Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Библейская концепция исторического процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Библия не могла обойти вниманием вопрос исторических судеб народов. Начало истории положено Богом: он сотворил мир и человека – Адама и Еву, с грехопадения и изгнания которых началась история человечества. Библейская трактовка исторического процесса распадается на два варианта: ветхо- и новозаветный. Они довольно основательно расходятся между собой. Иудейский (ветхозаветный) вариант. Уже в кн. "Бытие" Бог заявляет Аврааму, потомку рода Симона: "Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя и возвеличу имя твое" (Быт., 12:2). Бог определяет границы проживания потомков Авраама: "Потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской (Нила. – Авт.) до великой реки... Евфрата" (Быт., 15:18). Израильский народ – избранный Богом. Это видно из следующих текстов Библии: "Ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом" (Второзак., 7:6). А поскольку народ Израиля – собственный народ Бога, постольку он выше всех народов: "Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии" (Второзак., 26:19). Избранному народу необходимо материальное богатство. Бог дает разрешение на получение его путем ограбления других, ибо "благословен ты будешь больше всех народов". Других можно и убивать: "Истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе" (Второзак., 7:14,16). Можно найти тему возвеличения израильского народа и в других местах Библии (см. кн. Амоса, 3:2; кн. Исаин, 5:7). От народа избранного требуется только одно: "Слушайтесь гласа Моего и делайте все, что Я заповедаю вам – и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом" (Иер., 11:4)). Почему народ Израиля – избранный? Ответ Бога расплывчат: "Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, – ибо вы малочисленнее всех народов, – но потому, что любит вас Господь" (Второзак., 7:7-8). Так все же почему? Ответ может быть самый простой: потому что авторы Библии принадлежали этому народу, и Бог Ветхого завета – это племенной древнееврейский бог. Страшные кары обещаны иудеям за то, что не полностью отдаются они любви к богу. Однако эти предупреждения не оказывают на израильтян существенного влияния. Бог разгневан: люди избранного им народа служат другим богам, а следовательно, они сотворяют зло. "Тогда сами Израили стали делать злое пред очами Господа и стали служить Павлам; оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа" (кн. Судей, 2:11-12). Раздражение Бога Яхве своим народом объясняется тем, что в Израиле царила социальная несправедливость: богатые обижают бедных, власти подкупаются взятками, не защищают обиженных. Поэтому "Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф" (Исаии, 3:14-15). Бог стращает богатых: "Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле" (Исаии, 5:8). Осуждает Бог образ жизни богачей: "Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием... пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не соболезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных" (кн. Амоса, 6:4-7). Осуждает Бог власти, которые защищают интересы богатых: "Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия... чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот" (Исаии, 10:1-2). Как случилось, что библейские пророки стали защитниками бедных и униженных? Ко времени написания некоторых книг Библии шел интенсивный процесс социального расслоения общества. Бедные еще больше беднели. Это вызывало у них протест, что и находило свое выражение в религиозных писаниях. В них просто констатировалось, что социальное зло неугодно Богу. Бог, в свою очередь, должен был применить к нарушителям завета заранее оговоренные санкции. Речь идет о проклятиях Второзакония. "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть" (Второзак., 6:4). "Господа Бога твоего бойся, и Ему (одному) служи... Не последуй иным богам" (Второзак., 6:13). "Все заповеди, которые Я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножались" (Второзак., 8:1). И Бог привел свои угрозы к исполнению, орудиями которого стали язычники и идолопоклонники: "За то, что вы не слушали слов Моих, вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением... И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет" (Иер., 26:8-11). Не семьдесят, но около пятидесяти Израиль был оккупирован. В Библии это объясняется тем, что Бог Яхве не навсегда отказался от своего народа, а лишь временно: "Но Я выполню союз Мой с тобою во все дни юности твоей, и восстановлю с тобою вечный союз" (Иезек., 16:60). Бог устрашает тех, которые "губят и разгоняют овец паствы Моей" (Иер., 23:1), возможными наказаниями. Вместе с тем Бог предполагает возвратить народ Израиля на их постоянное место жительства: "И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться" (Иер., 23:3). Снова народ Израиля получит благосклонность Яхве, ибо "помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к нему иноземцы и прилепятся к дому Иакова... и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими" (Исаии, 14:1-2). Если иноземцы присоединятся к Израилю, то будут они равными с коренными жителями? В Библии сказано: "Дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими" (Исаак, 14:1-2). Свою благосклонность Бог возвратит Израилю тогда, когда на землю придет мессия – человек из рода царя Давида. Он "соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли... и враждующие против Иуды будут истреблены" (Исаак, 11:12-13). После этого наступит царство всеобщего мира и справедливости. Мессия "будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого" (Исаак, 11:4). Наступит абсолютный мир: "Тогда всяк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их". "И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть под ногою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа" (Исаии, 11:6-9). Установится мир, и люди "перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Исаии, 2:4). Христианский (новозаветный) вариант. Если в Ветхом завете субъектом исторического процесса является Израиль, а сам вариант можно считать националистическим, то в Новом завете субъектом является все человечество. Это – вариант космополитический. В нем прослеживается единство всего человечества без разделения на национальные, расовые и социальные группы. "Нет же иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Иисусе Христе" (посл. к галатянам ап. Павла, 3:28). В послании к колоссянам Павел говорит: "Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол., 3:11). Следует отметить, что во многих местах Нового завета еще звучит мотив избранности и исключительности Израиля. Одна хананеянка умоляла Христа помочь ее дочери избавиться от бесов. Но Христос отказался это делать, заявив: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Матф., 15:24). Апокалипсис вообще заявляет, что все не Иудеи – враги Бога, сборище сатанинское. Бог говорит, что злословят те, "которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское" (Откр., 2:9, 3:9). В Деяниях апостольских иудеям ставится на вид, что в принятии учения Христа они должны быть первыми: "Вам (то есть иудеям. – Авт.) первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам" (Деян., 13:46). Иудеи не приняли христианство. Тогда Христос уравнивает в вере всех, населяющих Римскую империю. "Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычника? Конечно, и язычников, потому что один Бог, который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру" (Римл., 3:29-30). Приоритета иудеев уже нет. Ибо "нет различия между Иудеем и Эллином, потому что один Господь у всех" (Римл., 10:12). Павел спрашивает, "имеем ли мы (иудеи. – Авт.) преимущество?" и отвечает: "Нисколько. Ибо как Иудеи, так Эллины, все под грехом" (Римл., 3:9). Христианство, чтобы быть значимым для людей, должно открыть перед ними перспективу лучшего будущего, устранить из жизни зло. А чтобы укрепиться, оно должно было расширить социальную базу и географию. Отправным пунктом исторического процесса в христианстве является первородный грех, который должен быть искуплен. Только через искупление возможно достижение счастливого будущего для всех. В роли искупителя греха человеческого выступил сам Иисус Христос. Личность самого Иисуса Христа таинственна. Конечно, в Евангелиях дается история его рождения и жизни на земле. Мать его – еврейка Мария, бывшая замужем за евреем Иосифом. Но отцом Христа является не Иосиф, а сам Бог. Кто же Иисус? Человек? Или Бог? Новый завет отвечает: богочеловек, то есть он полностью Бог и полностью человек. Но и Дух святой. Так в христианстве возникла неразрешимая проблема Троицы: Бог-отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, но все они – один субъект, один Бог, проявляющийся в трех ипостасях. Иисус послан на землю Богом: "Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных" (ап. Павел к гал., 4:4-5). Христос должен был спасти людей: "Отец послал Сына Своего Спасителем миру" (I Иоанна, 4:14). Лука подтверждает эту миссию Христа: "Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лук., 4:11). Апостол Павел: "Мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных" (I Тимоф., 4:10). Об этом же говорится в Евангелии от Иоанна: "Он истинно Спаситель мира, Христос" (4:42). Для спасения человечества нужно было прибегнуть к кровавой жертве: "Ты был заклан, – обращается автор Апокалипсиса к Агнцу, который впоследствии назван Иисусом Христом, – и Кровью Своею искупил нас Богу" (Откр., 5:9). Возникает вопрос, является ли Христос Богом? По учению богословов – да, Христос есть Бог. Но как тогда Христос (Бог) может стать искупительной жертвой для самого себя? Среди многих ответов возможен и такой: жертва приносится не Богу, но Сатане. Ибо Сатана является источником зла. Если жертва приносится во имя устранения зла, то ее надо приносить именно Сатане. Однако в этом случае Бог перестает быть всемогущим и всесильным. В Ветхом завете Адам был первым посланцем Бога на земле, прародителем человечества. Но над ним тяготеет первородный грех. Быть искупителем грехов человеческих он поэтому не может – сам грешен: "преступлением одного подверглись смерти многие" (Римл., 5:15). Иисус Христос – это второй и последний Адам: "Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек – из земли перстный, второй человек – Господь с неба" (I коринф., 15:45,47). Иисус поразил Сатану и видел его "Я видел Сатану спадшего с неба как молния" (Лук., 10:18). Зло побеждено. Побеждена и смерть. "Тленному надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертии". Тогда "сбудется слово написанное Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех!" (I коринф., 15:53,54,55,56). В Новом завете сначала предполагалось, что пришествие Иисуса на землю будет одноразовым и коротким во времени: "Не пройдет род сей, как все сие будет" (Матф., 24:34), то есть будет спасение. Но этого не случилось. Христос был распят, и грехи человеческие продолжились. Поэтому Новый завет обсуждает второе пришествие Иисуса Христа на землю. Второе пришествие будет катастрофическим. "Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Петра, 3:10). Правда, апостол Петр постулирует новый мир: "Мы по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Петра, 3:13). В Апокалипсисе мировой катаклизм нарисован страшно и грозно. Нет нужды пересказывать соответствующие главы его. Но все же следует отметить, что война на небе завершилась победой Михаила и его Ангелов над дьяволом и его ангелами. "И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную" (Откр., 12:9). В результате этой победы наступило "спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его" (Откр., 12:10). Но дьявол, оказавшийся на земле, не угомонился: опять он хулит Господа, ведет войну со святыми и даже временно побеждает их. Это – первый враг, "зверь" рода человеческого. Потом появляется "второй зверь", имя которого "шестьсот шестьдесят шесть" (Откр., 13:18), который всем дает "начертание на правую руку их или на чела их" (Откр., 13:16). Затем на сцене появляется народившийся Агнец (мессия) и с ним семь ангелов и 144 тысячи праведников. И снова продолжается борьба, которая завершается тем, что дьявол и "второй зверь" оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою" (Откр., 19:20). После этого на земле наступит Царство Божие, ибо дьявол сброшен в бездну на тысячу лет, "дабы не прельщал уже народы". Правда, потом "ему должно быть освобожденным на малое время" (Откр., 20:3). По заключении дьявола в "озеро огненное" на землю с неба спустится Христос. Он разошлет своих посланцев во все концы земли: "И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их" (Матф., 24:31). Затем будут собраны все – живые и мертвые: "Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут" (Иоанн, 5:25). Но с "воскресением" из мертвых тут не все понятно. Евангелие от Иоанна обещает воскресение только праведников: "Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Иоанн, 6:54). В Деяниях Апостолов утверждается, что "будет воскресение из мертвых, праведных и неправедных" (Деян., 24:15). Иоанн затем говорит о воскресении всех умерших: "И пребудут творившие добро в воскресении жизни, а делавшие зло – в воскресении осуждения" (Иоанн, 5:29). В I Послании ап. Павла говорится: "во Христе все оживут" (I Коринф., 15:22). После этого начинается суд Божий. Христос "сядет на престоле славы своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую" (Матф., 25:31-33). Тут же Христос говорит овцам: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от Создателя мира" (Матф., 25:34). А козлам Христос скажет: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Матф., 25:41). "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Матф., 25:46). Светопреставление на этом завершается. В дальнейшем никаких событий не происходит. Одни люди будут благоденствовать, другие – мучиться в геенне огненной. Авторы Библии на этом завершили исторический процесс. Основания праведной, богобоязненной жизни найдены, наказание за грехи определено. Можно отметить, что Библия представляет собой собрание текстов, написанных в разное время и разными людьми. Поэтому большое количество несовпадений и противоречий может быть объяснено сменой социальных, моральных и проч. приоритетов на протяжении достаточно длительного времени. Некоторые тексты повторяют друг друга или значительно сближены по своему содержанию. Это говорит о том, что либо авторы жили в одно время и пользовались одними и теми же легендами, либо перед последующим автором лежал уже известный текст, материалом которого он пользовался. Неоднозначность библейских текстов дает возможность для различного рода толкований, поэтому собственно библейский текст в значительной мере отличается от комментариев, которые были даны богословами в позднейшие времена. Сюда надо отнести философско-богословскую деятельность Блаженного Августина, Фомы Аквинского и многих других монахов-философов и просто священников. Библия, ее содержание и тексты каждый раз приспосабливались к существующим условиям жизни людей, и внимание акцентировалось на тех местах из нее, которые в текущий момент были наиболее значимы. Философская литература о Библии и сама Библия значительно разнятся между собой. РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Христианство вышло на арену исторического развития в Римской империи во второй половине I века нашей эры. Впоследствии оно стало основной официальной религией во всех европейских государствах. Переход от язычества к христианству, от политеизма к монотеизму объясняется многими причинами, среди которых можно назвать следующие: 1) долгие годы оплотом военного могущества республиканского Рима было свободное крестьянство. Но оно постоянно приходило в упадок. Возникают крупные рабовладельческие латифундии, управляемые одним человеком (семьей); 2) усиливалась императорская власть. Провинциальные власти превращались в простых исполнителей политики Рима. Местные должностные лица занимались в основном обслуживанием культов, финансированием спортивных состязаний и т.д. А это ложилось тяжелым бременем на народ, который должен был выплачивать как постоянные налоги, устанавливаемые Римом, так и дополнительные, то есть вымогательства сборщиков налогов; 3) многочисленные попытки народов оказать сопротивление Римской империи кончались неудачами. Самым сильным восстанием в Иудее против римского владычества было восстание при императоре Нероне. Но оно не увенчалось успехом; 4) экономическому и политическому разложению рабовладельческого строя соответствовало разложение умственное и моральное. В империи процветали доносительство, раболепство, коррупция и т.д. В самом Риме культивировался разврат. Переживали упадок философия, литература. В обществе расцветали суеверие, колдовство, мистика. Люди искали выход из создавшегося положения и, не находя его, обращались к религии. Однако старые религиозные идеи уже не отвечали потребностям времени. К тому же они были местными. Каждая провинция имела своих богов. Рим нуждался в мировой религии, которая дополнила бы мировое притязание империи. Эта новая религия должна была обращаться ко всем людям независимо от их положения в обществе, их национальной принадлежности и т.д. Она должна была стать религией наднациональной, индивидуальной, надсословной. Элементы такой религии существовали в иудаизме. В нем излагались предсказания о приходе на землю мессии, который спасет все человечество от тягот жизни, от греха, в который впали люди, и установит царство божие на земле. Зачатки христианской философии содержатся в Посланиях ап. Павла и в четвертом Евангелии. В Посланиях проводится мысль, что новая религия не видит различия между иудеем и эллином, что она обращается ко всем людям независимо от их племенной принадлежности. Четвертое Евангелие называет Иисуса мессией, сливая, таким образом, идеи эллино-римской философии и иудейского мессианизма. Христианская философия прошла длительный путь своего существования. Вначале она проявила себя в виде гностицизма, представители которого (Валентин из Египта и Василид из Сирии) хотели понять веру в Единого Бога. Василид, например, полагал, что Бог невидим, невыразим и не имеет имени. Но из Бога исходит ум, а из ума – логос, из логоса – мысль, а из мысли – мудрость и сила, из мудрости и силы – справедливость и мир. Все эти начала вместе с "первотворцем" являются высшими небесными силами и именно они образуют "первое небо", силы которого затем по образу и подобию своему создают "второе небо"; силы "второго неба" создают силы "третьего неба" и т.д. Общее число таких последовательно созданных сил и небес 365. Во главе небесных сил стоит Абраксас. Его имя, написанное греческими буквами и переведенное на числовые значения букв, дает число 365 (очевидно, количество дней в году). Видимое нами небо – самое низшее, 365 – е. Глава ангелов этого неба есть тот бог, которому поклоняются евреи. "Апологеты" защищали христианство от язычества, иудейства и особенно от представителей государственной власти. Крупнейшим представителем "апологетов" был Юстин, который доказывал, что важнейшие положения христианства уже присутствуют в языческой философии и мифологии. Это объясняется тем, что у христианства и философии один и тот же источник – божественный логос. К христианам Юстин относил всех, кто прожил свою жизнь "с логосом". Таковы Гераклит и Сократ. Виднейшим представителем апологетики был Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. В своих воззрениях он противопоставлял божественное откровение человеческому разуму, религию – философии, христианство – язычеству. "Нам, – говорил он, – после Христа не нужна никакая любознательность; после евангелия не нужно никакого исследования". Тертуллиан провозглашает принцип: "Я верю, потому что это нелепо". С его точки зрения, постичь христианские положения невозможно. В них можно только верить. "Сын божий был распят; не стыдимся этого, потому что это постыдно; сын божий умер, – вполне верим этому, потому что это нелепо. И погребенный воскрес; это верно, потому что это невозможно". Большую роль в развитии христианской философии сыграла христианская школа в Александрии (Египет). Из представителей этой школы следует отметить Климента, для которого Бог выше логоса и выше мысли. "Логос – сын божий – есть премудрость, истина, идея, мысль божия. Через логос бог сотворил мир и управляет им". Крупнейшим представителем раннехристианской философии был Аврелий Августин, к краткому изложению взглядов которого мы переходим.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.74.192 (0.018 с.) |