Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Французская моралистическая проза.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Французская моралистическая проза. Общая характеристика. К числу писателей-моралистов прежде всего относят Франсуа де Ларошфуко, Блеза Паскаля, Жана де Лабрюйера, а также Люка де Клапье де Вовенарга, Никола-Себастьена де Шамфора и Антуана де Ривароля. Французская литература XVII — XVIII вв. демонстрирует глубокий интерес к моральной стороне человеческого существа. Во многих высказываниях моралистов присутствуют такие слова, как «должны», «не должны», «следует», «будем же», «совершенствоваться» и т. д. Они звучат, как призыв к читателям работать над собой, что позволяет нам рассматривать данные рассуждения в ключе императивного речевого жанра. «Коммуникативная цель императивного речевого жанра состоит в том, чтобы вызвать осуществление особого поступка в социальной сфере, предусмотренного этикетом данного общества» Произведения, вышедшие из-под пера моралистов, сочетают в себе дидактические и художественные элементы: дидактический элемент вкраплен в художественную ткань произведения. Их сочинения носят разные названия: максимы и размышления (Ларошфуко), характеры (Лабрюйер), мысли (Паскаль), афоризмы (Шамфор) и т. д. Несмотря на разные исторические эпохи, условия идейного и культурного развития вышеупомянутых авторов объединяют поставленные нравственные проблемы. Суждения их имеют общезначимый и общечеловеческий характер, поэтому многие из них остаются актуальными и в наши дни. В научной литературе указывается, что доминантой XVII в. становится наука, а в образовании появляется идея природосообразного воспитания. Наука и образование становятся средством обновления общества, в том числе и морального. Французские философы и ученые видят в природе совершенный механизм, доступный постижению разума и призывают к самостоятельному осмыслению не только окружающей среды, но и собственных поступков. Распространению новых идей в обществе способствовали и писатели-моралисты. Ф. де Ларошфуко (1613 – 1680) «Максимы». Этот знатный дворянин может по праву считаться мэтром современной литературы. Франсуа VI, герцог де Ларошфуко, принц де Марсийяк, повзрослел очень рано, поскольку в пятнадцать лет женился, в шестнадцать участвовал в войне и тогда же дебютировал при дворе и в Отеле Рамбуйе. Во времена регентства он выступает против Ришелье, затем входит во Фронду. Разочаровавшись в своих надеждах, он в 1652 г. удаляется в свое поместье и пишет «Мемуары», которые выйдут в свет в 1662 г. В 1665 г. он возобновляет светскую жизнь в салонах и публикует свои «Размышления, или Моральные изречения и максимы». Это превосходно принятое произведение будет неоднократно публиковаться вплоть до посмертного издания 1693 г. Последние годы жизни Ларошфуко были омрачены болезнью и беспомощным состоянием. Все подготовило Ларошфуко к тому, чтобы он стал суровым моралистом Великого века: светский опыт, социальные и политические иллюзии, безжалостная трезвость мысли, а кроме того, аристократически высокомерный ум склоняли его к назидательной демонстрации. Тон разочарованного пессимиста задается эпиграфом: «Наши добродетели чаще всего являются замаскированными пороками». В произведении содержится ряд блистательных афоризмов, основанных на парадоксе, иронии, обобщении, метафоре. Человек описывается безо всяких иллюзий, что обучает читателя смирению. Ларошфуко упрекали в вечном пессимизме, категорическом лаконизме, забывая, что максима является светским жанром, предназначенным развлекать, удивлять, провоцировать, свидетельством чему являются несколько примеров. Милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика, цель которой – завоевать любовь народа. (15) Ум всегда в дураках у сердца.(102). Уклонение от похвалы – это просьба повторить ее (149). Лицемерие – это дань уважения, которую порок платит добродетели (218) Смирение – это угодный богу алтарь для наших жертвоприношений (537) В книге Ф. де Ларошфуко «Максимы» легко угадывается позиция человека, разочарованного в жизни и скептически настроенного. По его мнению, в основе большинства поступков людей лежат два качества: себялюбие и своекорыстие. К этому он добавляет жажду славы, боязнь позора, погоню за богатством, желание устроить жизнь легко и приятно, стремление унизить других. Ларошфуко полагает, что общество строится на двуличии. Пороки, по его мнению, входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств. Но в человеке содержится противоядие, способное ослаблять действие порока, противоядие это — благоразумие. Писатель призывает: «Нужно от всей души прощать приятелям их недостатки, если они заложены самой природой и невелики в сравнении с достоинствами. Нам не только не следует судить эти изъяны, но и замечать их. Попытаемся вести себя так, чтобы люди сами увидели свои дурные качества и, исправившись, считали это своей собственной заслугой». В рассуждениях Ларошфуко можно проследить возрастную периодизацию в нравственном развитии человека. Дети милы, потому что ни в чем не отступают от своей природы, ибо другого поведения и другой манеры держаться они еще не знают. Детское подражание взрослым ведет к развитию неуверенности и фальши. По отроческим склонностям можно судить, в чем заключаются слабости человека и что приведет к падению его тело и душу. Но воспитание молодых людей обычно сводится только к поощрению их врожденного себялюбия. Искусства и науки, приобретенные качества украшают всех людей, но они «должны гармонировать с нашими собственными, лишь в этом случае они будут непременно развиваться и совершенствоваться». Блез Паскаль (1623 – 1662) Изобретатель счетной машины, наручных часов, гидравлического пресса, омнибуса не был литератором. Паскаль, которого Шатобриан назовет «ужасным гением», является прежде всего ученым, сформировавшимся удивительно рано и отличавшимся незаурядным умом, необыкновенной любознательностью. Именно научные пристрастия и дарования пробудили у него интерес к богословским вопросам (он пытался примирить чудо веры и опыт разума) и заставили посвятить себя литературе. «Литературная часть» творчества Паскаля мала, к тому же она зачастую незакончена или уничтожена. За исключением научных произведений, большая часть оставшихся фрагментов опубликована посмертно: различные письма (Кристине Шведской, например), рассуждения (о «Любовных страстях», «Обращении грешника», «Раскаянии», «Полезном опыте болезней», трактаты, например «Дух геометрии»). Так же обстоит дело и с наброском «Апологии христианской религии», которая впоследствии получит название «Мысли». «Мысли» (1670) После безвременной смерти Паскаля его близкие обнаружили девятьсот пятьдесят восемь фрагментов, записанных на больших листах и собранных в двадцать семь пачек. Сначала были изданы две копии, затем, в 1670 г., в Пор-Рояле материалы были подвергнуты цензурной обработке и опубликованы. В 1711 г. племянник писателя, аббат Луи Перье, наклеил оригинальные фрагменты на картон и переплел их в книгу. Этот «Изначальный сборник» послужил исходным образцом для будущих издателей. Бруншвиг (1904) расположил фрагменты по собственному разумению, Николя Шевалье (французский гравёр и археолог) и особенно Лафюма (1948) предпочли изначальный порядок в расположении четырехсот фрагментов, разделенных на двадцать семь частей, и попытались классифицировать пятьсот двадцать дополнительных фрагментов. Паскаль хотел, чтобы его «Апология» развивалась в той последовательности, которая была определена двадцатью семью пачками заметок. После вступления, рассказывающего о замысле произведения («Порядок»), они делятся на две большие части: описание человека без Бога – одновременно антропологический и богословский анализ (2 - 10, «Тщеславие», «Страдание», «Скука», «Смысл действий», «Величие», «Развлечение» и т. д.). Затем в середине («В. П. Р.» - в Пор-Рояль, 11) происходит переход к собственно апологической части, доказывающей необходимость религии, превосходство христианской модели, истинность и прочность ее основ («Начало», «Ложность других религий», «Сделать религию приятной», «Раввинат» и т. д.,12–25). И, наконец, заключение (26-27) прославляет счастье обращенного, который согласится принять Бога и любить его. Сила риторики. Чтобы обратить неверующего, нужно обладать способностью к убеждению. Благодаря сочетанию геометрического склада ума (языка разума) и проницательности (голос чувств) можно понять и объяснить мир: «Проницательность является частью здравого смысла, геометрия – частью разума». Другие «мысли» основаны на красноречии и искусстве диалектики, ресурсы которых умело использует сам Паскаль. Обманчивые силы. В своих поисках истины человек вводится в заблуждение силами, которые Паскаль объединяет под названием «воображение» а также «тщеславие». Таковы самолюбие, обычаи, мнение и т. п. Пользуясь выводами Монтеня, апологет становится психологом и социологом, чтобы описать вред воображения. «господина заблуждений и ошибок». Двойственное существо. Человек разрывается между противоречивыми устремлениями. Он одолеваем своей слабостью и спасается благодаря своему разуму: «Человек – лишь тростник, но тростник мыслящий». Узник собственных тревог, он предпочитает «развлекаться», чтобы забыть свое состояние. Сомневающийся во всем, он безропотно покоряется беззаконию, считая его правосудием: «Доброе правосудие подобно пограничной реке: правда находится по одну сторону Пиренеев, ложь – по другую». Нищета метафизики. В своем неограниченном тщеславии человек полагает себя центром вселенной, в то время как является ее малой составляющей: «Ничто по отношению к бесконечности; все по отношению к ничто, середина между ничем и всем». Подобная трагическая ситуация должна побудить его смиренно покориться и согласиться признать существование Бога. Тайна Бога. Чтобы исполнить свое предназначение, «Апология» должна привести доказательства существования Бога и превосходства христианской религии. Изучение пророчеств, возвещенных Евангелием, пример Иисуса Христа, мессии и искупителя, позволяют преодолеть мрак невежества и найти «скрытого Бога»: «Довольно света, чтобы озарить избранных, и довольно тьмы, чтобы их усмирить». Деление мира на три «ордена» позволяет решить человеческие противоречия и понять божественное послание. Над орденом плоти (сфера материи и насилия) доминирует орден разума (мысль и наука) и орден милосердия (блаженство и любовь). «Мысли» - книга, не поддающаяся никакой классификации, книга уникальная и незавершенная. Это свод размышлений и аргументов, способных внушить читателю достаточно страха, чтобы тот принял учение католицизма. Здесь перечислены также качества «порядочного человека» того времени, которые воплощены в самом Паскале: тонкое изящество художника (примером чему является стиль) сочетается в нем с морализаторством (его афоризмы отпечатываются в памяти) и пылкой верой (оказывающей влияние на других). Блез Паскаль демонстрирует удивительную психологическую проницательность в суждениях о человеке. Прежде всего, он отмечает двойственную природу человека, который хочет быть великим, совершенным и счастливым, но находит себя полным несовершенств, убеждается, что недостатки его заслуживают лишь отвращения и ненависти, а потому чувствует себя малым и несчастным. В тексте «Мыслей» неоднократно подчеркивается, что самая низкая черта в человеке, но вместе с тем и величайший признак его превосходства — это искание славы. Тщеславие прочно укоренилось в сердце человека. Люди не довольствуются объективным мнением о себе, поэтому выдают желаемое за действительное. Второй момент, на который автор обращает наше внимание, — постоянное стремление человека к счастью. Под счастьем понимается наполненность человеческой жизни суетой, т. е. развлечениями, играми, продвижением по карьерной лестнице, войнами и т. д., в зависимости от социальной принадлежности и возраста. И все это с целью избежать мрачных мыслей о старости, болезнях, проблемах и т. д., которые накатывают на нас, как только мы остаемся на какое-то время наедине с собой. Суета развлекает нас и не дает места столь неприятным мыслям. Однако тайный инстинкт внушает человеку, что счастье заключается только в покое. Согласно Паскалю, человек мечется всю жизнь между этими крайностями. Однако главное достоинство человека заключается в мысли, а не в пространстве и продолжительности, следовательно, мы должны стараться хорошо мыслить. «Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности», — заключает автор. Рассуждая о природе человека, Паскаль затрагивает проблему нравственного воспитания. На людей с детства возлагается обязанность заботиться о своей чести и имуществе, а также об имуществе и чести их друзей. Детям внушают, что счастье заключается в здоровье, чести и богатстве. Каждую свободную минуту рекомендуется употреблять на развлечение и игру. Что касается нравственного воспитания взрослых, — высказывается рекомендация к разоблачению их пороков и несовершенств, так как это в конечном счете помогает избавиться от зла, состоящего в неведении этих недостатков. Паскаль констатирует, что свет помышляет лишь о развлечениях, о власти, не задумываясь при этом, что значит быть царем и что значит быть человеком. Подводя итог, писатель восклицает: «Пусть человек узнает теперь цену себе. Пусть он любит себя, так как в его природе есть способность к добру; но пусть ради этого не любит присущих ему злых сторон. Пусть презирает себя, так как эта способность праздная; но не презирает для этого и своей естественной наклонности к добру». Жан де Лабрюйер Жан де Лабрюйер — продолжатель Паскаля и Ларошфуко, предвестник Просвещения XVIII в. Его «Характеры, или Нравы нынешнего века» переиздавались при жизни девять раз. Они отличаются большей дидактической направленностью, чем труды его предшественников. Он показывает суетность человеческих чувств, проявления тех или иных пороков, размышляет о достоинствах человека и полагает, что человеческая природа неизменна, так что и через сто лет мир в существе своем останется прежним. Живя при дворе, автор имеет множество подтверждений безнравственного поведения окружающих его людей. Так же, как и Паскаль, Лабрюйер отмечает обстановку праздности, царящую в обществе. Праздность, следствие скуки, вызывает зависимость от пребывания в обществе, от наслаждений, от картежной игры и т. д. Все это присуще тем, кто не любит трудиться. Тот, кто любит труд, убежден писатель, не нуждается в развлечении. Он пытается обратить внимание современников на нравственное состояние общества: «…великие люди встречаются и среди судейских, и среди военных, и среди ученых, и среди придворных; но и герой, и великий человек вместе взятые не стоят одного истинно нравственного человека». Лабрюйер состоял воспитателем при внуке принца Конде, юном герцоге Бурбонском. Известны несколько его писем, где он отчитывается перед Конде в своей миссии. Поскольку в России эти письма не публиковались, о его взглядах на нравственное воспитание детей будем судить по его высказываниям в «Характерах», из которых мы можем вынести следующее: — в любую эпоху дети подражают взрослым, что находит свое отражение в играх: «господин — господин», «господин — слуга» или «монарх — придворный»; — выискивая слабые места взрослых, дети могут в определенный момент взять верх и перестать считаться с ними, следовательно, взрослые, особенно воспитатели, должны следить за своими словами и поступками; — в процессе воспитания необходимо быть справедливым, т. е. четко определять степень вины воспитанника и налагать за свершенный поступок соответствующее наказание; — основные понятия в процессе воспитания — «уважение» и «доверие». Заключение. Если обратиться к писателям-моралистам XVIII в., то можно сказать, что, будучи просветителями, они выступают против устаревшей системы мысли и общественного устройства. Их цель — выработать в индивидууме независимую нравственную личность. Французские писатели-моралисты XVII — XVIII вв., рассматривая вопросы природы человека и нравственного воспитания детей, сделали акцент на двойственной природе человека, соединяющей в себе пороки и добродетели, на вечных проблемах взаимоотношения взрослых и детей в процессе воспитания. Вместе с тем они выделяют недостатки нравственного воспитания детей в современном им обществе и дают рекомендации по их устранению. Эти наблюдения французских моралистов затрагивают общечеловеческие ценности и потому выходят за рамки своей эпохи и своей страны. Источники: 1. Розум Т. Н. Жанр нравственного императива у французских писателей-моралистов XVII - XVIII вв. 2. История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье. Англия. · 1648-1649 – Революция. Казнен Карл 1 Стюарт. · 1688-1689 – Славная Революция. Компромисс между Парламентом и монархией. · 1689 – Билль о Правах. Заложена конституционная монархия. Англия - послереволюционная страна, дальше других продвинувшаяся к тому времени по пути становления буржуазной действительности. Это тем не менее не только не приглушило просветительских устремлений английских деятелей культуры, но, напротив, способствовало раннему появлению этих устремлений, обусловило серьезное влияние английской раннепросветительской мысли на европейскую. Общество после революции освобождено от замкнутости, возвращается интенсивность культурной и духовной жизни. Широко распространены клубы, кофейни, газетные и публицистические жанры. Англиканская церковь терпимо относилась к Просвещению, некоторые священники были просветителями. Новые философские теории. Джон Локк «Опыты о воспитании», «Опыт о человеческом разумении». Нет врожденных идей в человеке, его натура нейтральна, «табула раса». Многое зависит от воспитания. Ученик Локка – Шефтсбери: у человека есть все же одно врожденное чувство – moral sense. Природа человека изначально добра, т.к. может различать добро и зло. Хатчессон – дано чувство добра, красоты и гармонии. Мандевилль – есть изначальные пороки. Этапы. 1. Конец 17 – перв. четверть 18 в. – раннее просветительство. Главенство поэзии. 2. С 1740 по 50-е гг. 18 в. – вторая стадия. Развитие романа. Франция. Историко-политическая, общественно-экономическая, культурная жизнь Франции на рубеже XVII-XVIII столетий изменилась столь существенно, что это произвело некую «социальную революцию», как называют ее западные специалисты, преобразило духовный облик общества. 1685 – отмена Нантского эдикта (он давал свободу вероисповедания гугенотам; не только социально-политические, но и культурные последствия этого шага королевской власти были чрезвычайно важны). Абсолютная монархия во Франции переживает глубокий кризис в XVIII веке. Последствия кризиса: разочарование в официальной Истории, в патетике и героике, «отрезвление» от «гипноза великого царствования». Создается характерный для Пр-ия дух критицизма. Французское Просвещение было чрезвычайно разнообразным, просветительские идеи порой разделяли и аристократические, дворянские круги. Этапы. 1. Первый этап в развитии французского Просвещения (1700 - 1750) представлен, прежде всего, фигурами Монтескье и Вольтера. В творчестве Монтескье и Вольтера формируется особый жанр - философский роман (повесть), иллюстрирующий феномен слияния философии и беллетристики, характерный для эпохи Просвещения. 2. Второй этап развития французского Просвещения (1750 - 1789) отразил обострение классовых противоречий, определившее предреволюционную ситуацию во Франции В это время формируется радикальное течение во французском просветительстве, представленное прежде всего Д. Дидро и Ж. - Ж. Руссо. Германия. В эпоху Просвещения перед Германией стояла насущная общественно-политическая задача - необходимость объединения страны, ликвидация многовековой феодальной раздробленности, тормозившей социально-экономическое и культурное развитие страны. Эта задача во многом определила пафос деятельности немецких просветителей. Развиваются мануфактуры, растет торговля, начинается реформа образования и т.д. Как в Англии и Франции, заметные изменения в немецкой культуре, литературе происходят уже на грани XVII-XVIII столетий, в 1690-е годы, и эти изменения не сводятся только к формированию просветительской идеологии, хотя она занимает важное место в процессе социокультурной трансформации рубежа веков. Специфические проблемы немецкого Просвещения (в отличие от Англии и Франции): ü преимущественно дидактико-педагогическая и реформистская направленность; ü особые политико-идеологические задачи (национальное объединение); ü особые эстетические задачи (споры о литературном языке); ü своеобразные отношения между просветительской философией и некоторыми религиозными движениями (пиэтизм на раннем этапе Пр-ия). Маленькая справка из Википедии: Пиети́зм — изначально движение внутри лютеранства, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком». Этапы. 1. Немецкое просветительское движение зарождается в середине 18 века, и первый его этап связан с деятельностью выдающегося немецкого драматурга Г. Лессинга. Эстетика Лессинга носит новаторский характер. В «Лаокооне» и «Гамбургской драматургии» он по существу утверждал принципы реалистического искусства, которым он следовал в своих драматических произведениях. 2. Второй этап немецкой просветительской литературы связан с деятельностью «штюрмеров» (1770-1780 - е годы). 3. Третий этап немецкого Просвещения принято называть «веймарским», так как центром культурной жизни Германии конца 18 века становится Веймар - место жительства главы немецкого Просвещения И.Гете. В веймарский период Шиллер и Гете преодолевают идеи бунтарства, характерные для штюрмерского периода, и обосновывают новую теорию искусства - «веймарский классицизм», отразивший возникший в эту эпоху в Германии культ античной культуры. Источники. · Лекция Пахсарьян от 12.04. · Учебник Пахсарьян «История заруб. лит-ры 17-18 вв. Учебно-методическое пособие» · Забабурова Н.В. «Методические указания к изучению курса «ИЗЛ 17-18 вв»». 35. Английская литература эпохи Просвещения. Вторая буржуазная революция стала первой стадией просветительства, (1688) превратила Англию в конституционную дворянско-буржуазную монархию. Основным литературным направлением этого периода является классицизм, представленный поэзией Александра Попа и ранним творчеством Стиля и Аддисона; наиболее характерные жанры - драма, поэма и эссе (очерк). Писатели, связанные с классицизмом, обращаясь к сюжетам, формам и образам античного искусства, используют их для изображения событий современной им действительности. В этот период в теории лит-ры первенство признавалось еще за поэзией. Крупнейшим ее представителем был А. Поп (1688—1744), придерживавшийся принципов просветит. классицизма. Его поэзия была описательной, дидактической и сатирической, отличалась афористичностью. Наибольшего мастерства Поп достиг в жанрах ироикомической поэмы и сатиры, а также в стихотворных трактатах о политике, морали и эстетике. Но практически явное преобладание получила проза. Развитие журналистики привело к расцвету жанра нравоучит. и сатирич. эссе, в к-ром проявили себя Дж. Аддисон (1672—1719), Р. Стил (1672—1729), Д. Дефо (1660—1731) и Дж. Свифт (1667—1745). Дефо особенно важная фигура в развитии английской прозы, многие считают его родоначальником романа нового времени, говорят о нем как о создателе нового типа романа, это обозначилось разными терминами — старый тип романа, включающий в себя фантастические элементы — romance, тот новый стал называться — novel. Это соответствует современной практике, если обратиться к тому, как это было в Англии 18 века, novel — французские переводные романы, romance — английские. Длинная эволюция терминов. Дефо создает скорее естественный стиль в большей мере, чем жанровый тип. Робинзон Крузо — не роман, а скорее философская повесть. В других романах Дефо представил людей из низов общества — проститутку и воровку Молль Флендерс, куртизанку Роксану, бродягу «полковника» Джека, пирата Сингльтона, жизненные судьбы к-рых раскрыли картину жестокой борьбы за существование. Дефо постоянно ставят рядом со Свифтом, они стоят рядом, но это разные писатели разные по своим политическим убеждениями, и в художественном смысле. Свифт также начал как блестящий мастер сатирической прозы — художественной и публицистической. Выпускает памфлет Битва книг — споры о древних и новых авторах, большинство признали новых авторов, Свифт выступил защитником античной традиции, пошел наперекор, отдал дань философской публицистике, критически относясь к упованиям раннего английского просвещения, кот были у Поупа и Дефо, которые верили, что человек —общественное животное, способен своими нравственными качествами, приобретая в рез-те воспитания совершенствовать мир вокруг. Это вызывало у Свифта скепсис, он говорил о том, что чел-к — не разумное животное, а животное, у кот есть способности стать разумным, но он может ими не воспользоваться. Главное произведение философское — повесть Путешествия Гулливера (1726). Над ней Свифт работал больше 10 лет, стимулом послужила повесть Дефо о Робинзоне Крузо, Свифт проницательно увидел, что эффект достоверности, кот есть у Дефо — эффект созданный стилистикой, структурой произведения, но не содержанием. Свифт — если написать также натурально какие-то фантастические истории, то в них тоже поверят. Он свои путешествия Гулливера преподнес как некие реальные истории реального путешественника, нашлись читатели, которые этому поверили. Философско-фантастические путешествия Гулливера — пародия на жанр мнимо подлинных книг о путешествиях в т ч и на Робинзона. Просветительская идеология проявилась также в сфере драматургии. Здесь пальма первенства принадлежала Аддисону, к-рый своим «Катоном» (1713) создал образец гражд. трагедии в стиле классицизма, тогда как Стиль явился первооткрывателем бурж. нравоучит. комедии. С конца 20-х гг. по 1737 развивается сатирич. комедия Дж. Гея (1685—1732) и Г. Филдинга (1707—54), во многом продолжавшая свифтовскую обличит. традицию. Но этот вид комедии не получил дальнейшего развития, т. к. правительство ввело театр. цензуру (1737), закрывшую прямой политич. сатире доступ на сцену. Вторая стадия просветительства — с 1740 по 50-е гг. 18 в. — ознаменовалась развитием жанра романа. Создателем семейно-бытового и психологич. романа явился С. Ричардсон (1689—1761), к-рый придал ему эпистолярную форму. Ричардсон ввел в лит-ру описания маленьких радостей и трагедий обыденной жизни («Памела», 1741, «Кларисса Гарло», 1747—48). Филдинг расширил рамки романа, придав ему подлинно эпич. широту и создав социально-бытовой роман, охватывавший все стороны совр. действительности. У Т. Смоллетта (1721—71) эта гармоничность формы уступает место несколько разорванной эпизодич. композиции. У Смоллетта сатирич. тональность преобладает над юмором, тогда как у Филдинга они еще уравновешены. Но в целом Смоллетт остается в пределах просветит. идеологии с ее верой в конечное торжество разума и справедливости («Родерик Рэндом», 1748, «Приключения Перегрина Пикля», 1751, «Хемфри Клинкер», 1771). На 2-м этапе просвещения ведущее место в лит процессе Англии занял роман в точном смысле слова, но это не значит, что нет поэзии — развивается ранняя сентиментальная поэзия Джеймс Томсон — Времена года, Э. Юнг — важный поэт для развития сентиментальной поэзии — Жалоба, о жизни, смерти и бессмертии — часто объект подражания как и элегия на сельском кладбище Грея. Развивается драматургия, мещанские драмы Джорда Лилло, балладные оперы Гейя, сатирические комедии Филдинга, сатирические комедии Джеймса Томсона. Зрелый анлийский роман в эпоху просвещения развивался в широком соц-культурном, литературном контексте. Роман жил и развивался в бурной полемике — эстетической, идейно-политической. Разные тенденции переплетались — сентиментализм, классицизм, рококо. По-разному соотносились с идеями просвещения писатели разливали, критиковали, это обусловило универсально обобщающий характер проблематики и поэтики английского романа этого времени. В становлении романа называли ведущую роль Филдинга, Дефо — их романы называли романами просветит реализма, в данном случае реализм не столько как термин, а скорее как комплимент — означает, что они рассказывали правду. У Дефо роман превращался в повесть с философским тезисом, роман-притчу, некоторые исследователи называют его аллегорическим романом. Были другие формы преодоления непосредственной эмпиричности изображения. До Филдинга большую роль сыграло творчество Самуэля Ричардсона. Его называют основоположником эпистолярного романа, до этого были романы в письмах, но он раскрыл возможности романа в письмах. Его роман способствовал развитию сентиментализма. Ричардсон был пуританин, те основы пурит этики, кот были заложены ещё в англ революции сер 17 века перестали носить характер такой принадлежности к секте, специфич конфессиональной. Мораль пуританизма стала окрашивать моральные представления англ общества 17 века, пуританизм соединяется с этич идеями просвещения. Его героям не чужда просветит рефлексия. Ему самому многие моменты просветит рассуждений важны, н дает о них понять даже в эпист романе. Роман первый, кот он сочинил и кот принес ему славу — Памела или вознагражденная добродетель (1740, 1741 — 2я часть, где Памела начинает воспитывать детей, выйдя замуж). Успешное развитие конфликта между добродетельной простой служанкой в доме матери мистера Б. - хозяина, намек, что это подлинные письма, а Ричардсон — издатель, имя не сообщается полностью, когда его мать умирает, приезжает и видит молоденькую служанку, кот приятно завести интрижку. Но она оказывается девушкой с моральными устоями, покоренный е человек с состоянием влюбляется в нее и женится. В Англии наступил расцвет сатирич. комедии нравов, гл. представителем к-рой был Р. Б. Шеридан (1751—1816) («Школа злословия», 1777, изд. 1780, и др.). Период позднего Просвещения в Англии приходится на 60-80-е годы XVIII в. Характерные явления в литературе этого времени - сентиментализм и предромантизм. В лит. теории еще жива рационалистич. традиция, представленная критиком С. Джонсоном (1709—84), но в критич. работах Р. Хёрда (1720—1808), Э. Юнга (1683—1765) и Дж. Уортона (1722—1800) выдвигаются требования естественности, возврата к природе, утверждается примат эмоц. начала в иск-ве. Эти выступления теоретически обосновали как принципы сентиментализма, так и предромантизма, сыгравшие гл. роль в развитии А. л. последних десятилетий 18 в. Сентиментализм еще сохранял веру в просветит. идеалы, хотя угол зрения у него иной. В романах просветителей человек раскрывался в многообразных взаимосвязях со средой. Сентименталисты открыли внутр. мир простого человека, богатство его душевных переживаний. Сентиментализм явился реакцией на рационализм Просвещения. Сентименталисты противопоставляют разуму выдвигаемый ими культ чувства. Подобная реакция в различных формах ее проявления обоснована конкретно-историческими условиями развития капитализма не только в Англии, но и в других странах Западной Европы. Однако родиной сентиментализма стала именно Англия. Предтечей сентименталистов был отчасти Ричардсон, но его психологизм подчинен строгим морализаторским тенденциям. С точки зрения сентиментализма не чувство должно подчиняться морали, а мораль должна соответствовать душевным стремлениям человека. Так, О. Голдсмит (1728—74) создал повесть «Векфильдский священник» (1766), полную доверия к чувству человека, к-рое представляется более надежным критерием, чем разум. При этом Голдсмит еще отличает добрые чувства от темных страстей и «аппетитов», тогда как Л. Стерн (1713—68), отбросивший всякую предвзятость моральных оценок, с любовным вниманием относится ко всем нюансам чувств и даже к причудам («Жизнь и мнения Тристрама Шенди», ч. 1—9, 1759—67, «Сентиментальное путешествие», 1768). Мастер психологич. анализа, Стерн открыл неиссякаемые родники тончайших переживаний. В отличие от Ричардсона и Голдсмита с их наивной сентиментальностью, Стерн сумел обнажить противоречивость эмоций, окрасив свое понимание духовной жизни человека тонкой иронией. Зыбкость чувств, эмоциональная подоплека рассудочности, противоречивость натуры человека, его непоследовательность представлены Стерном с тонким юмором. Если у поэтов Возрождения страсти человека были безмерны, стремления разума безграничны, то Стерн обнаружил в прозаич. повседневности и маленьких происшествиях душевное богатство. Англ. роман 18 в. составил первую классич. эпоху в развитии этого жанра. Здесь был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития романа в Европе. Следующий период развития романа (конец 18 — нач. 19 вв.) проходит под знаком предромантизма. Возникает т. н. готический роман, или роман «ужасов и тайн», — реакция на рационализм просветит. романа. Эта новая форма отличается болезненной любовью ко всякого рода аномалиям при равнодушии к изображению будничной жизни. Сюжеты сводятся к таинственным преступлениям, проклятиям, тяготеющим над целыми семьями; действие происходит в старинных замках; герои — люди, отмеченные печатью рока. «Готический роман», создателями к-рого были Х. Уолпол (1717—97), автор «Замка Отранто» (1765), Анна Радклиф (1764—1823), У. Бекфорд (1760—1844), Клара Рив (1729—1807) и др., продолжал пользоваться популярностью и в эпоху романтизма, когда под пером У. Годвина (1756—1836), еще связанного идейно с просветительством, он обрел социально-обличит. содержание, а у Ч. Мейчюрина (1782—1824) приобрел философскую окраску. В последние годы 18 в. получает дальнейшее развитие семейно-бытовой роман, продолжающий традиции С. Ричардсона, в розово-идиллич. тонах изображающий частную жизнь, но интересный своим психологизмом. Создательница этой разновидности романа Фанни Бёрни (1752—1840) имела последовательниц и в нач. 19 в., к к-рым принадлежит Мария Эджуорт (1767—1849) и Джейн Остин (1775—1817), то любовно, то иронически описывавшая быт высшего общества. Господство просветит. рационализма в англ. поэзии было безраздельным только в нач. 18 в. В поэзии, раньше чем в др. видах лит-ры, началась реакция против рационализма. В цикле поэм «Времена года» (1726—1730) Дж. Томсона (1700—48) впервые дано изображение природы и сельской жизни. Э. Юнг (1683—1765) в «Жалобах, или Ночных размышлениях о жизни, смерти и бессмертии» (1742—45) обратил поэзию к изображению душевного мира человека. У этих двух поэтов просветит. оптимизму уже противостоит скорбный меланхолич. взгляд на жизнь, у Томсона это связано с сочувствием страданиям бедняков, у Юнга — с философскими, религ. и этич. мотивами, поисками утешения от бедствий жизни и в вере. В сер. 18 в. поэзия все чаще обращается к нар. жизни и повседневному быту, отражая обществ. противоречия, социальное неравенство. Черты новой поэзии ярко проявились в «Элегии, написанной на сельском кладбище» (1751) Т. Грея (1716—71). Демократическая по своей социальной направленности, эта поэзия была полна мрачных элегич. тем, реальная обусловленность к-рых раскрыта Голдсмитом в его поэме «Покинутая деревня» (1770), где изображена пауперизация англ. крестьянства во 2-й пол. 18 в. Начавшийся промышленный переворот все более привлекал внимание поэтов к деревне. В творчестве У. Купера (1731—1800) многое связано с описательной и дидактич. поэзией начала века, но любовь к природе, мягкий лиризм уже свидетельствуют о поиска
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 2272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.106.23 (0.016 с.) |