Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЛЕКЦИЯ 2. Доникейская патристика↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Имена и даты. Разумеется, целью наших штудий может быть лишь самое общее и достаточно поверхностное знакомство с патристикой, но все же при всей своей поверхностности достаточное для того, чтобы мы могли отдать себе отчет в том, какие глубины скрывает она в себе, какую, в общем, решающую, роль играет в судьбе западной метафизики, нацеливая ее на так и не состоявшийся в рамках онто-тео-логии онтологический переворот, связанный с приоритетом поступка. Поступок, о котором говорят первые христианские богословы, это то самое христианское обращение, которое пока что сосуществует с языческой «заботой о себе», постепенно, однако, ее вытесняя. Но вместе с более или менее успешным вытеснением постепенно изменится и сам характер христианского обращения. Поначалу это обращение чаще всего означает мученическую смерть, во всяком случае, готовность к ней: «Если мы, - пишет Игнатий Антиохийский, - чрез Него не готовы добровольно умереть по образу страдания Его, то жизни Его нет в нас». [1] В связи с необратимостью такого обращения меняется символика: традиционный образ упавшего в землю и проросшего зерна сменяется метафорой перемолотой пшеницы. У того же автора – а его ведь везут через всю империю в Рим, дабы отдать на растерзание зверям, и он просит друзей не пытаться освободить его, не оказывать ему «неблаговременной любви» - читаем: «Я пшеница Божия; пусть перемелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым». [2] Меняется и получает новый смысл архаическая символика мирового древа; чрезвычайно важная цитата из св. Иринея, епископа Лионского, - прямое подтверждение того, что, во-первых, символ мирового древа используется сознательно, в качестве уже новозаветного символа; во-вторых, с его помощью устанавливается система соответствий основных эпизодов Ветхого и Нового заветов, та самая симметрия, которая иллюстрирует самодостаточность христианского Св. Писания: «…Господь пришел к своим…” Для уяснения того, что представляет собой доникейское богословие в интересующем нас аспекте, т. е. в плане истории философии, важно посмотреть, как, по каким параметрам и в какой плоскости разворачивается диалог христианских авторов с языческой философией. Диапазон этого «собеседования» широк – от полного неприятия до утверждения, что языческие философы постигли ту же божественную мудрость, только явленную не напрямую – в Откровении, а косвенно - в природе. Список непримиримых обычно начинают с Татиана (род. около 120 г.), за ним следуют Теофил (втор. пол.II в.), Тертуллиан (около 160 – около 220 г.), Арнобий, обратившийся около 300 г. и умерший около 327 г. (Никейский собор состоялся в 325 г.), и папа Григорий I Великий (около 540-604); миролюбиво настроенными считаются Юстин Мученик (обращение около 132 г.), Климент (род. около 150 г., умер около 215г.), Ориген (185-254), Лактанций (умер около 330 г.) и Боэций (около 480-525). Но не столько их собственная позиция важна, сколько то обстоятельство, что определяется она в общей – практической (сотериологической) плоскости, общей для христианских богословов и языческих философов. Только на этой почве они и могли сойтись – чтобы спорить, и, может быть, остаться врагами - на почве по-разному понимаемой «заботы о себе», по-разному понимаемого спасения, обретаемого то ли в «созерцательной жизни», то ли по ту сторону тварного бытия. По большей части не об отвлеченном знании ведут речь философы эллинистической и римской эпохи, а о блаженстве, и не о философии как любомудрии – любви и стремлении к мудрости – говорят они, а о достигнутом результате, о мудрости, которая и есть счастье. И христиане тоже говорят о мудрости, но для них, по слову апостола, мудрость мира сего есть безумие перед Господом. И те, и другие, считают друг друга безумцами, естественно, по разным причинам. Для просвещенных язычников, например, неоплатоника Порфирия, христиане уже просто потому безумцы, что полагают, будто мир создан для человека, что человек – венец творения.
Однако и самый непримиримый апологет (один из наиболее ярких примеров – Тертуллиан) будет сокрушать языческую мудрость по всем правилам античной риторики, пользуясь при этом понятиями античной философии. (Хороший пример – рассуждения Тертуллиана о «начале» [3] или пассаж из его же сочинения “о плоти Христа”, в котором античное представление о душе, обязательно обладающей знанием самой себя, notitia sui, без которого она не смогла бы управлять собой – ср. «Алкивиад» – трактуется в христианском духе. [4]). И конечно, с гораздо большим размахом то же самое будут делать христиане-поклонники античной учености и большие ее знатоки, например, Климент Александрийский. Здесь и начинается врастание философских слов в чуждый им изначально контекст, укоренение их на новой почве. Как это происходит, можно показать на указанном выше фрагменте из Тертуллиана, где он говорит о «начале». Всякое слово, прежде чем стать термином, понятием с достаточно узким значением, было обычным словом и обладало широким спектром значений – семантическим полем со своим центром и периферией. Становясь термином, слово утрачивает свою естественную полисемию или сильно ограничивает ее. Соответственно, когда слово с устоявшимся терминологическим смыслом попадает в иную систему координат, процесс его вживания в новую среду начинается с возвращения к исходной полисемии. Появляется вариативность, и, в конце концов, в центре поля оказывается другое значение, ранее бывшее факультативным. Именно это и происходит с «началом» в многочисленных комментариях на Шестоднев, когда из аристотелевых «причин» на первый план выдвигается «действующая»: «В начале сотвори…» Текст Тертуллиана говорит сам за себя, и нелишне его привести: «…в обычае у еретиков запутать самое простое. Ведь они хотят, чтобы и самое начало, в котором Бог создал небо и землю, было чем-то субстанциальным и телесным…Мы же настаиваем на употреблении каждого слова в его собственном значении и утверждаем, что «начало» (principium) есть не что иное, как «начало действия» (initium)… Таким образом, principium или initium суть слова для обозначения “начинания” (inceptio), а не имена какой-нибудь субстанции». [5]
Упомянутые Тертуллианом «еретики» – это гностики. Язычники – не еретики, они – язычники. Еретики – это те, кто считают себя христианами, но не являются таковыми. И конечно, внутренний враг всегда опаснее внешнего. Советские марксисты могли в свое удовольствие заниматься критикой буржуазной философии, но нелояльные СССР западные марксисты размазывались по стенке. Само по себе явление, именуемое «гносис», «знание» - очень интересное. Как и в свое время софистика, оно представляет собой вариант «просвещения», т. е. связано с «горизонтальной» трансляцией определенных знаний, со своеобразной «торговлей» ими, хотя учителя-гностики денег, кажется, не брали. Но как и софисты, они считались обладателями некоего знания, которому могли научить. В общем, это феномен массовой культуры с ее пиететом перед «учеными людьми», но этим сходство с софистикой и исчерпывается, поскольку «знание» гностиков – специфическое, и отношение к его носителям и с его носителями тоже. К тому же, границы гносиса очень трудно очертить; то, что казалось феноменом массовой культуры, обнаруживает черты фольклорного творчества, причудливо сочетающегося с работой изощренного «продуктивного воображения» известных учителей гностицизма. У отвергаемого в качестве ереси гностицизма церковные авторы находят три основные отличительные (делающие его христианской ересью) черты: докетизм, демиургизм, трихотомию [6]. При всем разнообразии форм гностицизма и гностических учений одна характеристика остается общей для всех них: гносис - это культ знания в прямом смысле, причем, культ знания эзотерического. Можно сказать, культ науки. Науки тайной, известной учителям гностицизма, людям «духовным», пневматикам, к которой могут приобщиться, если будут слушать учителей, люди «душевные», психики, обретя, таким образом, спасение. «Плотским» же, соматикам или гиликам, спасение заказано. Именно в качестве культа «готового» отвлечённого знания - в противовес христианской аскезе: отвлечения, отрешения на пути к знанию - гносис и оказался неприемлемым для христианства, увидевшего в этом извращение собственной сути. Гностики наивно «христианизовали» созерцательные категории античной философии, уже превращённые массовым сознанием в существа разного ранга и достоинства.
Особое место в доникейской патристике занимает александрийское христианство. Говоря о нем, уместно вспомнить об Александрии, одном из главных культурных центров эллинистического мира, центре эллинистического иудаизма, т. е. той традиции, в которой первоначально и осуществлялся синтез «Афин» и «Иерусалима», а затем, наряду с другим «мировым городом» - Антиохией, центре распространения христианства (этническая пестрота населения и его грецизированность тому способствовали, и именно в этих городах ученики Христа стали именоваться «христианами» в отличие от других религиозных «партий»). В Александрии жили знаменитые гностики Василид и Валентин. Как ни загадочна до сих пор фигура Аммония Саккаса, учителя Оригена, все же достоверно, что позднее у него учился Плотин, значит, Александрия – также и родина неоплатонизма. Наконец, в Александрии было огласительное училище, история которого начинается, согласно Евсевию, с Пантена (о нем тоже мало что известно), и его-то, согласно тому же Евсевию, и сменил в должности главы училища сначала Климент, а позже возглавил училище Ориген, первый мыслитель, задумавший представить христианство цельной философией.
Семинар 2. Вопросы и темы для обсуждения: Понятие о патристике. Грекоязычная и латиноязычная апологетика: основные представители, их труды, задачи, проблемы. Ученый спор с философией. Два отношения к языческой мудрости. Размежевание христианства и «лжеименного знания» (гносис). Ученое происхождение гностицизма как явления массового сознания. Элементы фольклора. Мифологизация и сакрализация категорий. Античные критики христианства. Кельс (II век), Порфирий (ок. 233-304), Юлиан Отступник (331-363). Христианский гносис Климента Александрийского (сер. II в. – 216 г.). Жизнь и труды Оригена (ок. 185 – 263 или 264 г.). Ориген о свободе воли и творении мира. Двойственность позиции Оригена. Ориген и каппадокийцы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.205 (0.01 с.) |