Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стиль мышления и особенности философии Возрождения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возрождение – переход м/у Средневековьем и Новым временем, когда христианство начинает постепенно утрачивать позиции ведущей идеологии. Формируется совершенно новый тип человека, меняются экономика, государственность, образование, культура. Если в античности в центре мира стояла природа, в Средние века – бог, то в период Возрождения – человек (антропоцентризм философии Возрождения). Наиболее яркое проявление специфики Возрождения – отделение философии, науки, культуры, экономики и политики от влияния церкви. Другое важное качество – переход от теоцентризма к антропоцентризму. (--но не стоит говорить, что все стали атеистами--, просто Ч возвысили до уровня бога--) В период Возрождения формируются новые философские направления: пантеизм и деизм. С т.зрения пантеизма бог – то же самое, что и мир; Деизм: бог – сотворил мир и больше не вмешивался. Происходит переосмысление античного наследия. Люди увидели в античности восхищение природой и красотой.
Особенности философии Нового времени. В XVII в. в Европе возникла новая философия на идеях самоценности разума и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, превращаются в самостоятельные науки. В центре внимания новой философии - теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. При поисках нового «метода» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» - опыт) и рационализма («рацио» - ум). Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания – это чувственный опыт. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях» - таков девиз эмпририков-сенсуалистов. Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению теорий. Это индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом, он и есть истинный метод в философии и всех науках. Рационалисты (Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов всегда сомнительны. Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек, несомненно мыслит. Это основная - интуитивная (доопытная) идея - такова: «Я мыслю, следовательно, существую» (Декарт). Затем по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мире. Сведения о мире мы черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме.
Философия Ф.Бэкона. Бэкон Френсис (Англия, 1561-1626 гг.). Серьёзнее идолы театра (idola theatri), создаваемые верой в авторитеты (в философии, по Бэкону, опаснее всего – рабское преклонение перед «метафизиком» Аристотелем). С этим, вторым, видом идолов надо бороться, приучая себя смотреть на всё собственными глазами. Третий вид идолов – идолы площади или рынка (idola fori) – всеобщие, вековые предрассудки человечества, которые люди воспринимают друг от друга в процессе общения. Четвёртый, самый вредный вид идолов Бэкона – идолы рода (idola tribus), которые коренятся не в личных или коллективных заблуждениях, а в несовершенстве самого человеческого существа, его чувств и ума. Опаснейшее проявление этого несовершенства – тяга к телеологическому взгляду, стремление усматривать в судьбе отдельных вещей и всём бытии какую-то высшую цель – иначе говоря, религиозность. Бэкон утверждал, что индуктивный метод должен прийти на смену дедуктивному. Бэкон является родоначальником эмпирического направления в философии Нового времени. Коренной недостаток его метода – односторонность, т. е. отрыв индукции от дедукции и рассмотрение их в качестве совершенно самостоятельных путей научного познания, а не в качестве разных сторон единого метода. Тезис «Знание – сила» означает что, наука должна следовать за природой по законам природы, только в этом случае будет успех, а не использовать её в корыстных целях. Философия Рене Декарта Декарт был убежден в единстве научного знания. «Все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу, чем отделяя одну от других... ведь все они связаны между собой и друг от друга зависимы» Математика выступает для Декарта образцом, которому должны следовать остальные дисциплины. Декарт является основоположником дедукции. Дедукция – получение знаний с помощью логического мышления от общего к частному. Декарт настаивает на том, что «для разыскания истины вещей необходим метод» Четыре правила метода: 1) считать истинным только очевидное, т. е. ясно и отчетливо воспринимаемое человеческим разумом; 2) делить вызывающую трудность теоретическую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее решения; 3) придерживаться строгого порядка исследования, двигаясь от простых предметов к познанию сложных; 4) составлять общие обзоры и полные перечни — для исключения пропусков в ходе исследования того или иного вопроса (а также для придания полноты всей науке). Декарт начинает сомневаться во всем. «Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в жизни усомниться во всех вещах». «Несомненным остается только мое сомнение» Декарт был дуалистом. В основе бытия он усматривает две субстанции: сознание (мышление) и материю, которые не зависят друг от друга и сотворены Богом. Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.
Теория познания И.Канта. 1)Субъект конструирует объект познания и познает, что он сконструировал. Эта мысль получила название Коперниканский поворот (революция в теории познания.) 2)Все 3 познавательные способности работают одновременно, а не по этапам. Каждая из познавательных способностей имеет свою априорную форму: чувства (пространство, время), рассудок (категории), разум (идеи). Кант является основоположником агностицизма. Агностицизм – это концепция, не признающая за человеческим разумом возможность познания сущности вещей. Он выдвинул гипотезу, согласно которой причиной трудности при познании является не окружающая действительность (объект), а субъект, познавательной деятельности – человека, точнее его разум. Объект познания (Мир, Вселенная) независимы от субъекта. Как возможны науки? Этика И.Канта. Человек – природное существо подчиняется естественным законам и одновременно имеет практический разум, который заставляет человека выйти из его природной основы. Поэтому человек может поступать не только на основе физиологии потребностей, но и на уровне должного (моральных ценностей). Кант сформулировал категорический императив поведения в том смысле, что это поведение должно выполняться всеми людьми и при любых обстоятельствах. «Поступай так, чтобы поступок мог лечь в основу законодательства». Как возможна философия, теология, психология, этика? Понимание есть, а предмета стоящим за пониманием нет, поэтому отношение данных понятий можно формулировать только антиномиями (2 противоположных утверждения). Нельзя сказать истины они или нет, поэтому оба имеют право на существование. 1)Бог есть/нет. 3)Мир дискретен/Мир континуален. 4)В мире царит необходимость, значит у человека есть судьба и он не свободен/ в мире есть место случайности, человек свободен.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.52.77 (0.013 с.) |