Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности эпистолярного просветительского романа Монтескье.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из зачинателей просветительского движения во Франции был Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), французский философ и литератор, автор блестящих работ по различным проблемам науки, политики, философии и романа «Персидские письма» - «подлинного манифеста эпохи Просвещения», по словам одного из зарубежных ученых. Немного биографии Монтескье родился в замке Ла Бред близ Бордо, в семье Жака де Секонда, барона де Ла Бред. Получил образование в духовном училище - коллеже ораторианцев в Жюйи, а затем, как и приличествовало выходцу из парламентского "дворянства мантии", начал изучать право в Бордоском университете и стал адвокатом в 1708 году. После смерти отца в 1713 году Монтескье получил пост советника (или судьи) в парламенте Бордо. Вскоре он женился, был избран членом Бордоской академии и после смерти дяди в 1716 получил титул барона де Монтескье и наследственный пост заместителя председателя парламента Бордо (до революции парламентом во Франции назывался высший судебный, а не законодательный, как в Англии, орган). Монтескье, однако, мало интересовала карьера профессионального юриста. Поэтому десять лет спустя, в 1726 году, он с радостью продал свою должность, что вполне соответствовало принятым в то время обычаям. Завоевав симпатии широкой читающей публики в 1721году живой сатирой на французское общество – «Персидскими письмами» (Les Lettres persanes), в 1728 году Монтескье был избран членом Французской академии (после некоторых колебаний академиков). В том же году он отправился в путешествие по Австрии, Италии, небольшим германским княжествам вдоль Рейна, Голландии. Большое значение имело его пребывание в течение полутора лет в Англии. Вся жизнь Монтескье была посвящена почти целиком чтению, размышлениям и медленной, тщательной работе над своими сочинениями. Истощенный многолетними исследованиями и сочинительством, почти слепой от катаракты, однако завоевавший славу и закончивший свой великий труд, Монтескье умер в Париже 10 февраля 1755. Персидские письма Наиболее значительное из художественных произведений Монтескье — «Персидские письма», которые он заканчивает в 1720 году и анонимно издает в следующем году. В них использован восточный антураж, который автор позаимствовал из изданного незадолго перед тем перевода Антуаном Галланом «Тысячи и одной ночи» и из описаний путешествий по Ближнему Востоку Ж. Тавернье и Ж. Шардена. Развлечения сиамца в Париже Ч. Дюфрена привлекли внимание философа к ценному литературному приему - "наблюдениям иностранца". Однако Монтескье превзошел всех своих предшественников. "Напишите мне что-нибудь вроде «Персидских писем»”, взывал впоследствии некий парижский издатель к молодым авторам. Несмотря на все попытки имитации работы Монтескье, появление Турецких писем, Перувианских писем, Ирокезских писем не имело того успеха, который имели «Персидские письма». Восточная тематика — это способ оценки «природы вещей», выхода за национальные границы, способ познания путем сравнения. «Природа вещей», суть общества и суть человека вскрываются в прямом и контрастном соотнесении Востока и Запада, который осуществляет Монтескье. Сюжет романа развертывается следующим образом: богатый и знатный Узбек и его друг Рика отправляются в Европу, чтобы познакомиться с чуждыми им нравами и культурой. На родине Узбек оставляет друзей, роскошный сераль, загородные дома и прекрасных жен, содержащихся в гареме под неусыпным и жестоким наблюдением евнухов. В письмах Узбека, его друзей, евнухов и жен перса раскрывается содержание романа. Такая форма повествования (эпистолярная) давала автору большую свободу, так как ему приходилось касаться весьма острых политических вопросов и необходимо было в какой-то степени обмануть бдительность королевской цензуры, облечь тенденциозное политическое выступление в легкую и привлекательную переписку «дикарей», обменивающихся мнениями о европейской цивилизации. Также письма — это род эссеистики и публицистики, очень «просветительский» по своим возможностям род литературной деятельности. Персы Монтескье - это «простаки», это наивное, «природное» сознание, которое призвано оценить французское — и в целом западное — общество, наблюдая его со стороны. «Простак», естественно, все видит лучше, поскольку он неискушен, его задевает и возбуждает все, что примелькалось и стало привычным. Персы в «Персидских письмах»— подлинные просветители. Они, во-первых, познают, наблюдают — в этом их функция и задача их символического странствия. Во-вторых, они наблюдают «нравы» и «законы». Настоящее их явно не удовлетворяет, оно слишком далеко от совершенства и от той естественности, которая все время присутствует в романе как способ оценки общества. «Простаки», «естественные» люди (ибо Восток — это «божественное невежество»), считают, что превыше всего должна быть добродетель, что ценнее всего справедливость и сердце — «гражданин всех стран». Утопическое общество равных, добродетельных людей несколько уточняется теми рассуждениями «простаков», в которых обрисовываются социальные контуры идеала Монтескье: это просвещенная «добродетельная» монархия с преуспевающей экономикой, процветающей торговлей и довольным своей жизнью народом. Идея и форма книги не были оригинальны во времена Монтескье, однако смысл его произведения выходит далеко за рамки лукавого ориентализма или приключенческого романа. Под прикрытием фривольного авантюрного романа – начинающегося со страданий разлученных влюбленных, продолжающегося в описании всей ярости борющихся страстей и завершающегося кровавой местью, – скрывается памфлет политической и моральной сатиры. В «Письмах» чуждый персам быт разлагающегося высшего света Франции противопоставлен праздной и чувственной жизни персидских гаремов с их знойными стихийными страстями. Сатирико-публицистический элемент чередуется здесь с гедонистическим, серьезные политические тирады — с сладострастными картинками в quasi-восточном духе. Зачастую остроумие и ирония Монтескье превращаются в злую сатиру. Он уже научился писать в характерной энергичной и лаконичной манере. "Дворянство дают только за сидение в кресле", - пишет перс Рика, издеваясь над модным бездельем европейской аристократии (Письмо 78). В «Персидских письмах» нападкам подвергаются также религиозные войны, инквизиция, папа римский, абсолютная монархия Людовика XIV и фиаско, которое потерпел Джон Ло в проведении т. н. плана Миссисипи. Монтескье, заметил Вольтер, "сам мыслит и заставляет мыслить других". Композиционно книга строится в двух планах: с одной стороны, деспотическая Персия, с другой – монархическая Франция. Монтескье выступает с критикой обоих планов, противопоставляя им просветительские идеалы. Он отрицает деспотию, поскольку в ней все подчинено одному человеку, которому остальные служат и телом, и душой. При этом деспотизм развращает и самих рабов, подавляет свободное развитие индивидуальных черт их характера. Страстным обвинением деспотизма и горячей защитой естественных и священных прав человека является письмо Роксаны к Узбеку, которой завершает роман. Она пишет: «Нет, я могла жить в неволе, но всегда была свободна: я заменила твои законы законами природы, и ум мой всегда сохранял независимость». В этих словах – столь дорогой Монтескье просветительский идеал естественного человека. Не менее обстоятельно обличает Монтескье и монархию с позиции идеолога капитализирующегося французского дворянства. Критика монархии Людовика XIV и его преемников со всеми политическими, религиозными и бытовыми язвами старого режима — одна из основных задач «Персидских писем». Гарем на фоне европейской цивилизации есть воплощенное в живых картинах варварство, символ той дикости человеческого прошлого, которая должна быть преодолена мощью просвещения и цивилизации. Гарем — это надругательство и над природой человека, и над его гражданскими правами. Гарем — аналогия деспотического государства. Его разложение к концу романа — параллель тому процессу разложения феодальной деспотии, которое Монтескье считает закономерным. Но автор в своем произведении не останавливается лишь на критике политических режимов. В письме XXIX дается уничтожающая характеристика католической церкви, папе, ее верховному владыке, епископам, церковным законникам. Их функции сводятся к разрешению верующим нарушать законы за соответствующие денежные взносы. Такова же и функция папы – «старого идола, которому кадят по привычке». Монтескье в письмах своих героев совершает подчас экскурсы в историю, рассуждает о правах народов; касается он и искусства, и литературы, разбирает деятельность Французской академии, которую описывает как громоздкое учреждение, где процветает болтовня и страсть к панегирикам, полным аллегорий, метафор и антитез. Благодаря чему «Персидские письма» - некое раннее подобие «Духа законов», т. е. энциклопедический свод сведений и мнений по самым различным вопросам. Письма, не связывая никаким сюжетом, предоставили возможность добавлять все новые и новые эпизоды, зарисовки, размышления и выполнить ту задачу, которую считал главной просветитель Монтескье, попытавшийся рассмотреть и критически оценить «природу вещей». Таким образом, роман Монтескье — один из вариантов нравоописательного романа первой половины XVIII в., близкий Лесажу, с теми же выводами относительно мошенничества, несправедливости, шарлатанства, ставшими приметой нравов. Источники: 1. История французской литературы (под редакцией Андреева, Косикова) 2. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков (под редакцией Артамонова) 3. Мокульский С. Шарль-Луи Монтескье
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.147 (0.009 с.) |