История христианской письменности и патристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История христианской письменности и патристика



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И ПАТРИСТИКА

Направление подготовки: 031900 Теология

Специальность: 031901 Теология

Форма обучения: очная

Тула 2011

 

 

Рабочая программа составлена доц. Пантелеевым И. В. и обсуждена на заседании кафедры теологии гуманитарного факультета,

протокол №___ от "__" сентября__ 2011 г.

 

Зав. кафедрой_______________________________Прот. Лев Махно

 

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании

кафедры теологии гуманитарного факультета,

протокол № __ от "___" ___________ 20__ г.,

Зав. кафедрой ______________________________ Прот. Лев Махно

 

I Цели и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного взгляда на письменное наследие христианских авторов и отразившуюся в этом наследии историю становления христианского вероучения.

Задачами изучения дисциплины являются:

освоение современной литературы в области патристики и патрологии; освоение классических трудов по патрологии;

знакомство с наиболее авторитетными зарубежными и отечественными сводными изданиями христианских авторов;

Анализ творений наиболее крупных христианских авторов.

Выписка из ГОС:

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И ПАТРИСТИКА:

Издание и переводы памятников христианской письменности; история патристики; периодизация истории христианской письменности; апокрифы; писания мужей апостольских и апологетическая литература (Климент Римский, Игнатий Богоносец, Ерм, Поликарп Смирнский, Иустин Философ, Афиногор, Татиан, Тертуллиан и др.); отношение раннехристианской литературы к эллинистической культуре; гностическая литература и святоотеческая полемика с гностицизмом (Ириней Лионский, Ипполит Римский); литература Александрийской и Антиохийской богословских школ (Климент Александрийский, Ориген, Дионисий Александрийский, Дидим Слепец, Феодор Мопсуэтский, Диодор Тарсийский и др.); западная литература III-V века (Киприан Карфагенский, Илларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин и др.); «Золотой век» святоотеческой письменности, каппадокийский синтез (Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др.); Corpus Areopagiticum; Corpus Macarianum; литература периода Вселенских Соборов (Кирилл Александрийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.); византийские богословы IX–XV вв. (Фотий, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама, Марк Эфесский, Николай Кавасила и др.); монашеская литература: аскетические трактаты, «Добротолюбие» (Иоанн Лествичник, Дорофей, Иоанн Кассиан Римлянин и др.); восточная христианская православная литература (сирийская, коптская, армянская, грузинская, арабская, эфиопская); церковно-историческая литература (Евсевий Кесарийский, Сократ Схоластик; Евагрий, Созомен, византийские историки и хронисты); литература Запада периода после Вселенских Соборов, схоластика (Ансельм Кентерберийский, Петр Дамиани, Бернар Клервосский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский, Франциск Ассизский и др.); несторианская и монофизитская литература.

Требованием к уровню освоения содержания дисциплины является знание современной литературы по патрологии и патристике и крупных христианских авторов, их творений. Специалист должен иметь глубокие знания и владеть методикой научных исследований в области истории христианской письменности и патристики.

II. Содержание дисциплины

1. Патрология и патристика, основные понятия.

Основные понятия. Изучение святоотеческой письменности как наука.

Значение изучения святоотеческих творений.

Понятие «Отец Церкви». История сложения, списки отцов Церкви, святоотеческий авторитет и его особенности.

Критерии причисления церковных писателей к Отцам Церкви в Восточной и Западной Церкви.

История патристики; периодизация истории христианской письменности.

Возникновение патристики, основные этапы ее развития.

Эпохи истории христианской письменности.

Патристика в Древней Церкви.

Патристика средневековой эпохи.

Патристика эпохи Возрождения и Нового времени.

Русская патрологическая наука.

Хронологические рамки «классической патрологии», периодизация внутри нее.

3. Издание и переводы памятников христианской письменности. 3.1. Начало издания памятников христианской письменности. Причины этого. Издания святоотеческих творений эпохи Возрождения.

Издания святоотеческих творений XVI – XVII вв. Труды конгрегации св. Мавра.

Издания XIX в. А.Май. Ж.-П. Минь и его «Патрология». «Венский корпус».

Издания XX в. «Свод христианских авторов», «Средневековое продолжение», «Тейнберовския библиотека» и др.

Издания святоотеческих творений в России.

4. Апокрифическая литература.

Апокрифы как вид христианской литературы.

Апокрифические Евангелия.

Апокрифические деяния.

Апокрифические послания Апостолов.

Апокрифические апокалипсисы.

5. Писания мужей апостольских:священномученик Климент Римский; Игнатий Богоносец; «Пастырь» Ерма; Поликарп Смирнский. апологетическая литература (Климент Римский, Игнатий Богоносец, Ерм, Поликарп Смирнский).

Возникновение церковной письменности. Мужи апостольские. «Учение 12 апостолов».

Священномученик Климент Римский.

Священномученик Игнатий Богоносец.

Пастырь» Ерма; Послание, известное с именем ап. Варнавы.

Священномученик Поликарп Смирнский.

Отношение раннехристианской литературы к эллинистической культуре.

Контакты христиан с языческой культурой.

Особенности отношения ранних христианских авторов к античному миру.

7. Апологетическая литература.

Понятие о христианской апологетике, причины ее возникновения, условия формирования. Особенности богословия апологетов. Апологеты.

Аристид.

Святой Иустин Мученик (Философ).

Татиан.

Афинагор.

8. Гностическая литература и святоотеческая полемика с гностицизмом (Ириней Лионский, Ипполит Римский).

Гностицизм как религиозно-философское учение.

Святой Ириней Лионский.

Святой Ипполит Римский.

Возникновение научного богословия.

Тертуллиан.

Святой Киприан Карфагенский.

Александрийская богословская школа (Климент Александрийский, Ориген, Дионисий Александрийский).

Формирование огласительной школы в Александрии. Александрийское богословие, его ярчайшие представители: Климент Александрийский; Ориген; святой Дионисий Александрийский.

Климент Александрийский: жизнь, писания, учение.

Ориген: жизнь, писания, учение.

Святой Дионисий Александрийский: жизнь, писания, учение.

Антиохийская богословская школа.

Богословие в Антиохии. Становление богословской школы, ее характерные черты. Дидим Слепец.

Феодор Мопсуэтский, Диодор Тарсийский.

Взаимоотношения Александрийской и Антиохийской традиций богословия.

Золотой век» святоотеческой письменности, каппадокийский синтез (Афанасий Великий (Александрийский), Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др.).

Особенности богословия эпохи Константина Великого на Востоке. Афанасий великий (Александрийский).

Богословие отцов-каппадокийцев. Василий Великий.

Григорий Богослов.

Григорий Нисский.

Иоанн Златоуст.

Кирилл Иерусалимский.

Ересь Нестория, монофизитство, борьба с ними Церкви. Святой Кирил Александрийский и блаженный Феодорит Кирский.

13. Западная литература III-V века (Илларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Августин).

Особенности западной теологии III-V в. Святой Илларий Пиктавийский.

Святой Амвросий Медиоланский; блаженный Иероним Стридонский.

Золотой век» христианской письменности на Западе. Блаженный Августин.

Византийское богословие V-XV веков.

Византийские богословы V-VIII веков. Борьба с монофизитством. Защитники Халкидонского собора. Иоанн Грамматик. Император Юстиниан Великий. Монофизитские авторы: Севир Антиохийский; Юлиан Галикарнасский.

Corpus Areopagiticum.

Вопрос о личности автора.

Творения псевдо-Дионисия Ареопагита.

Выработка понятийно-терминологического аппарата богословия.

Аскетическая письменность.

15.1. Монашеская литература. Аскетические трактаты. «Добротолюбие».

Преподобный Авва Дорофей.

Преподобный Исаак Сирин.

Преподобный Феодор Студит.

Литература Запада периода после Вселенских Соборов, схоластика (Ансельм Кентерберийский, Петр Дамиани, Бернар Клервосский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский, Франциск Ассизский и др.).

Бенедикт Нурсийский

Франциск Ассизский.

Седьмой семестр

 

Занятие № 1. Русская патрологическая наука. 2 часа.

Занятие № 2. Издание святоотеческих творений в России. 2 часа

Занятие № 3. Писания мужей апостольских: священномученики Климент Римский и Игнатий Богоносец. 2 часа.

Занятие № 4. Апологетическая литература: жизнь и вероучительная деятельность святого Иустина Мученика (Философа) через призму исторического опыта XI-XX вв. 2 часа.

Занятие № 5. Гностическая литература и святоотеческая полемика с гностицизмом: святой Ириней Лионский и его сочинение «Против ересей». 2 часа.

Занятие № 6. Возникновение научного богословия: Догматико-полемические сочинения Тертуллиана: отличительные черты, тематика, направленность. 2 часа.

Занятие № 7. Александрийская богословская школа: Взаимосвязь философиии и богословия в сочинениях святого Климента Александрийского. Значение религиозно-философского учения Оригена для развития богословия.

2 часа.

Занятие № 8. Богословие святого Дионисия Александрийского и его взаимосвязь с учением Оригена. 1 час.

Занятие № 9. Антиохийская богословская школа: Феодор Мопсуэтский и Диодор Тарсийский. 2 часа.

Восьмой семестр

Занятие № 1. «Пять слов о богословии» Григория Богослова. 2 часа.

Занятие № 2. Педагогические воззрения святого Иоанна Златоуста: «Уроки о воспитании». «Слово о священстве» святого Иоанна Златоуста и его значение для нашего времени. 2 часа.

Занятие № 3. Религиозно-философские воззрения блаженного Августина. Блаженный Иероним Стридонский и его борьба с противоаскетическим движением на Западе. 2 часа.

Занятие № 4. Преподобные Максим Исповедник и авва Фалассий: «Четыреста глав о любви». 2 часа.

Занятие № 5. Преподобный Иоанн Дамаскин и его «Точное изложение православной веры». Симеон Новый богослов о вере и совершенстве. 2 часа.

Занятие № 6. Симеон Новый Богослов о трех образах внимания и молитвы. Святой Григорий Палама о страстях и добродетелях, о молитве и чистоте. 2 часа.

Занятие № 7. Преподобные Иоанн Лествичник и Исаак Сирин: их подвижнические наставления в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова). 2 часа.

Занятие № 8. Преподобный авва Дорофей о смирении, совершенной любви, об осуждении ближнего, о бесстрастии. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин о молитве, борьбе со страстями, дружестве. 2 часа.

Занятие № 9. Богословие Бенедикта Нурсийского и Франциска Ассизского. 1 час.

Занятие № 10. Выполнение итогового теста. 1 час.

 

VII Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрены.

 

VIII Курсовые (домашние) задания и самостоятельная работа студента

 

 

Седьмой семестр

 

Подготовка контрольно-курсовых работ по темам:

 

1. Смысл термина “отец церкви”.

2. Святоотеческий авторитет и его особенности.

3. Основные этапы истории патристики.

4. Основные издания святоотеческих текстов (19 век).

5. Основные издания святоотеческих текстов (20 век).

6. Изучение трудов отцов церкви в России.

7. Апокрифы как вид христианской литературы.

8. Писания мужей апостольских.

9. Апологетическая литература.

10. Раннехристианские авторы и античная литература.

11. Святоотеческая полемика с гностицизмом.

12. Литература Александрийской богословской школы.

13. Литература Антиохийской богословской школы.

14. “Золотой век” христианской письменности.

15. Богословие и экзегетика на Западе (Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Августин Гиппонский).

16. Традиции основателей монашества.

17. Творения псевдо-Дионисия Ареопагита.

18. Структура и содержание "Глав о любви" преподобного Максима Исповедника.

19. Учение об иконопочитании у преподобного Иоанна Дамаскина.

20. Учение о браке свт. Иоанна Златоуста.

21. Особенности эгзегезы Антиохийской и Александрийской школы.

22. Учение о браке представителей Александрийской богословской школы.

23. Аскетическое учение преп. Максима Исповедника.

24. Учение о человеке свт. Григория Нисского.

25. Учение о человеке свт. Григория Богослова.

26. Христология свт. Амфилохия Иконийского.

27. Догматическое содержание "Слова о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти" свт. Афанасия Великого.

28. Символика православного богослужения в сочинениях преп. Максима Исповедника.

29. Тринитология св. Августина

30. Августианская концепция греха.

31. Богословская методология Боэция

32. Проблематика евхаристических споров.

33. Метафизика Бонавентуры.

34. Специфика богословия Фомы Аквинского.

35. Проблематика номинализма.

36. Понимание Бога у Иоанна Дунса Скотта

37. Богословие Иоанна Златоуста.

38. Проблематика несторианства.

39. Основные черты богословия Ефрема Сирина.

 

Работа предполагает написание сочинения в рамках одного аудиторного занятия (2 часа) в объеме 15-20 листов. Время, выделяемое на подготовку ККР - 10 часов.

Самостоятельно изучение разделов дисциплины, время - 25 часов (28 часов).

Чтение и изучение первоисточников – святоотеческих сочинений – 26часов (30 часов).

 

Восьмой семестр

Написание курсовых работ по темам:

Темы курсовых работ

1. Библейская экзегетика в святоотеческом богословии I – III веков.

2. “Дидахэ”: исследование происхождения, авторства, текста, связей с другими произведениями ранней христианской письменности.

3. “Пастырь” Ерма: исследование происхождения, авторства, текста, связей с другими произведениями ранней христианской письменности.

4. Богословие Папия Иеропольского: сведения об авторе, совокупность текстов, ему приписываемых, анализ текстов (отношение Папия к проблеме Предания), место Папия в святоотеческой письменности (хилиазм).

5. Учение о Церкви (экклесиология) в святоотеческом богословии I – III веков (Мужи апостольские, Тертуллиан, св. Киприан Карфагенский, св. Ириней Лионский).

6. Учение о браке и девстве в святоотеческом богословии I – VIII веков (Мужи апостольские, Тертуллиан, св. Мефодий Патарский, Ориген, св. Григорий Богослов, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин).

7. Развитие святоотеческого взгляда на этапы духовной жизни (Ориген, Климент Александрийский, св. Григорий Нисский, св. Григорий Богослов, Евагрий Понтийский, преп. Максим Исповедник).

8. Основные особенности богословия ранних христианских апологетов (II – нач. III вв.).

9. Учение о спасении в святоотеческом богословии (св. Иустин Философ, св. Кирилл Иерусалимский, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, св. Григорий Богослов, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, преп. Ефрем Сирин).

10. Святоотеческое учение об образе и подобии Божием в человеке (св. Ириней Лионский, св. Мефодий Патарский, св. Афанасий Александрийский, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, преп. Исидор Пелусиот, блаж. Диадох Фотикийский, свт. Кирилл Александрийский, блаж. Августин и др.)

11. Развитие методов опровержения ересей в ранней христианской письменности (основываясь на анализе “Против ересей” св. Иринея Лионского, Тертуллиана “О прескрипции еретиков”).

12. Сравнение полемических методов и догматического учения св. Василия Великого в “Опровержении на защитительную речь злочестивого Евномия” (в 5 книгах) и св. Григория Нисского в сочинении “Против Евномия” (в 11(13) книгах).

13. Учение о Святой Троице и христология св. Афанасия Алесандрийского (“Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти”, три слова “Против Ариан”, четыре послания “К Серапиону, епископу Тмуитскому, о Святом Духе”) и их место в святоотеческом богословии.

14. Догматическое значение “Слов о Богословии” (Слова 27-31) св. Григория Богослова и их место в истории святоотеческой письменности.

15. Догматическое значение Послания св. Василия Великого к св. Амфилохию, епископу Иконийскому “О Святом Духе” и его место в святоотеческой письменности.

16. Сочинение Немесия Эмесского “О природе человека” и его место в святоотеческом богословии.

17. Особенности экзегетического метода св. Иоанна Златоуста (на примере одного творения: “Бесед на книгу Бытия”, “Бесед на Евангелие от Матфея”, “Бесед на Евангелие от Иоанна”).

18. Два типа христианской мистики: “мистика сердца” преп. Макария Египетского и созерцательная мистика Евагрия Понтийского (сравнение, параллели, место в истории христианской аскетики).

19. Сравнение александрийского и антиохийского методов богословствования на основе полемики свт. Кирилла Александрийского и блаж. Феодорита Киррского (на примере нескольких творений и их полемических сочинений).

20. Понятие “Воипостасного” в святоотеческом богословии (св. Иустин Философ, Евстафий Монах, Леонтий Иерусалимский, Иоанн Грамматик Кесарийский, Леонтий Византийский, преп. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин).

21. Учение о Церкви (экклесиология) в “Корпус Ареопагитикум”.

22. Особенности богословского метода преп. Максима Исповедника в “Вопросоответах к Фалассию”.

23. Особенности методов истолкования богослужения в богословии Николая Кавасилы и св. Симеона Солунского.

24. Средневековая христианская теология и современность.

25. Место диалектики в теологии раннего Средневековья.

26. Специфика диалектического метода XI и XII веков.

27. Противостояние диалектики Абеляра и духовности Бернара.

28. Значение трудов Аристотеля для средневековой христианской мысли.

29. Теология в средневековых западных университетах.

30. Специфика догматического противостояния Востока и Запада.

31. Христология Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстского.

32. Учение Аполлинария и полемика с ним.

33. Основные черты византийского средневекового богословия.

 

Задание предполагает написание развернутой аналитической работы по трудам одного христианского писателя или трудов, отнесенных к определенной богословской школе. В работе должны быть представлены догматические, экзегетические, экклезиологические и литургические аспекты учения, полнота раскрытия которых может варьироваться в зависимости от темы работы.

Время, выделяемое на подготовку курсовой работы – 20 часов.

Самостоятельно изучение разделов дисциплины, время – 20 часов (30 часов).

Чтение и изучение первоисточников – святоотеческих сочинений – 28 часов (38 часов).

Объем курсовой работы

 

Объем курсовой работы составляет 20-25 страниц текста, напечатанного на одной стороне стандартного листа формата А-4. Страницы нумеруются, но на титульном листе первый номер страницы не ставится, а далее нумерация указывается со второго листа. При оформлении работы на компьютере межстрочное расстояние рекомендуется принимать 1,5; на странице располагается 28-30 строк, в строке 60+/-2 знаков, включая пробелы. Шрифт Times New Roman, размер 14. Абзац 1,25, перенос автоматический. Поля со всех сторон 2 см.

 

Защита курсовой работы

 

Защита курсовых работ осуществляется перед комиссией кафедры, утвержденной распоряжением заведующего кафедрой, и относится к разряду промежуточных аттестаций. Защита производится в назначенные кафедрой сроки за две недели до начала сессии. К защите студент представляет подписанные автором и руководителем пояснительную записку. Общее время защиты курсовой работы 15 – 20 мин, из которых 5 – 10 мин предоставляется студенту для доклада, а остальные - для ответов на вопросы.

При оценке качества выполнения и уровня защиты курсовой работы комиссия кафедры руководствуется следующими положениями (приложение В приказа №909 от 29 октября 2002 г.):

1) Руководитель проекта не подписывает и не выпускает на рецензирование и защиту работу при:

- ее выполнении не в полном объеме;

- ее несоответствии выданному заданию;

- выявленной руководителем несамостоятельности студента при выполнении работы.

В этом случае руководитель ставит в известность комиссию, заполнив соответствующую графу и обосновав причины недописка в бланке балльно рейтинговой оценки курсового проекта. По решению комиссии в зачетной ведомости ставится «не допущен».

2) В оценке качества выполнения и уровня защиты работы максимальной суммой баллов 100 отдельным составляющим принадлежат следующие "веса":

а) качество рукописи (КР) – до 35 баллов оценивается руководителем проекта.

При оценке качества рукописи и графической части работы учитывается:

- наличие ошибок;

- логичность и последовательность построения работы;

- соблюдение стандартов;

- аккуратность исполнения и грамотность работы.

В зависимости от степени соблюдения указанных требований, качество работы оценивается руководителем проекта баллами в следующих диапазонах:

0 – 10 – неудовлетворительно;

11 – 20 – удовлетворительно;

21 – 30 – хорошо;

31 – 35 – отлично.

Оценка руководителя «неудовлетворительно» (0 – 10 баллов) выставляется в следующих случаях:

- наличие грубых ошибок принципиального характера;

- низкое качество выполнения проекта;

- несоответствие работы методическим указаниям.

Руководитель работы делает отметки в бланке балльно - рейтинговой оценки, куда заносятся все набранные студентом баллы по качеству рукописи и графической части и допуске к рецензированию и защите перед комиссией.

б) оценка рецензента (Р): до 5 баллов

5 – отлично;

4 – хорошо;

3 – удовлетворительно;

2 – неудовлетворительно.

Если студент допущен к защите курсовой работы, то не позднее, чем за 2 дня до защиты, оформленная курсовая работа отдается рецензенту. Оценка рецензента проставляется в бланке балльно-рейтинговой оценки (приложение А).

В случае неудовлетворительной оценки проекта руководителем или рецензентом комиссия имеет право утвердить или не утвердить их решения.

в) Качество доклада (КД) – до 20 баллов оценивается комиссией по приему и защите курсовых работ.

К защите курсовых работ студент должен представить:

- пояснительную записку;

- оформленный бланк балльно-рейтинговой оценки.

При рассмотрении качества доклада оцениваются:

- степень аргументированности, чёткости;

- последовательность и правильность изложения;

- соблюдение регламента.

Качество доклада оценивается баллами в следующих диапазонах:

0 - 5 – неудовлетворительно,

6 – 10 – удовлетворительно;

11 – 15 – хорошо;

16 – 20 – отлично.

г) Уровень защиты работы и ответов на вопросы (З)– до 40 баллов оценивается комиссией по приему и защите курсовых работ.

Уровень защиты оценивается по следующим показателям:

- правильности и полноте ответов на вопросы;

- степени ориентированности в материале работы;

- рациональности предложений по возможным вариантам решений и исправлению ошибок.

Оценка уровня защиты в баллах производится следующим образом:

0 – 10 – неудовлетворительно;

11 – 20 – удовлетворительно;

21 – 30 – хорошо;

31 – 40 – отлично.

3) Комиссия по приёму и защите проектов принимает решение по балльной оценке вышеуказанных составляющих компонентов (в, г) в отдельности, подсчитывает с учётом оценок руководителя проекта и рецензента сумму баллов, и по ней и выставляет академическую оценку.

 

Работы

Выполнение контрольно-курсовой работы (ККР) (10 ч.) – важная составная часть изучения любой дисциплины и обязательное условие допуска к сдаче зачета. Научное руководство осуществляет преподаватель, ведущий названную дисциплину.

ККР выполняется в течение семестра и засчитывается по установленному графику после собеседования со студентом и просмотра работы преподавателем. Наряду с собеседованием возможно выступление с сообщением по теме ККР на семинарском занятии.

ККР, выполняемая студентом, является одной из форм его научной работы и должна отвечать требованиям, предъявляемым к содержанию, композиции и оформлению таких работ. Содержательная характеристика ККР определяется соответствием излагаемого материала выбранной теме. Каждому студенту необходимо заблаговременно пройти консультацию у научного руководителя в отношении структуры работы, привлекаемых источников и научной литературы.

Рекомендуется следующая композиция ККР:

- титульный лист (см. образец);

- план;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- библиографический список.

Необходима тщательная проработка Введения. В нем обосновываются выбор темы ККР, ее значение для профессиональной подготовки теолога и степень научной разработанности. Определяется, что рассматривается в качестве объекта и предмета данной ККР. Ставятся цель и задачи. Последние призваны конкретизировать поставленную цель. Должны быть указаны теоретическая основа, а также источниковая база.

В основной части раскрывается содержание темы в виде логично построенного текста, в котором обязательно делаются ссылки на первоисточники, источники, научную литературу. В заключении даются обоснованные выводы по проделанному исследованию. После заключения следует библиографический список, который состоит из использованной при написании ККР научной литературы. В этот список не рекомендуется включать энциклопедии, справочники, словари, газетные публикации. Если тема требует их использования, то об этом следует сделать пояснение во введении.

Список использованной литературы и ссылки оформляются согласно ГОСТу 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». Библиографический список делается в алфавитном порядке, по каждой из перечисленных работ указываются:

- фамилия и инициалы автора (авторов);

- название;

- выходные данные в полном виде;

- количество страниц.

Подготовленная рукопись ККР тщательно редактируется и выверяется, т.е. в тексте должны быть устранены разного рода повторения, длинноты, противоречия, неудачно подобранные примеры, любые ошибки (грамматические, фактические и т.д.). Все цитаты необходимо проверить по источникам.

Выполнение предложенных в настоящем пособии рекомендаций поможет студенту приобрести необходимые навыки учебно-научной работы и лучше подготовиться к более сложным видам деятельности будущего специалиста.

 

Шкалы оценок

 

Дисциплина состоит из двух частей, имеющих отчетность:

1) теоретический курс 7 семестр общим объемом 135(135) часов, завершающийся зачетом;

2) теоретический курс и выполнение курсовой работы 8 семестр общим объемом 120(120) часов, завершающийся экзаменом.

Каждая часть оценивается по 100-балльной системе со следующими диапазонами баллов, соответствующими традиционным оценкам:

 

Экзамен, зачёт Не зачтено Зачтено
Академическая оценка (по 4-балльной системе) Неудовлет- ворительно Удовлетво- рительно Хорошо Отлично
Балльная оценка (по 100-балльной системе) От 0 до 39 включительно От 40 до 60 включительно Свыше 60 до 80 включительно Свыше 80 до 100 включительно

 

Допуск к экзамену (простановка экзаменационной оценки, если студент получил на это право по результатам текущего контроля успеваемости) производится после выполнения всех предусмотренных учебным планом и настоящей программой работ.

1 По первой части дисциплины бальная оценка определяется как сумма бал-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И ПАТРИСТИКА

Направление подготовки: 031900 Теология

Специальность: 031901 Теология

Форма обучения: очная

Тула 2011

 

 

Рабочая программа составлена доц. Пантелеевым И. В. и обсуждена на заседании кафедры теологии гуманитарного факультета,

протокол №___ от "__" сентября__ 2011 г.

 

Зав. кафедрой_______________________________Прот. Лев Махно

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.164 с.)