неуверенность распространяются и на идею Бога: человек сомневается и в существовании Бога. Человеку не дано обладать знанием, лишенным сомнения. Он обречен на.бесконечные поиски устойчивого бытия, истинных знаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.73 (0.008 с.) |