Западная схоластика и ее основные проблемы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западная схоластика и ее основные проблемы



Главная задача схоластики состоит в том, чтобы широко распространить христианское мировоззрение через 3-х ступенчатую систему образования. На первом этапе изучались: чтение, письмо, элементарное представление о Библии. На втором этапе: грамматика, диалектика, астрономия, риторика и др.. На третьем этапе шло углубленное изучение священного писания.
Начиная с 12в, монастырские школы начинают трансформироваться в университеты. Исторически первыми были Парижский, Кембриджский университеты. Университет, как учебная организация, имела ряд отличительных особенностей от античной академии. Здесь обучение шло по четкой программе, выдавались дипломы. Университетское братство не знало кастовых отличий и дети крестьян и ремесленников также становились студентами. Университетское образование более универсально, де наряду со специальными предметами изучался большой блок гуманитарного знания. Первоначально обучение проходило на 2 факультетах – на факультете свободных искусств (6 лет) и на факультете теологии (8 лет). Заметим, чтобы окончить факультет теологии, необходимо было закончить факультет свободных искусств.
Все многообразие проблем, решаемых схоластикой, можно свести к 2 основным:
• проблема отношения знания и веры;
• проблема общих понятий (универсалий).
В основе 1 проблемы лежит двойственная природа любой реальности: знание о мире, полученное посредством священного писания. Философ должен решить, как эти формы знания соотносятся между собой. Схоластика оставила три решения этой проблемы:
1. знание и вера - антиподы, враги. Знание убивает веру.
2. теория двойственной истины. Суть: у теологии и философии – разные объекты познания, разные способы и способности. Поэтому они обладают двумя различными истинами: философией и теологией. Но вскоре представители церкви решили, что 2-х истин не бывает, а есть 1 теология.
3. союз знания и веры. Этот союз долго не просуществовал, потому что в данном союзе все религиозные догматы необходимо было объяснить посредством разума, а это не всегда возможно было сделать. Поэтому часть религиозных догматов, такие как «Воскрешение», «Вознесение», «Воздаяние», выводились из-под разумного обоснования, ссылаясь на их сверх разумную природу.
А вскоре и вовсе был сделан вывод, что конечным человеческим разумом нельзя познать бесконечную природу Бога.
В основе 2 проблемы – проблемы универсалий, лежит вопрос, что обладает истиной своего существования – вещи или понятие вещей. Представители реализма считали, что реально существуют понятия, а вещи есть лишь их проявление, в то время как представители номинализма считали, что реально существуют вещи, а понятие - не более, чем название вещей.

****

На Востоке: Алькенди (1-я пол. IX век), ещё более прославившийся как математик и астролог; Альфараби (X век), усвоивший неоплатоническое учение об эманациях; Авиценна (XI век), защищавший более чистый аристотелизм и пользовавшийся высоким уважением даже у христианских учёных позднейшего средневековья как философ и особенно как учёный медик; наконец, Альгазэл (ум. XII век), в интересах теологической ортодоксии прибегавший к философскому скептицизму.

На Западе: Авемпац (XII век, Ibn Badja) и Абубацер (XII век, Ibn Tophail), проводившие мысль о самостоятельном постепенном развитии человека; Аверроэс (Ibn Roschd, 1126—1198), известный комментатор Аристотеля. Толкуя учение последнего о пассивном и активном разуме, Аверроэс становится на пантеистическую точку зрения, исключающую индивидуальное бессмертие; он признает единый общий для всего человечества интеллект, расчленяющийся в отдельных людях и снова возвращающий в себя каждую свою эманацию, так что они только в нём становятся причастными бессмертию

Из еврейских философов более значительны Саадиа-бен-Иосиф-аль-Файуми (с 892 до 942 г.), защитник Талмуда и противник караимов; представитель неоплатонического направления, живший около 1050 г. в Испании, Соломон Ибн-Гебироль, признаваемый христианскими схоластиками за арабского философа и приводимый у них под именем Авицеброна; Бахия-бен-Иосиф, автор морального сочинения об обязанностях сердца (конец XI век). Прямую реакцию в философии произвёл около 1140 г. поэт Иуда Галеви в своей книге Khosari, где выставляются побеждёнными иудейским учением греческая философия, христианская и магометанская теология.

Крупнейшим схоластом западноевропейской философии был Фома Аквинский. Схоластическим по сути был, например, спор Фомы Аквинского и Альберта Великого во дворике Парижского университета на тему "Есть ли у крота глаза"? Несколько часов длился этот словесный турнир − и все безрезультатно. Каждый стоял на своем, истово и непоколебимо. Но тут случись садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, возьми да и предложи свои услуги. "Хотите, − говорит он, − я вам сей же миг принесу настоящего живого крота. На том и разрешится ваш спор". "Ни в коем случае. Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли у принципиального крота принципиальные глаза".

Основные представители ранней схоластики:

Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877) считается основопо­ложником схоластики. В духе пантеизма он объединяет Бога и при­роду. В то же время он закладывает принципы апофатического бого­словия (Богу нельзя приписывать свойства несовершенного тварного мира) и гармонично соединяет их с принципами катафатическо­го богословия (утвердительные суждения о Боге следует понимать скорее как дань восхищения по отношению к наивысшему суще­ству); земной порядок вещей соответствует божественному, и свет­ское политическое и государственное устройство органично встрое­но в общее целое разумно устроенного по божественному установ­лению мира; истинная власть и истинная философия не- должны противоречить друг другу, потому что истинная философия есть религия, философствование вне веры невозможно.

Ансельм Кентерберийский (1033—1109) представляет доказатель­ства бытия Бога, особенно важное из них — опирающееся на онто­логический аргумент. «В формулировке самого Ансельма это дока­зательство выглядит следующим образом. Под «богом» мы понима­ем наибольший, какой только возможен, объект мысли. Но если объект мысли не существует, то он меньше другого, точно такого же действительно существующего объекта мысли. Поэтому наиболь­ший из всех объектов мысли должен существовать, ибо иначе был бы возможен другой еще больший объект мысли. Поэтому бог су­ществует».

Средняя схоластика.

К периоду средней схоластики относится творчество таких фи­лософов, как Фома Аквинский (1225 или 1226—1274), Роджер Бэ­кон (1215—1292), Бонавентура (1221 — 1274), Альберт Великий (1206-1280), Иоанн Дунс Скот (1265-1308) и др.

Бонавентура считает, что теология начинается там, где кончает­ся философия. Высшую причину всего — Бога — нельзя исследо­вать философскими методами,' рациональными приемами. У теоло­гии иные предпосылки — вера и откровение. Более того, любое рациональное доказательство имеет основанием внутренне прису­щее человеческому разуму знание о существовании Бога. Это знание является следствием веры, которая выше всякого знания. Вовне это проявляется как стремление человеческого существа к счастью, ко­торое осуществимо лишь посредством осознания душой ее направ­ленности к Богу. Жизнь в вере есть путь к счастью и одновременно доказательство существования Бога. Такое доказательство бытия Бога является чисто теологическим и опирается на внутреннее познание Бога душой. Бонавентура принимает и философское доказательство, которое основывается на факте наличия совершенных предметов (результатов творения) в реальности, что подталкивает человечес­кую мысль к выводу о существовании высшей сверхсовершенной причины (Бога). Разумеется, это доказательство предполагает, что человек в своей душе способен сформировать понятие «сверхсовер­шенная причина», отождествить которое с понятием «бог» уже не так трудно, как и не трудно представить сколь угодно большое количество аргументов в пользу этого понятия.

Человеческое познание, согласно Бонавентуре, направлено на сотворенный Богом мир, поэтому всякое познание есть познание Бога.

Особое отношение к философии наиболее ярко видно при реше­нии Фомой Аквинским проблемы бытия Бога. Фома выдвигает пять способов доказательств бытия Бога. Все они опираются на идею творения.

Первый способ основан на мысленном переходе от наличия су­ществования движущихся конечных вещей к представлению о на­личии общего источника («толчка») их движения, «неподвижного перводвигателя».

Второй исходит из убеждения в невозможности существования бесконечной иерархии действующих причин и предполагает суще­ствование одной побуждающей причины, творчески производящей весь конечный мир следствий.

Третий довод заключается в утверждении, что случайный харак­тер изменений конечных вещей и процессов действительности дол­жен иметь необходимую причину.

Четвертый аргумент от наблюдения степеней совершенства су­ществующего мира ведет к убеждению, что существует высшая сте­пень совершенства.

Пятый путь доказательства отсылает к целесообразности устрой­ства мира: такое устройство подводит человеческий ум к выводу о существовании высшей целесообразной причины, которая упоря­дочивает всю наблюдаемую человеком природу.

Смысл всех пяти доказательств заключается в том, что «мир открывается, размышляющему уму как зависящий от предельной реальности, которую он называет Богом».

Поздняя схоластика.

Самый значительный философ этого периода – Ульям Оккам (между 1280 и 1290 - 1349).Оккам – представитель критического номинализма. Бога он рассматривает как свободное и всемогущее, а также не противоречивое по своей сущности существо. Мир, наоборот, противоречив, случаен, грешен.

Решения проблемы сущности и существования в средневековой философии были крайне противоречивыми. С одной стороны, утверждалось, что совпадение сущности и существования (бытия) возможно лишь в Боге и что сущность может получить признак существования только от Бога, как может быть сотворен­ной только его волей. Противоположное этому решение принадле­жит Оккаму.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.201.220 (0.006 с.)