Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ф. де Ларошфуко (1613 – 1680) «Максимы».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Этот знатный дворянин может по праву считаться мэтром современной литературы. Франсуа VI, герцог де Ларошфуко, принц де Марсийяк, повзрослел очень рано, поскольку в пятнадцать лет женился, в шестнадцать участвовал в войне и тогда же дебютировал при дворе и в Отеле Рамбуйе. Во времена регентства он выступает против Ришелье, затем входит во Фронду. Разочаровавшись в своих надеждах, он в 1652 г. удаляется в свое поместье и пишет «Мемуары», которые выйдут в свет в 1662 г. В 1665 г. он возобновляет светскую жизнь в салонах и публикует свои «Размышления, или Моральные изречения и максимы». Это превосходно принятое произведение будет неоднократно публиковаться вплоть до посмертного издания 1693 г. Последние годы жизни Ларошфуко были омрачены болезнью и беспомощным состоянием. Все подготовило Ларошфуко к тому, чтобы он стал суровым моралистом Великого века: светский опыт, социальные и политические иллюзии, безжалостная трезвость мысли, а кроме того, аристократически высокомерный ум склоняли его к назидательной демонстрации. Тон разочарованного пессимиста задается эпиграфом: «Наши добродетели чаще всего являются замаскированными пороками». В произведении содержится ряд блистательных афоризмов, основанных на парадоксе, иронии, обобщении, метафоре. Человек описывается безо всяких иллюзий, что обучает читателя смирению. Ларошфуко упрекали в вечном пессимизме, категорическом лаконизме, забывая, что максима является светским жанром, предназначенным развлекать, удивлять, провоцировать, свидетельством чему являются несколько примеров. Милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика, цель которой – завоевать любовь народа. (15) Ум всегда в дураках у сердца.(102). Уклонение от похвалы – это просьба повторить ее (149). Лицемерие – это дань уважения, которую порок платит добродетели (218) Смирение – это угодный богу алтарь для наших жертвоприношений (537) В книге Ф. де Ларошфуко «Максимы» легко угадывается позиция человека, разочарованного в жизни и скептически настроенного. По его мнению, в основе большинства поступков людей лежат два качества: себялюбие и своекорыстие. К этому он добавляет жажду славы, боязнь позора, погоню за богатством, желание устроить жизнь легко и приятно, стремление унизить других. Ларошфуко полагает, что общество строится на двуличии. Пороки, по его мнению, входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств. Но в человеке содержится противоядие, способное ослаблять действие порока, противоядие это — благоразумие. Писатель призывает: «Нужно от всей души прощать приятелям их недостатки, если они заложены самой природой и невелики в сравнении с достоинствами. Нам не только не следует судить эти изъяны, но и замечать их. Попытаемся вести себя так, чтобы люди сами увидели свои дурные качества и, исправившись, считали это своей собственной заслугой». В рассуждениях Ларошфуко можно проследить возрастную периодизацию в нравственном развитии человека. Дети милы, потому что ни в чем не отступают от своей природы, ибо другого поведения и другой манеры держаться они еще не знают. Детское подражание взрослым ведет к развитию неуверенности и фальши. По отроческим склонностям можно судить, в чем заключаются слабости человека и что приведет к падению его тело и душу. Но воспитание молодых людей обычно сводится только к поощрению их врожденного себялюбия. Искусства и науки, приобретенные качества украшают всех людей, но они «должны гармонировать с нашими собственными, лишь в этом случае они будут непременно развиваться и совершенствоваться». Блез Паскаль (1623 – 1662) Изобретатель счетной машины, наручных часов, гидравлического пресса, омнибуса не был литератором. Паскаль, которого Шатобриан назовет «ужасным гением», является прежде всего ученым, сформировавшимся удивительно рано и отличавшимся незаурядным умом, необыкновенной любознательностью. Именно научные пристрастия и дарования пробудили у него интерес к богословским вопросам (он пытался примирить чудо веры и опыт разума) и заставили посвятить себя литературе. «Литературная часть» творчества Паскаля мала, к тому же она зачастую незакончена или уничтожена. За исключением научных произведений, большая часть оставшихся фрагментов опубликована посмертно: различные письма (Кристине Шведской, например), рассуждения (о «Любовных страстях», «Обращении грешника», «Раскаянии», «Полезном опыте болезней», трактаты, например «Дух геометрии»). Так же обстоит дело и с наброском «Апологии христианской религии», которая впоследствии получит название «Мысли». «Мысли» (1670) После безвременной смерти Паскаля его близкие обнаружили девятьсот пятьдесят восемь фрагментов, записанных на больших листах и собранных в двадцать семь пачек. Сначала были изданы две копии, затем, в 1670 г., в Пор-Рояле материалы были подвергнуты цензурной обработке и опубликованы. В 1711 г. племянник писателя, аббат Луи Перье, наклеил оригинальные фрагменты на картон и переплел их в книгу. Этот «Изначальный сборник» послужил исходным образцом для будущих издателей. Бруншвиг (1904) расположил фрагменты по собственному разумению, Николя Шевалье (французский гравёр и археолог) и особенно Лафюма (1948) предпочли изначальный порядок в расположении четырехсот фрагментов, разделенных на двадцать семь частей, и попытались классифицировать пятьсот двадцать дополнительных фрагментов. Паскаль хотел, чтобы его «Апология» развивалась в той последовательности, которая была определена двадцатью семью пачками заметок. После вступления, рассказывающего о замысле произведения («Порядок»), они делятся на две большие части: описание человека без Бога – одновременно антропологический и богословский анализ (2 - 10, «Тщеславие», «Страдание», «Скука», «Смысл действий», «Величие», «Развлечение» и т. д.). Затем в середине («В. П. Р.» - в Пор-Рояль, 11) происходит переход к собственно апологической части, доказывающей необходимость религии, превосходство христианской модели, истинность и прочность ее основ («Начало», «Ложность других религий», «Сделать религию приятной», «Раввинат» и т. д.,12–25). И, наконец, заключение (26-27) прославляет счастье обращенного, который согласится принять Бога и любить его. Сила риторики. Чтобы обратить неверующего, нужно обладать способностью к убеждению. Благодаря сочетанию геометрического склада ума (языка разума) и проницательности (голос чувств) можно понять и объяснить мир: «Проницательность является частью здравого смысла, геометрия – частью разума». Другие «мысли» основаны на красноречии и искусстве диалектики, ресурсы которых умело использует сам Паскаль. Обманчивые силы. В своих поисках истины человек вводится в заблуждение силами, которые Паскаль объединяет под названием «воображение» а также «тщеславие». Таковы самолюбие, обычаи, мнение и т. п. Пользуясь выводами Монтеня, апологет становится психологом и социологом, чтобы описать вред воображения. «господина заблуждений и ошибок». Двойственное существо. Человек разрывается между противоречивыми устремлениями. Он одолеваем своей слабостью и спасается благодаря своему разуму: «Человек – лишь тростник, но тростник мыслящий». Узник собственных тревог, он предпочитает «развлекаться», чтобы забыть свое состояние. Сомневающийся во всем, он безропотно покоряется беззаконию, считая его правосудием: «Доброе правосудие подобно пограничной реке: правда находится по одну сторону Пиренеев, ложь – по другую». Нищета метафизики. В своем неограниченном тщеславии человек полагает себя центром вселенной, в то время как является ее малой составляющей: «Ничто по отношению к бесконечности; все по отношению к ничто, середина между ничем и всем». Подобная трагическая ситуация должна побудить его смиренно покориться и согласиться признать существование Бога. Тайна Бога. Чтобы исполнить свое предназначение, «Апология» должна привести доказательства существования Бога и превосходства христианской религии. Изучение пророчеств, возвещенных Евангелием, пример Иисуса Христа, мессии и искупителя, позволяют преодолеть мрак невежества и найти «скрытого Бога»: «Довольно света, чтобы озарить избранных, и довольно тьмы, чтобы их усмирить». Деление мира на три «ордена» позволяет решить человеческие противоречия и понять божественное послание. Над орденом плоти (сфера материи и насилия) доминирует орден разума (мысль и наука) и орден милосердия (блаженство и любовь). «Мысли» - книга, не поддающаяся никакой классификации, книга уникальная и незавершенная. Это свод размышлений и аргументов, способных внушить читателю достаточно страха, чтобы тот принял учение католицизма. Здесь перечислены также качества «порядочного человека» того времени, которые воплощены в самом Паскале: тонкое изящество художника (примером чему является стиль) сочетается в нем с морализаторством (его афоризмы отпечатываются в памяти) и пылкой верой (оказывающей влияние на других). Блез Паскаль демонстрирует удивительную психологическую проницательность в суждениях о человеке. Прежде всего, он отмечает двойственную природу человека, который хочет быть великим, совершенным и счастливым, но находит себя полным несовершенств, убеждается, что недостатки его заслуживают лишь отвращения и ненависти, а потому чувствует себя малым и несчастным. В тексте «Мыслей» неоднократно подчеркивается, что самая низкая черта в человеке, но вместе с тем и величайший признак его превосходства — это искание славы. Тщеславие прочно укоренилось в сердце человека. Люди не довольствуются объективным мнением о себе, поэтому выдают желаемое за действительное. Второй момент, на который автор обращает наше внимание, — постоянное стремление человека к счастью. Под счастьем понимается наполненность человеческой жизни суетой, т. е. развлечениями, играми, продвижением по карьерной лестнице, войнами и т. д., в зависимости от социальной принадлежности и возраста. И все это с целью избежать мрачных мыслей о старости, болезнях, проблемах и т. д., которые накатывают на нас, как только мы остаемся на какое-то время наедине с собой. Суета развлекает нас и не дает места столь неприятным мыслям. Однако тайный инстинкт внушает человеку, что счастье заключается только в покое. Согласно Паскалю, человек мечется всю жизнь между этими крайностями. Однако главное достоинство человека заключается в мысли, а не в пространстве и продолжительности, следовательно, мы должны стараться хорошо мыслить. «Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности», — заключает автор. Рассуждая о природе человека, Паскаль затрагивает проблему нравственного воспитания. На людей с детства возлагается обязанность заботиться о своей чести и имуществе, а также об имуществе и чести их друзей. Детям внушают, что счастье заключается в здоровье, чести и богатстве. Каждую свободную минуту рекомендуется употреблять на развлечение и игру. Что касается нравственного воспитания взрослых, — высказывается рекомендация к разоблачению их пороков и несовершенств, так как это в конечном счете помогает избавиться от зла, состоящего в неведении этих недостатков. Паскаль констатирует, что свет помышляет лишь о развлечениях, о власти, не задумываясь при этом, что значит быть царем и что значит быть человеком. Подводя итог, писатель восклицает: «Пусть человек узнает теперь цену себе. Пусть он любит себя, так как в его природе есть способность к добру; но пусть ради этого не любит присущих ему злых сторон. Пусть презирает себя, так как эта способность праздная; но не презирает для этого и своей естественной наклонности к добру». Жан де Лабрюйер Жан де Лабрюйер — продолжатель Паскаля и Ларошфуко, предвестник Просвещения XVIII в. Его «Характеры, или Нравы нынешнего века» переиздавались при жизни девять раз. Они отличаются большей дидактической направленностью, чем труды его предшественников. Он показывает суетность человеческих чувств, проявления тех или иных пороков, размышляет о достоинствах человека и полагает, что человеческая природа неизменна, так что и через сто лет мир в существе своем останется прежним. Живя при дворе, автор имеет множество подтверждений безнравственного поведения окружающих его людей. Так же, как и Паскаль, Лабрюйер отмечает обстановку праздности, царящую в обществе. Праздность, следствие скуки, вызывает зависимость от пребывания в обществе, от наслаждений, от картежной игры и т. д. Все это присуще тем, кто не любит трудиться. Тот, кто любит труд, убежден писатель, не нуждается в развлечении. Он пытается обратить внимание современников на нравственное состояние общества: «…великие люди встречаются и среди судейских, и среди военных, и среди ученых, и среди придворных; но и герой, и великий человек вместе взятые не стоят одного истинно нравственного человека». Лабрюйер состоял воспитателем при внуке принца Конде, юном герцоге Бурбонском. Известны несколько его писем, где он отчитывается перед Конде в своей миссии. Поскольку в России эти письма не публиковались, о его взглядах на нравственное воспитание детей будем судить по его высказываниям в «Характерах», из которых мы можем вынести следующее: — в любую эпоху дети подражают взрослым, что находит свое отражение в играх: «господин — господин», «господин — слуга» или «монарх — придворный»; — выискивая слабые места взрослых, дети могут в определенный момент взять верх и перестать считаться с ними, следовательно, взрослые, особенно воспитатели, должны следить за своими словами и поступками; — в процессе воспитания необходимо быть справедливым, т. е. четко определять степень вины воспитанника и налагать за свершенный поступок соответствующее наказание; — основные понятия в процессе воспитания — «уважение» и «доверие». Заключение. Если обратиться к писателям-моралистам XVIII в., то можно сказать, что, будучи просветителями, они выступают против устаревшей системы мысли и общественного устройства. Их цель — выработать в индивидууме независимую нравственную личность. Французские писатели-моралисты XVII — XVIII вв., рассматривая вопросы природы человека и нравственного воспитания детей, сделали акцент на двойственной природе человека, соединяющей в себе пороки и добродетели, на вечных проблемах взаимоотношения взрослых и детей в процессе воспитания. Вместе с тем они выделяют недостатки нравственного воспитания детей в современном им обществе и дают рекомендации по их устранению. Эти наблюдения французских моралистов затрагивают общечеловеческие ценности и потому выходят за рамки своей эпохи и своей страны. Источники: 1. Розум Т. Н. Жанр нравственного императива у французских писателей-моралистов XVII - XVIII вв. 2. История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.193 (0.008 с.) |