Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия бессознательного Э. ФроммаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблема отношения личности и общества, взаимодействия психологических и социальных факторов – центральная тема теоретических работ Эриха Фромма (р. 1900). В отличие от Фрейда Фромм рассматривает побудительные мотивы человека не как биологические компоненты человеческой природы, а как результат социальных процессов. Он обращается к социально-экономическим факторам развития цивилизации и пытается раскрыть специфические особенности характера личности, функционирующей в заданной социальной системе. Однако многие явления действительности выводятся Фроммом из взаимодействия психологических, а не социальных факторов, свидетельствуя о том, что он остается верен теоретическим концепциям Фрейда. Так, пытаясь проникнуть в сущность описанных им процессов, он ориентируется на установки психоанализа и начинает поиск причин формирования характера личности, исходя не из факта наличия общества, а из дихотомий человеческого существования – экзистенциальных и исторических. К экзистенциальным дихотомиям он относит, во-первых, дихотомию между жизнью и смертью. Человек, утверждает он, брошен в этом мире в случайном месте и времени и выбирается из него опять же случайно. Человек осознает ограниченность своего существования и поэтому никогда не является свободным от данной дихотомии. Во-вторых, существует дихотомия между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может их реализовать в результате кратковременности своего существования. Эти противоречия, по мнению Фромма, человек не может аннулировать, но реагирует он на них различными способами соответственно его характеру и культуре. Совершенно иную природу имеют, по Фромму, исторические дихотомии, которые не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Так, в эпоху научно-технических революций есть противоречие между достижениями технического прогресса и неспособностью использовать их на благо свободного развития личности. Фромм пытался найти пути разрешения экзистенциальных и исторических дихотомий. Устранение "исторических" дихотомий, поскольку они зависят от определенных социальных условий, он связывал с созданием нового, гуманистического общества. Экзистенциальные же противоречия, согласно Фромму, коренятся в самом факте человеческого существования, что предполагает лишь частичное их разрешение путем раскрепощения способностей человека к любви, вере и рассуждению. В обоих случаях освобождение человека может быть достигнуто на основе использования "диалектически и гуманистически ориентированного психоанализа", при помощи которого можно пробудить критические элементы в сознании человека. В книге "Революция надежды" Фромм излагает свои представления о путях гуманизации существующей социальной системы. Это – введение гуманистического планирования; активация индивида путем замещения методов отчужденной бюрократии методами гуманистического управления; распространение новых форм психодуховной ориентации. Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанные на общих "психодуховных ориентациях", напоминающих ритуалы и символы церковной жизни, то есть своего рода нерелигиозную религию. Программа преобразования общества Фромма, таким образом, ориентирована на изменения, которые не затрагивают сущности данной социальной системы. В своих теоретических рассуждениях он апеллирует только к трансформации сознания, поэтому мероприятия по оздоровлению существующей социальной системы, предлагаемые Фроммом, не могут привести к устранению действительных причин кризиса индустриального общества. Каждый последующий вариант психоаналитического учения в истории фрейдизма не только отталкивался от классического психоанализа, но и в своих существенных аспектах воспроизводил методологические принципы и основополагающие идеи Фрейда. Вместе с тем каждая последующая теория, претендовавшая на самостоятельное существование, в своей критической части подвергала отрицанию как отдельные теоретические постулаты основателя психоанализа, так и многочисленные добавления к классическому психоанализу, которые были осуществлены предшествующими теоретиками неофрейдизма. Это привело к тому, что психоаналитическое движение сегодня распалось на ряд течений. Неофрейдистам удается не только уловить противоречия, которые имеют место между личностью и современным обществом, но и образно описать "социальные болезни", возникающие у людей, живущих в определенной системе. Именно эта критическая сторона их учений привлекает к себе внимание читателей. Но эта критическая направленность часто превращается в простое морализирование или, в лучшем случае, в описание психологических типов личности на уровне ее поведения и вживания в соответствующие социальные роли, что, конечно, не затрагивает глубинных социальных конфликтов.
ЧАСТЬ II ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ВВЕДЕНИЕ Русская философия представляет собой сложное и малоизученное явление мировой философской мысли. Подход к ней требует достаточно широкого взгляда на саму философию как составную часть культуры, сочетающуюся со знанием всей духовной жизни России. Только так можно установить специфические черты русской философии и понять их смысл в свете общечеловеческого содержания решаемых ею проблем, оценить ее положительные моменты, не забывая и не замалчивая и те слабые стороны, которые она имела. Прежде всего русской философии свойствено разнообразие. Все сколько-нибудь заметные течения мировой философской мысли нашли в ней свой отклик, своих последователей, внесших в разделяемые ими идеи коррективы в соответствии со своеобразием духовной культуры России. Более того, именно в России начали формироваться истоки некоторых философских течений, получившие в ХХ в. мировую известность. Далее. Русская философская мысль неразрывно, на всем протяжении ее формирования имела тесную связь с религией, с религиозной почвой. Здесь был и остается главный корень своеобразия и многих осложнений в развитии русской философии. При этом одни авторы, исследующие ее сущность, считают, что эта черта уже сама по себе является свидетельством ее неполноценности, другие видят в этой связи единственный источник глубины русской философии. На деле эту связь необходимо принять как данность, как факт. Впрочем и мировая история философии свидетельствует об этой связи, которая то усиливалась, то ослабевала, но была всегда. Характерной чертой русской философии является ее связь с искусством и литературой, причем связь эта двусторонняя. Можно проследить явное методологическое влияние религиозно-философских идей на русское искусство, особенно художественную литературу. Думается, что почти целомудренный, глубоко нравственный характер русской классической литературы не в последнюю очередь обусловлен этим влиянием. С другой стороны, русские писатели своим творчеством явили образцы высокой философии, решения философских, мировоззренческих проблем. Важной особенностью русской философии является то, что она прямо связана с нравственностью. Отсюда ее непосредственная практическая направленность, выраженная в постановке и решении проблем взаимоотношения добра и зла; сущности человека и смысла человеческого существования (смысла жизни, путей личного и общественного спасения). Наконец, большое влияние на содержание русской философии оказало то особое положение, которое Россия занимала среди других стран. Она стоит на перепутье различных цивилизаций – Европы и Азии, – сама являя собой и ту, и другую. Уже поэтому она не может не обладать неповторимым своеобразием, не иметь особых черт в своей духовной жизни. Более того, Россия попала и на перекресток времен: с одной стороны, на нее огромное влияние оказало европейское индустриальное общество со своим линейным временем, устремленным в будущее, с другой – традиционное общество, сложившееся на Востоке, где время имеет другой ритм, а прошлое имеет другую ценность, чем на Западе. В силу этих причин, нигде так остро, как в России, не вставал вопрос о соотношении чужеземных влияний и собственной самобытности. Проблема исторической судьбы России постоянно находится в центре духовной жизни страны. Но путь выработки национального, в том числе философского самосознания оказался мучительно трудным. Думается, что он далек от совершенства и в наши дни. Знакомство с русской философской культурой показывает, что разные мыслители дали различный ответ на вопрос о путях развития страны. Это особенно касается культуры и идейной борьбы в России в ХIХ в. и первой четверти ХХ в. Знакомство с ней многому может научить и нас. ДРЕВНЕРУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.206 (0.008 с.) |