Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категория субстанции в философии Нового времени.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философы Нового времени ищут в массе (метафизических) основах осмысление бытия. На этой основе разрабатывается еще одна важная проблема, фундаментальная категория философии Нового времени - субстанция как сущность бытия. Если Б.Паскаль, обосновываясь засадные принципы своей методологии познания, обращается к мировоззренческому осмыслению человеческого бытия, то подавляющее большинство его современников эти принципы ищут в сущности бытия вообще, зафиксированной в категории субстанции. Субстанция - это истинное, существенное, самодовлеющее, самопричинное бытие мира. Субстанцию как Единое, которая понималась в эпоху Возрождения органическим и гармоническим единством духовного и естественного, философы Нового времени стараются переосмыслить и конкретизировать через призму новых достижений научного познания, одним из первых такую попытку сделал Р.Декарт, разъединив Единое на две самостоятельные субстанции: природу, материю, способом бытия которой есть механическое движение, а атрибутом - протяжность и мышления. Для Декарта природа - это огромный механизм, вся качественная разнообразность которого сведена им к количественно определенным механическим отношениям, а все закономерности - к законам механики. Вторая самостоятельная субстанция - особая, духовная - мышление. Декарт считает, что материя мыслить не может, а между тем, мышление существует без сомнения и с самоочевидностью, итак, должны существовать и соответствующая субстанция. В подходе к проблеме субстанции философия Декарта имеет дуалистический характер, состоит из материалистической физики как учение о материальной протяжной субстанции и идеалистической психологии как учение о духовной мыслящей субстанции. Звеном между этими двумя независимыми самостоятельными субстанциями есть Бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов. Важное место занимает учение о субстанции также в творчестве Б.Спинозы, которое имеет пантеистический характер. Субстанция, по его мнению, единая, она есть Бог, который совпадает с Природой, а атрибутами ее является протяжность и мышления. Субстанция - это единство Бога и Природы, единство природы, которая создает, и природы созданной. Бог - это универсальная причина мира, благодаря его неразрывному единству с Природой. Природа является причиной самой себя. Определив как основное свойство субстанции-природы, Спиноза на этой основе выводит все другие ее свойства: вечность, бесконечность, неделимость, единство и т.д. Субстанция единая, тем не менее она обнаруживает свое единство через атрибуты, т.е. необходимые проявления, которых, на мысль Спинозы, бесконечное количество, но мы знаем самоочевидно два - протяжность и мышления. Кроме атрибутов, субстанция имеет также модусы. которые, в отличие от атрибутов, характеризуются не необходимостью, а только возможностью существования. Тот или другой модус субстанции может существовать, а может и не существовать. Основными модусами субстанции, по его мнению, есть движение и покой, которые определяют мира. Субстанцию и ее атрибуты Спиноза называет природой, которая создает, природой творческой, продуктивной, а модусы - природой созданной. Продуктивная природа является причиной отдельных вещей, источником бесконечного действия и творчества, выражает единство вещей, а созданная – источником мира. Но и единство, и являются неотъемлемыми характеристиками единой природы - субстанции, тождественной Бог. В природе все сурово детерминировано, все подчинена необходимости вследствие того, что единая природа является причиной самой себя. Спиноза убежден, что случайности не существует, склоняется к фатализму, тем не менее старается преодолеть, смягчить последний своим учением о свободе. По его мнению, необходимость не исключает свободы, а наоборот, предусматривает ее. Когда бы в природе господствовал хаос, и когда бы человек как часть природы не подчинялась необходимости, она не могла бы познавать ни природу, ни собственные поступки. А не познавая, не могла бы руководить ими, была бы рабом своих поступков и страстей. Благодаря же познанию природы мира и своей собственной природы человек становится свободной, имеет свободу. Свободу Сипнаса понимает как действие лишь по необходимости собственной природы, без любого принуждения извне. Свобода противопоставляется не необходимости, а принуждения. Самая же необходимость может быть как принудительной, так и свободной. Природа в целом как субстанция Бог, как причина самой себя является свободой. Человек же лишь в том случае имеет свободу, когда действует по необходимости своей собственной природы, без принуждения, когда учится подчинять свои страсти ума. А для этого необходимо познать свою природу. Свобода совпадает с познанием необходимого в своей природе. Свобода - это познанная необходимость. Еще одну концепцию субстанции разрабатывает известный, один из известнейших философов Европы конца XVII - начала XVIII ст. Готфорд Лейбниц (1646-1716). Свою плюралистическую концепцию субстанции он раскрывает в работах: "Соображение о метафизике" (1686), "Новые опыты о человеческом понимании" (1705), "Теодицея" (1710), "Монадология" (1714). Центром философии Г.Лейбница есть учения о монадах как простые неделимые субстанции - монадология. Лейбниц подчеркивает, что субстанций монада бесконечное количество, они являются носителями силы и активности и имеют духовную природу. Каждая монада является самостоятельной единицей бытия, способной к активной деятельности. Монада есть духовной, поскольку материя (в философии XVII ст.) - пассивная, не способная к самодвижению и активной деятельности. Монады вечные, они не возникают и не исчезают естественным путем, а является порождением беспрерывных "излучений божества". Монады являются индивидуальными и неповторимыми, независимыми одна от одной, они не могут влиять на внутреннее бытие одна одной. Единство и согласованность монада является результатом предусмотренной Бог гармонии, которая превращает каждую монаду в "живое зеркало Вселенной". Все монады объединенные Творцом. Каждая монада есть определенным "светом в себе" и в тот же время отображает и содержит в себе весь мировой порядок. Единое отношение, которое существует между монадами - это гармония. Благодаря внутренний активной деятельности каждая монада сохраняет свою самобытность, индивидуальность в мире непостоянных явлений, имеет собственную качественную определенность и в тот же время, благодаря заведомо установленной гармонии, органически объединенная с универсамом, имеет свое место в нем. Лейбниц различает три вида монада, в зависимости от их совершенства, запрограммированного Бог: 1) наиболее низкие, что характеризуются "перцепцией", т.е. пассивной способностью к восприятию; 2) монады-души, которые могут иметь ощущения и более яркие представления; 3) монады-духи. которые характеризуются высочайшей степенью развития, имеют сознание, "алерцепцю", способность к соображению и рефлексии. Каждая монада, благодаря внутренней активной деятельности стремится усовершенствования и содержит в себе свое прошлое, современное и будущее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.169 (0.007 с.) |