Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании



кафедры теологии гуманитарного факультета,

протокол № __ от "___" ___________ 20__ г.,

Зав. кафедрой ______________________________ Прот. Лев Махно

 

I Цели и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного взгляда на письменное наследие христианских авторов и отразившуюся в этом наследии историю становления христианского вероучения.

Задачами изучения дисциплины являются:

освоение современной литературы в области патристики и патрологии; освоение классических трудов по патрологии;

знакомство с наиболее авторитетными зарубежными и отечественными сводными изданиями христианских авторов;

Анализ творений наиболее крупных христианских авторов.

Выписка из ГОС:

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И ПАТРИСТИКА:

Издание и переводы памятников христианской письменности; история патристики; периодизация истории христианской письменности; апокрифы; писания мужей апостольских и апологетическая литература (Климент Римский, Игнатий Богоносец, Ерм, Поликарп Смирнский, Иустин Философ, Афиногор, Татиан, Тертуллиан и др.); отношение раннехристианской литературы к эллинистической культуре; гностическая литература и святоотеческая полемика с гностицизмом (Ириней Лионский, Ипполит Римский); литература Александрийской и Антиохийской богословских школ (Климент Александрийский, Ориген, Дионисий Александрийский, Дидим Слепец, Феодор Мопсуэтский, Диодор Тарсийский и др.); западная литература III-V века (Киприан Карфагенский, Илларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин и др.); «Золотой век» святоотеческой письменности, каппадокийский синтез (Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др.); Corpus Areopagiticum; Corpus Macarianum; литература периода Вселенских Соборов (Кирилл Александрийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.); византийские богословы IX–XV вв. (Фотий, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама, Марк Эфесский, Николай Кавасила и др.); монашеская литература: аскетические трактаты, «Добротолюбие» (Иоанн Лествичник, Дорофей, Иоанн Кассиан Римлянин и др.); восточная христианская православная литература (сирийская, коптская, армянская, грузинская, арабская, эфиопская); церковно-историческая литература (Евсевий Кесарийский, Сократ Схоластик; Евагрий, Созомен, византийские историки и хронисты); литература Запада периода после Вселенских Соборов, схоластика (Ансельм Кентерберийский, Петр Дамиани, Бернар Клервосский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский, Франциск Ассизский и др.); несторианская и монофизитская литература.

Требованием к уровню освоения содержания дисциплины является знание современной литературы по патрологии и патристике и крупных христианских авторов, их творений. Специалист должен иметь глубокие знания и владеть методикой научных исследований в области истории христианской письменности и патристики.

II. Содержание дисциплины

1. Патрология и патристика, основные понятия.

Основные понятия. Изучение святоотеческой письменности как наука.

Значение изучения святоотеческих творений.

Понятие «Отец Церкви». История сложения, списки отцов Церкви, святоотеческий авторитет и его особенности.

Критерии причисления церковных писателей к Отцам Церкви в Восточной и Западной Церкви.

История патристики; периодизация истории христианской письменности.

Возникновение патристики, основные этапы ее развития.

Эпохи истории христианской письменности.

Патристика в Древней Церкви.

Патристика средневековой эпохи.

Патристика эпохи Возрождения и Нового времени.

Русская патрологическая наука.

Хронологические рамки «классической патрологии», периодизация внутри нее.

3. Издание и переводы памятников христианской письменности. 3.1. Начало издания памятников христианской письменности. Причины этого. Издания святоотеческих творений эпохи Возрождения.

Издания святоотеческих творений XVI – XVII вв. Труды конгрегации св. Мавра.

Издания XIX в. А.Май. Ж.-П. Минь и его «Патрология». «Венский корпус».

Издания XX в. «Свод христианских авторов», «Средневековое продолжение», «Тейнберовския библиотека» и др.

Издания святоотеческих творений в России.

4. Апокрифическая литература.

Апокрифы как вид христианской литературы.

Апокрифические Евангелия.

Апокрифические деяния.

Апокрифические послания Апостолов.

Апокрифические апокалипсисы.

5. Писания мужей апостольских:священномученик Климент Римский; Игнатий Богоносец; «Пастырь» Ерма; Поликарп Смирнский. апологетическая литература (Климент Римский, Игнатий Богоносец, Ерм, Поликарп Смирнский).

Возникновение церковной письменности. Мужи апостольские. «Учение 12 апостолов».

Священномученик Климент Римский.

Священномученик Игнатий Богоносец.

Пастырь» Ерма; Послание, известное с именем ап. Варнавы.

Священномученик Поликарп Смирнский.

Отношение раннехристианской литературы к эллинистической культуре.

Контакты христиан с языческой культурой.

Особенности отношения ранних христианских авторов к античному миру.

7. Апологетическая литература.

Понятие о христианской апологетике, причины ее возникновения, условия формирования. Особенности богословия апологетов. Апологеты.

Аристид.

Святой Иустин Мученик (Философ).

Татиан.

Афинагор.

8. Гностическая литература и святоотеческая полемика с гностицизмом (Ириней Лионский, Ипполит Римский).

Гностицизм как религиозно-философское учение.

Святой Ириней Лионский.

Святой Ипполит Римский.

Возникновение научного богословия.

Тертуллиан.

Святой Киприан Карфагенский.

Александрийская богословская школа (Климент Александрийский, Ориген, Дионисий Александрийский).

Формирование огласительной школы в Александрии. Александрийское богословие, его ярчайшие представители: Климент Александрийский; Ориген; святой Дионисий Александрийский.

Климент Александрийский: жизнь, писания, учение.

Ориген: жизнь, писания, учение.

Святой Дионисий Александрийский: жизнь, писания, учение.

Антиохийская богословская школа.

Богословие в Антиохии. Становление богословской школы, ее характерные черты. Дидим Слепец.

Феодор Мопсуэтский, Диодор Тарсийский.

Взаимоотношения Александрийской и Антиохийской традиций богословия.

Золотой век» святоотеческой письменности, каппадокийский синтез (Афанасий Великий (Александрийский), Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др.).

Особенности богословия эпохи Константина Великого на Востоке. Афанасий великий (Александрийский).

Богословие отцов-каппадокийцев. Василий Великий.

Григорий Богослов.

Григорий Нисский.

Иоанн Златоуст.

Кирилл Иерусалимский.

Ересь Нестория, монофизитство, борьба с ними Церкви. Святой Кирил Александрийский и блаженный Феодорит Кирский.

13. Западная литература III-V века (Илларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Августин).

Особенности западной теологии III-V в. Святой Илларий Пиктавийский.

Святой Амвросий Медиоланский; блаженный Иероним Стридонский.

Золотой век» христианской письменности на Западе. Блаженный Августин.

Византийское богословие V-XV веков.

Византийские богословы V-VIII веков. Борьба с монофизитством. Защитники Халкидонского собора. Иоанн Грамматик. Император Юстиниан Великий. Монофизитские авторы: Севир Антиохийский; Юлиан Галикарнасский.

Corpus Areopagiticum.

Вопрос о личности автора.

Творения псевдо-Дионисия Ареопагита.

Выработка понятийно-терминологического аппарата богословия.

Монофелитство. Святой Софроний Иерусалимский. Преподобный Максим Исповедник.

Иконоборчество. Преподобный Иоанн Дамаскин. «Источник знания».

Византийские богословы IX-XV веков.

Святой Фотий. Преподобный Симеон Новый Богослов.

Святой Григорий Палама и традиции исихазма.

Марк Эфесский и Николай Кавасила.

Аскетическая письменность.

15.1. Монашеская литература. Аскетические трактаты. «Добротолюбие».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.013 с.)