Творчество Вольтера и его значение.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество Вольтера и его значение.



Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778, Париж) – выдающийся деятель франц. Просвещения. Вслед за Пахсарьян мы будем делить историю франц. литературы на 3 периода:

1. 1690-1720е гг. (акт. формирование поэтики рококо(

2. 1730-60е гг.

3. 1770-90е гг.

Вольтер выходит на сцену во 2 период. Его отец сделал карьеру, будучи нотариусом, а потом чиновником казначейства, приобрел личное дворянство. Вольтер – 5 ребенок. В десятилетнем возрасте Франсуа Мари стал учеником находившейся в ведении иезуитов (как большинство французских школ в то время) коллегии Людовика Великого-среднего учебного заведения, известного своими педагогами. Сознание Франсуа Мари буквально с младенчества начало впитывать в себя идеи французского вольномыслия, которое в конце XVII-начале XVIII в. под именем "либертинаж" было распространено в среде высокообразованных французских аристократов, недовольных всевластием короля и подвергавшихся опале со стороны последнего. Слепой вере в христианское Священное писание и его толкование теологами либертены противопоставили принцип критическо-рационального отношения к религиозным догматам. На место христианских идеалов "святости", ориентировавших на мрачно-аскетический образ жизни, либертены ставили жизнерадостный эпикуреизм. Идеи либертинажа после их соответствующего преобразования могли стать и действительно стали (благодаря Вольтеру в первую очередь) семенами идеологии Просвещения, связав ее, таким образом, с прогрессивным наследием национальной философской мысли XVI-XVII вв.

16-летний В. решил стать писателем – конфликт с отцом. молодой Вольтер, желая получить общественное признание в качестве поэта, посылает на объявленный Академией конкурс благочестиво-верноподданническую "Оду на обет Людовика XIII", написанную по всем правилам классической поэтики. Однако победителем оказывается другой претендент, поскольку ему покровительствовал влиятельный академик. Найдя решение несправедливым, Вольтер обрушился на Академию в сатирической поэме "Трясина", более соответствующей направлению его таланта. Поэма быстро распространялась в рукописных копиях. Вскоре после начала эпохи регентства (1715-1723) Вольтер попадает на 11 месяцев (1717-1718) в главную тюрьму для государственных преступников - печально знаменитую Бастилию. Он был заключен за сочинение сатиры на герцога Филиппа Орлеанского, временно правившего страной при малолетнем короле Людовике XV. В. сделал выводы, нащупал такой плодотворный путь борьбы с феодально-абсолютистским строем, при котором огонь критики направляется не прямо против стоящих у власти лиц, а против господствующих сословий и социальных институтов.

В свою эпоху В. ценился прежде всего как создатель трагедий. В тюрьме – накатал трагедию «Царь Эдип». Лейтмотив – антиклерикализм. Развенчание официально культивируемого пиетета перед духовенством и монархической властью, отрицание их богоданности и священности, утверждение права просвещенных людей критически судить о них на основании своего разума. Эдип" является произведением, знаменующим в мировоззренческом развитии Вольтера важнейший качественный скачок - переход от либертинажа к Просвещению.

Ещё отметим такую фишку. Корнель говорил: «Счастье народа – служить своему королю». А В. переделал: «Счастье короля – служить своему народу».

Вольтер в 1722 г. пишет яркую антиклерикальную поэму " За и против". В 1726-29гг. находился в ссылке в Англии. Там проникся философскими идеями Локка, познакомился с творчеством Шекспира. Признавал гениальность Ш., но утверждал, что «этому гению недостает вкуса и меры».

В Англии – напряженная творческая деятельность. Он перерабатывает и дополняет свою эпическую поэму, усиливая в ней мотив осуждения религиозного фанатизма. Переименованная в "Генриаду", она публикуется в 1728 г. в Лондоне с посвящением английской королеве. И поэме снова сопутствует значительный успех. 4 трагедии; «Заира» (1732г.) – высшее достижение. Пахсарьян говорила, что это наиболее шекспировская пьеса. Герои – христианка Заира и любящий её султан Оросман, действие – в эпоху Крест. походов. Оросман – этакий Отелло, Заира гибнет от его руки. Мораль той басни – трагические последствия религ. нетерпимости.

Наконец, в 1733 г. в Англии под заглавием "Письма об английской нации", а в 1734 г. во Франции под названием "Философские письма" публикуется самое важное сочинение Вольтера этого периода, которое справедливо приобрело репутацию "первой бомбы", брошенной им в "старый порядок". Вольтер сосредоточил почти все свое внимание на тех аспектах английской жизни, тщательно продуманное и обобщенное изображение которых воспринималось французскими читателями как острейшая критика положения в их стране. В первых 7 письмах В. разбирает вопросы религии. Подчеркивает веротерпимость в Англии. Гонениям на гугенотов и янсенистов во Франции "Философские письма" противопоставляли изображение свободного отправления в Англии культа приверженцами любой из многочисленных религиозных сект, мирно сосуществующих с официальной англиканской церковью и между собой. Следующие 4 письма – о политике. Колоссальный успех "Философских писем" объяснялся тем, что в них наряду с острой критикой феодально-абсолютистского строя Франции была развернута также определенная позитивная программа, сформулирован ряд объективно значимых целей, к осуществлению которых следует стремиться в области экономики, политики, культуры.

В 1735г. была написана «Орлеанская девственница» (о ней отдельный вопрос). Издана анонимно. Другие исторические произведения – «История Карла XII», «Век Людовика XIV». По убеждению В., история творится не Богом, а людьми!

Особый жанр– философские повести. Жанр философской повести возник из элементов эссе, памфлета и романа. В философской повести нет непринужденной строгости эссе, нет романного правдоподобия. Задача жанра — доказательство или опровержение какой-либо философской доктрины, поэтому его характерная черта — игра ума.

Немного о фулософских взглядах В. В. полностью разделял локковскую критику учения о врожденных идеях, главными выразителями которого в философии Нового времени были Декарт и Лейбниц. Вольтер считал твердо установленным, что "нет ни врожденных идей, ни врожденных принципов». Сознание, или душа, новорожденного ребенка - это "чистый лист".В. очень ценил открытия Ньютона. Материалист, короче. Я, честно, не знаю, кто такие материалисты. Детеологизация природы. А дальше я ничего не поняла.

Первые попытки создания филос. повести относятся к 1739г. Но там неизвестно что. В 1747г. вышла философская повесть «Задиг, или Судьба». Стилизация под восточную сказку. Задиг – крутой чувак, хочет жениться на первой красавице в Вавилоне, спасает её от похитителей, ранен. Доктора говорят, он ослепнет L Куча несчастий – ищет утешение в фулософии. Он сидит в темнице по ложным наветам, скитается… В конце концов, находит подлинную любовь, становится вавилонским царем. Первая невеста горько раскаивается L Это воплощение раннепросветительских идей о том, что мозя совершенствовать общество. Но тута уже есть нотки сомнения.

В филос. повестях отразилась полемика В. с Паскалем и Лейбницем. В последние годы жизни П. примкнул к янсенизму. П. полагал, что природа человека испорчена. бренное тело оживлено бессмертной душой. Фундаментальный тезис паскалевской антропологии - "ничтожество" человека. Оно выражается в том, что, согласно Паскалю, человек из-за фатальной ограниченности своих познавательных способностей не в состоянии постичь ни Вселенную как определенную целостность, ни каждую отдельную вещь в ней. Вольтер в полемике с Паскалем делает упор на то, что, несмотря на известную ограниченность познавательных способностей человека, он в настоящее время все же очень многое знает и границы его знаний постоянно расширяются, а это не дает оснований говорить о его "ничтожестве".

Но, отвергая пессимизм паскалевской антропологии, Вольтер никогда не закрывал глаза на омрачающие человеческую жизнь страдания и несчастья, подводимые под понятие "зло". На рубеже XVII-XVIII вв. Лейбниц и ряд английских деистов выдвинули новые варианты теодицеи, базирующиеся на "теории оптимизма", согласно которой Вселенная устроена богом так, что в ней всякое наблюдаемое зло каким-то образом уравновешивается, компенсируется, а в конечном счете даже обязательно перекрывается следующим за ним благом. Так что для человека по милости провидения все в итоге устраивается к лучшему и испытываемое им зло - это неприятная, но необходимая предпосылка счастья.

В. относился к «теории оптимизма критически. В 1756г. он написал философскую поэму «О Лиссабоне», (посв. Лиссабонскому землетрясению 1755г.) где опровергает тезис «Все благо». Завершающий и самый сильный удар по "теории оптимизма" (в ее лейбницевском варианте) Вольтер нанес в философской повести "Кандид" (1759), где сатирическими средствами разоблачалась несостоятельность положения о том, что "отдельные несчастья создают общее благо, так что, чем больше частных несчастий, тем лучше все в целом".

С 1755 г. Вольтер начал активно сотрудничать в возглавлявшейся Дидро знаменитой "Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел", которая своим апофеозом разума и созидательной деятельности человека внесла крупнейший вклад в борьбу с феодально-клерикальной идеологией.

Идеологический штурм феодально-абсолютистской системы, развернутый просветителями в 60-х гг., был направлен своим острием против ее клерикального компонента. Воинствующую римско-католическую церковь Вольтер окрестил "гадиной" (l'infame) и считал ее ответственной едва ли не за все пороки названной системы. Знаменитое высказывание В. – «Раздавите гадину!»

Последнюю трагедию В. писал накануне смерти. "Агафокл" (1778) прославляла свержение тирана античных Сиракуз и установление в этом городе-государстве республиканского строя. Ее лейтмотивом являются слова: "Свобода, свобода, ты всегда была священна!". В годы революции Вольтер наряду с Руссо был признан одним из ее "отцов", и его прах по решению Учредительного собрания был 10 июля 1791 г. доставлен в Париж, где помещен в созданный тогда Пантеон великих людей Франции.

Источники:

· Кузнецов В.Н. Вольтер

· лекции Пахсарьян



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.006 с.)