Мариво – драматург и романист.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мариво – драматург и романист.



Биография

Пьер Карле де Шамблен де Мариво родился в Париже. Отец - выходец из зажиточной буржуазии, переезжает в маленький городишко Риоме на границе Бурбонне и Оверни. Здесь Мариво провел годы детства - в обстановке скромного достатка и провинциальной патриархальности. Скорее всего он кончил в Риоме обычную приходскую школу. Двадцатилетним молодым человеком Мариво пишет - за восемь дней, на пари - одноактную комедию в стихах "Осторожный и справедливый отец, или Криспен, удачливый плут". Эта пьеса была не без успеха сыграна в Лиможе местными актерами любителями.

30 ноября 1710 г. Пьер Карле записывается на юридический факультет Парижского университета. Однако он не посещал лекций и так и не получил диплома. Всю жизнь Мариво оставался непременным посетителем модных салонов - маркизы де Ламбер (первое и основное его местоприбывание, вместе с ней он участвовал в «споре о древних и новых авторах», что отразится на всем его твор-ве), затем г-жи де Тансен, еще позже - г-жи Дю Деффан, г-жи Жоффрен, г-жи дю Боккаж, он был принят в кружке мадемуазель Кино-младшей, бывал на знаменитых "обедах" графа де Кейлюса.

Очень важным было для Мариво знакомство с актером и драматургом Луиджи Риккобони (1675-1753), руководителем молодой итальянской труппы, обосновавшейся в Париже в мае 1716 г.

В 1717 г. Мариво женился на Коломбе Болонь, принесшей в семью неплохое приданое. В апреле 1719 г. умирает отец писателя, и Мариво получает небольшое наследство. Он решает выгодно поместить капитал и покупает акции Государственного банка, во главе которого стоял тогда Ло. В июле 1720 г. этот предприимчивый англичанин окончательно запутывается в делах и бежит за границу, а держатели акций теряют все свои сбережения. Потерял свое состояние и Мариво. Отныне участь его была решена - из праздного посетителя великосветских литературных салонов, из любителя и дилетанта ему пришлось стать писателем профессионалом.

Творческие вехи

1.Стиль 10х годов – участие в салоне маркизы де Ламбер помогло молодому писателю приобщиться к зарождающимся лит. тенденциям - кризис классицизма вылился в полемику («спор о…»), Мариво присоединился к защитникам нового. Основополагающими чертами его манеры стали изысканность языка, нарочитая авантюрность сюжета и аристократический дух (что проявится в произведениях 30х годов). В твор-ве господствует галантно-авантюрный роман (с небольшой иронией над условной манерностью), пример – роман «Карета, застрявшая в грязи».

1717 – 2 пародийных произведения (бурлескная поэма «Илиада наизнанку», сатирический роман «Телемак наизнанку»)

2. 1720 – возобновляет работу для театра. После смерти Людовика14 писал для итальянской труппы, которая при жизни короля была запрещена Париже. Постановки комедий Мариво этой труппой и принесли ему известность.

1720 – комедия «Любовь и правда». Первый успех. Гл. герой – Арлекин, персонаж заимствован из итальянской комедии дель арте и частично из французского ярмарочного театра. Основная тема произв – нечаянность любви (данная тема станет ключевой в твор-ве Мариво). По ходу действия происходит перевоплощение героя из грубого деревенского увальня в находчивого молодого человека (подобный сюжет разрабатывался в «Декамероне»). Однако герои пока схематичны, нет изменений их душевного состояния и чувств, они наполовину «маски» (из комедии дель арте). Герои не изменяют своему чувству. Присутствуют элементы ярмарочной пасторали (напр. фееричность, добрый волшебник Тривелин, жестокая фея).

· 20е годы – серия любовно-психологических комедий. «Сюрприз любви» (1722), «Двойное непостоянство» (1723), «Непредвиденная развязка» (1727), «Игра любви и случая» (1730). Комедии этого периода провозглашают просветительские идеи (например, слова Арлекина: «Зачем забирать счастье крестьянина только потому, что тот не может дать сдачи?»). Сохраняя порой традиционные маски комедии дель арте, Мариво видоизменяет структуру пьесы, сосредоточив внимание не на забавных похождениях, а на любовных переживаниях героев. В пьесах появляются реальные места (светские салоны и гостиные), маски перетекают в характеры. Гл. героями становятся аристократы, а Арлекин перевоплощается в ловкого слугу. Из комедий исчезает буффонный элемент и черты бытовой и социальной характеристики (так, например, в ранней комедии «Сюрпризы любви» герои Пьер и Жаклина (крестьяне) говорили на диалекте и их чувства показывались грубыми и прямолинейными). Главные герои перестают быть двигателями интриги – теперь это делают «изобретательные» слуги. Из мольеровских плутов и пройдох слуги перевоплощаются в весьма изысканных молодых людей (Особо видно в «Игре любви и случая»).

В основе сюжета данной комедии лежит мотив переодевания (героиня переодевается в свою служанку, чтобы лучше узнать своего жениха, а тот проделывает то же самое). Главная идея комедии – личные достоинства выше социального положения. Хорошо прописаны сложные чувства героев. Сильвия (гл.героиня) – истинная женщина Мариво, она без остатка отдается любви, однако сохраняет разум расчетливой кокетки, даже после признания Доранта (ее жениха) она продолжает играть свою роль служанки, чтобы испытать возлюбленного. Дорант более прям и бесхитростен, ему сложнее играть слугу (его речь больше подходит великосветским салонам). Мариво не без иронии относится к стилю героя – стилю болтовни в светских гостиных (позднее получившему название «мариводаж»). В комедиях этого периода особенно явственно проявляется направление рококо. Они отмечены пристальным вниманием к тончайшим переливам любовных чувств. Действие, внешне скупое, развертывается в камерной атмосфере светского салона или будуара. Сужение сценического пространства отражает и сужение социального круга персонажей — светских кавалеров и дам; точно так же сужен и язык, на котором они изъясняются: он строится на изящных иносказаниях, недомолвках, полунамеках, оставляющих возможность двойного истолкования, а следовательно, и двойной реакции со стороны партнера. Здесь особенно проявляется «игровой» подход к любви, но порою он мстит за себя неожиданно прорвавшимся серьезным чувством и непредвиденной развязкой. Показательны уже сами названия комедий Мариво: «Неожиданности любви», «Непредвиденная развязка», «Двойное непостоянство» и т. п.

· Пьесы периода 20х годов с социальной проблематикой: «Остров рабов» (1725), «Крестьянин-наследник» (1725), «Остров разума или маленькое человечки» (1727), «Триумф Плутона» (1728), «Новая колония» (1729). «Крестьянин-наследник» - реминисценция на две пьесы Мольера «Жорж Данден» и «Мещанин во дворянстве», злая сатира на буржуазных выскочек, покупающих гербы и уважение. Герой Блез – крестьянин, получив наследство подобно мольеровскому Журдену старается не отстать от светского общества. «Триумф Плутона» - сатира на откупщиков. В социально-философской трилогии – «Остров рабов», «Остров разума», «Новая колония» - Мариво пользуется одним и тем же приемом: забрасывает своих героев на отдаленный остров, ставит в непривычные условия, снимает ретушь социальной иерархии и привычек и обнажает их истинную сущность.

3. К 30-м гг. XVIII века относится создание двух самых знаменитых романов - "Жизнь Марианны" и "Удачливый крестьянин". Эти романы не тождественны драматургии Мариво. В отличие от многих любовно-психологических комедий в его романах сложная внутренняя жизнь героев была показана на широком социальном фоне. Картины провинциального захолустья смешиваются со сценами шумной парижской жизни. Герои борются не только за свою любовь, но и за жизнь и благополучие.

Создавая жанр реально-психологического романа Мариво перенес в него ряд приемов своей драматургии. Не только психологич. глубина, но и ткань повествования, пронизанная внутренними монологами и страстными диалогами, открывает в авторе драматурга. Структуру романа легко поделить на ряд законченных сцен, тесно связанных друг с другом. Выбранная форма повествования - оба романа написаны от первого лица и строятся как рассказ героя о своей жизни, что позволяло предельно обнажить внутренний мир человека.

Комедии этого периода – «Торжество любви» (1732), «Школа матерей», «Наследство», «Ложные признания» (1737). Зрелое творчество Мариво (извиняюсь, но по этим произведениям нигде ничего нет). Избрание в Академию является как бы рубежом в жизни и творчестве Мариво. Активность его резко снижается. Выхлопотанный друзьями небольшой королевский пенсион обеспечивал писателю очень скромный, но надежный достаток. Мариво старательно посещал скучнейшие "сеансы" в Академии - за это академикам полагалось небольшое вознаграждение.

Последние годы жизни Мариво прошли почти в нужде и в полном одиночестве.

Стиль (мариводаж)

Манера, в которой описывает события и героев Мариво, настолько самобытна и уникальна, что получила специальное название - "мариводаж". Мариводаж - это смесь лукавой самоиронии, тонких наблюдений над страстями и порывами души, различных уловок сердца и ума в сочетании с внешней простотой, даже наивностью выражения. Стендаль писал, что "для познания человеческого сердца чтение нескольких страниц из "Марианны" полезней, чем многие толстые романы".



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.52.223 (0.004 с.)