Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы философии.

Поиск

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с ее возникновением. Круг проблем, относимых к философским, изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики, но всегда существовали такие вопросы, ответы на которые ожидали исключительно от философии.

– Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Опираясь на разнообразные науки, философия углублялась в раскрытие сущности мира, его устройства, первоосновы всего. Одновременно формировались различные философские «модели» мира.

- Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования. Философская антропология находилась в центре внимания многих древневосточных философских школ. Античная философия устами Протагора провозгласили знаменитую фразу – «человек есть мера всех вещей».

– В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.
Мат. Образования: вещество, поле, тело,… Идеальные: разум, чувства, идеи, …

1)_(М>И) Материализм – т.зрения согласно которой материальные образования определяют идеальные и являются всеобщей основой мира как целого.

(предст. – Демокрит, Бэкон, Маркс)

2)_(И>М) Идеализм – т.зр.согл.кот………(аналогия)

Идеализм: -субъективный, -объективный.

Субъективный идеализм – т.зр., согл.кот.ид.обр., зависящие от человека и его психических особенностей, опр.мат.обр.и явл.всеобщ.осн.М.как целого. (представитель – Протагор – «человек – есть мера всех вещей»;

Объект.ид. – т.зр., с.кот.ид.обр., НЕ зав. от Ч и его псих. особ., опр.мат.обр.и явл.всеобщ.осн.М.как целого. (родонач. – Платон «в мире сущ. 2 рода бытия: бытие идей и вещей» Человек – вещь, идея - вне человека)

3)_(И II М) Дуализм – ид.и мат.обр.оба существуют, равноценны, и являются основой М как целого. (гл.теоретик дуализма – Декарт)

4)_(ИΩМ) Гносеология – теория познания. (Познаваем ли мир?) Гносеологические оптимисты (да), Агностики (нет), Скептики (да, но сомневаются в достоверности знания)


+6. Античная натурфилософия (Милетская школа, Пифагор, Демокрит).
Ионийская школа.
Проблемы во время Фалеса Милетского (640-545 г.г. до н.э.)- онтология и первоначало всего. Согласно философской доктрине Фалеса Милетского, «все произошло из воды» (т. е. вода является первоначалом всего существующего.

Проблемы во время Анаксимандр, (610 – 546 гг. до н.э.) в центре внимания природа, а не человек, первоначало всего сущего. Ученик Фалеса. Первоначалом называл – апейрон (В переводе с греческого apeiros — “беспредельный”). Это нечто, не относящееся ни к одной из стихий.

Проблемы во время Анаксимена,(585 – 528 г. до н.э.) аналогичны Анаксимандру. В качестве первоначала - воздух.

В качестве первоосновы вещей Гераклит выбрал огонь. Одной из центральных идей Гераклита была идея всеобщей изменчивости и движения. «Всё течёт, всё изменяется». Это положение предпосылка трактовки Гегелем термина диалектика.

В основе учения Эмпедокла лежит теория четырех элементов, которые он называет «корнями всех вещей». Это огонь, воздух (или «эфир»), вода и земля. «Корни вещей», по Эмпедоклу, вечны, неизменны и не способны переходить друг в друга. Все прочие вещи получаются вследствие соединения этих элементов в определенных количественных пропорциях.

Италийская школа: Пифагор, (ок. 570 – ок. 500 гг. до н.э.):

Вклад: обращает внимание на количественные параметры, благодаря которым можно понять те или иные качества предмета; теорема Пифагора; исследование теории чисел и принципы арифметики.

Демокрит создал атомистическую теорию, параллельно и независимо с Левкиппом (ок. 460 г. до н.э., сочинения которого не сохранились).

Атомистическая теория: Мир состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов, которые движутся в пустоте. Атомы материальны, разнообразны по форме, весу и порядку расположения. Соединяясь в различные комбинации, атомы образуют все тела.

Доказательство:- раз атомы неделимы, то следовательно неразрушимы и вечны, как и сама природа, из них состоящая. Следовательно, природу никто не создавал и она первична и не создана Богами.

В мире атомов господствует абсолютная причинность (необходимость), они не могут произвольно отклоняться в движении. Это привело Демокрита к фатализму - отрицанию свободы действий и воли. Эпикур же считал, что атомы могут отклоняться от своего первоначального направления, как и человек, они имеют свободу.


7 Софисты и Сократ (общее и различия в их философии).
Общее (таблица)

1)рассмотрение антропологических вопросов

2)высокое владение ораторским искусством

3)невозможно сказать что-то о богах за счет краткости жизни человека --;-- тема божеств недоступна для понимания человека

4)отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании

5)«Человек – мера вещей»

6)развитие школ учениками (софистские,сократические)

Различия

1)цель спора – победа любой ценой --;-- поиск истины

2)односторонность мышления, отрицание объективного мышления --;-- стремление к объективному мышлению

3)платные уроки по отстаиванию своей точки зрения --;-- бескорыстное распространение учения о поиске объективных нравственных ценностях (добродетель)

4)у каждой вещи есть два противоположных мнения --;- - истина единственна

5)бег от казни (основатель софистов – Протагор) --;-- отстаивание убеждений, не смотря на казнь, до последнего мгновения жизни

6)внимание на отдельных индивидов --;-- общение со всем народом

7)разработка зацепок и уловок --;-- открыл метод майевтики (использовал иронию)
Метод майевтики основан на задавании наводящих вопросов и доведения человека до противоречия, в результате чего достигается истина – понятие. Иронию Сократ использовал, чтобы прикинуться дилетантом (не знает о ничего о предмете разговора). Истина нужна чтобы постичь добродетель. Зная, что такое добро, а что зло, человек не будет совершать злые поступки.

 


8 Философия Платона.

Объективный идеализм – т. зрения согласно которой идеальные образования детерминируют материальные образования не зависимо от человека и его психических особенностей.

Онтология по Платону: вещь является не совершенной (слабой) копией идеи.

Платон считает, что любой человек имеет душу (человек есть единство души и тела), в которой есть вся полнота знания, но душа из-за своего контакта с телом это знание забыла, и теперь его нужно припомнить путем изучения мира.
Суждения Платона об идеи:
Идея – совокупность общих признаков какого-либо класса предметов. Идея – идеальна, в том смысле, что она не вещественна (вода, как вещь кипит и замерзает, а идея воды не кипит и не замерзает). Все идеи находятся в специальном «умном» месте (где-то там в небесах). Идея – идеальна в том смысле, что она позитивна, совершенна, а вещь – слабая, несовершенная копия.

Душа состоит из трех частей: разумного или расчетливого начала, яростного или гневного и неразумного и вожделеющего. Подобно частям человеческой души идеальное государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждое из них имеет свою особую общественную цель. Причину возникновения государства Платон видит в экономико-материалистическом факторе. Отдельный человек не может обеспечить себя необходимыми вещами, поэтому он вынужден объединиться с другими, чтобы удовлетворить свои потребности с помощью коллективного труда.


Философия Аристотеля.

Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Основатель формальной логики (науки о законах правильного мышления), психологии (психея - душа) и 1 классификации наук.

Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия (получила название "первичная философия"); (метафизика, физика математика, психология);

практическую, о деятельности человека; (политика, экономика, этика);

творческие;

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона "Платон мне друг, а истина дороже”. Идея находится внутри вещи, но в виде скрытой сущности, которую исследователь должен найти.

Носителем сознания, поАристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души: растительная душа;• чувственная душа;• разумная душа.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения, чувственная - темперамент, чувства. Этими же функциями владеет и душа животных. И только человек имеет еще разумную душу (абстрактное мышление).

Учение о причинах (4 начала, что такое тайна вещи или чтойность)

1)Материальная (из чего состоит вещь: структура, строение)

2)Форма = идея вещи по Платону. Форма – совокупность общих признаков и св-в какого- либо предмета.

3) Двигательная (родительская, кто/что стоит у истоков появления)

4) Целевая (ради чего).

Весь мир целесообразен, все вещи имеют смысл.

Какова цель человека? - Самореализация и развитие, испытание радости и счастья.

Идея о «золотой середине» означает поиск баланса между крайностями; не делать ничего излишнего.


 

11 Основные проблемы философии Средневековья.

Философия Средних веков является по преимуществу — религиозной, по существу — христианской.

1) теоцентризм: Бог - творец мироздания, сущность которого, не подлежит рациональному постижению, но при этом доступная для осмысления, предощущалась действием веры в формулировках, запечатленных в Писании;

2) креационизм (лат. creatio, «сотворение»): все бытие в христианском мировоззрении разделяется на сотворенное сущее и творца, произведшего мироздание из ничего по свободному произволению;

3) провиденциализм (лат. providentia, «провидение»): мир, согласно учению церкви, был в начале времен сотворен разумным творцом на разумных началах и совершеннейшим образом управляется им во все времена — до скончания века;

4) традиционализм: истина является достоянием корпоративным; она принадлежит не тому или иному философу, богослову или поэту, но сообществу христиан вообще, объединенному верой, крещением и церковным преданием;

В развитии философии Средневековья выделяются два периода: патристики и схоластики. Патристика (III-VIII век н. э.) характеризуется теоретическим оформлением и разработкой христианской догматики. Схоластика (XI-XIII век) систематически разрабатывала философию отдельно от теологии. В основе патристики лежали наиболее значимые платоновские элементы, в основе схоластики - аристотелевские. Наиболее известными философами патристики являются: Августин, Ориген, Боэций, Дамаскин и др. Из схоластов выделяют Пьера Абеляра, Фому Аквинского, Дунса Скотта, Вильяма Оккама, творцов "экспериментальной философии" - Р.Грасотеста, Р. Бэкона и др.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.007 с.)