Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 5. Философия в схоластике. Начало схоластики на ЗападеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мы подошли к тому «классическому» западно-европейскому средневековью, с которым обычно и связываются представления о средних веках. В IX веке оно все еще находится в стадии формирования, и лишь к X веку более или менее складывается некий «порядок», определенный выше как «порядок держателей авторитета». С X века начался и подъем Запада по выходе из «темных веков», продолжавшийся три столетия – с X по XIII в. На этой идее порядка – «идее» в платоновском, а не современном смысле, «идее» в смысле «устоя вещи» – зиждется средневековая жизнь, именно она есть ее определяющее основание, подобное анаксименову воздуху, которым теперь дышит средневековье и только им и может дышать. И, как всякое подлинное начало, идея эта нигде в сущем не воплощается в своей чистоте, оставаясь именно устоем, перводвижителем, который движет всем в качестве цели, цели, разумеется, недосягаемой.
Семинар 7. Вопросы и темы для обсуждения: Понятие схоластики. Образ и образование. Особенности культурной ситуации на Востоке и на Западе. Роль ирландского монашества. «Каролингское возрождение». Алкуин. Иоанн Скот Эриугена «О разделении природы».
Семинар 8. Вопросы и темы для обсуждения: Особенности формирования арабской культуры. Быстрота завоевания и использование существующей «инфраструктуры». Влияние христиан: несториан и монофиситов. Первые арабские философы: аль Кинди и аль Фараби. Опровержение философов. Суфизм. Метафизика Авиценны (980-1037). Аверроэс (1126-1198). Ибн Гебироль (1021-1050\70?), «Источник жизни». Маймонид (1135-1204).«Книга о причинах». Арабо-еврейское влияние на европейскую схоластику. Контакты. Толедская школа переводчиков. Семинар 9. Вопросы и темы для обсуждения. Эпоха Фотия (ок. 820 – ок. 897 г.). «Библиотека». Начало спора о Filioque. Просветительская деятельность Кирилла-Константина (826\7 – 869) и Мефодия (род. до 820\855). Оживление мистических настроений в конце X- нач. XI веков. Симеон Благоговейный (ум. 986) и Симеон Новый Богослов (949-1022). Великая схизма. Секулярные тенденции сер. XI века.Иоанн Мавропод. Михаил Пселл (1018 – после 1096\7): «Многоразличная наука». Иоанн Итал и его конфликт с ортодоксией по поводу платоновских идей. Николай Мефонский (ум. ок. 1165) против Сотириха Пантевгена.
ЛЕКЦИЯ 6. Западно-европейская схоластика XI-XII вв. Ансельм Кентерберийский (1033-1109). 1059 – монах в Беке (приор Ланфранк, монастырь основан в 1031 г.), через четыре года – настоятель, с 1070 Ланфранк – архиерископ Кентерберийский (Вильгельм Завоеватель, ум. в 1087, а в 1088 – Ланфранк; Ансельм соглашается занять должность только в 1093, конфликты с Вильгельмом Рыжим. Собор в Бари 1098 г., канонизирован в 1163 –папа Александр VI, хотя канонизации требовал уже его преемник Томас Беккет, по правилам – в XIX в.). Эволюция логоса определения в логос причастия: неоплатонизм. Логический порядок «счета вещей» - это ведь онто-логия: вещь «стоит» в своей определенности (форме, идее) как в «устое». Идея идей (форма форм) – это ум. Значит, все сущее в качестве чего-то определенного (ведь быть – это быть чем-то) «стоит» в уме как своем «устое», и чем больше она «устоялась», чем она «устойчивее» (само стоя тельнее), тем она «бытийнее», ближе к πληρομα (полнота, обилие, множество, изобилие – augeo) исполненности, полноте бытия (аристотелевская ενεργεια). Гильом из Шампо (ок. 1068-1121). Гильом учился в Ланской школе, возглавляемой Ансельмом Ланским (ум. в 1117 г.), который был учеником Ансельма Кентерберийского. Туда явился учеником 34-летний Абеляр. Архидиакон в Париже. Уставной каноник, вел монашескую жизнь. Абеляр у него учился в 1103-115 гг. Около 1108 Гильом основал Сен-Викторское аббатство, Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141) и Рихард Сен-Викторский (ок. 1123-1173). С 1113 – епископ Шалонский. Гильберт Порретанский (1085\90-1154). Шартрская школа. Канцлер (1126-1137), 1141-1147 – магистр в Париже, с 1142 – епископ Пуатье. Собор в Сансе (против Абеляра). Абеляр из Горация: «Дело дошло до тебя, если дом загорелся соседний». В 1147 г. Бернард Клервоский (1090-1153) на Парижском соборе обвинял уже Гильберта за различение Бога и Божественности. Различение quod est (вещь как целое вместе со своими акциденциями, “эта” или “реальная” вещь) и quo est (то, благодаря чему она такова – субсистенция, предсущее). Quod est – конечная реальность, сущность – quid est – говорит о возможности таковой. Различие сущности и существование. Quo est – это то, что делает возможным переход от сущности как возможности вещи к ее действительности. Комментарий к Боэцию («Против Евтихия и Нестория») Антология…
Петр Абеляр (1079-1142). Логика «для начинающих». Магистр Петр и университеты
Ж. Ле Гофф. Интеллектуалы в Средние века. Возрождение городов и рождение интеллектула в XII веке. Разделение труда: те, кто молится – клирики; те, кто дерется – дворяне; те, кто работает – крестьяне. Серв, он же и ремесленник. Благородный воин – собственник, судья, управляющий. Клирик – монах и все остальное. Одна из сфер деятельности клирика – интеллектуальный труд (преподаватель, ученый, писатель). «Видимо, под воздействием мусульманского мира, который требовал поставок товаров для огромного городского населения Дамаска, Фустата, Туниса, Багдада, Кордовы с варварского Запада, - леса, мехов, мечей, рабов – стали появляться эмбрионы городов, «порты». Они были либо саморстоятельны, либо прилеплялись к епископальным центрам и военным «бургам» X века (быть может, даже IX века). Но этот феномен в полной мере заявит о себе только в XII веке и тогда основательно изменит экономическую и социальную структуру Запада, а движение коммун потрясет политические структуры. К этим революциям добавится еще одна – культурная. А к рождениям и возрождениям присоединится еще одно – возрождение интеллектуальное.» С.8. Перенятая Алкуином у Марциана Капеллы идея translatio studii, передачи знаний Западу, прежде всего Галлии, из Афин и Рима как очагов цивидизации… Бернард Шартрский: «… прочти внимательно Вергилия или Лукана и, какую бы философию ты ни исповедовал, найдешь то, что тебе пригодится…» «Мы – карлики, взобравшиеся на плечи гигантов…»
Дочь времени, истина, также и дочь географического пространства… Вместе с пряностями и шелком на христианский Запад пришли рукописи, несущие греко-арабскую культуру.
Голиарды: интеллектуальное бродяжничество. …Демографический рост, пробуждение торговли, строительство городов подрывали феодальные структуры и выбрасывали на дороги, собирали на перекрестках (которыми и были города) всякого рода деклассированных, смельчаков, нищих [тех, кто “выпал” из иерархии “держателей авторитета”- А.П.] Бегство за пределы устоявшихся структур… скандал. Joculator – “красный”, бунтовщик; juglar, жонглер, трубадур, менестрель, мейстерзингер. Учебе эти школяры предпочли бы, конечно, войну. Но их собратьями и без того уже полна армия крестоносцев, разбойничавших на всех дорогах Европы и Азии…
Абеляр – голиард и первый профессор (преподаватель). Рыцарь диалектики. Интеллектуальный крестовый поход влечет его в Париж (из Нанта). Там он набрасывается на самого известного из парижских мэтров, Гильома из Шампо. Провоцирует, припирает к стенке, похищает у него слушателей. Два раза Абеляр отступает (Гильом его гонит), но в конце концов побеждает и располагается там, откуда удалился его старый противник, на холме св. Женевьевы. Культурный центр Парижа теперь не остров Сите, а гора, левый берег. Латинский квартал. Абеляр опять студент – в Лане. «Я пришел к этому старцу, который был обязан славой больше своей долголетней преподавательской деятельности, нежели своему уму или памяти». Historia Calamitatum.
Элоиза появляется рядом с Абеляром в то время, когда женщина присоединяется – не без помощи голиардов – к интеллектуальному движению, требующему радостей плоти для клириков, не исключая священников. В XII веке – веке подъема института брака – когда женщина становится более свободной, когда она уже не рассматривается как собственность мужчины или как машина по производству детей, когда не задаются более вопросом о наличии у нее души, появляется сильное антиматримониальное движение. Супружество дискредитируется как среди дворян (куртуазная любовь, плотская она или духовная, существует лишь вне брака и свое идеальное воплощение находит в Тристане и Изольде, Ланселоте и Гиневре), так и в университетской среде, где создается теория естественной любви, которую в следующем веке мы находим в Романе о Розе Жана де Мена.
«Естественный» антагонист Абеляра – Бернард Клервоский.
Шартр – дух, питаемый соками греко-арабской культуры: невежество – изгнание человека, его отечество – наука (Гонорий Отенский). Здесь не пренебрегали искусствами тривиума – грамматикой, риторикой, логикой. Но изучению voces, слов, предпочитали изучение вещей, res, которые были предметов квадривиума – арифметики, геометрии, музыки, астрономии. [Впрочем, не надо толковать это на современный манер, в рамках оппозиции гуманитарного и естественно-научного знания, каковой не существовало; ибо слово было орудием творения, и само творение мира Богом понималось как rerum locutio]. Homo faber et magna totius mundi fabrica. Интеллектул-работник и городская стройка. Ars - tecnh. Фома: ars est recta ratio factibilium - правильный порядок делания. Интеллектуал – тот же ремесленник.
Семинар 10. Вопросы и темы для обсуждения Подъем X – XIII веков. «Порядок держателей авторитета»: «ручной» и «личный» характер средневековой культуры. Оммаж и инвеститура. Папы и императоры. Крестовые походы и образование духовно-рыцарских орденов. Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII-XIII веков. Счет и письмо. Урожайность. Чистилище. Диалектики и антидиалектики. Ансельм Кентерберийский (1033-1109): монах, политик, богослов. Сочинения. История Filioque. Онтологический аргумент Ансельма и его судьба в истории философии. Клюнийское движение и церковная реформа XI века. Папа Гильдебранд (Григорий VII: 1073-1085). Спор об универсалиях в XI – XII веках. Петр Абеляр (1079-1142). Концептуализм. Метод quaestio. Схоластика как культура образования. Школы и университеты. Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени. Мистика Бернарда Клервоского (1090-1153). Сен-Викторские мистики. Шартрская школа. Бернард Шартрский (ум. между 1124 и 1130) и Гилберт Порретанский (1076-1154). Иоанн Солсберийский (между 1110 и 1120 – 1180). Алан Лильский (ум. 1203). Пантеизм: Амальрик Бенский (ум. 1206\7) и Давид Динантский. Иоахим Флорский (ок. 1132-1201): содержание и судьба его учения. Систематизация богословия. Петр Ломбардский (ум. ок. 1160).
ЛЕКЦИЯ 7. Высокая схоластика III век. Экспансия Запада (с сер. XIв.): испанская Реконкиста взяла на себя доселе неизвестную миссию религиозной войны (идея превращения беспрестанных распрей в одну «справедливую» войну – с неверными) и проложила путь, в военном и духовном отношении, крестовым походам), перемены в хозяйстве, в архитектурном облике городов (хор церкви аббатства Сен-Дени, к сер. века сооружены все классические образцы «высокой готики»: соборы Шартра, Парижа, Реймса, Амьена), духовный климат, переводы и университеты мы уже говорили. Старейшим, напомню, считается Болонский ун-тет (юриспруденция). Около 1200 г. основан Парижский ун-т, центр богословия; возник на основе кафедральных школ, процветание страны и внимание королей. Оксфордский – по подобию Парижского, но иная ориентация – «естественно-научная». Затем, Кембридж, Падуя, Неаполь, Тулуза, Саламанка… Ле Гофф: XIII век – век университетов… … поскольку век корпораций. Ремесленники организуются для защиты своих интересов и для установления монополии на прибыль. Против церковных властей. Против светских властей. Поддержка папства и переход под его юрисдикцию. Книга как инструмент. Метод – схоластика. Она строилась на фундаменте грамматики. Диалектика. Авторитет. Теологический разум. Упражнения [meditatio]: quaestio, disputatio, quodlibet. Основа – комментарий к тексту – lectio. Разбор текста, идущий от буквы, littera, к смыслу (логический анализ), sensus, и экзегезе, толкованию, фиксируемому в sententia [ибо «размышление» - это все еще упражнение по усвоению истинной речи]. Lectio рождает дискуссию, развивается в quaestio. Интеллектуал в школяре рождается тогда, когда он «ставит под вопрос» текст. [И это – начало перерождения «размышления»: оно становится современным – мы как учёные размышляем над …] Мэтр – уже не экзегет и ещё менее аскет, а мыслитель. Результат quaestio – determinatio. Это цель диспута. В XIII веке quaestio отходит от всякого текста. Дважды в год quodlibet – диспут на любую тему. Век триумфа папства и Церкви. Иннокентий III (понт. – 1198-1216). Папство и Гогенштауфены (династия правила с 1138 по 1254 г.). Первый из них – Конрад III, его преемник Фридрих I Барбаросса (1152-1190), борьба с ломбардскими городами (их поддерживал папа Александр III), лига и поражение Фридриха при Леньяно (1176). Целовал ногу папы на паперти собора св. Марка в Венеции. В конце жизни Фридрих женил своего сына на наследнице норманнского королевства, так что Генрих VI после его смерти (утонул в Малой Азии во время крестового похода – 1190), германский король, прибрал к рукам Неаполь и Сицилию. Умер. Смута, Фридрих II (ум. 1250). Вырос под южным солнцем Сицилии в Палермо. Итальянский, греческий, латынь и арабский. Папа выставил Фридриха против Оттона Баварского (имп. Оттон IV). Дальше борьба Фридриха с папством – с Григорием IX и Иннокентием IV. Гвельфы (от враждебной Гогенштауфенам фамилии Вельфов, сторонники папства) и гибеллины (по названию одного из замков Гогенштауфенов). Папская партия соединилась с итальянскими городами. Филипп II Август (1180-1223). Борьба с английским королем Иоанном Безземельным. Ввел управление через чиновников на жалованьи, учредил королевский совет. Централизация власти. Поход против альбигойцев в Лангедоке (барон Симон де Монфор). Присоединен к Франции. Людовик IX Святой (1226-1270). Регентша Бланка Кастильская. Судебная реформа: парламенты. Духовно-рыцарские ордена. Воины-монахи времен крестовых походов: обеты целомудрия, нищеты и послушания. Госпитальеры (иоанниты), тамплиеры (храмовники), тевтонский орден. Нищенствующие ордена. В конце XII в. вальденсы еще еретики. Но в 1206 сын богатого ассизского купца Франциск (ум. 1226) – то же самое. Минориты. 1209 – у папы. Ла-Верн. Доминго де Гусман. Иоахимиты. Джоаккино да Фьоре (ум. в 1202): эпоха Закона (Ветхого завета), Справедливости и Нового завета, Любви и Вечного Евангелия. (1260г. потом понтификат Целестина V, ум. в 1294), Бонифаций VIII.
Бонавентура. (1217 – 1274). В 1236 – в Париж. Ф-т искусств. Александр Гэльский, «pater et magister bonae memoriae frater Alexander» стал 50 лет францисканцем. Августинизм Сен-Викторской школы. В 1242 окончил ф-т искусств – на ф-т теологии, вступил в орден. С 1248 преподает: библейский бакалавр, сентенциальный бакалавр, в 1253 – licentia docendi. Конфликт между белым духовенством (Гильом де Сен-Амур) и нищенствующими орденами – сер. века. 23 марта 1257 Александр VI - булла: «Их проповедь должна простираться до пределов земли…»12 августа утвержден как cathedratus, но со 2 февраля он уже генерал ордена. В 60 г. преследование аверроистов (Сигер). С 1270 и Фома. 1277 булла Иоанна XXI. Itinerarium mentis in deum (Средневековый хронотоп) В западно-европейской схоластике XIII века получил детальную разработку «главный тезис средневековой онтологии» – вопрос о различении сущности и существования. Считается, что в средневековом мире это различение первым провел Авиценна, но оно было хорошо известно античности и восходит к Аристотелю. В связи с этим заслуживает упоминания позиция по этому вопросу парижского епископа Гильома Овернского, который, по сути дела, первым заговорил о т. н. «реальном» различении сущности и существования, приписываемом Фоме Аквинскому, хотя термина такого, ни он, ни Фома не употребляли. Вслед за Авиценной Гильом различает «сущее по [своей] сущности», стало быть, необходимо сущее, и сущее «по причастию» или «посредством другого» (per altro), т. е. такое сущее, из сущности которого не проистекает, что оно существует: его сущность не включает в себя необходимость его существования. Первое сущее – Бог, второе – тварь. Расхождения с Авиценной начинаются тогда, когда ставится вопрос о действительном – in actu – существовании сотворенного сущего. Согласно Авиценне, коль скоро сотворенное сущее получило существование в акте творения, то оно ipso facto превратилось в необходимое. Гильом возражает на это, утверждая, что хотя сотворенное сущее и существует на самом деле, но существует как временное, контингентное (зависимое в своем существовании от чего-то иного), почему и «невозможно, чтобы какая либо из сотворенных вещей была бы вечной» (De universo 1, 2). «Реальность» различия сущности и существования в сотворенных вещах понимается, таким образом, не как различие двух res, вещей, что было бы нелепо, поскольку в каждой из них снова пришлось бы различать сущность и существование, а как неустранимое «вещное», т. е. качественное, различие необходимо сущего и сущего во времени. Фома Аквинский (1225-1274). Как бы ни различались позиции разных схоластических школ в вопросе о том, как следует понимать различие сущности и существования, для всех них несомненно, что различие это – свойство конечного сущего, в чем и заключается его «тварность» и, значит, контингентность, оно есть ens ab alio, т. е. получает бытие от другого, тогда как бесконечное сущее, Бог, есть a se, из себя самого. Иначе говоря, в Боге сущность и существование - одно и то же. Таков главный тезис средневековой онтологии. История средневековой философии – это история о том, как постепенно меняла свой смысл аристотелевская energeia, превращаясь в схоластическую actualitas. Учения св. Бонавентуры и св. Фомы Аквинского рассматриваются в курсе более подробно как в силу их авторитетности, так и представительности; оба они стали своеобразной кульминацией каждое – августианства, воспринятого францисканским монашеством, и христианского аристотелизма у доминиканцев. В самом общем виде речь идет о разработке средневековой версии аналогии сущего как экспликации конституирующего метафизику вопроса о сущности сущего - от Аристотеля через неоплатоническую модификацию, усвоенную Ареопагитом, который вдохнул в нее новую – средневековую – жизнь, сделав основанием христианской иерархии сущих, к «ступеням» Бонавентуры (опосредованным августинизмом) и к перипатетизму Альберта Великого и Фомы Аквинского. Проследить и понять путь, который проделала философская и богословская мысль от аристотелевой «энергии» к томистской «актуальности» (actualitas) это и значит представить себе, чем по сути была средневековая философия.
Семинар 11. Вопросы и темы для обсуждения Могущество папства при Иннокентии III (1198-1216). Император Фридрих II, его соперничество с папами. Альбигойская ересь. Основание нищенствующих орденов – францисканцы и доминиканцы. Реформы Людовика IX Святого (1226-1270): “парламенты». Куртуазная культура – итог длительной эволюции (монах - монах-воин [рыцарь] – рыцарь-поэт) и зародыш культуры новоевропейской. Усвоение аристотелизма в схоластике. Полемика по этому вопросу. Влияние арабского аристотелизма. Гильом Овернский (до 1180 – 1249): предикация secundum essentiam и secundum partecipationem. Расхождения с Авиценной и сближение с Маймонидом, - «реальное» различие сущности и существования в сотворенных вещах. Александр Гэльский (1170\80 – 1245). Мыслители Оксфордской школы: Роберт Гроссетест (1175-1253) и Роджер Бэкон (ок. 1214-1294). Средневековый эмпиризм и его принципиальное отличие от новоевропейской опытной науки. Альберт Великий (1193 или ок. 1206 - 1280) богослов и комментатор Аристотеля. Учение о трояком существовании универсалий. Францисканцы и августинизм в схоластике. Джованни Фиданца Бонавентура (1221-1274). Доктрина illuminatio и традиционная метафизика света. Ступени озарения. Фома Аквинский (1225-1274). Жизнь, сочинения. Сущность и сущее. Чистый акт (реальность и действительность). Аналогия сущего, по Фоме. Понятие естественного закона. Этика и политика в богословии Аквината. Томизм в истории и современном мире. Латинские аверроисты. Сигер Брабантский (1240-1284). Логика в XIII веке. У. Шервуд (ум. между 1266 и 1271), Петр Испанец (1226-1277) Summulae Logicales.Жизнь и творчество Раймунда Луллия (Рамона Льюля) (1235-1315).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.4 (0.016 с.) |