Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество Вольтера и его значение.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778, Париж) – выдающийся деятель франц. Просвещения. Вслед за Пахсарьян мы будем делить историю франц. литературы на 3 периода: 1. 1690-1720е гг. (акт. формирование поэтики рококо( 2. 1730-60е гг. 3. 1770-90е гг. Вольтер выходит на сцену во 2 период. Его отец сделал карьеру, будучи нотариусом, а потом чиновником казначейства, приобрел личное дворянство. Вольтер – 5 ребенок. В десятилетнем возрасте Франсуа Мари стал учеником находившейся в ведении иезуитов (как большинство французских школ в то время) коллегии Людовика Великого-среднего учебного заведения, известного своими педагогами. Сознание Франсуа Мари буквально с младенчества начало впитывать в себя идеи французского вольномыслия, которое в конце XVII-начале XVIII в. под именем "либертинаж " было распространено в среде высокообразованных французских аристократов, недовольных всевластием короля и подвергавшихся опале со стороны последнего. Слепой вере в христианское Священное писание и его толкование теологами либертены противопоставили принцип критическо-рационального отношения к религиозным догматам. На место христианских идеалов "святости", ориентировавших на мрачно-аскетический образ жизни, либертены ставили жизнерадостный эпикуреизм. Идеи либертинажа после их соответствующего преобразования могли стать и действительно стали (благодаря Вольтеру в первую очередь) семенами идеологии Просвещения, связав ее, таким образом, с прогрессивным наследием национальной философской мысли XVI-XVII вв. 16-летний В. решил стать писателем – конфликт с отцом. молодой Вольтер, желая получить общественное признание в качестве поэта, посылает на объявленный Академией конкурс благочестиво-верноподданническую "Оду на обет Людовика XIII", написанную по всем правилам классической поэтики. Однако победителем оказывается другой претендент, поскольку ему покровительствовал влиятельный академик. Найдя решение несправедливым, Вольтер обрушился на Академию в сатирической поэме "Трясина", более соответствующей направлению его таланта. Поэма быстро распространялась в рукописных копиях. Вскоре после начала эпохи регентства (1715-1723) Вольтер попадает на 11 месяцев (1717-1718) в главную тюрьму для государственных преступников - печально знаменитую Бастилию. Он был заключен за сочинение сатиры на герцога Филиппа Орлеанского, временно правившего страной при малолетнем короле Людовике XV. В. сделал выводы, нащупал такой плодотворный путь борьбы с феодально-абсолютистским строем, при котором огонь критики направляется не прямо против стоящих у власти лиц, а против господствующих сословий и социальных институтов. В свою эпоху В. ценился прежде всего как создатель трагедий. В тюрьме – накатал трагедию «Царь Эдип». Лейтмотив – антиклерикализм. Развенчание официально культивируемого пиетета перед духовенством и монархической властью, отрицание их богоданности и священности, утверждение права просвещенных людей критически судить о них на основании своего разума. Эдип" является произведением, знаменующим в мировоззренческом развитии Вольтера важнейший качественный скачок - переход от либертинажа к Просвещению. Ещё отметим такую фишку. Корнель говорил: «Счастье народа – служить своему королю». А В. переделал: «Счастье короля – служить своему народу». Вольтер в 1722 г. пишет яркую антиклерикальную поэму " За и против". В 1726-29гг. находился в ссылке в Англии. Там проникся философскими идеями Локка, познакомился с творчеством Шекспира. Признавал гениальность Ш., но утверждал, что «этому гению недостает вкуса и меры». В Англии – напряженная творческая деятельность. Он перерабатывает и дополняет свою эпическую поэму, усиливая в ней мотив осуждения религиозного фанатизма. Переименованная в "Генриаду", она публикуется в 1728 г. в Лондоне с посвящением английской королеве. И поэме снова сопутствует значительный успех. 4 трагедии; «Заира» (1732г.) – высшее достижение. Пахсарьян говорила, что это наиболее шекспировская пьеса. Герои – христианка Заира и любящий её султан Оросман, действие – в эпоху Крест. походов. Оросман – этакий Отелло, Заира гибнет от его руки. Мораль той басни – трагические последствия религ. нетерпимости. Наконец, в 1733 г. в Англии под заглавием "Письма об английской нации", а в 1734 г. во Франции под названием "Философские письма" публикуется самое важное сочинение Вольтера этого периода, которое справедливо приобрело репутацию "первой бомбы", брошенной им в "старый порядок". Вольтер сосредоточил почти все свое внимание на тех аспектах английской жизни, тщательно продуманное и обобщенное изображение которых воспринималось французскими читателями как острейшая критика положения в их стране. В первых 7 письмах В. разбирает вопросы религии. Подчеркивает веротерпимость в Англии. Гонениям на гугенотов и янсенистов во Франции "Философские письма" противопоставляли изображение свободного отправления в Англии культа приверженцами любой из многочисленных религиозных сект, мирно сосуществующих с официальной англиканской церковью и между собой. Следующие 4 письма – о политике. Колоссальный успех "Философских писем" объяснялся тем, что в них наряду с острой критикой феодально-абсолютистского строя Франции была развернута также определенная позитивная программа, сформулирован ряд объективно значимых целей, к осуществлению которых следует стремиться в области экономики, политики, культуры. В 1735г. была написана «Орлеанская девственница» (о ней отдельный вопрос). Издана анонимно. Другие исторические произведения – «История Карла XII», «Век Людовика XIV». По убеждению В., история творится не Богом, а людьми! Особый жанр – философские повести. Жанр философской повести возник из элементов эссе, памфлета и романа. В философской повести нет непринужденной строгости эссе, нет романного правдоподобия. Задача жанра — доказательство или опровержение какой-либо философской доктрины, поэтому его характерная черта — игра ума. Немного о фулософских взглядах В. В. полностью разделял локковскую критику учения о врожденных идеях, главными выразителями которого в философии Нового времени были Декарт и Лейбниц. Вольтер считал твердо установленным, что "нет ни врожденных идей, ни врожденных принципов». Сознание, или душа, новорожденного ребенка - это "чистый лист". В. очень ценил открытия Ньютона. Материалист, короче. Я, честно, не знаю, кто такие материалисты. Детеологизация природы. А дальше я ничего не поняла. Первые попытки создания филос. повести относятся к 1739г. Но там неизвестно что. В 1747г. вышла философская повесть «Задиг, или Судьба». Стилизация под восточную сказку. Задиг – крутой чувак, хочет жениться на первой красавице в Вавилоне, спасает её от похитителей, ранен. Доктора говорят, он ослепнет L Куча несчастий – ищет утешение в фулософии. Он сидит в темнице по ложным наветам, скитается… В конце концов, находит подлинную любовь, становится вавилонским царем. Первая невеста горько раскаивается L Это воплощение раннепросветительских идей о том, что мозя совершенствовать общество. Но тута уже есть нотки сомнения. В филос. повестях отразилась полемика В. с Паскалем и Лейбницем. В последние годы жизни П. примкнул к янсенизму. П. полагал, что природа человека испорчена. бренное тело оживлено бессмертной душой. Фундаментальный тезис паскалевской антропологии - "ничтожество" человека. Оно выражается в том, что, согласно Паскалю, человек из-за фатальной ограниченности своих познавательных способностей не в состоянии постичь ни Вселенную как определенную целостность, ни каждую отдельную вещь в ней. Вольтер в полемике с Паскалем делает упор на то, что, несмотря на известную ограниченность познавательных способностей человека, он в настоящее время все же очень многое знает и границы его знаний постоянно расширяются, а это не дает оснований говорить о его "ничтожестве". Но, отвергая пессимизм паскалевской антропологии, Вольтер никогда не закрывал глаза на омрачающие человеческую жизнь страдания и несчастья, подводимые под понятие "зло". На рубеже XVII-XVIII вв. Лейбниц и ряд английских деистов выдвинули новые варианты теодицеи, базирующиеся на " теории оптимизма ", согласно которой Вселенная устроена богом так, что в ней всякое наблюдаемое зло каким-то образом уравновешивается, компенсируется, а в конечном счете даже обязательно перекрывается следующим за ним благом. Так что для человека по милости провидения все в итоге устраивается к лучшему и испытываемое им зло - это неприятная, но необходимая предпосылка счастья. В. относился к «теории оптимизма критически. В 1756г. он написал философскую поэму «О Лиссабоне», (посв. Лиссабонскому землетрясению 1755г.) где опровергает тезис «Все благо». Завершающий и самый сильный удар по "теории оптимизма" (в ее лейбницевском варианте) Вольтер нанес в философской повести "Кандид" (1759), где сатирическими средствами разоблачалась несостоятельность положения о том, что "отдельные несчастья создают общее благо, так что, чем больше частных несчастий, тем лучше все в целом". С 1755 г. Вольтер начал активно сотрудничать в возглавлявшейся Дидро знаменитой "Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел", которая своим апофеозом разума и созидательной деятельности человека внесла крупнейший вклад в борьбу с феодально-клерикальной идеологией. Идеологический штурм феодально-абсолютистской системы, развернутый просветителями в 60-х гг., был направлен своим острием против ее клерикального компонента. Воинствующую римско-католическую церковь Вольтер окрестил "гадиной" (l'infame) и считал ее ответственной едва ли не за все пороки названной системы. Знаменитое высказывание В. – «Раздавите гадину!» Последнюю трагедию В. писал накануне смерти. "Агафокл" (1778) прославляла свержение тирана античных Сиракуз и установление в этом городе-государстве республиканского строя. Ее лейтмотивом являются слова: "Свобода, свобода, ты всегда была священна!". В годы революции Вольтер наряду с Руссо был признан одним из ее "отцов", и его прах по решению Учредительного собрания был 10 июля 1791 г. доставлен в Париж, где помещен в созданный тогда Пантеон великих людей Франции. Источники: · Кузнецов В.Н. Вольтер · лекции Пахсарьян
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.007 с.) |