Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5. Философия в схоластике. Начало схоластики на Западе

Поиск

Мы подошли к тому «классическому» западно-европейскому средневековью, с которым обычно и связываются представления о средних веках. В IX веке оно все еще находится в стадии формирования, и лишь к X веку более или менее складывается некий «порядок», определенный выше как «порядок держателей авторитета». С X века начался и подъем Запада по выходе из «темных веков», продолжавшийся три столетия – с X по XIII в. На этой идее порядка – «идее» в платоновском, а не современном смысле, «идее» в смысле «устоя вещи» – зиждется средневековая жизнь, именно она есть ее определяющее основание, подобное анаксименову воздуху, которым теперь дышит средневековье и только им и может дышать. И, как всякое подлинное начало, идея эта нигде в сущем не воплощается в своей чистоте, оставаясь именно устоем, перводвижителем, который движет всем в качестве цели, цели, разумеется, недосягаемой.

 

Семинар 7.

Вопросы и темы для обсуждения:

Понятие схоластики. Образ и образование. Особенности культурной ситуации на Востоке и на Западе. Роль ирландского монашества. «Каролингское возрождение». Алкуин. Иоанн Скот Эриугена «О разделении природы».

 

Семинар 8.

Вопросы и темы для обсуждения:

Особенности формирования арабской культуры. Быстрота завоевания и использование существующей «инфраструктуры». Влияние христиан: несториан и монофиситов. Первые арабские философы: аль Кинди и аль Фараби. Опровержение философов. Суфизм. Метафизика Авиценны (980-1037). Аверроэс (1126-1198). Ибн Гебироль (1021-1050\70?), «Источник жизни». Маймонид (1135-1204).«Книга о причинах». Арабо-еврейское влияние на европейскую схоластику. Контакты. Толедская школа переводчиков.

Семинар 9.

Вопросы и темы для обсуждения.

Эпоха Фотия (ок. 820 – ок. 897 г.). «Библиотека». Начало спора о Filioque. Просветительская деятельность Кирилла-Константина (826\7 – 869) и Мефодия (род. до 820\855). Оживление мистических настроений в конце X- нач. XI веков. Симеон Благоговейный (ум. 986) и Симеон Новый Богослов (949-1022). Великая схизма. Секулярные тенденции сер. XI века.Иоанн Мавропод. Михаил Пселл (1018 – после 1096\7): «Многоразличная наука». Иоанн Итал и его конфликт с ортодоксией по поводу платоновских идей. Николай Мефонский (ум. ок. 1165) против Сотириха Пантевгена.

 

ЛЕКЦИЯ 6. Западно-европейская схоластика XI-XII вв.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109). 1059 – монах в Беке (приор Ланфранк, монастырь основан в 1031 г.), через четыре года – настоятель, с 1070 Ланфранк – архиерископ Кентерберийский (Вильгельм Завоеватель, ум. в 1087, а в 1088 – Ланфранк; Ансельм соглашается занять должность только в 1093, конфликты с Вильгельмом Рыжим. Собор в Бари 1098 г., канонизирован в 1163 –папа Александр VI, хотя канонизации требовал уже его преемник Томас Беккет, по правилам – в XIX в.).

Эволюция логоса определения в логос причастия: неоплатонизм. Логический порядок «счета вещей» - это ведь онто-логия: вещь «стоит» в своей определенности (форме, идее) как в «устое». Идея идей (форма форм) – это ум. Значит, все сущее в качестве чего-то определенного (ведь быть – это быть чем-то) «стоит» в уме как своем «устое», и чем больше она «устоялась», чем она «устойчивее» (само стоя тельнее), тем она «бытийнее», ближе к πληρομα (полнота, обилие, множество, изобилие – augeo) исполненности, полноте бытия (аристотелевская ενεργεια).

Гильом из Шампо (ок. 1068-1121). Гильом учился в Ланской школе, возглавляемой Ансельмом Ланским (ум. в 1117 г.), который был учеником Ансельма Кентерберийского. Туда явился учеником 34-летний Абеляр. Архидиакон в Париже. Уставной каноник, вел монашескую жизнь. Абеляр у него учился в 1103-115 гг. Около 1108 Гильом основал Сен-Викторское аббатство, Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141) и Рихард Сен-Викторский (ок. 1123-1173). С 1113 – епископ Шалонский.

Гильберт Порретанский (1085\90-1154). Шартрская школа. Канцлер (1126-1137), 1141-1147 – магистр в Париже, с 1142 – епископ Пуатье. Собор в Сансе (против Абеляра). Абеляр из Горация: «Дело дошло до тебя, если дом загорелся соседний». В 1147 г. Бернард Клервоский (1090-1153) на Парижском соборе обвинял уже Гильберта за различение Бога и Божественности. Различение quod est (вещь как целое вместе со своими акциденциями, “эта” или “реальная” вещь) и quo est (то, благодаря чему она такова – субсистенция, предсущее). Quod est – конечная реальность, сущность – quid est – говорит о возможности таковой. Различие сущности и существование. Quo est – это то, что делает возможным переход от сущности как возможности вещи к ее действительности.

Комментарий к Боэцию («Против Евтихия и Нестория») Антология…

 

Петр Абеляр (1079-1142).

Логика «для начинающих».

Магистр Петр и университеты

 

Ж. Ле Гофф. Интеллектуалы в Средние века. Возрождение городов и рождение интеллектула в XII веке. Разделение труда: те, кто молится – клирики; те, кто дерется – дворяне; те, кто работает – крестьяне. Серв, он же и ремесленник. Благородный воин – собственник, судья, управляющий. Клирик – монах и все остальное. Одна из сфер деятельности клирика – интеллектуальный труд (преподаватель, ученый, писатель).

«Видимо, под воздействием мусульманского мира, который требовал поставок товаров для огромного городского населения Дамаска, Фустата, Туниса, Багдада, Кордовы с варварского Запада, - леса, мехов, мечей, рабов – стали появляться эмбрионы городов, «порты». Они были либо саморстоятельны, либо прилеплялись к епископальным центрам и военным «бургам» X века (быть может, даже IX века). Но этот феномен в полной мере заявит о себе только в XII веке и тогда основательно изменит экономическую и социальную структуру Запада, а движение коммун потрясет политические структуры.

К этим революциям добавится еще одна – культурная. А к рождениям и возрождениям присоединится еще одно – возрождение интеллектуальное.» С.8.

Перенятая Алкуином у Марциана Капеллы идея translatio studii, передачи знаний Западу, прежде всего Галлии, из Афин и Рима как очагов цивидизации…

Бернард Шартрский: «… прочти внимательно Вергилия или Лукана и, какую бы философию ты ни исповедовал, найдешь то, что тебе пригодится…» «Мы – карлики, взобравшиеся на плечи гигантов…»

 

Дочь времени, истина, также и дочь географического пространства… Вместе с пряностями и шелком на христианский Запад пришли рукописи, несущие греко-арабскую культуру.

 

Голиарды: интеллектуальное бродяжничество. …Демографический рост, пробуждение торговли, строительство городов подрывали феодальные структуры и выбрасывали на дороги, собирали на перекрестках (которыми и были города) всякого рода деклассированных, смельчаков, нищих [тех, кто “выпал” из иерархии “держателей авторитета”- А.П.] Бегство за пределы устоявшихся структур… скандал. Joculator – “красный”, бунтовщик; juglar, жонглер, трубадур, менестрель, мейстерзингер. Учебе эти школяры предпочли бы, конечно, войну. Но их собратьями и без того уже полна армия крестоносцев, разбойничавших на всех дорогах Европы и Азии…

 

Абеляр – голиард и первый профессор (преподаватель). Рыцарь диалектики. Интеллектуальный крестовый поход влечет его в Париж (из Нанта). Там он набрасывается на самого известного из парижских мэтров, Гильома из Шампо. Провоцирует, припирает к стенке, похищает у него слушателей. Два раза Абеляр отступает (Гильом его гонит), но в конце концов побеждает и располагается там, откуда удалился его старый противник, на холме св. Женевьевы. Культурный центр Парижа теперь не остров Сите, а гора, левый берег. Латинский квартал. Абеляр опять студент – в Лане. «Я пришел к этому старцу, который был обязан славой больше своей долголетней преподавательской деятельности, нежели своему уму или памяти». Historia Calamitatum.

 

Элоиза появляется рядом с Абеляром в то время, когда женщина присоединяется – не без помощи голиардов – к интеллектуальному движению, требующему радостей плоти для клириков, не исключая священников. В XII веке – веке подъема института брака – когда женщина становится более свободной, когда она уже не рассматривается как собственность мужчины или как машина по производству детей, когда не задаются более вопросом о наличии у нее души, появляется сильное антиматримониальное движение. Супружество дискредитируется как среди дворян (куртуазная любовь, плотская она или духовная, существует лишь вне брака и свое идеальное воплощение находит в Тристане и Изольде, Ланселоте и Гиневре), так и в университетской среде, где создается теория естественной любви, которую в следующем веке мы находим в Романе о Розе Жана де Мена.

 

«Естественный» антагонист Абеляра – Бернард Клервоский.

 

Шартр – дух, питаемый соками греко-арабской культуры: невежество – изгнание человека, его отечество – наука (Гонорий Отенский). Здесь не пренебрегали искусствами тривиума – грамматикой, риторикой, логикой. Но изучению voces, слов, предпочитали изучение вещей, res, которые были предметов квадривиума – арифметики, геометрии, музыки, астрономии. [Впрочем, не надо толковать это на современный манер, в рамках оппозиции гуманитарного и естественно-научного знания, каковой не существовало; ибо слово было орудием творения, и само творение мира Богом понималось как rerum locutio]. Homo faber et magna totius mundi fabrica. Интеллектул-работник и городская стройка. Ars - tecnh. Фома: ars est recta ratio factibilium - правильный порядок делания. Интеллектуал – тот же ремесленник.

 

Семинар 10.

Вопросы и темы для обсуждения

Подъем X – XIII веков. «Порядок держателей авторитета»: «ручной» и «личный» характер средневековой культуры. Оммаж и инвеститура. Папы и императоры. Крестовые походы и образование духовно-рыцарских орденов. Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII-XIII веков. Счет и письмо. Урожайность. Чистилище.

Диалектики и антидиалектики. Ансельм Кентерберийский (1033-1109): монах, политик, богослов. Сочинения. История Filioque. Онтологический аргумент Ансельма и его судьба в истории философии.

Клюнийское движение и церковная реформа XI века. Папа Гильдебранд (Григорий VII: 1073-1085).

Спор об универсалиях в XI – XII веках.

Петр Абеляр (1079-1142). Концептуализм. Метод quaestio. Схоластика как культура образования. Школы и университеты.

Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени.

Мистика Бернарда Клервоского (1090-1153). Сен-Викторские мистики.

Шартрская школа. Бернард Шартрский (ум. между 1124 и 1130) и Гилберт Порретанский (1076-1154). Иоанн Солсберийский (между 1110 и 1120 – 1180). Алан Лильский (ум. 1203). Пантеизм: Амальрик Бенский (ум. 1206\7) и Давид Динантский. Иоахим Флорский (ок. 1132-1201): содержание и судьба его учения.

Систематизация богословия. Петр Ломбардский (ум. ок. 1160).

 

ЛЕКЦИЯ 7. Высокая схоластика

III век. Экспансия Запада (с сер. XIв.): испанская Реконкиста взяла на себя доселе неизвестную миссию религиозной войны (идея превращения беспрестанных распрей в одну «справедливую» войну – с неверными) и проложила путь, в военном и духовном отношении, крестовым походам), перемены в хозяйстве, в архитектурном облике городов (хор церкви аббатства Сен-Дени, к сер. века сооружены все классические образцы «высокой готики»: соборы Шартра, Парижа, Реймса, Амьена), духовный климат, переводы и университеты мы уже говорили. Старейшим, напомню, считается Болонский ун-тет (юриспруденция). Около 1200 г. основан Парижский ун-т, центр богословия; возник на основе кафедральных школ, процветание страны и внимание королей. Оксфордский – по подобию Парижского, но иная ориентация – «естественно-научная». Затем, Кембридж, Падуя, Неаполь, Тулуза, Саламанка…

Ле Гофф: XIII век – век университетов…

… поскольку век корпораций. Ремесленники организуются для защиты своих интересов и для установления монополии на прибыль. Против церковных властей. Против светских властей. Поддержка папства и переход под его юрисдикцию. Книга как инструмент. Метод – схоластика. Она строилась на фундаменте грамматики. Диалектика. Авторитет. Теологический разум. Упражнения [meditatio]: quaestio, disputatio, quodlibet.

Основа – комментарий к тексту – lectio. Разбор текста, идущий от буквы, littera, к смыслу (логический анализ), sensus, и экзегезе, толкованию, фиксируемому в sententia [ибо «размышление» - это все еще упражнение по усвоению истинной речи].

Lectio рождает дискуссию, развивается в quaestio. Интеллектуал в школяре рождается тогда, когда он «ставит под вопрос» текст. [И это – начало перерождения «размышления»: оно становится современным – мы как учёные размышляем над …] Мэтр – уже не экзегет и ещё менее аскет, а мыслитель. Результат quaestio – determinatio. Это цель диспута. В XIII веке quaestio отходит от всякого текста.

Дважды в год quodlibet – диспут на любую тему.

Век триумфа папства и Церкви. Иннокентий III (понт. – 1198-1216). Папство и Гогенштауфены (династия правила с 1138 по 1254 г.). Первый из них – Конрад III, его преемник Фридрих I Барбаросса (1152-1190), борьба с ломбардскими городами (их поддерживал папа Александр III), лига и поражение Фридриха при Леньяно (1176). Целовал ногу папы на паперти собора св. Марка в Венеции. В конце жизни Фридрих женил своего сына на наследнице норманнского королевства, так что Генрих VI после его смерти (утонул в Малой Азии во время крестового похода – 1190), германский король, прибрал к рукам Неаполь и Сицилию. Умер. Смута, Фридрих II (ум. 1250). Вырос под южным солнцем Сицилии в Палермо. Итальянский, греческий, латынь и арабский. Папа выставил Фридриха против Оттона Баварского (имп. Оттон IV). Дальше борьба Фридриха с папством – с Григорием IX и Иннокентием IV. Гвельфы (от враждебной Гогенштауфенам фамилии Вельфов, сторонники папства) и гибеллины (по названию одного из замков Гогенштауфенов). Папская партия соединилась с итальянскими городами.

Филипп II Август (1180-1223). Борьба с английским королем Иоанном Безземельным. Ввел управление через чиновников на жалованьи, учредил королевский совет. Централизация власти. Поход против альбигойцев в Лангедоке (барон Симон де Монфор). Присоединен к Франции. Людовик IX Святой (1226-1270). Регентша Бланка Кастильская. Судебная реформа: парламенты.

Духовно-рыцарские ордена. Воины-монахи времен крестовых походов: обеты целомудрия, нищеты и послушания. Госпитальеры (иоанниты), тамплиеры (храмовники), тевтонский орден. Нищенствующие ордена.

В конце XII в. вальденсы еще еретики. Но в 1206 сын богатого ассизского купца Франциск (ум. 1226) – то же самое. Минориты. 1209 – у папы. Ла-Верн. Доминго де Гусман. Иоахимиты. Джоаккино да Фьоре (ум. в 1202): эпоха Закона (Ветхого завета), Справедливости и Нового завета, Любви и Вечного Евангелия. (1260г. потом понтификат Целестина V, ум. в 1294), Бонифаций VIII.

 

Бонавентура. (1217 – 1274). В 1236 – в Париж. Ф-т искусств. Александр Гэльский, «pater et magister bonae memoriae frater Alexander» стал 50 лет францисканцем. Августинизм Сен-Викторской школы. В 1242 окончил ф-т искусств – на ф-т теологии, вступил в орден. С 1248 преподает: библейский бакалавр, сентенциальный бакалавр, в 1253 – licentia docendi. Конфликт между белым духовенством (Гильом де Сен-Амур) и нищенствующими орденами – сер. века. 23 марта 1257 Александр VI - булла: «Их проповедь должна простираться до пределов земли…»12 августа утвержден как cathedratus, но со 2 февраля он уже генерал ордена. В 60 г. преследование аверроистов (Сигер). С 1270 и Фома. 1277 булла Иоанна XXI.

Itinerarium mentis in deum

(Средневековый хронотоп)

В западно-европейской схоластике XIII века получил детальную разработку «главный тезис средневековой онтологии» – вопрос о различении сущности и существования. Считается, что в средневековом мире это различение первым провел Авиценна, но оно было хорошо известно античности и восходит к Аристотелю. В связи с этим заслуживает упоминания позиция по этому вопросу парижского епископа Гильома Овернского, который, по сути дела, первым заговорил о т. н. «реальном» различении сущности и существования, приписываемом Фоме Аквинскому, хотя термина такого, ни он, ни Фома не употребляли. Вслед за Авиценной Гильом различает «сущее по [своей] сущности», стало быть, необходимо сущее, и сущее «по причастию» или «посредством другого» (per altro), т. е. такое сущее, из сущности которого не проистекает, что оно существует: его сущность не включает в себя необходимость его существования. Первое сущее – Бог, второе – тварь. Расхождения с Авиценной начинаются тогда, когда ставится вопрос о действительном – in actu – существовании сотворенного сущего. Согласно Авиценне, коль скоро сотворенное сущее получило существование в акте творения, то оно ipso facto превратилось в необходимое. Гильом возражает на это, утверждая, что хотя сотворенное сущее и существует на самом деле, но существует как временное, контингентное (зависимое в своем существовании от чего-то иного), почему и «невозможно, чтобы какая либо из сотворенных вещей была бы вечной» (De universo 1, 2). «Реальность» различия сущности и существования в сотворенных вещах понимается, таким образом, не как различие двух res, вещей, что было бы нелепо, поскольку в каждой из них снова пришлось бы различать сущность и существование, а как неустранимое «вещное», т. е. качественное, различие необходимо сущего и сущего во времени.

Фома Аквинский (1225-1274).

Как бы ни различались позиции разных схоластических школ в вопросе о том, как следует понимать различие сущности и существования, для всех них несомненно, что различие это – свойство конечного сущего, в чем и заключается его «тварность» и, значит, контингентность, оно есть ens ab alio, т. е. получает бытие от другого, тогда как бесконечное сущее, Бог, есть a se, из себя самого. Иначе говоря, в Боге сущность и существование - одно и то же. Таков главный тезис средневековой онтологии. История средневековой философии – это история о том, как постепенно меняла свой смысл аристотелевская energeia, превращаясь в схоластическую actualitas.

Учения св. Бонавентуры и св. Фомы Аквинского рассматриваются в курсе более подробно как в силу их авторитетности, так и представительности; оба они стали своеобразной кульминацией каждое – августианства, воспринятого францисканским монашеством, и христианского аристотелизма у доминиканцев. В самом общем виде речь идет о разработке средневековой версии аналогии сущего как экспликации конституирующего метафизику вопроса о сущности сущего - от Аристотеля через неоплатоническую модификацию, усвоенную Ареопагитом, который вдохнул в нее новую – средневековую – жизнь, сделав основанием христианской иерархии сущих, к «ступеням» Бонавентуры (опосредованным августинизмом) и к перипатетизму Альберта Великого и Фомы Аквинского. Проследить и понять путь, который проделала философская и богословская мысль от аристотелевой «энергии» к томистской «актуальности» (actualitas) это и значит представить себе, чем по сути была средневековая философия.

 

Семинар 11.

Вопросы и темы для обсуждения

Могущество папства при Иннокентии III (1198-1216). Император Фридрих II, его соперничество с папами. Альбигойская ересь. Основание нищенствующих орденов – францисканцы и доминиканцы. Реформы Людовика IX Святого (1226-1270): “парламенты». Куртуазная культура – итог длительной эволюции (монах - монах-воин [рыцарь] – рыцарь-поэт) и зародыш культуры новоевропейской.

Усвоение аристотелизма в схоластике. Полемика по этому вопросу. Влияние арабского аристотелизма. Гильом Овернский (до 1180 – 1249): предикация secundum essentiam и secundum partecipationem. Расхождения с Авиценной и сближение с Маймонидом, - «реальное» различие сущности и существования в сотворенных вещах. Александр Гэльский (1170\80 – 1245). Мыслители Оксфордской школы: Роберт Гроссетест (1175-1253) и Роджер Бэкон (ок. 1214-1294). Средневековый эмпиризм и его принципиальное отличие от новоевропейской опытной науки.

Альберт Великий (1193 или ок. 1206 - 1280) богослов и комментатор Аристотеля. Учение о трояком существовании универсалий.

Францисканцы и августинизм в схоластике. Джованни Фиданца Бонавентура (1221-1274). Доктрина illuminatio и традиционная метафизика света. Ступени озарения.

Фома Аквинский (1225-1274). Жизнь, сочинения. Сущность и сущее. Чистый акт (реальность и действительность). Аналогия сущего, по Фоме. Понятие естественного закона. Этика и политика в богословии Аквината. Томизм в истории и современном мире.

Латинские аверроисты. Сигер Брабантский (1240-1284).

Логика в XIII веке. У. Шервуд (ум. между 1266 и 1271), Петр Испанец (1226-1277) Summulae Logicales.Жизнь и творчество Раймунда Луллия (Рамона Льюля) (1235-1315).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.4 (0.016 с.)