Богословие основателей монашества. Традиции свв. Антония и Пахомия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Богословие основателей монашества. Традиции свв. Антония и Пахомия.



Преподобный Макарий Египетский. Corpus Macarianum.

Преподобный Иоанн Лествичник и его «Лествица».

Преподобный Авва Евагрий Понтийский.

Преподобный Авва Дорофей.

Преподобный Исаак Сирин.

Преподобный Феодор Студит.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

16. Восточная христианская православная литература (сирийская, коптская, армянская, грузинская, арабская, эфиопская).

16.1. Сирийская, коптская и армянская христианская литература.

16.2. Грузинская, арабская и эфиопская христианская литература.

Литература Запада периода после Вселенских Соборов, схоластика (Ансельм Кентерберийский, Петр Дамиани, Бернар Клервосский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский, Франциск Ассизский и др.).

Боэций. Иоанн Скот Эриугена.

Бенедикт Нурсийский

Франциск Ассизский.

Пьер Абеляр. Ансельм Кентерберийский.

Альберт Великий и Фома Аквинский.

18. Церковно-историческая литература (Евсевий Кесарийский, Сократ Схоластик; Евагрий, Созомен, византийские историки и хронисты).

18.1. Ранняя церковно-историческая литература. Евсевий Кесарийский.

Византийские историки и хронисты.

19. Несторианская и монофизитская литература.

19.1. Несторианская литература.

19.2. Монофизитская литература.

 

 

II Содержание дисциплины

III Распределение часов по семестрам и видам занятий

(данные в () приведены для направления 031900)

Объём часов, отводимых учебным планом на освоение учебно-программного материала дисциплины – 225(225), в том числе:

() В скобках указано количество часов для направления подготовки 031900 Теология

по очной форме:

 

 

Семестр Занятия с преподавателем Выполнение курсовых заданий Др. самост. Внеаудит. работа Виды отчетности
Аудиторные Инди- виду- альные
Лекции Практ. занят. Лабор. занят. Итого ККР КП(КР)
        -   -   -   зачет
  34(24)   34(24)   - 68(48) - -   32(77) экзамен
Итого по дисц. 68(58) 51(41) - 119(99) -     81(126) зачет экзамен

 

IV Темы, выносимые на лекции

по очной форме

 

№№ лекций Разделы, подразделы, пункты содержания дисциплины, выносимые на лекции Примечание
  Седьмой семестр  
  1: 1; 1.2; 1.3; 1.4  
  2: 1; 2.2.1; 2.2.2; 2.2.3; 2.3  
  3.1; 3.2; 3.3; 3.4  
  4.1; 4.2; 4.3; 4.4; 4.5  
  5.1; 5.2; 5.3  
  5.4; 5.5  
  6.1; 6.2  
  7.1; 7.2  
  7.3; 7.4; 7.5  
  8.1  
  8.2; 8.3  
  9.1  
  9.2  
  10.1; 10.2  
  10.3; 10.4  
  11.1  
  11.2; 11.3  
  Восьмой семестр  
  12.1; 12.2; 12.3 (12: 12.7; 14: 14.3; 14.4)  
  12.4; 12.5 (14: 14.2; 14.2.1; 14.2.2; 14.2.3)  
  12.6; 12.7 (13:13.1; 13.3)  
  13.1; 13.2 (14: 14.5; 14.5.1; 14.5.2; 14.5.3)  
  13.3 (15: 15.2.1; 15.2.2; 15.2.3)  
  14.1 (15:15.2.4; 15.2.5; 15.2.6)  
  14.2 (16: 16.1; 16.2)  
  14.3; 14.4 (17:17.1)  
  14.5 (17:17.2; 17.3)  
  15.1; 15.2; 15.2.1 (17:17.4)  
  15.2.2; 15.2.3; 15.2.4 (18:18.1; 18.2)  
  15.2.5; 15.2.6; 15.2.7 (19:19.1; 19.2)  
  16.1; 16.2.  
  17.1; 17.2; 17.3  
  17.4; 17.5  
  18.1; 18.2.  
  19.1; 19.2.  

 

 

V Индивидуальные занятия с преподавателем

Учебным планом не предусмотрены.

 

 

VI Практические (семинарские) занятия

Седьмой семестр

 

Занятие № 1. Русская патрологическая наука. 2 часа.

Занятие № 2. Издание святоотеческих творений в России. 2 часа

Занятие № 3. Писания мужей апостольских: священномученики Климент Римский и Игнатий Богоносец. 2 часа.

Занятие № 4. Апологетическая литература: жизнь и вероучительная деятельность святого Иустина Мученика (Философа) через призму исторического опыта XI-XX вв. 2 часа.

Занятие № 5. Гностическая литература и святоотеческая полемика с гностицизмом: святой Ириней Лионский и его сочинение «Против ересей». 2 часа.

Занятие № 6. Возникновение научного богословия: Догматико-полемические сочинения Тертуллиана: отличительные черты, тематика, направленность. 2 часа.

Занятие № 7. Александрийская богословская школа: Взаимосвязь философиии и богословия в сочинениях святого Климента Александрийского. Значение религиозно-философского учения Оригена для развития богословия.

2 часа.

Занятие № 8. Богословие святого Дионисия Александрийского и его взаимосвязь с учением Оригена. 1 час.

Занятие № 9. Антиохийская богословская школа: Феодор Мопсуэтский и Диодор Тарсийский. 2 часа.

Восьмой семестр

Занятие № 1. «Пять слов о богословии» Григория Богослова. 2 часа.

Занятие № 2. Педагогические воззрения святого Иоанна Златоуста: «Уроки о воспитании». «Слово о священстве» святого Иоанна Златоуста и его значение для нашего времени. 2 часа.

Занятие № 3. Религиозно-философские воззрения блаженного Августина. Блаженный Иероним Стридонский и его борьба с противоаскетическим движением на Западе. 2 часа.

Занятие № 4. Преподобные Максим Исповедник и авва Фалассий: «Четыреста глав о любви». 2 часа.

Занятие № 5. Преподобный Иоанн Дамаскин и его «Точное изложение православной веры». Симеон Новый богослов о вере и совершенстве. 2 часа.

Занятие № 6. Симеон Новый Богослов о трех образах внимания и молитвы. Святой Григорий Палама о страстях и добродетелях, о молитве и чистоте. 2 часа.

Занятие № 7. Преподобные Иоанн Лествичник и Исаак Сирин: их подвижнические наставления в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова). 2 часа.

Занятие № 8. Преподобный авва Дорофей о смирении, совершенной любви, об осуждении ближнего, о бесстрастии. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин о молитве, борьбе со страстями, дружестве. 2 часа.

Занятие № 9. Богословие Бенедикта Нурсийского и Франциска Ассизского. 1 час.

Занятие № 10. Выполнение итогового теста. 1 час.

 

VII Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрены.

 

VIII Курсовые (домашние) задания и самостоятельная работа студента

 

 

Седьмой семестр

 

Подготовка контрольно-курсовых работ по темам:

 

1. Смысл термина “отец церкви”.

2. Святоотеческий авторитет и его особенности.

3. Основные этапы истории патристики.

4. Основные издания святоотеческих текстов (19 век).

5. Основные издания святоотеческих текстов (20 век).

6. Изучение трудов отцов церкви в России.

7. Апокрифы как вид христианской литературы.

8. Писания мужей апостольских.

9. Апологетическая литература.

10. Раннехристианские авторы и античная литература.

11. Святоотеческая полемика с гностицизмом.

12. Литература Александрийской богословской школы.

13. Литература Антиохийской богословской школы.

14. “Золотой век” христианской письменности.

15. Богословие и экзегетика на Западе (Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Августин Гиппонский).

16. Традиции основателей монашества.

17. Творения псевдо-Дионисия Ареопагита.

18. Структура и содержание "Глав о любви" преподобного Максима Исповедника.

19. Учение об иконопочитании у преподобного Иоанна Дамаскина.

20. Учение о браке свт. Иоанна Златоуста.

21. Особенности эгзегезы Антиохийской и Александрийской школы.

22. Учение о браке представителей Александрийской богословской школы.

23. Аскетическое учение преп. Максима Исповедника.

24. Учение о человеке свт. Григория Нисского.

25. Учение о человеке свт. Григория Богослова.

26. Христология свт. Амфилохия Иконийского.

27. Догматическое содержание "Слова о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти" свт. Афанасия Великого.

28. Символика православного богослужения в сочинениях преп. Максима Исповедника.

29. Тринитология св. Августина

30. Августианская концепция греха.

31. Богословская методология Боэция

32. Проблематика евхаристических споров.

33. Метафизика Бонавентуры.

34. Специфика богословия Фомы Аквинского.

35. Проблематика номинализма.

36. Понимание Бога у Иоанна Дунса Скотта

37. Богословие Иоанна Златоуста.

38. Проблематика несторианства.

39. Основные черты богословия Ефрема Сирина.

 

Работа предполагает написание сочинения в рамках одного аудиторного занятия (2 часа) в объеме 15-20 листов. Время, выделяемое на подготовку ККР - 10 часов.

Самостоятельно изучение разделов дисциплины, время - 25 часов (28 часов).

Чтение и изучение первоисточников – святоотеческих сочинений – 26часов (30 часов).

 

Восьмой семестр

Написание курсовых работ по темам:

Темы курсовых работ

1. Библейская экзегетика в святоотеческом богословии I – III веков.

2. “Дидахэ”: исследование происхождения, авторства, текста, связей с другими произведениями ранней христианской письменности.

3. “Пастырь” Ерма: исследование происхождения, авторства, текста, связей с другими произведениями ранней христианской письменности.

4. Богословие Папия Иеропольского: сведения об авторе, совокупность текстов, ему приписываемых, анализ текстов (отношение Папия к проблеме Предания), место Папия в святоотеческой письменности (хилиазм).

5. Учение о Церкви (экклесиология) в святоотеческом богословии I – III веков (Мужи апостольские, Тертуллиан, св. Киприан Карфагенский, св. Ириней Лионский).

6. Учение о браке и девстве в святоотеческом богословии I – VIII веков (Мужи апостольские, Тертуллиан, св. Мефодий Патарский, Ориген, св. Григорий Богослов, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин).

7. Развитие святоотеческого взгляда на этапы духовной жизни (Ориген, Климент Александрийский, св. Григорий Нисский, св. Григорий Богослов, Евагрий Понтийский, преп. Максим Исповедник).

8. Основные особенности богословия ранних христианских апологетов (II – нач. III вв.).

9. Учение о спасении в святоотеческом богословии (св. Иустин Философ, св. Кирилл Иерусалимский, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, св. Григорий Богослов, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, преп. Ефрем Сирин).

10. Святоотеческое учение об образе и подобии Божием в человеке (св. Ириней Лионский, св. Мефодий Патарский, св. Афанасий Александрийский, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, преп. Исидор Пелусиот, блаж. Диадох Фотикийский, свт. Кирилл Александрийский, блаж. Августин и др.)

11. Развитие методов опровержения ересей в ранней христианской письменности (основываясь на анализе “Против ересей” св. Иринея Лионского, Тертуллиана “О прескрипции еретиков”).

12. Сравнение полемических методов и догматического учения св. Василия Великого в “Опровержении на защитительную речь злочестивого Евномия” (в 5 книгах) и св. Григория Нисского в сочинении “Против Евномия” (в 11(13) книгах).

13. Учение о Святой Троице и христология св. Афанасия Алесандрийского (“Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти”, три слова “Против Ариан”, четыре послания “К Серапиону, епископу Тмуитскому, о Святом Духе”) и их место в святоотеческом богословии.

14. Догматическое значение “Слов о Богословии” (Слова 27-31) св. Григория Богослова и их место в истории святоотеческой письменности.

15. Догматическое значение Послания св. Василия Великого к св. Амфилохию, епископу Иконийскому “О Святом Духе” и его место в святоотеческой письменности.

16. Сочинение Немесия Эмесского “О природе человека” и его место в святоотеческом богословии.

17. Особенности экзегетического метода св. Иоанна Златоуста (на примере одного творения: “Бесед на книгу Бытия”, “Бесед на Евангелие от Матфея”, “Бесед на Евангелие от Иоанна”).

18. Два типа христианской мистики: “мистика сердца” преп. Макария Египетского и созерцательная мистика Евагрия Понтийского (сравнение, параллели, место в истории христианской аскетики).

19. Сравнение александрийского и антиохийского методов богословствования на основе полемики свт. Кирилла Александрийского и блаж. Феодорита Киррского (на примере нескольких творений и их полемических сочинений).

20. Понятие “Воипостасного” в святоотеческом богословии (св. Иустин Философ, Евстафий Монах, Леонтий Иерусалимский, Иоанн Грамматик Кесарийский, Леонтий Византийский, преп. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин).

21. Учение о Церкви (экклесиология) в “Корпус Ареопагитикум”.

22. Особенности богословского метода преп. Максима Исповедника в “Вопросоответах к Фалассию”.

23. Особенности методов истолкования богослужения в богословии Николая Кавасилы и св. Симеона Солунского.

24. Средневековая христианская теология и современность.

25. Место диалектики в теологии раннего Средневековья.

26. Специфика диалектического метода XI и XII веков.

27. Противостояние диалектики Абеляра и духовности Бернара.

28. Значение трудов Аристотеля для средневековой христианской мысли.

29. Теология в средневековых западных университетах.

30. Специфика догматического противостояния Востока и Запада.

31. Христология Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстского.

32. Учение Аполлинария и полемика с ним.

33. Основные черты византийского средневекового богословия.

 

Задание предполагает написание развернутой аналитической работы по трудам одного христианского писателя или трудов, отнесенных к определенной богословской школе. В работе должны быть представлены догматические, экзегетические, экклезиологические и литургические аспекты учения, полнота раскрытия которых может варьироваться в зависимости от темы работы.

Время, выделяемое на подготовку курсовой работы – 20 часов.

Самостоятельно изучение разделов дисциплины, время – 20 часов (30 часов).

Чтение и изучение первоисточников – святоотеческих сочинений – 28 часов (38 часов).

Объем курсовой работы

 

Объем курсовой работы составляет 20-25 страниц текста, напечатанного на одной стороне стандартного листа формата А-4. Страницы нумеруются, но на титульном листе первый номер страницы не ставится, а далее нумерация указывается со второго листа. При оформлении работы на компьютере межстрочное расстояние рекомендуется принимать 1,5; на странице располагается 28-30 строк, в строке 60+/-2 знаков, включая пробелы. Шрифт Times New Roman, размер 14. Абзац 1,25, перенос автоматический. Поля со всех сторон 2 см.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.053 с.)